Роль Славы в религиозной системе хасидов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Роль Славы в религиозной системе хасидов

2018-01-05 194
Роль Славы в религиозной системе хасидов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Второй мудрец – единственный из трех собеседников, который придает Славе значение, выходящее за рамки их теологической дискуссии и затрагивающее различные сферы религиозной жизни. Если видения, созерцаемые пророком, суть его субъективные иллюзии, то они не могут иметь никакого значения вне его пророческого опыта. Если Слава – ангелоподобная сущность, сотворенная только для того, чтобы придать достоверность пророческому откровению, то никакой дополнительной функции она нести не может. Для второго мудреца, однако, Слава – это Божественная сущность, эманация, служащая связующим звеном между сокровенным Богом и сотворенным миром; подобное представление не может не оказать существенное влияние на различные аспекты религиозной жизни.

Вопрос 23
Какая из Божественных сил ближе к человеку, та, что постоянно наполняет весь мир, или та, которая является лишь в определенные моменты, по изволению Божьему? ❑

Приведенные выше фрагменты Оксфордского манускрипта 1567 позволяют сделать три вывода:

Понятие Славы, подчеркивает второй мудрец, имеет непосредственное отношение к вопросу о том, куда следует направлять молитву. Нам известно, что именно Слава, а не сокрытый Бог, пребывает на небесах16, а ведь к небесам, согласно Писанию❋Слава на небесах: Пс 113:4, обращение к небесам во время молитвы: I Цар 8:22, Хр 30:27., следует устремлять помыслы во время молитвы. Следовательно, адресатом молитвы должна быть Слава Божия. Разумеется, если бы Слава была тварной, ей нельзя было бы придавать такое значение, поскольку еврей не может обращаться с молитвой к сотворенной сущности. Таким образом эманационная концепция Славы имеет важные следствия для повседневной религиозной практики. Более того, в этой концепции решение проблемы Божественной трансцендентности и имманентности, затронутой в предыдущем разделе курса. Сокрытое Божество отдалено от человека и не вступает с ним в контакт, несмотря на то, что Оно, в то же время, присутствует во всем. Его присутствие постоянно во времени, однородно в пространстве, безразлично к изменениям, происходящим в мире. В противоположность этому, присутствие Славы Божией связано с тем, что она раскрывается в определенном, избранном, отмеченном чистотой и святостью пространстве-времени, как например, в синагоге во время молитвы. Таким образом, концепция эманируемой Славы дает ответ на важнейшие запросы религиозного мироощущения и религиозной практики, указывая на тот аспект божественного присутствия, с которым верующий может находиться в общении и взаимодействии, к которому изо дня в день может обращаться в молитве.

Слава как цель мистического восхождения. В одном из приведенных фрагментов появляется ссылка на старинный, относящийся к эпохе таннаев пример такого восхождения – рассказ о четырех вошедших в Пардес (см., в частности, Тосефта к трактату Хагига 2:3)17. Учение о Славе позволяет второму мудрецу ответить на вопрос, что было целью восхождения, чего хотели достичь эти мистики. Можно ли утверждать, что для самого автора или для других представителей германского хасидизма прилепиться к Славе было целью актуальной мистической практики? Мы не можем ответить на этот вопрос, поскольку имеющиеся в нашем распоряжении хасидские источники не обсуждают этой темы.

Иллюстрация 7

Иллюминированный первый лист библейского текста книги Плача Иеремии с изображением ведущего синагогальную службу (хазана). Облаченный в молитвенное покрывало (талит), хазан читает книгу Плача. В Центральной Европе иллюстраторы имели обыкновение иллюминировать текст рукописей с помощью изображения еврейских обрядов. Лист из Пятикнижия де Кастро, Германия, 1340. Музей Израиля, Иерусалим.

Слава – источник блаженства праведников в грядущем мире. Подобное утверждение можно встретить и у третьего мудреца, который описывает праведников, черпающих радость в созерцании Славы. Однако, поскольку Слава тварна, она может играть в его эсхатологических представлениях только пассивную роль, роль созерцаемого объекта. В отличие от этого, высказывания второго мудреца относительно роли Славы, как в грядущем мире, так и после смерти индивида, содержащиеся в обоих цитированных фрагментах, указывают на более активную роль эманируемой Славы в его эсхатологии18. Намек на такую роль Славы содержится в следующем высказывании второго мудреца: «А когда дух человеческий покидает тело, он претерпевает бедствия по мере его грехов, если же это был совершенный праведник, то дух восходит к Престолу Славы и прилепляется к высшему Престолу» (9б, Й. Дан, с. 169). Подобные описания встречаются и в других источниках, особое место среди которых занимает Премудрость души рабби Эльазара из Вормса. В этом сочинении содержится описание загробной судьбы праведника, почти дословно совпадающее с тем, что пишет рабби Йеуда Хасид: когда праведник умирает, ему дается «ясное Имя», которое приводит его к месту, уготованному ему в раю, к славному престолу❋ См. I Сам 2:8., на котором он воссядет. Этот престол соединен с высшим Престолом, и когда праведник восходит на него, «его душа сплетается с престолом, а престол – с Престолом Славы».Таким образом возникает духовная связь, соединение души праведника со Славой Божией, в котором престолы – Престол Божий и престол праведника – играют роль связующего звена.

