Внутриприходская просветительская деятельность — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Внутриприходская просветительская деятельность

2018-01-29 466
Внутриприходская просветительская деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В данном разделе мы рассмотрим те возможности, которые можно использовать для просветительской деятельности внутри территории храма как для прихожан, так и для заходящих в храм людей. Надо понимать, что деление на внутри- и внеприходскую деятельность несколько условное, поскольку нет возможности и необходимости четко их разделять. Например, паломничество в основном является средством просвещения прихожан, но одновременно, к группе могут примкнуть люди, которые с таких поездок начнут свой путь воцерковления. Внутриприходская просветительская деятельность может затрагивать следующие категории людей:

Прихожане. Данная категория более всего нам известна и знакома. Прихожане бывают регулярными, редкими и праздничными.

Регулярные — люди, постоянно бывающие в храме, раз в неделю или чуть реже;

Редкие — люди, бывающие в храме в среднем раз в 1-2 месяца,

Праздничные — те, кто приходит в праздники (не только на Рождество, Крещение и Пасху).

Стоит заметить, что даже регулярные прихожане далеко не всегда смогут богословски корректно ответить, почему же они ходят в храм и живут церковной жизнью, исповедуются и причащаются. И если внутри Церкви мы понимаем, зачем и почему они это делают, то для людей, внешних по отношению к Церкви, любой верующий человек может стать его мостиком в храм. И хорошо, чтобы мостик этот был крепким и не шатался, и не проваливался.

Приходящие в храм. Человек, идущий в храм, уже этим выказывает свое расположение к вере. Для него, скорее всего, уже найден ответ на вопросы, «Есть ли Бог?», «Почему именно православие?» и т. д. И даже если рационально эти ответы не сформулированы, они не требуют немедленного разрешения, хотя более осознанный ответ на эти вопросы — тоже наша зона ответственности.

Даже если человек зашел в храм «поставить свечку», — он уже наш прихожанин, и здесь уже наша помощь, подсказка, доброе отношение, являются просветительской деятельностью. И уже здесь на нас лежит большая ответственность, ведь как часто приходится слышать от людей, негативно настроенных к Церкви, что этот негатив появился именно тогда, когда человек пришел в храм как в последнюю отдушину, с обнаженной и усталой душой, желая помолиться и как-то исправиться. Но получил в нее плевок вроде грубого «не так свечку ставишь», «туда не ходи, здесь не крестись», «почему пришел в шортах, почему пришла без платка» и т. д. и т. п. Или увидел недостойное поведение церковно- или священнослужителей, и через это отвратился от Церкви.

Бывают, конечно, и завышенные, и очень странные ожидания людей от священников и прихожан, но даже они показывают нам, с какой чуткостью стоит относиться к каждому человеку, пришедшему в храм. Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его; трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы (Мф. 12:18-21).

Помимо богослужений, таинств, духовной жизни прихода и прихожан, что является основой, существуют также многочисленные формы внутриприходской просветительской деятельности и опыт, которым можно поделиться. Некоторые формы мы затронем в данной брошюре.

Где-то мы будет давать конкретные рекомендации, где-то, если вопрос требует более серьезной проработки, будем отправлять вас к конкретным источникам или работам.

Просветительская работа с прихожанами может быть более или менее системной.

Выделим несколько ее направлений:

• Церковно-приходские школы (воскресные) для детей и для взрослых,

• Православные гимназии и школы,

• Просветительские беседы различной тематики,

• Приходские библиотеки,

• Киноклубы,

• Паломничества,

• Летние лагеря,

•Миссионерские богослужения.

Важно, чтобы данная работа не велась исключительно силами духовенства, необходимо активнее привлекать к ней мирян.

Участие мирян в просветительской деятельности будет стимулировать и их потребность как в самообразовании, так и в более системном обучении. Для этого в епархии созданы Миссионерско-катехизаторские курсы и Библейско-богословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского, о чем можно прочитать в разделе 4 настоящей брошюры «Епархиальная просветительская деятельность».

