Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста

2018-01-29 424
Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме разработки рациональной методики обогащения словаря детей на основе игровых приемов и речевых упражнений с помощью системы планомерных, целенаправленных занятий и упражнений. В статье на основе обзора лингвистической и методической литературы по вопросам пополнения словаря, определяются возможности пополнения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, и пути оптимальной помощи детям 2-3 лет в формировании словаря.

Ключевые слова: речевая деятельность; речь; речевое воспитание; диагностика; активная и пассивная речь; формирование словарного запаса.

Анализ специальной литературы показал, что проблема ранней диагностики и коррекции речи детей с нарушениями в современной логопедии представлена недостаточно. Большое распространение получили традиционные представления о том, что логопедическое воздействие целесообразно применять в случаях выраженного отставания речевого развития от возрастных нормативов.

Развивая научные положения о сенситивных периодах развития, Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речь и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому» [3].

В связи с этим проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей 2-3 лет приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.

На основе результатов ранней диагностики, проведённой нами, воспитателем и логопедом в МДОУ Центре развития ребёнка детском саду № 39 г. Златоуста выявлено, что у детей раннего возраста 2-3 лет слабо развита активная речь и недостаточный словарный запас, поэтому, преодоление трудностей развития активной речи и обогащения словаря детей раннего возраста достигается путем целенаправленной логопедической работы [4].

Исходя из цели нашего исследования мы попытались определить и апробировать эффективные методы и приемы логопедической работы по формированию словарного запаса и развитию активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет. Мы предполагали, что введение в работу с детьми раннего возраста 2-3 лет специальных коррекционно-развивающих занятий, упражнений, игр по развитию речевой активности приводит к обогащению словарного запаса и развитию активной речи детей раннего возраста (2-3лет).

Нами были поставлены задачи:

1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме раз­вития речи у детей раннего возраста.

2. Подобрать методику логопедического обследования детей раннего возраста 2-3 лет.

3. Изучить и подобрать наиболее эффективные приемы и методы по формированию словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет.

4. Экспериментально проверить и доказать эффективность подобранных методов и приемов при формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет.

Современные научные представления о раннем возрасте, уникальности первых лет жизни ребенка, исключительной зависимости качества их проживания от социальных условий и окружающей среды подводят педагогов-практиков к необходимости решать проблемы раннего детства на качественно новом уровне. Уместно напомнить, что в России сложилась поистинеуникальная система общественного воспитания детей ясельного возраста, сыгравшая стратегически важную роль в социальной помощи материнству и детству в переломные, наиболее трудные периоды жизни нашего государства.

У истоков педагогики раннего возраста стояли такие замечательные ученые, как Н.М. Аксарина и Н.М. Щелованов. Н.М. Аксариной были заложены основы педагогики раннего детства, сохраняющие свою значимость и в настоящее время, а школой А.В. Запорожца определены основные направления экспериментальных исследований в области раннего онтогенеза, сыгравшие большую роль в разработке прогрессивных идей в области психологии и педагогики раннего детства. В.В. Гербова, А.И. Максаков определили содержание и методику работы по развитию речи с детьми 3-го года жизни. Выделяют ведущую форму обучения – занятия. Это планомерный педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов дать ребенку:

- необходимые сведения об окружающем мире;

- соответствующий словарь;

- сформировать важнейшие речевые умения и навыки.

С.А. Миронова в работе «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях» описала методические приемы, направленные на коррекцию нарушений речи в ходе игровой, трудовой и изобразительной деятельности в зависимости от уровня психического, и в частности речевого, развития детей [7].

Обзор отечественной научно-методической литературы показал, к настоящему времени методика располагает богатым практическим материалом и собственной базой экспериментальных данных о процессе развития речи и речевого общения детей под влиянием целенаправленных педагогических воздействий. Однако фундаментальные и прикладные задачи далеко не решены. Многие вопросы требуют дальнейшего изучения. Важнейшими среди них являются: пути повышения эффективности обучения речевой активности на занятиях; углубление лингводидактических и психолингвистических основ методики; вопросы обучения детей диалогической речи; диагностика развития речи детей; проблемы речевого развития детей в условиях семьи; создание нового дидактического материала, методического обеспечения использования современных технических средств обучения и пр. [8].

