Святитель Николай (касаткин), апостол Японии — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Святитель Николай (касаткин), апостол Японии

2018-01-29 449
Святитель Николай (касаткин), апостол Японии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Родился святой Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин), в 1836 году в Смоленской губернии. Рано испытал нужду и горечь сиротства. Получил полное, по тем временам, духовное образование. Благодатью Божией он был явно призван на миссионерское служение, которое он решил проходить в монашеском чине.

На пути в Японию (куда он прибыл в 1861 году) Промысел Божий свел его с великим миссионером святителем Иннокентием (Вениаминовым) — они вместе коротали зиму в г. Николаевске. Архиепископ Иннокентий щедро делился с молодым иноком своим богатым миссионерским опытом и преподал ему много ценных указаний и практических советов.

Эпоха святого Николая — это уже вторая волна христианской проповеди в Японии. Впервые христианство (католичество) проникло туда в XVI веке и нашло для себя очень благоприятную почву. Почти треть населения была крещена, воздвигнуто множество храмов. Но проповедники Евангелия очень часто применяли не Евангельские средства. Они смешали религию с политикой, также стали жестко преследовать адептов и жрецов языческих религий, насаждая христианство огнем и мечом. Вскоре это принесло свои горькие плоды. Последовало жесточайшее гонение на христиан — было замучено 280 тысяч человек.

Христианство было названо развращенной сектой и запрещено под страхом смертной казни. Его считали темным пятном в прошлом японской нации. С конца XVII века оно считалось уничтоженным, а иностранцам был закрыт въезд в страну.

В середине XIX века японское правительство вновь стало заключать торговые отношения с европейскими державами. В 1858 г был подписан трактат между Японией и Россией, а в 1859 г. русский консул в Хаккодате впервые в истории Японии построил православный храм.

В Японии господствовали буддизм и синтоизм и, в меньшей мере, конфуцианство. Нравственное учение буддизма могло подготовить японцев к восприятию возвышенной христианской этики. Но буддизм не выражал народной души японцев и не определял её идеалов. Синтоизм с его культом императора соответствовал национальному духу японца, для которого характерен болезненный патриотизм. Конфуцианство, как религия рассудка, побуждала его последователя при принятии христианства тщательно изучить его вероучение. Однако несовершенство и недостаточность этих религиозных систем привели многих японцев (как и китайцев) к атеизму и индифферентности в вопросах веры.

Благодаря самоотверженным трудам святителя Николая, японцы не только узнали Евангелие, но и увидели перед собой человека, жившего по Евангелию. Перед ними был всё время не только проповедник, но и отец, друг, перед которым, как дети, открывали свои сердца пасомые.

Интересны требования, которые предъявлял святитель Николай к миссионеру. Последний должен не только наружно жить среди народа, которому он благовествует, но должен слиться с ним и своей внутренней жизнью и полюбить эту чужую страну, как свою Родину. Ему нужно иметь сердце, способное проникнуться нуждами ближних, почувствовать их скорби и радости как свои собственные. Апостол Японии в своем служении благовестию Христову придерживался определенных принципов и правил. Миссия у него служила только чисто духовным целям и не носила характера дипломатической, торговой или ученой деятельности. Святой Николай преодолел искушавший его соблазн заняться исключительно научными трудами. В своей деятельности Миссия не была связана ни с какими государственными российскими структурами, но только с Русской Церковью и Миссионерским Обществом. Глубоко изучив опыт предшественников, святитель решительно отмежевался от всякого смешения религии с политикой. Проповедь его была ориентирована на простых людей из беднейших слоев населения; представителей аристократии было очень мало. Это, конечно, сыграло большую положительную роль: несмотря на сильную подозрительность японцев к русским, владыка Николай заслужил глубокое уважение у правительства Японии, каким не пользовался ни один инославный миссионер.

Святитель относился с уважением к культуре японского народа и в отличие, например, от католиков, никогда не порицал открыто религии японцев. У него никогда не было никаких столкновений с буддийскими бонзами. Последние относились к святителю с большим уважением и предупредительностью.

Проповедь он советовал вести ненавязчиво, проникая в душу обращаемого. Главным руководящим правилом святителя было: «сначала завоевать любовью, а потом нести туда слово». Другое правило обязывало крестить японцев только после тщательного испытания и оглашения при убеждении в твердости и искренности религиозного чувства.

Большое значение святитель Николай придавал созданию национальной Японской Церкви. Русским миссионерам отводилась лишь роль инициатора, сеятеля, а уж местные миссионеры должны создать собственную Японскую Церковь. Это диктовалось и политической ситуацией в стране — иностранцам долгое время запрещено было проникать вглубь империи, и был в силе запрет на открытую христианскую проповедь. Местные же проповедники могли постепенно насаждать семена святой веры, начиная с круга своих близких и знакомых.

