История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Методики изучения детско-родительских отношений

2018-01-29 719
Методики изучения детско-родительских отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
№п/п Критерий исследования Название и автор методики Цель методики
  Тип семейного воспитания Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Исследование типа семейного воспитания
  Степень опеки и заботы родителей Опросник "Мера заботы" И.М. Марковской Определение степени опеки и заботы родителей
  Отношение детей к родителям Методика идентификации детей с родителями, опросник А.И. Зарова Определение отношения к родителям
  Отношение родителей к воспитанию детей и семейным ролям Методика PARI. Авторы – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл Определение отношения родителей к воспитанию детей и семейным ролям
  Тип детско-родительского отношения Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин. Определение детско-родительских отношений

 

В диагностике приняло участие 5 семьей, воспитывающих детей с нарушением интеллекта, ниже представлены результаты по каждой методике.

1. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ).

Результатом являются выраженные типы воспитания: Гиперпротекция (Г+), Потворствование (У+), Чрезмерность требований-запретов (З+), Минимальность санкций (С-), Неустойчивость стиля воспитания (Н), Воспитательная неуверенность родителя (ВН), Фобия утраты ребенка (ФУ), Неразвитость родительских чувств (НРЧ).

2. «Опросник "Мера заботы"».

В семьях, набравших высокий балл главный мотив поведения – интересы ребенка. Такая позиция достойна одобрения, однако несколько заострена. Это может повлечь за собой чрезмерную опеку. В таких семьях взрослые выполняют за ребенка все, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям. В результате у ребенка может сформироваться пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления будет препятствовать личностному росту.

3. Методика идентификации детей с родителями, опросник А. И. Зарова.

В процессе обследования четко выделился приоритет мамы, по сравнению с отцом. Несмотря на то, что выборка состоит из 5 человек из которых 3 мальчика большей компетентностью и престижностью пользуется все же мама. Обратим внимание на наиболее тревожные результаты. Мы можем констатировать, что 40% детей ощущают со стороны папы неприятие, отсутствие любви и уважения, эмоциональное отвержение, враждебность отцов, их отрицательное отношение к себе испытывают и воспринимают воспитательную тактику отцов как непоследовательную, дисгармоничную.

4. Методика PARI. Автор – американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

По результатам видно, что отношение к семейной роли у всех 5 родителей максимально высокое. Показатели эмоционального контакта и излишней эмоциональной дистанции находятся в норме. А вот показатели концентрации на ребенке занимают максимальные значения. Что может свидетельствовать о несамостоятельности ребенка и чрезмерной опеки родителей.

5. Тест-опросник родительского отношения (ОРО). Авторы А.Я. Варга, В.В. Столин.

По данным опросника родительского отношения шкала «социальная желательности», «симбиоз» и «гиперсоциализация» по результатам методики получили максимальные значения. Что может свидетельствовать о том, что родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Однако родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда. При высоком балле по шкале «гиперсоциализации» в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения.

Выявлено, что детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии отличаются качественным своеобразием, которое заключается в следующем: в высоком уровне авторитарности родителей; в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей; в эмоциональном отвержении родителями детей с проблемами в развитии; в восприятии детьми с проблемами в развитии своего положения в семье как отчуждённого; в повышенном уровне тревожности детей с проблемами в развитии при взаимодействии с родителями.

На основе результатов диагностического исследования был выявлен ряд негативных показателей, свидетельствующий о нарушении позиции родителей в вопросах воспитания детей: гиперопека, гиперпротекция, инвалидизация, неустойчивость стиля воспитания.

Список литературы

1. Мишина, Г. А. Формы организации коррекционно-педагогической работы дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психофизического развития – методические рекомендации [Текст]: Г. А. Мишина. // Дефектология. – 2001. – №1. – С.7 – 14.

2. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства [Текст] / Р. В. Овчарова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2003. – 240с.

3. Синягина, Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений [Текст] / Н. Ю. Синягина. – М., 2001. – 118с.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.