Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-29 | 1385 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Зачастую не все могут регулярно посещать воскресную школу, и не все темы можно уложить в рамки годовой или полугодовой программы. Иногда необходимы беседы антисектантскойили антираскольнической тематики, когда в окрестностях храма активизирует деятельность та или иная секта. Иногда беседы привязываются к личности выступающего, когда приглашается известный священник, проповедник или богослов. Бывает, что на приходе есть священник или кто-то из прихожан, являющиеся специалистами в той или иной теме, они могут самостоятельно проводить такие беседы или лекции.
Кто проводит. Беседы могут проводиться как духовенством и сотрудниками храмов, прихожанами, так и приглашенными выступающими.
Место проведения. Если приход располагает соответствующими помещениями, это могут быть помещения при храме, при школе, при домах культуры и в других учреждениях. Даже, наверное, интересно организовывать такие беседы на свежем воздухе: в парках, в летних лагерях и т. д.
Для кого проводить. В первую очередь, это прихожане, которые могут приглашать своих друзей и знакомых. И все желающие.
Тематика бесед. Тематика может быть многогранной, как многогранна вся церковная жизнь. Можно заранее задавать тематику бесед и формировать программу, а можно отталкиваться от аудитории. Первый вариант более подходит для бесед или циклом бесед, на которые мы приглашаем всех желающих, интересующихся той или иной тематикой, второй — для бесед, построенных по принципу вопрос-ответ.
Во втором случае бывает сложнее собрать людей, поскольку неопределенность темы беседы снижает интерес к ней. Иногда, в случае регулярных встреч, бывает полезно первую встречу посвятить знакомству и ответам на вопросы, а тематику последующих встреч определять совместно с аудиторией.
|
Тематику бесед можно определять по интересам слушателей или исходя из интересов выступающего. Темы (для бесед после богослужений): жития святых, праздники, святые отцы, комментарии на Евангелие, события церковной жизни или юбилей, события государственные и т. д. Возможны встречи в формате вопросы-ответы. Интересными могут стать для прихожан и их друзей вопросы вечные: смысл жизни, что такое рай, зачем пришел Христос, почему плохо грешить и т. д.
Стиль бесед. Ведущий должен учитывать уровень и возраст аудитории, время дня и много других факторов, понимание которых будет исходить из любви ведущего к слушающим. Не стоит выбирать очень вольный стиль разговора, но и строгость будет излишней.
Как проводить. Надо понимать, что люди, пришедшие на беседу, могут быть очень разно настроенными по отношению к ведущему, в том числе и агрессивно. Здесь могут пригодиться навыки работы в группах: знакомство с аудиторией и рассказ каждого о себе и своих пожеланий от встречи, участие в беседе помощника ведущего и т. д. Лучше в самом начале договориться о некоторых правилах, которых все будут придерживаться: вход и выход из аудитории, телефонные звонки, когда и как задавать вопросы и т. д.
КИНОКЛУБЫ
Одной из форм просветительской деятельности на приходе может быть организация киноклуба. В зависимости от тематики фильмов, после просмотра можно организовывать чаепитие и обсуждение увиденного. Некоторые фильмы, например, исторической тематики, можно предварять небольшим рассказом о том периоде или событии, которые описываются в фильме.
Просмотры фильмов и дискуссии могут привлекатьи людей, пока далеких от храма.
Опыт проведения киноклубов, показывает, что чаще всего они являются в большей степени местом встречи и общения, чем просвещения прихожан.
Тематика фильмов может быть различной, например:
• Фильмы православного содержания,
|
• Мировые кинематографические шедевры,
• Фильмы со сложным смыслом или неоднозначным нравственным выбором.
Важно знать своих прихожан, чтобы правильно выбирать тематику. При этом необходимо учитывать, что у большинства прихожан есть дома телевизор с DVD или компьютер, поэтому формат и тематика киноклуба должны привлекать чем-то особенным. Сейчас выходит на экраны телевизоров и в кинопрокат огромное количество фильмов, большинство из них пустые по смыслу и не очень полезные по содержанию, задача киноклуба — выбирать те, которые заслуживают интереса или дискуссии.
