Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях с детьми с ограниченными возможнастями здоровья — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях с детьми с ограниченными возможнастями здоровья

2018-01-29 212
Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях с детьми с ограниченными возможнастями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программные средства информационных технологий представляют собой индивидуальные или взаимосвязанные программные продукты для определенного типа компьютера, к ним относят системы искусственного интеллекта, системы машинной графики, текстовые процессоры (редакторы), табличные процессоры (электронные таблицы), системы управления базами данных, экспертные системы, операционные системы, языки программирования, пакеты прикладных программ и т. д. [1].

Условно информационно-коммуникационные технологии в специальном образовании можно разделить на три категории:

- информационно-коммуникационные технологии для решения компесаторных задач;

- информационно-коммуникационные технологии для решения дидактических задач;

- информационно-коммуникационные технологии для решения задач развития высших психических функций.

Для реализация технологий первой группы необходимы вспомогательные средства – то есть специальные устройства, применение которых позволяет детям c ограниченными возможностями в развитии преодолевать их физический недостаток и действовать на равных с детьми с нормальным психофизическим развитием.

Вспомогательное средство и связанная с ним вспомогательная технология (способ деятельности) является связующим звеном между функциональными возможностями этих детей и их реальным участием в школьной и общественной жизни.

Рассмотрим классификацию вспомогательных средств.

Вспомогательные средства устройства. Эффективность технического средства определяется эффективностью деятельности пользователя с нарушением развития.

Вспомогательные приспособления для учащихся с ограниченными возможностями, как правило, классифицируются (по материалам Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья(ICF):

а) по назначению (компенсаторные, обучающие/развивающие, мед.реабилитационные);

б) по цели и условиям применения (дома, в школе, в обучении, в работе);

в ) по принципу конструкции (простое: механическое и традиционное,

и сложное: электронное, компьютерное и т.д., предполагающее специально разработанную к нему технологию);

г) по форме применения (индивидуальное, коллективное).

Примеры:

а) классификация по назначению:

- компенсаторные: очки, слуховой аппарат, электронная лупа, инвалидная коляска (то есть то, что компенсирует основной-первичный-дефект);

- обучающее/развивающее: читающая машина, мультимедийный комплекс «Эдьюплей», логопедический тренажер;

- мед.реабилитация: «костюм космонавта», механо-терапевтические тренажеры для лиц с НОДА, например, «Мотомед».

б) по цели применения:

- дома: эргономические приспособления (для отвинчивания крышек, спец. ложки, перелистыватели страниц);

- в школе/институте (специальное программное обеспечение – титры к тексту плановой лекции);

- в работе (сенсорный экран, позиционирующие устройства).

в) по принципу конструкции:

- простое: механическое (перелистыватель страниц, фиксатор кисти) и традиционное (очки, костыли);

- сложное: электронное, компьютерное и т.д., предполагающее специально разработанную к нему технологию (компьютерная программа по распознаванию голоса для ввода текста; принтеры для печати рельефно-точечным шрифтом Брайля).

г) по форме применения:

- индивидуальное (слуховой аппарат, рефлекторно-нагрузочное устройство «Гравитон»);

- коллективное ( беспроводной звукоусиливающий комплекс «класс»).

Таким образом, вспомогательное средство одновременно может рассматриваться как компенсаторное, простое (или сложное), индивидуальное (или коллективное).

Влияние вспомогательных технологий на интегрированное обучение.

Эффективность коррекционного обучения, как было сказано выше, во многом зависит от инструментов и методов создания подходящей образовательной среды. Основываясь на Международной Классификации ICF, результатах научных исследований в специальной педагогике и психологии, можно утверждать, что без вспомогательных технологий, создающих оптимальные условия для обучения, невозможно участие школьников с ОВ школьной деятельности

В дошкольном возрасте сложные технические устройства, требующие использования компьютера детьми с ОВ, практически не используются. Это связано с тем, что темпы созревания коры больших полушарий цнс ребенка индивидуальны, а в случае ограничения возможностей мы имеем дело с отставанием темпов созревания клеток, ответственных за абстрактную (виртуальную) деятельность [2].

Вспомогательные технологии для учащихся с сочетанным нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) и речи

Двигательные нарушения обусловлены поражением центральной или периферической нервной системы, а также повреждениями скелета или мышечного аппарата. Нарушения двигательной сферы проявляются в невозможности или ограничении объема и силы движений, трудностях контроля и координации произвольных движений, слабости и быстрой утомляемости во время движения, недостаточной зрительно-моторной координации рук и ног. Вспомогательные технологии во многих случаях способны компенсировать описанные выше функциональные ограничения.

В случае переоценки возможностей технического средства, у учащихся может возникать снижение интереса к такой технологии, если она не полностью оправдывает возложенных на неё надежд.

Простые вспомогательные технологии

Многие функциональные ограничения учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата могут быть компенсированы с помощью применения "простых" технологий. Так, например, изменяя тип ручки, многие приспособления для отдыха и обучения становятся доступными: ножницы с измененной рукояткой, ракетки и весла с дополнительными накладками на рукоятки для их удерживания. Кроме того, некоторые средства обучения могут в качестве вспомогательных.

Вспомогательные технологии для учащихся со зрительной патологией

Для правильного подбора вспомогательных технологий необходимо осуществить тщательную оценку потребностей и возможностей учащихся.

Обучение навыкам работы с компьютером представляет собой длительный и сложный процесс для умственно отсталого человека, лишенного возможности видеть. Существует множество вспомогательных технологий, предназначенных для обучения навыку чтения учащихся со зрительными нарушениями.

Для слабовидящих пользователей обычно используется более широкий, чем остальных учащихся, экран. Это должен быть высококачественный экран с наиболее низким показателем излучения, что обусловлено необходимостью работы с ним на очень близком расстоянии. В целях использования монитора слабовидящими пользователями должны быть также предусмотрены соответствующие настройки яркости и контраста цветов, размера изображений и других параметров для использования остаточного зрения учащихся с максимальной эффективностью.

Рабочий стол на экране монитора должен быть правильно структурирован, вместо декоративных фонов рекомендуется использование однотонного не раздражающего фона.

При подборе формы и размера курсора, важно учитывать его размеры, яркость, четкость границ и его контрастность с основным фоном окна; различные виды курсоров можно найти в системе Windows.

 

Список литературы

1. Кукушкина, О. И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов [Текст] / О. И. Кукушкина. //Дефектология. – 2001. – № 3. – С. 44.

2. Вербицкий, А. А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности [Электронный ресурс] / А. А. Вербицкий. // http://academy.odoportal.ru


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.