3.1. ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ (ЦЕРКОВНО‑ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ)

Одним из важнейших приходских начинаний, способствующих созиданию храма как просветительского и миссионерского центра, являются приходские воскресные школы. Именно в них особо совершается воспитательная миссия (воцерковление) паствы, при этом необходимым элементом воскресной школы является должность педагога — катехизатора, прошедшего специальную подготовку и осуществляющего руководство воскресной школой. Деятельность воскресных школ регламентируется и направляется Отделом по образованию и катехизации Московской епархии.

При воскресных школах можно организовывать различные кружки и секции, взрослые группы, клубы по интересам и т. д.

Церковно-приходская школа, или воскресная школа — есть систематическая деятельность прихода по воцерковлению и церковному воспитанию детей и взрослых.

В Московской епархии накоплен значительный опыт организации ЦПШ. С этим опытом можно познакомиться посетив известные ЦПШ, в которых накоплен значительный опыт работы. На сайте отдела www.eorok.ru в разделе «Воскресные школы» приведен список крупных ЦПШ по каждому благочинию Московской епархии.

По своему статусу ЦПШ не является негосударственным образовательным учреждением.

Поэтому ЦПШ не имеет юридического лица и не проходит процедуры государственного лицензирования и аккредитации. Вместе с тем, если ЦПШ занимается деятельностью аналогичной учреждениям светского дополнительного образования, она может стремиться к получению соответствующего статуса со стороны государства, если руководство ЦПШ считает это нужным.

Деятельность ЦПШ осуществляется по благословению и под руководством настоятеля монастыря или прихода. Настоятель несет полную ответственность за деятельность ЦПШ.

Так как задача ЦПШ — воцерковление прихожан, то формы деятельности могут быть разными и зависящими от возможностей прихода. Главное — это привести людей к Богу.

Желательно, чтобы внутри прихода статус ЦПШ был высоким. Если деятельность прихода ориентирована на воспитание и церковное образование своих новых членов, то можно надеяться на добрый результат. И наоборот, отсутствие у клира и прихожан внимания и поддержки приводит к формализму и отталкивает людей от Церкви.

Желающий создать ЦПШ должен продумать и решить ряд вопросов:

Первое — должна быть составлена и осмыслена концепция деятельности школы. Подробную консультацию по этому вопросу можно получить в Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации и Методическом кабинете при Отделе.

Второе — это преподаватели.

Третье — программа обучения и деятельности.

Четвертое — ученики.

Решение второго, третьего и четвертого вопросов тесно связано. Потому что у каждого прихода свои исходные условия и свои возможности.

Согласно определению Архиерейского собора в штат каждого прихода должна быть введена оплачиваемая должность педагога. На первом этапе — в штат крупных приходов, а далее, в штат всех приходов.

Преподавателями ЦПШ могут быть священнослужители, алтарники, певчие, прихожане. Необходимые условия: личное желание, благословение настоятеля, благочестивая христианская жизнь, желание учить и, если нет педагогического опыта, самому учиться своему делу. Получить необходимые знания можно обучаясь в церковных учебных заведениях Москвы, дающих высшее образование (Православный СвятоТихоновский гуманитарный университет, Российский православный университет). В Московской епархии организованы Миссионерско-катехизаторские курсы со сроком обучения 2 года, а также Библейскобогословские курсы имени преподобного Сергия Радонежского. Можно заниматься самообразованием.

Помочь с программами обучения и деятельности могут в Методическом кабинете при Епархиальном отделе религиозного образования и катехизации. Там же посоветуют и необходимую литературу, и наглядные пособия, помогут советом.

Как классический пример ЦПШ, в которой успешно организована и проводится обширная образовательная программа для детей, рассчитанная на несколько лет, — ЦПШ при Троицком соборе г. Подольска.

В ЦПШ могут быть взрослые и детские группы. Во взрослой группе ЦПШ могут учиться как постоянные прихожане, так и все желающие. То же касается и детей.

Пятый вопрос — это материально-техническая база и финансирование. Обычно ЦПШ является бесплатной для учеников. Труд педагогов в ЦПШ может быть и благотворительным, а может и оплачиваться. В этом отношении настоятель должен руководствоваться указаниями священноначалия, сформулированными в определениях последнего Архиерейского собора и в указаниях Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Преподавание может вестись в любых помещениях храма. Понятно, что, если храм бедный, то и условия обучения могут быть скромными. Если есть возможность, то необходимо организовывать помещения для преподавания, ориентируясь, по возможности, на стандартные образовательные нормы, принятые для светских школ.