Для желающих создать киноклуб на базе прихода, можно посоветовать статью А. С. Шашковой «Киноклуб как форма воцерковления» (http://infomissia. ru / 2013 / 08 / 15 / kinoklub-kak-forma-vocerkovleniya/).
ПРИХОДСКИЕ БИБЛИОТЕКИ
Наличие приходской библиотеки является логичным развитием жизни прихода. Зачастую создание такой библиотеки даже не требует особых затрат — у духовенства и прихожан накапливаются книги духовной тематики, ими уже прочитанные, которыми они рады поделиться с другими. Постепенно такая библиотека может пополняться новыми изданиями и сериями книг, например, циклами «Православная энциклопедия», «Библейские комментарии отцов Церкви I-VIII веков», «История Русской Церкви», собраниями сочинений святых отцов.
Библиотека — это возможность для прихожан повышать уровень своих богословских знаний, делиться ими с другими. Для начинающих воцерковление такая библиотека во главе с библиотекарем может стать хорошим подспорьем в духовной жизни.
Могут формироваться и разделы библиотеки с особо ценными книгами, когда, например, настоятель может предоставить в общее пользование часть своей библиотеки.
На базе приходских библиотек можно проводить различные семинары, встречи, выставки.
Организация работы библиотеки тоже может не требовать особых затрат и отдельной штатной единицы — библиотекарем может быть достаточно образованный прихожанин, катехизатор-миссионер, кто-то из алтарников. Если расположить библиотеку (или ее часть) в храме, за выдачу книг могут отвечать работники свечных лавок, в таком случае библиотека будет работать все время, пока открыт храм.
Интересен пример библиотек, в которых ряд книг можно брать без записи и без обязательства вернуть. Если для серии «Православная энциклопедия» такой принцип вряд ли может быть применен, то для многочисленных брошюр вроде «Помощь в подготовке к исповеди», «первые шаги в храме» и т. д., — вполне.
|
Пример рубрик приходской библиотеки:
• Священное Писание и толкования,
• Богослужебные книги,
• Святоотеческие труды и размышления о духовной жизни,
• О вере и Церкви,
• О Богослужении,
• О посте,
• Об исповеди и покаянии,
• Как вести себя в храме,
• Если умер близкий человек,
• Жития святых и праведных,
• История Церкви, России,
• Церковное пение и словесность,
• О семейной жизни,
• Детские книги,
• Медицина,
• О сектах,
• Паломничества,
• Молитвословы, акафисты,
• Видео- и аудиотека,
• Разное.
Важно, чтобы существовал входящий контроль приносимых книг, чтобы не получилось так, что в вашей библиотеке будут находиться книги сектантского или сомнительного содержания. Книги должны иметь гриф Издательского совета или благословение архиерея (надо помнить, что книги могут содержать и ложное указание на такое благословение). Лучше избегать книг и брошюр без выходных данных, указания издательства или грифа Издательского совета.
Святейший Патриарх Кирилл отметил не только необходимость приходских библиотек как таковых, но и призвал рассматривать их в качестве духовно-просветительских центров: «Важно, чтобы при крупных городских приходах и монастырях открывались, или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковные библиотеки должны быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви».
Помимо бумажных библиотек, можно информировать прихожан и о хороших электронных библиотеках, для этого можно подготовить небольшую листовку с адресами сайтов и положить ее в доступном месте. С примерами электронных библиотек можно ознакомиться в п.5.3.
|
ПАЛОМНИЧЕСТВА
Паломничество — это особая форма поклонения христианским святыням, возможность для верующего человека приложить усилия к познанию, саморазвитию, изучению истории христианства, возможность совершить труд молитвы и благодарности святым, посредством посещения прославленных их именами мест. Паломничества позволяют также объединять прихожан и привлекать новых людей.
Хорошо, чтобы за организацию паломничества отвечал человек, имеющий соответствующий опыт, и сам в такие паломничества отправляющийся в качестве руководителя группы, это позволит избежать многих накладок в поездке.
