Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2018-01-29 | 285 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
Звукопроизношение является одной из основных сторон речи. Формирование правильного произношения у детей является сложным процессом. Ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать ее, осуществлять контроль за собственной речью и речью окружающих. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Проблема формирования фонематических процессов у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (далее – ФФН) является актуальной, так как развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы, а раннее выявление детей с ФФН и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.
Число детей с речевыми нарушениями с каждым годом растет, а сами речевые расстройства принимают все более сложные формы. Довольно часто нарушению речи сопутствуют отклонения в эмоционально-волевой сфере, психическом и физическом развитии ребёнка. Отсюда следует, что вопрос о нормальном речевом развитии детей и профилактике нарушений речи имеет большую социальную значимость.
Дети с ФФН обладают нормальным слухом и сохранным интеллектом, однако, у них отмечаются нарушения звукопроизношения, незаконченность процесса формирования фонематического восприятия и некоторое отставание лексико-грамматического развития.
Нарушения звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической).
|
Большинство речевых нарушений оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не даёт возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи у младших школьников невозможно без специальной коррекции фонематического слуха.
Основными задачами коррекционной работы учителя - логопеда с учениками с ФФН являются:
- формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные);
- отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются и звучат недостаточно отчетливо, смазано;
- постановка отсутствующих искаженно произносимых звуков и введение их в речь;
- формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустическо-артикуляционных) признаков звуков;
- закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому, автоматизированному навыку.
Для реализации поставленных перед логопедом задач, необходимо своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта, а также изучение звукопроизношения, благодаря чему, специалист определяет основные методы обучения и коррекции.
Для изучения звукопроизношения у младших школьников с ФФН учителя-логопеды используют в своей диагностической работе рекомендации А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, Г.В. Чиркиной, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.Е. Грибовой и др.
|
В нашей работе для изучения звукопроизношения мы использовали упражнения, отобранные из работ Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной и А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, где акцент делается на нарушения устной и письменной речи, которые чаще всего встречаются у младших школьников с ФФН.
По методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной [1, 13-35] основное внимание уделяется качественной интерпретации выявленной речевой симптоматики, с двухуровневым способом анализа результатов. Логопедический уровень позволяет выявить степень сформированности разных сторон речи и получить речевой профиль. Нейропсихологический уровень выявляет через систему дополнительных оценок и вычисления индексов психологические механизмы, лежащие в основе обнаруженной речевой недостаточности и сделать выводы о функциональном состоянии регуляторных и гностических (передних и задних) отделов коры головного мозга.
По методике А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой [3, 48-59] внимание отводится нарушениям устной и письменной речи, чаще всего встречающимся у младших школьников, а также основным приемам коррекционного обучения таких учащихся в общеобразовательной школе.
Методы устранения различных видов речевой недостаточности, как и вообще методы обучения в школе, должны развивать у детей сознательное и прочное усвоение проходимого материала и активное использование его.
Преодоление фонетико-фонематических отклонений имеет в своей основе развитие активной познавательной деятельности детей, формирование у них процессов наблюдений, сравнений и обобщений в области речевых звуков. Оно достигается путем использования различных видов упражнений, направленных на развитие речеслухового и речедвигательного анализаторов.
Определение индивидуальных проблем ребенка, определение структуры дефекта, этиологии, позволяет определить приоритеты в коррекционной работе, повысить точность и эффективность логопедического воздействия.
Коррекционная работа с младшими школьниками с ФФН предполагает: формирование фонематического восприятия и умения дифференцировать звуки при восприятии на слух и в произношении; формирование и развитие умения устанавливать точное место каждого звука в слове, т.е. вычленять звуки в той последовательности, в которой они находятся в слове; формирование умения выделять в многообразии звуков речи фонемы.
|
Привлечение учащихся к активному познавательному поиску, нормализация звуковой стороны речи и фонематического слуха активизируют их работу на логопедических занятиях, развивается интерес к слову, расширяется кругозор, что является признаком успешного обучения в школе. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать. При такой работе дети активны, у них формируются полноценные фонематические представления, что помогает им овладеть правильным чтением, грамотным письмом, фонетически чистой речью.
Список литературы
1. Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов [Текст] / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.
2. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. – 240 с.
3. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова, Л. Ф. Спирова. – М.: АРКТИ, 2001. – 176 с.
4. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Электронный ресурс]: Методическое пособие / О. Е. Грибова. // Педагогическая библиотека. // http://www.pedlib.ru/Books/3/0340/3_0340-1.shtml
5. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. // http://rushkolnik.ru/docs/6/index-11445.html
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Аксенова Мария Владимировна – выпускница 2015 г., специальность «Олигофренопедагогика»
Аксютина Эльвира Рафкатовна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ ДС №9, г. Челябинск
Ахмадиева Надежда Марсовна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Ахмадулина Райля Валерьевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»;педагог МДОУ ЦРР №20, п. Рощино
|
Балина Екатерина Вячеславовна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Барсукова Алёна Сергеевна – студентка 3 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Дошкольная дефектология»; воспитатель МБДОУ детский сад № 243, г. Челябинск
Богданова Анна Павловна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения
Боровик Ирина Сергеевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения; учитель начальных классов КГУ «Костанайская коррекционная школа» Управления образования акимата Костанайской области
Бородина Вера Анатольевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Босовец Айгуль Ренатовна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ детский сад № 40, г. Миасс
Брюхова Арина. Андреевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Бурова Надежда Ильинична – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Бухановская Татьяна Александровна – студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Логопедия»
Вардугина Марина Николаевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»
Васильева Виктория Сергеевна – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Воробьева Вера Владимировна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МДОУ детский сад КВ № 9 "Солнышко", г. Южноуральск
Вшивкова Дарья Николаевна – студентка 3 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Дошкольная дефектология»
Григорьева Арина Александровна – студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Двойнишникова О.Н. – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения
Дронова Елена Викторовна – студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия»
Дружинина Лилия Александровна – зав. кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета, к. п. н., доцент
|
Иванских Валентина Викторовна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ детский сад № 256, г. Челябинск
Киммель М.В. – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; педагог МБДОУ детский сад №4, Копейский городской округ
Ковыляева Екатерина Витальевна студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Козлова Юлия Геннадьевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; методист ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", г. Челябинск
Кондратенко Валентина Александровна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Королева Оксана Юрьевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Логопедия»
Короткова В.Ф. – студентка дополнительной профессиональной программы «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Дошкольная дефектология»), учитель-логопед МАДОУ детский сад комбинированного вида № 43, г. Златоуст
Лапшина Любовь Михайловна – к. б. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Лебедева Екатерина Алексеевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»; учитель русского языка и чтения МКС(К)ОУ ОШИ VIII вида, с. Уйское
Локтионова Надежда Анатольевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
Лысова Анна Анатольевна – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Минаева Марина Сергеевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Михалева Марина Дмитриевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Мишина Анна Станиславовна – студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия»; воспитатель МБДОУ «ДС № 15», г. Челябинск
Мугалимова Наталья Рамисовна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Нефедова Мария Владимировна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
Нургалеева В.С. – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения
Осипова Лариса Борисовна – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Плотникова Елена Вячеславовна – старший преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Попова Ольга Валерьевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; педагог МДОУ ЦРР №20, п. Рощино
Пряхина Е.С. – студентка дополнительной профессиональной программы «Специальная дошкольная педагогика и психология» («Дошкольная дефектология»)
Разумова Юлия Ражаповна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; воспитатель МБДОУ д/с № 342 комбинированного вида, г. Челябинск
Резникова Елена Васильевна – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Сигай Татьяна Юрьевна –студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»; учитель-логопед МБОУ ООШ № 10, г. Чебаркуль
Сидельникова Анна Андреевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Соколова Анна Витальевна – тифлопедагог МБДОУ ДС № 138, г. Челябинск
Сошникова Наталья Григорьевна – декан факультета коррекционной педагогики, к. п. н., доцент
Степанова Виктория Владимировна – студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Студеницкая Елена Александровна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения
Таланова Анна Сергеевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения; учитель начальных классов КГУ «Костанайская коррекционная школа» Управления образования акимата Костанайской области
Терещенко Ирина Николаевна – студентка курсов профессиональной переподготовки по программе «Специальная дошкольная педагогика и психология»; логопед МБДОУ детский сад № 5, г. Златоуст
Толстова Мария Сергеевна – студентка 4 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Турбина Татьяна Анатольевна – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»; руководитель структурного подразделения ГБОУ ДОД ДУМ "Смена", г. Челябинск
Хасанянова Зарина Рифовна – студентка 4 курса бакалавриата заочной формы обучения, профиль «Логопедия»
Чапко Анна Евгеньевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Чикунова Анастасия Андреевна – студентка 2 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Чистякова Марина Андреевна – студентка 3 курса бакалавриата, профиль «Дошкольная дефектология»
Шабалина К.В. – студентка 2 курса магистратуры заочной формы обучения, магистерская программа «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»
Шереметьева Елена Викторовна – к. п. н., доцент, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Щербак Светлана Геннадьевна – к. п. н., доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик Челябинского государственного педагогического университета
Издательство ЗАО «Цицеро»
454080 г. Челябинск, Свердловский проспект, 60
Подписано к печати 16.11.15.
Формат 60 ´ 84 1/16. Объем уч.-изд. л.
Заказ № 1052. Тираж 100 экз.
Бумага для множ. ап.
Отпечатано на ризографе в типографии ФГБОУ ВПО ЧГПУ
454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!