Вопрос 24
В последнем пункте говорилось о том, что и пророк, и праведник прилепляются к Славе Божией. В чем состоит разница между ними? ❑

СЛАВА И ПЕРВОСОЗДАТЕЛЬ

В заключение нашего обсуждения мы должны коснуться проблемы, связанной с учением об эманации Славы. Эта проблема возникает в связи с тем, что говорит второй мудрец по поводу соединения Славы с Творцом. В приводимом далее фрагменте рабби Йеуда пересказывает и истолковывает принадлежащий Аврааму ибн Эзре комментарий к рассказу о явлении Бога перед Моисеем на Синае. Ибн Эзра и, вслед за ним, рабби Йеуда Хасид, упоминают в своих рассуждениях трактат Шиур Кома, в связи с чем с особой остротой встает вопрос об отношении Славы к Образу Бога, описанному в этом трактате.

Человек называется малым миром, ибо он подобен всему миру и его мудрость позволяет ему править всем сущим и познавать все сущее своею мудростью. Ибо мудрость была матерью всего живого, питая и храня все, как мать питает и хранит дитя. Подобно этому Метатрон, князь Лика, который управляет всеми делами и от которого зависят все ангелы. Все, что они делают – от его мудрости исходит. Сказано в Шиур Кома: «Всякий, кто знает меру Первосоздателя, может быть уверен в том, что он – сын грядущего мира, и мы, вместе с рабби Акивой, ручаемся ему в этом». Смысл этого: для Творца нет меры, а если в некоторых стихах Писания говорится о мере в связи с Творцом, например «велик Господь наш и обилен силою» (Пс 147:5), что по гематрии равно 236❋И обилен силою – ве-рав коах. вав(6) + реш(200) + бет(2) + каф (20) + хет(8) = 236. В трактате Шиур Кома при помощи этой гематрии устанавливается, что мера Тела Первосоздателя – 236 тысяч мириад фарсангов., или «пядью измерил небеса» (Ис 40: 12), – то это потому, что мера понадобилась для сотворенных, ведь Творец бесконечен. И так должно быть, чтобы Слава превосходила по размерам все сотворенные сущности, даже вместе взятые. Из этого разумеющий может познать Единого, с той стороны, что все к Нему прилепляется. Потому, что сказано «меру Первосоздателя», при том, что для Него нет меры, – значит, имеется в виду мера, которая соединена с Ним, а не так, как толковал это Саадия Гаон.

И только край всеблага, обращенный к месту соединения, сотворенные не в силах постичь. Это как если бы солнце проходило мимо человека с зоркими глазами – он не мог бы смотреть на сияние солнечного лика до тех пор, пока тот не минует его. И об этом написано: «Я проведу пред тобою все благо Мое …» (Исх 33:19); «лица Моего нельзя тебе увидеть» (Исх 33:20), можно увидеть только место, прилепленное к сотворенным сущностям, а не то, что в стороне великого света. И вот, в прилеплении ко всему благу, ко всему великому сиянию, у Создателя – подобие лица в месте прилепления этого, а в месте прилепления сотворенных – подобие спины, которое не обладает столь сильным сиянием. И об этом сказано: «Ты увидишь Меня сзади» (Исх 33:23). Это метафора, уподобляющая человеку, ибо говорящий – человек и слушающий – человек, а речь и слух – вместе с основами. И это подобие того, что наверху. Тот, кто изучал деяние премудрости души, может уразуметь, как эти вещи относятся к тому, что наверху. Ибо мера, о которой говорил рабби Йишмаэль, нетварна, вопреки тому, что утверждал Саадия Гаон. Он – не имеет тела, ибо, если бы был телом, у Него была бы граница и предел. И об этом говорится «ибо доля Господа – народ Его» (Втор 32:9), ибо Он является в подобии пророкам, несмотря на то, что бесконечен. И написано «Господь есть удел наследия моего» (Пс 17:5); «Господь доля моя, говорит душа моя» (Плач 3:24). По поводу Творца, благословенно Имя Его: «А они Твой народ и Твой удел» (Втор 9:29), «Сам Господь есть удел его» (Втор 10:9, 18:2), чтобы ты обратил сердце к глубине понятия о Создателе всего, которому нет конца (Плач 3:24).