Лучше всего, когда в поездку едет священник, ему не обязательно быть организатором группы, но он может исповедовать, беседовать с прихожанами, служить молебны. Хорошо, если священник подготовится и сможет дополнительно во время поездки раскрыть какую-нибудь тему из истории, богословия, литургики и т. д.
В организации паломничества необходимо учитывать следующее:
1. Транспорт. На чем ехать, комфортность, внутренние переезды или переходы, что делать в дороге.
2. Время. Время отъездов и приездов должно согласовываться с местами и целью паломничеств, время в пути, время на сон, свободное время. С одной стороны, хочется успеть все и всюду, а с другой стороны, всенощное бдение и Литургия в одном монастыре будут гораздо более ценны для духовной цели поездки, чем беглое, по 30 минут, посещение нескольких монастырей. Необходимо оставлять время для посещения церковной лавки, подачи записок (записки лучше рекомендовать писать заранее).
3. Места. Обязательно необходимо согласовыватьсвое появление с настоятелями или паломническими службами тех мест, которые вы хотите посетить. В крупных монастырях есть специальные паломнические службы, которые подскажут, когда совершаются богослужения, когда можно провести экскурсию, где можно разместиться на ночлег и потрапезничать.
4. Еда и сон. Предусмотреть нормальное питание и ночлег для организатора — половина успеха поездки. Какие бы духовные цели мы перед собой не ставили, человеческая усталость и раздражительность даже нескольких членов группы может сильно испортить ощущения от поездки. Для готовящихся к Причастию необходимо предусмотреть постное меню.
5. Молитва. Необходимо заранее предусмотреть, где и как будут читаться правила утренние и вечерние, правило к причастию. Если вы едете со священником, нужно согласовать возможность и время совершения молебнов, продумать, где и когда паломники смогут исповедоваться.
6. Просвещение. Время в поездке очень подходящее для просмотра фильмов, чтения вслух каких-либо книг или духовных наставлений, ответов на вопросы. Полезно бывает еще до приезда в тот или иной монастырь или храм ознакомиться с его историей, чтобы на месте закрепить и расширить полученные знания. 7. Финансы. Малые приходы не всегда могут набрать группу, достаточную для оплаты автобуса. В этих случаях можно объединяться с другими приходами, размещая объявления о поездке в нескольких храмах. Приходское паломничество не должно рассматриваться как дополнительный источник поступления средств, более того, оно даже иногда может быть убыточным для прихода. Однако, для кого, как не для прихожан, мы его проводим?!
|
ПРАВОСЛАВНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ОТДЫХ
Православный семейный отдых — это воспитательная форма миссионерской деятельности, охватывающая как духовную, так и материальную сферы человеческого бытия и направленная на распространение православной веры, воцерковление людей и передачу опыта Богообщения посредством личного участия семьи и каждого ее члена в отдельности в таинственной жизни Церкви.
Надо заметить, что до недавнего времени существовали и были распространены детские летние лагеря, но вследствие усилившихся требований Роспотребнадзора, удобнее преобразовывать их в семейные летние лагеря. Такая форма более полезна и для сплочения семьи, проведения совместного отдыха, а также для воцерковления родителей.
Организационные формы православного семейного отдыха можно условно разделить на следующие варианты:
• Стационарный отдых в домиках;
• Палаточный лагерь;
• Нестационарный отдых (поход);
• Поездки, паломничества и путешествия.
