Молитва и антропоморфные образы — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Молитва и антропоморфные образы

2018-01-05 210
Молитва и антропоморфные образы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теологические построения в рассматриваемом тексте, несомненно, нацелены на то, чтобы дать ответ на насущную религиозную проблему. Автор ясно обозначает эту проблему в начале сочинения и возвращается к ней в конце приводимого фрагмента: куда должен направлять свои помыслы молящийся? Его ответ таков: «Всем, боящимся Бога, когда они благословляют, говоря “благословен Господь”, и преклоняются, и восхваляют, и благодарят, и устремляют сердца, нужно устремлять их только к той святости Его, которая есть Его Слава, без всякого образа и формы». Этот же ответ появляется в конце фрагмента: «И всякий раз, когда из уст боящихся Бога исходят слова “Благословен…”, они должны устремлять помыслы, и благословлять, и благодарить, и преклоняться пред этой Славой святости Его». Это утверждение призвано исключить две возможности, одна из которых обозначена в тексте напрямую, а другая подразумевается в нем. Во-первых, в тексте прямо говорится, что не следует адресовать молитву второй ипостаси, которая расположена на востоке и именуется Величием, Царственностью, «Особым Херувимом». Во-вторых, в тексте нет речи о том, чтобы обращать молитву к сокровенному высшему Божеству, которое является источником Славы, Шехины, Святости. И автору текста, и его читателю ясно, что обращение к сокрытому Богу во время молитвы невозможно, так же, как запрещено обращение к силе, именуемой Особым Херувимом. Молитва должна быть адресована промежуточному уровню, Славе, которая есть Святость и Шехина.

Вопрос о молитве, несомненно, центральный вопрос текста. Однако с самого начала к нему присоединяется дополнительный вопрос: если Слава и Святость не имеют образа и формы, если Исайя говорит: «И кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис 40:18), то как следует понимать многие библейские стихи, прямо сообщающие о телесном облике Бога? Поднимая вопрос об антропоморфных выражениях в Писании, автор приводит ряд примеров:

• Фраза «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1:26), из которой следует, что Бог имеет телесный облик, и что этим обликом был наделен человек;

• Выражение «очи Господа» (Втор 11:12, Пс 34:16 и др.), которое приписывает Божеству телесные органы;

• Выражение «от вида чресл его и выше» (Иез 1:27, 8:2) и другие детали видения Иезекииля, которые не оставляют сомнения, что Бог явился пророку в человеческом облике.

В дальнейшем автор приводит еще два примера антропоморфных описаний Бога, уже не из Писания, а из Талмуда и древних мистических текстов. Первый из них – агадический отрывок из трактата Берахот, в котором говорится, что Бог возлагает филактерии (тефиллин), второй – древний мистический трактат Шиур Кома 2, в котором подробно перечисляются члены Божьего Тела и указываются их размеры. Таким образом, автор ставит общую проблему антропоморфных выражений в классических еврейских текстах – в Писании, в раввинистической традиции, в древней мистике.

Предлагаемое автором решение проблемы антропоморфизма исходит из признания того, что в Божественной реальности есть аспект, обладающий антропоморфным обликом. Облик этот, однако, принадлежит не Славе Божией, Шехине и Святости, к которым должна быть обращена молитва, а к Особому Херувиму, отождествляемому с Божией царственностью и величием3. Этот Херувим изначально наделен обликом и формой, и это он восседает на Престоле Славы, он является пророкам, его описывают они, и о его Теле говорится в трактате Шиур Кома. Его видел Иезекииль над колесницей и по его образу был создан Адам, как сказано: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1:26).

Итак, в «Суждении о богобоязненности и вере» ставятся два вопроса: 1) К кому следует обращать молитву? 2) К кому относятся антропоморфные описания священных текстов? На эти два вопроса нельзя дать идентичные ответы, поскольку это означало бы, что молитва обращена к тому, кто наделен зримым обликом. Но такая молитва будет идолопоклонством в буквальном смысле слова – поклонением зримому облику. Следовательно, два вопроса должны получить разные ответы, отсылающие к различным Божественным силам. Одна из этих сил, ипостась, к которой должна обращаться молитва, это Слава Божия, вторая, являющаяся пророкам – Особый Херувим.

Иллюстрация 9

Иллюминированный текст начала литургического гимна «[Бог] Сильный, вознесенный надо всем». Под аркой ворот изображена фигура с птичьей головой, взвешивающая на весах «монеты израилевы»: заслуги еврейского народа наполняют чашу слева, тогда как справа демоническое чудовище пытается потянуть вниз чашу грехов.Вормсский Махзор, Франкония, Центральная Германия, конец 13 века. Национальная и Университетская Библиотека, Иерусалим.

Вопрос 28
Отметьте различия между рассматриваемой здесь концепцией и обсуждавшимся ранее учением Йеуды Хасида о явлении Славы Божией (см. параграф 10.1.5.2). ❑


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.