Опыт показывает, что наиболее успешны те ЦПШ, где преподавание предметов сочетается с какой-либо деятельностью.

В первую очередь учащихся можно и нужно привлекать к участию в богослужении. Мальчики могут пономарить в алтаре, девочки исполнять послушание церковниц. Если есть возможность, можно создать детский хор, который будет участвовать в службе.

Более подробно о создании и организации ЦПШ можно прочитать в статье протоиерея Константина Островского «Как создать и развивать воскресную школу» (http://www.eorok.ru / index.php?option=com_content&view=article&id=319&Itemid=64). В Успенском храме г. Красногорска разработана методика «Урок-молебен» (http://krasnogorsk.ortox.ru / urok_-_moleben) с целью привлечения детей к осмысленному участию в богослужении. Данная методика одобрена Синодальным отделом религиозного образования и катехизации.

Вне богослужения для учащихся ЦПШ можно организовывать различные кружки. Для мальчиков особо увлекательны военные и спортивные занятия.

Приход Богоявленского собора г.Ногинска уже много лет организует для детей паломнические туристические походы. Накоплен значительный опыт, с которым полезно познакомиться желающим.

С чего начать? Приведем один пример. Во всяком приходе совершается в воскресенье Божественная Литургия. После Литургии можно священнику и прихожанам собраться в храме или трапезной храма, и за чашкой чая поговорить о насущном. Темами разговора могут быть соответствующее событие Церковного календаря, празднуемый святой, Евангелие и апостол, читавшиеся на службе, актуальное событие или проблема из жизни страны (региона, населенного пункта) и т. д. С такого еженедельного общения и может начаться ЦПШ на любом, даже самом бедном сельском приходе.

В настоящее время в Русской Православной Церкви в соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 года воскресные школы подразделяются на три типа:

• Воскресная учебно-воспитательная группа;

•Воскресная школа (не имеющая статуса юридического лица являющаяся и структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);

•Центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом.

Признаки воскресной учебно-воспитательной группы: • воскресная учебно-воспитательная группа, как правило, располагается в приспособленном помещении и не имеет отдельных учебных помещений, туалетов и т. д.;

• в воскресной учебно-воспитательной группе количество преподавателей соответствующих требованиям п. 5.4 Стандарта к образованию педагогов менее 1 / 2 от общего количества преподавателей (без учета священнослужителей);

• в воскресной учебно-воспитательной группе Программа учебно-воспитательной деятельности воскресной школы, учебный план и программы по вероучительным дисциплинам находится в состоянии разработки. Следует отметить, что соответствие любому из вышеперечисленных признаков определяет статус воскресной школы как — воскресной учебновоспитательной группы.

Признаки воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица:

• наличие собственного помещения или арендуемого помещения с отдельными учебными классами гардеробной и санитарными комнатами;

• наличие в штате не менее 1 / 2 преподавателей соответствующих требованиям, изложенным в п. 5.4 Стандарта (среднее или высшее богословское образование; среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания прошедшие катехизаторские курсы; начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские / богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви);

• наличие Программы учебно-воспитательной деятельности и учебного плана и программ по вероучительным дисциплинам.

Следует отметить, что только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус — воскресная школа, не имеющая статус юридического лица.

Признаки воскресной школы — Центр духовнонравственного воспитания, имеющей статуса юридического лица:

• наличие всех признаков соответствия статусу — воскресной школы, не имеющей статуса юридического лица;

• наличие статуса юридического лица и документов, подтверждающих прохождение государственного лицензирования, образовательного учреждения дополнительного образования.

Только одновременное соответствие всем пунктам этого перечня определяет статус — воскресная школа, имеющая статус юридического лица — Центр духовно-нравственного воспитания. Документы по организации воскресных школ (Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации; Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации, Типовой Устав частного образовательного учреждения воспитания детей, Краткое руководство для определения типа воскресной школы) можно посмотреть на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехазиции (http://otdelro.ru / content / 23.html).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.