Стационарный отдых. Интересный опыт организации семейного отдыха сложился в Богородском благочинии Московской епархии. Приходами благочиния организуется ежегодный стационарный лагерь «Дружина», который проводится в живописной сельской местности неподалеку от Суздаля. Идеей лагеря является создание православного сообщества — поселения или дружины. Дружинники — это и дети, и взрослые, которые приезжают в лагерь семьями. Вместе с православными семьями в лагере отдыхают воспитанники Ногинского Православного детского дома. Дети вместе с родителями живут в деревянных домиках, построенных благотворителями. Возглавляет лагерь священник, ему помогают родители и учителя. У этого лагеря трудовая и военно-патриотическая направленность. Ребята и взрослые носят форму, под руководством инструкторов занимаются строевой подготовкой, верховой ездой, байдарочным спортом. Несколько раз в день проводятся построения, утром и вечером — торжественный подъем и спуск флага. Также для всех участников лагеря предлагаются и трудовые послушания, так как сельская жизнь налагает определенные обязанности. На территории лагеря устроен сад и огород, имеются домашние животные. Дети и родители учатся ухаживать за ними, а это воспитывает ответственность. Вечером, после молитвы, происходит обмен впечатлениями о прошедшем дне, проводятся беседы по Новому Завету. Кульминацией каждой из двухнедельных смен является поход, в процессе которого дружинники преодолевают болото, и вброд переходят реку. Программа лагеря построена таким образом, что за время смены участники — дети и взрослые вместе учатся молиться, помогать друг другу, думать в первую очередь о своих ближних, терпеливо переносить трудности и неудобства — то есть, к концу смены они становятся дружиной.
Палаточный лагерь. Наиболее распространенной организационной формой семейного отдыха в Московской епархии является православный семейный палаточный лагерь. Положительный многолетний миссионерский опыт в данном направлении имеет приход Покровского храма села Акулово Одинцовского района, который организует ежегодный православный семейный лагерь «Солнышко» в течение десяти лет — с 2003 г. по 2013 г. на берегу озера Селигер, (Тверская обл.). Главной целью деятельности этого лагеря является усвоение детьми и взрослыми православного образа жизни по евангельским заповедям.
Все труды по подготовке и проведению лагеря несут прихожане Покровского храма, в основном это — многодетные родители, имеющие педагогическое и богословское образование, преподаватели приходской воскресной школы. Подготовка к проведению лагеря начинается еще зимой. Заблаговременно составляется программа каждого дня, подбираются необходимые материальные ресурсы. Формируется педагогический коллектив и состав участников. Лагерь проводится для взрослых и детей, как живущим жизнью православных христиан, так и делающим в ней первые шаги.
Заботясь о душевном и духовном здоровье насельников лагеря, используя общежительный строй жизни, общие заботы и труды, общую трапезу, участие в ежедневной молитве и богослужениях, точно выполняемый план ежедневных мероприятий, педагогический коллектив ставит следующие задачи: направить воспитательные и миссионерские усилия на привитие детям и взрослым качеств: доброго гражданина Царства Небесного и Царства земного, доброго семьянина и нравственно порядочного человека, с чистой совестью живущего в современном мире.
Учитывая особенности всех возрастных групп, различный уровень воцерковленности насельников в лагере проводятся:
• мероприятия культурно-воспитательного характера: театральные постановки, занятия музыкой, изобразительным искусством и пр.;
• образовательные кружки по церковному чтению и пению, изучению Священного Писания; • миссионерские и катехизаторские беседы и лекции;
• паломнические поездки по окрестным достопримечательным местам, связанным с историей России и Русской Православной Церкви;
• ежедневное совершение утренних и вечерних молитв;
• воскресные и праздничные богослужения, с выездом в близлежащие храмы и монастыри.
Участники семейного отдыха учатся преодолевать усталость, лень и собственный эгоизм, жертвовать своим удобством и покоем ради ближнего, трудиться в коллективе вместе всей семьей, эти качества особенно пригодятся детям в дальнейшей взрослой жизни, и в будущей семье. Участвуя в таком лагере, члены семей приобретают опыт молитвы и созидания, учатсятерпению, послушанию, любви. Такой отдых позволяет вырабатывать определенный «иммунитет» против искусственно создаваемых и насаждаемых в современном обществе идеологии потребления и связанных с нею приоритетов (богатство, успех, наслаждение). Дети и родители учится трезво оценивать, что значимо, а что — нет с точки зрения христианской нравственности и духовности, учатся делать выбор. А это уже дает в перспективе духовную независимость, способность не поддаваться различным видам манипуляций общественным сознанием.
Миссионерские ошибки при организации семейного отдыха Организация православного семейного отдыха невозможна без критической оценки пройденного пути. В этом может быть полезен существующий опыт монастырей и приходов Московской епархии.
Исходя из существующей практики, можно сформулировать основные ошибки:
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!