(Оксфордский манускрипт 1567, 3а-3б, см. Й. Дан, Исследования по литературе германских хасидов, с. 153-155.)

В трактате Шиур Кома содержится описание гигантских размеров Божественной сущности, именуемой Первосоздателем. Этот титул ставит перед рабби Йеудой сложную проблему: рабби Йишмаэль бен Элиша, один из величайших таннаев, свидетельствует в этом трактате, что Бог обладает телом и Его можно измерить. Следовательно, идет речь о зримом, явленном образе Бога. С другой стороны, он именуется Первосоздателем, то есть Творцом, который тождествен сокровенному, лишенному облика Богу. Возникает вопрос, как можно понять это внутренне противоречивое словосочетание «Мера Первосоздателя», ведь Творец бесконечен и по отношению к Нему невозможно говорить о мере? Способ, которым автор решает эту проблему, заключен в многозначительной формуле: «Сказано “…меру Первосоздателя”, при том, что для Него нет меры, – значит, имеется в виду мера, которая соединена с Ним» (там же, 154). Иными словами, Божественная сила, описанная в Шиур Кома, названа Первосоздателем, хотя и не тождественна Творцу, чтобы показать, что Мера соединена с Ним, то есть, Слава, наделенная мерой и обликом, соединена с Творцом так, что можно называть ее тем же Именем и придавать те же атрибуты, что и Самому Творцу.

Вопрос 25
Перечитайте параграф 1.4.1.1. в 1 части курса и ответьте на вопрос: Существовала ли связь между концепцией, представленной в трактате Шиур Кома, и опытом ранних еврейских мистиков? ❑

1 См. Й. Дан, «Формирование средневекового учения о Славе Божьей» (Приложение 4 к настоящему тому курса).

2 Антропоморфизм (от гр. Anthrōpos, человек, и morphē, форма) – придание Божеству человеческого образа, телесных черт или эмоций. Примеры антропоморфных выражений: «Рука Господня была крепко на мне» (Иез 3:14), «лик Господа» (Исх 34:24 и др.). Подробнее см. в предыдущем разделе курса, параграф 9.2.2.

3 Об этом мистическом тексте, связанным с литературой Чертогов и содержащем перечень членов Божественного Tела вместе с указанием размеров и тайного Имени каждого из них, см. в 1 томе курса, часть 1, параграф 1.4.1.1.

4 Толковый словарь трудных талмудических терминов. Рабби Натан касается вопроса о Славе в статье, посвященной слову испеклария (ср. лат. specularia), означающему, согласно Талмуду, стекло или кристалл, через который пророки видели свои видения.

5 Возможно, имя ибн Эзры было названо в начальной, не дошедшей до нас части сочинения

6 В некоторых случаях негативным термином, обозначающим чуждую премудрость, в писаниях германских хасидов оказывается «диалектика». См. также в 1 томе этого курса, часть 1, параграф 1.3.3.

7 В частности, вызывает трудности фраза: «А бывает, что пелена закрывает человека, так, что он не видит своими глазами даже то, что перед ним». Следовательно, иногда возникают помехи, из-за которых пророк не видит того, что в принципе мог бы увидеть. Но это означает, что существует внешняя реальность, которую пророк мог бы видеть, а именно эту возможность первый мудрец отрицает категорически. Возможно, из-за ошибки переписчика фраза оказалась не на своем месте, или, быть может, в ней пропущены слова, придававшие ей другой смысл.

8 Несмотря на то, что различные точки зрения представлены в виде диспута между философами, выступающими перед арабским правителем в Испании.

9 Обращение ко второму мудрецу.

10 Как мы увидим в дальнейшем, второй участник диспута прямо заявляет о своем несогласии с позицией рава Саадии.

11 Напомним, что Саадия Гаон отождествляет Шехину со Славой Божьей.

12 Подробное обсуждение этого вопроса см. далее, в параграфе 10.1.6. нашего курса.

13 Речь идет, в первую очередь, о переводах, выполненных Йеудой ибн Тиббоном и его последователями

14 Тот факт, что рабби Йеуда использует термин «прилепление» и не упоминает эманацию, связан с влиянием ибн Эзры, который предпочел первый термин второму по стилистическим соображениям, как более органичный для иврита.

15 Платон учил, что изменчивый чувственно воспринимаемый мир есть отражение высшего, вечного бытия – мира идей. Мир идей имеет иерархическую структуру и увенчивается высшей идеей, идеей идей – идеей блага (Государство, книга 6).

16 Чего нельзя сказать о сокрытом Боге, который наполняет все и присутствует всюду.

17 См. часть 1 этого курса, параграф 1.4.1.

18 Эсхатология – система представлений о судьбе мира и человечества в конце дней, а также (при расширительном толковании термина) о судьбе индивида после смерти (индивидуальная эсхатология).


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.