Для речевого развития большое значение имеют словесные дидактические игры. Они формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

Игровые действия в словесных дидактических играх побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что приводит к правильному произношению звуков и слов. Игра является одним из важнейших условий для развития речи детей раннего возраста. Поэтому следует помнить, что, играя с ребенком, мы развиваем его психические процессы в том числе и его активную самостоятельную речь [2].

Изучив научно-методическую литературу отечественных авторов [1-8] и др. по проблеме формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста с 2 до 3 лет, о взаимодействии механизмов речевых отделов коры головного мозга, об особенностях формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет, можно сделать ряд выводов.

Речевая деятельност ь – это результат согласованной работы многих областей головного мозга, подающих команды на речевые мышцы. Постепенно у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи. Но этот процесс нельзя пускать на самотек, оставлять его без должного внимания. Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений), направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Основным двигателем развития речи является общение со взрослым. Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи, также развитие всех психических процессов, таких как: память, внимание, мышление, всех видов восприятий - обеспечивают бурный рост словарного запаса.

На третьем году жизни значительно совершенствуется активная речь ребенка, быстро растет словарный запас, дети начинают пользоваться предлогами, увеличивается количество прилагательных и наречий в их речи. Начинает оформляться грамматический строй речи. В их речи появляются восклицания, вопросы, сложные предложения. Совершенствуется звуковая сторона речи. Начинает развиваться фонематический слух.

Ведущим видом деятельности в раннем возрасте является игра. В игре очень активно развивается речь ребенка, не зависимо от того, играет он один или со взрослым, со сверстниками. Поэтому очень важно создать условия для игры, чаще играть с ребенком в различные игры.

В младшем дошкольном возрасте логопедическую работу целесообразно проводить, опираясь на наличие у детей познавательных интересов к предметам и явлениям окружающего мира, с учетом особенностей формирования словарного запаса и развития активной речи у детей раннего возраста 2-3 лет. Логопеду необходимо стремиться к достижению оптимального результата в речевом развитии детей, через систему специального обучения, и от ее своевременности будет зависеть успешное развитие речи, всех психических процессов, а также формирование личности в целом.

Для выявления уровня развития речи у детей 2-3 летнего возраста была изучена и адаптирована методика логопедического обследования под редакцией Ю.Ф. Гаркуши [5].

Эксперимент проводили в 1 младшей группе, которую посещают дети 2-3 лет. Из 17 детей 2-3 летнего возраста выявили, что у 10 детей слабо сформирован словарный запас и мало развита активная речь. Выявили выраженные нарушения артикуляторно-моторного механизма, что проявлялось в: задержке процесса фонемообразования. Отмечались смазанность; изолированные звуки искажены, заменены, пропущены, имеют одновременно и правильное произношение; слабо развита общая, мелкая и артикуляционная моторика; речевая активность снижена; дыхание поверхностное; страдает артикуляционная просодика: объем, амплитуда арт. движений; переключаемость с одного на другое артикуляторное движение; истощаемость движений; гиперкинезы языка; саливация (при выполнении артикуляторных движений и проб).

Таким образом, у детей раннего возраста 2-3 лет речевое развитие не соответствует возрастным нормам и требует дальнейшего психолого-педагогического изучения с целью определения эффективных методов и приемов логопедической работы по формированию словарного запаса и развития активной речи детей 2-3 лет.

 

Список литературы

Батурина, Е. Г. Сборник игр к «Программе воспитания и обучения в детском саду» [Текст] / Е. Г. Батутина. – М.: Просвещение, 2010.

Буре, Р. С. Играем все вместе! [Текст]: Тетрадь для занятий с детьми от 2 до 3 лет. / Р. С. Бурре. – М.: изд. «Ювента», 2002.

3. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: Избранные психологические исследования Л. С. Выготский. – М., 1956.

4. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова. – М.: Владос, 2013.

5. Коррекционно - педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / под. ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Центр Гуманитарной литературы «РОН», В. Секачев, 2001.

6. Колесникова, Е. В. Лицей для малышей 2-3 лет [Текст]: Тесты для детей 2-3лет / Е. В. Колесникова. - М.: изд. «Ювента», 2012.

7. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1991.

8. Хватцев, М. Е. Логопедия. Как воспитать гения. Работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. – М.: «Дельта», 2002.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.