Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение.

2018-01-13 220
Социальное партнерство в сфере труда: понятие, стороны и значение. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Легальное определение понятия социального партнерства в сфере использования несамостоятельного труда дано в статье 23 ТК РФ. Оно представляет собой систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Из этого определения следует, что социальное партнерство в сфере использования несамостоятельного труда может быть двухсторонним (бипартизм) между представителями работников и работодателей (работодателями, представителями работодателей), так и трехсторонним (трипартизм) взаимодействие с участием органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом следует иметь в виду, что непосредственно в системе социального партнерства участвуют лишь органы исполнительной власти (министерства, ведомства, службы и т.п.) или органы местного самоуправления. Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий, участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях.

Основная цель социального партнерства заключается в том, чтобы, используя различные переговорные процедуры, достичь согласованных интересов работников и работодателей, то есть принять решения, которые бы в равной степени учитывали интересы работников и работодателя (работодателей). Социальное партнерство в определенной степени способствует эффективной деятельности организации, обеспечивает необходимые условия труда и способствует созданию дополнительных социальных и юридических гарантий трудовых прав работников.

Результаты, достигнутые в результате переговоров фиксируются в решениях, принимаемых на различных уровнях, начиная с локального и, заканчивая на федеральном уровнях. Они фиксируются: в нормативных соглашениях (коллективные договоры, соглашения), заключаемых в договорном порядке; согласованных программах и планах; целевых программах, принимаемых с учетом мнения социальных партнеров; локальных нормативных актах, принимаемых работодателем с учетом мнения работников или их представительного органа.

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Органы государственной власти по общему правилу не признаются сторонами социального партнерства. Они участвуют в создании и работе постоянно действующих органов социального партнерства, подготовке проектов и заключений соглашений различного уровня, однако не принимают на себя никаких обязательств. Их участие в системе социального партнерства объясняется необходимостью учитывать интересы общества в целом, координировать развитие коллективно-договорного регулирования трудовых отношений на различных уровнях, согласовывать государственное и договорное регулирование. Государственные органы и органы местного самоуправления также выступают в роли посредников, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные соглашения. Единственным исключением из этого правила являются случаи, когда указанные выше органы сами выступают в качестве работодателей; например, заключают коллективный договор с работниками, работающими в них на основе трудового договора, либо представляют работодателей в соответствии со статьей 34 ТК РФ.

Из содержания статьи 25 ТК РФ следует, что стороны социального партнерства вступают в социально-партнерские отношения через своих представителей, правовое положение которых, их полномочия установлены Трудовым кодексом РФ и федеральными законами.

Таким образом, субъекты социального партнерства можно разделить на два уровня: стороны и иные участники социально-партнерских отношений.

Сторонами социального партнерства выступают работники и работодатели.

Работники как сторона социального партнерства – это коллектив физических лиц, состоящий в трудовых правоотношениях с данным работодателем (работодателями). Работники выступают стороной социального партнерства на локальном уровне, когда представляют собой особую социальную общность, объединенную и организационно-оформленную на основе общности интересов с одним и тем же работодателем, например, при заключении коллективного договора или соглашения с конкретным работодателем.

На более высоком уровне социального партнерства выступают работники, объединенные общими интересами в масштабе одной или нескольких отраслей экономики, либо определенной территории, региона (области, нескольких областей и т.п.), а также Российской Федерации в целом, при заключении Генерального соглашения на определенный период.

Работодатели – это физические либо юридические лица (организации) вступившие в коллективные трудовые (организационно-управленческие) отношения с коллективом работников данной организации (организаций).

Ко второму уровню относятся иные субъекты социального партнерства. В качестве иных субъектов выступают: представители работников; представители работодателей; органы государственной (исполнительной) власти; органы местного самоуправления.

Представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения – иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (часть 1 статьи 29 ТК РФ).

Интересы работников на локальном уровне при осуществлении социального партнерства представляет первичная профсоюзная организация. Она представляет интересы работников при: а) проведении коллективных переговоров, б) заключении или изменении коллективного договора, в) реализации права на участие в управлении организацией, г) рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров.

В том случае, когда такая организация отсутствует или не объединяет большинство работников, то работники вправе создать иной представительный орган, например, совет трудового коллектива, комитет по ведению переговоров с работодателем и т.п. (статья 31 ТК РФ).

Первичная профсоюзная организация на локальном уровне социального партнерства может представлять интересы работников, как являющихся ее членами, так и работников независимо от их членства в профсоюзах.

Интересы работников на иных уровнях социального партнерства (федеральном, региональном, территориальном и отраслевом) могут представлять только профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Другие представители работников на этих уровнях социального партнерства законодательством не предусмотрены.

Профсоюзы на указанных выше уровнях социального партнерства представляют интересы работников по поводу: а) проведения коллективных переговоров, связанных с заключением изменением соглашений на всех уровнях; б) разрешения коллективных трудовых споров; в) заключения или изменения соглашения; г) осуществления контроля за их выполнением; д) формирования и осуществления деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

На локальном уровне в качестве представителей работодателя - юридического лица могут выступать: единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор, управляющий, президент и т.п.). Интересы работодателя – физического лица (индивидуального предпринимателя) представляет сам предприниматель либо уполномоченное им физическое лицо.

В том случае, когда в организации одновременно функционируют единоличный и коллегиальный исполнительные органы, вопрос о представительстве должен решаться в соответствии с Уставом, определяющим полномочия органов управления. Если в Уставе нет упоминания о представительстве в системе социального партнерства, то работодателя представляет лицо, единолично осуществляющее функции руководителя организации.

В случае банкротства организации интересы работодателя представляет арбитражный управляющий.

На всех остальных уровнях социального партнерства интересы работодателей представляют объединения работодателей – некоммерческие организации, объединяющие на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (часть 3 статьи 33 ТК РФ). Правовое положение и представительские полномочия представителей работодателей определяются ТК РФ, федеральным законом РФ от 27 ноября 2002 г. «Об объединениях работодателей».

Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам. То есть они строятся по такому же принципу, как и профессиональные союзы – социальные партнеры работодателей. Выделяются общероссийские, отраслевые, межотраслевые, региональные и межрегиональные объединения работодателей.

Объединения работодателей осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и их объединений, политических партий и движений, других общественных организаций (объединений). Учредители сами определяют задачи и направления деятельности созданного объединения, его вид, разрабатывают устав, формируют органы управления, определяют их компетенции.

В тех случаях, когда в качестве работодателей выступают федеральные государственные учреждения, государственные учреждения субъектов РФ, муниципальные учреждения и другие организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, то их представителями в отношениях социального партнерства на соответствующих уровнях являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти (министерства, ведомства, службы и т.п.), иные государственные органы, органы местного самоуправления. Они правомочны участвовать в осуществлении всех форм социального партнерства, в частности, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения и изменения, осуществления контроля за выполнением соглашения, формированием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществления их деятельности.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.