История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей двигательного развития

2018-01-29 269
Нарушения звукопроизношения в структуре общих особенностей двигательного развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ

Современный уровень развития логопедической науки предъявляет достаточно высокие требования к уровню организации коррекционной практики и профессиональной компетентности логопеда: сегодня качественная логопедическая помощь может быть оказана только тем специалистом, который не только владеет конкретными приемами коррекции, но и имеющие глубокие знания в области механизмов возникновения различных нарушений речи и влияния их на общее развитие ребенка.

Одной из наиболее распространенных патологий речи у детей является дизартрия, которая характеризуется дефектом произносительной стороны, обусловленным недостаточностью иннервации речевого аппарата [4].

Анализ исследований особенностей психического развития детей с дизартрией свидетельствует о том, что нарушение звукопроизношения – одной из базовых сторон речи – влияет не только на качество других компонентов речи (грамматики, лексики, просодики), но имеет и другие вторичные последствия, а именно – оказывает отрицательное влияние на общее психосоматическое развитие ребёнка, затрудняя его социализацию [4; 5]. Таким образом, дизартрия может стать причиной нарушения индивидуального развития, что в итоге приводит к затруднению интеграции такого ребенка в общество и его социальной адаптации.

По данным Е.М. Мастюковой применяемые в традиционной логопедической практике методики коррекции дизартрии у детей не всегда бывают достаточно эффективны, т.к. не рассматриваются в контексте общего нарушения развития и используются для коррекции только локального нарушения звукопроизносительной стороны речи [3].

Анализ современной литературы (Л.В. Лопатина и др.) по данной проблеме указывает, что у дошкольников со стёртой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений [2].

Значительные трудности вызывает у таких детей динамическая организация любого двигательного акта, в первую очередь тонкого движения. В большинстве случаев оказывается затруднённым или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определённой дисфункции премоторных систем, обеспечивающих, прежде всего, кинетическую организацию движений. Однако в отечественной и зарубежной литературе недостаточно научно обоснованы методики коррекции дизартрии на основе применения различных видов деятельности, общей двигательной активности у детей [5].

Данное обстоятельство актуализирует научную разработку и экспериментальное обоснование более эффективных коррекционно-педагогических методик по устранению нарушений звукопроизношения при дизартрии на основе интеграции классической логопедической коррекции и различных видов детской деятельности.

Работы нейрофизиологов (М.М. Безруких и др.) по изучению мозговой организации речевого акта подтверждают, что активизация всей двигательной зоны в коре больших полушарий значительно облегчает включение в работе те ее участки, которые непосредственно отвечают за речедвигательный акт, начиная с постановки артикуляционного уклада и, заканчивая ее автоматизацией [1].

Можно полагать, что подобный подход к содержанию и направленности методики коррекции дизартрии позволит повысить качество реабилитационных мероприятий за счет сочетанного воздействия на центральный и периферический отделы речевого аппарата, задействование общедвигательных механизмов в организации речи.

Список литературы

1. Безруких, М. М. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие [Текст] / М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. – 2. изд., доп. – Москва; Воронеж: МПСИ, 2005. – 494 с.

2. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2000. – 192 с.

3. Мастюкова, Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.

4. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Просвещение, 1973. – 272 с.

5. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько. – Спб.: КАРО, 2008. – 160 с.

 

А. В. Соколова


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.