Господь послал миссионеру первых учеников в лице языческого синтоитского жреца, самурая Савабэ и его друзей. Жизнь Савабэ до и после обращения напоминала путь ко Христу святого апостола Павла. Из пылавшего лютой ненавистью ко христианству и всему иностранному и замышлявшего разгром русского консульства, Савабэ стал самым ревностным проповедником веры Христовой. Тяжелейшие скорби и испытания постигли его после оглашения, но не смогли поколебать его веры. Не зная покоя ни днем, ни ночью, он проповедовал Христа. Вскоре он привел ко Христу своих друзей — врачей Сакаи и Урано. Отец Николай нарек им имена в честь апостолов — Павла, Иоанна и Иакова. Проповедь пока велась тайно, в окрестностях города Хаккодате во время прогулок. Затем первые японские христиане отправились вглубь Японии, куда путь русским подданным был ещё закрыт. Вскоре около отца Николая собралась группа в пятьдесят человек. По своей жизни она напоминала христианскую общину апостольского века: у них также всё было общее и их в любую минуту могли ожидать пытки и гонения.

С открытием Духовной Миссии, святитель Николай перебирается в Токио, где также непрестанно сеет семена святой веры. Последняя вспышка гонений заканчивается указами о веротерпимости. Вскоре возникла необходимость в книгах Священного Писания на японском языке. В переводческом деле святитель Николай увидел сущность своего миссионерского труда. Одним из средств сближения японцев, особенно молодежи, с Россией и Православием, святой Николай считал распространение знания русского языка и перевод русских «классиков». Большую роль в деле христианизации Японии святой Николай придавал духовному образованию. Для подготовки будущих кандидатов священства была устроена духовная семинария при Миссии с программой по типу российских семинарий без классических языков (с изучением русского языка). Владыка преподавал там догматическое богословие. Особенно хорошо было поставлено проповедническое дело. Лучшие ученики направлялись в духовные академии России. Основаны были также катехизаторские училища с трехлетним курсом обучения. Их очень ценил Святитель как плодотворные рассадники христианского просвещения. При Миссии была организована женская духовная школа. Помимо религиозного образования, там обучали кулинарному искусству и рукоделиям. Выпускницы, как правило, выходили замуж за священников и катехизаторов, и были хорошими их помощницами в деле просвещения японок. Из них выходили и певчие для церковного хора.

Святой равноапостольный Николай не щадил сил и средств по устроению богослужения в Японской Церкви во всей его красоте, свойственной Православию. Вначале служба совершалась по-славянски, и святитель торопился перевести её на японский язык. Главная сложность состояла в переложении на музыку японских церковных текстов, вследствие совершенно различных конструкций этих языков. Без церковного хора японцы не могли ощутить красоту церковных песнопений. Наконец, было организовано стройное пение хора Духовной Миссии в Токио, что сыграло важную роль в распространении и популяризации Православия. Великолепным был и знаменитый Воскресенский Собор в Токио (освящен в 1891 г.), привлекавший к себе массы японцев-язычников.

Русско-японская война 1904-1905 гг. явилась тяжелым испытанием для православной Миссии в Японии. Резко усилились враждебные настроения и подозрительность в отношении православных христиан. Последние были поставлены перед дилеммой: воевать ли со своими братьями по вере и таким образом проявить черную неблагодарность к России — Матери Православия для Японии, или же стать в глазах японцев предателями своей страны. Святой равноапостольный Николай призвал их воздать «кесарево кесареви» и исполнять свой гражданский долг, но воевать не по ненависти к врагу, а защищая свое Отечество. Архипастырь не оставил в эти тяжелые годы свою паству, и единственный из русских остался в Японии.

Несмотря на разные препятствия, успехи православной Миссии в Японии были налицо. О её быстром росте свидетельствуют цифры – число православных христиан: 1881 г. — 6.099; 1887 г. — 15.541; 1894 г. — 21.712.

На конец жизни святого Николая — в 1912 г. — было 33.017 православных японцев, 43 клирика (40 японцев), 14 псаломщиков, 116 катехизаторов, более 200 церквей. В семинарии в Токио обучалось 98 семинаристов. Ежегодно совершалось более тысячи крещений. Перед Первой Мировой войной Православная Церковь в Японии была на высоте, обещавшей расцвет в будущем.

В чем же была причина такого успеха православной Миссии, несмотря на различные неблагоприятные обстоятельства и активное ей противодействие? С одной стороны, считал святитель, это было вызвано расположением японского народа к принятию христианства вообще, а тем более православия. «Истина Православной веры привлекала ей помощь и благоволение Божие», другую причину он видел в полном отмежевании Православия в Японии от связи с политикой.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.