Поэтапное развитие учения о Славе Божьей — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поэтапное развитие учения о Славе Божьей

2018-01-05 208
Поэтапное развитие учения о Славе Божьей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учение о Славе было выдвинуто германскими хасидами в связи с фундаментальной религиозной коллизией. С одной стороны, они были убеждены в том, что Бог действительно является человеку и руководит им, с другой – учили о трансцендентности Бога, о том, что Ему невозможно приписать облик или форму. Каким образом можно согласовать эти два утверждения, – столь противоположных одно другому, и в то же время столь глубоко укорененных в традиции?

К тому времени, когда хасиды начали обращаться в своих сочинениях к концепции Божественной Славы, этому учению насчитывалось уже около двух с половиной веков, а корни его, по-видимому, уходят в еще более глубокую древность1. Уже в арамейских переводах Писания (таргумах) можно различить стремление сгладить антропоморфные выражения2 библейского оригинала, используя для этого, среди прочего, и термин «Слава». Так библейская стих, гласящий «и видели Бога Израилева» (Исх 24:10)❋В синодальном переводе: «и видели [место стояния] Бога Израилева», в соответствии с Септуагинтой и славянским переводом. Прим пер. В настоящей части курса примечания, обозначенные римскими цифрами и не сопровождаемые никакими иными указаниями, составлены переводчиком.передается Онкелосом❋Онкелос бар Калонимус или бар Калоникус (1 в. н. э.), предполагаемый автор общепринятого арамейского перевода Пятикнижия. как «и видели Славу Бога Израилева».

Традиция, восходящая к таргумам, была в эпоху гаонов взята на вооружение первыми еврейскими философами-рационалистами, как раббанитами (сторонниками раввинистического иудаизма), так и караимами, пытавшимися решить проблему антропоморфизма. Одна из наиболее известных формулировок философского подхода к этому вопросу принадлежит раву Саадии Гаону, утверждавшему, что всякий раз, когда Библия описывает явление Бога в антропоморфных терминах, речь на самом деле идет о явлении тварной сущности, которую Писание именует Славой, а талмудические мудрецы – Шехиной.

Книга верований и мнений

И если дерзнет дерзающий и скажет: «Разве можно иносказательно толковать эти телесные описания и все, что с ними связано, ведь Писание ясно говорит, что пророки видели форму, подобную человеческой форме, и она вещала им?» И если еще добавит он: «И к тому же Он восседает на троне, и ангелы несут Его, восседающего над сводом, как сказано: “А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем” (Иез 1:26)», … то мы ответим ему, что форма эта сотворена, также как и престол и свод, и те, кто его несут, – все они возникли из небытия, и Творец произвел их из сияния, дабы удостоверить пророков, что от Него исходят слова, воспринимаемые ими в откровении. И форма эта возвышеннее ангелов, величественнее их в творении и светлее в сиянии, и она именуется Славой Господней.

(Рав Саадия Гаон, Книга верований и мнений 1:10, издание Й. Капаха, Институт исследования и издательства «Сура», Йешива Университет, Нью-Йорк, 1970, сс. 103-104.)

Вопрос 15
Перед вами четыре изречения мудрецов, в которых фигурирует слово «Шехина»:
• «Праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шехины» (Берахот 17а).
• «И если даже солнце, одно из тысячи тысяч мириад служителей, предстоящих Святому, благословен Он, разливается по всему миру, то тем более Шехина Святого, благословен Он» (Санедрин 39а).
• «Нет места на земле, свободного от Шехины» (Бемидбар рабба 13).
• «Шехина никогда не сходила вниз, а Моисей не восходил ввысь, как сказано: “Небо – небо Господу, а землю дал Он сынам человеческим”» (Сукка 5а).
Отметьте среди них два высказывания, в которых Шехину можно истолковать как являющуюся божественную силу, и два других, которые исключают такую возможность. ❑

Пытаясь интерпретировать трактат Меры Тела (Шиур Кома)3в духе выдвинутой им концепции тварной Славы, Саадия Гаон столкнулся с тем обстоятельством, что описание Божьего Тела, приводимое в этом трактате от имени танная рабби Йишмаэля бен Элиши, несовместимо с тем, как описывали являющуюся им Славу пророки. Так, например, в книге Исайи сказано: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм» (Ис 6:1). Отсюда следует, что размеры Славы не превышают размеров Храма, тогда как в Мерах Тела членам Божьего Тела приписываются астрономические размеры в тысячи мириад фарсангов.

Чтобы разрешить трудность, вызванную расхождением между источниками, Саадия Гаон впервые высказывает положение о том, что кроме Славы, являющейся пророкам, существует более высокая Слава, также сотворенная, которая является только ангелам. Тезис о том, что над Славой существует еще одна, другая Слава, продолжает обсуждаться в сочинениях еврейских теологов и комментаторов 10 и 11 веков. В этом ряду можно назвать рабби Натана Римского, автора словаря Арух4, комментаторов Талмуда раббену Ниссима и раббену Хананэля из Кайруана (Северная Африка), а также Шабтая Донноло, врача и ученого, жившего в Италии в 10 веке. В сочинениях этих авторов тезис Саадии о тварной природе Славы утрачивает свою категоричность, хотя ни у одного из них мы не встретим прямой полемики с Гаоном по этому вопросу.

Перед тем, как мы обратимся к анализу текстов, необходимо напомнить, что важный шаг в развитии учения о Славе был сделан в сочинениях Авраама ибн Эзры (Испания, 12 век). Рассуждения рабби Авраама не вполне ясны, однако их общий смысл указывает на концепцию, приписывающую Славе статус Божественной ипостаси, а не тварной сущности. Эта концепция, по-видимому, повлияла на первых каббалистов; можно различить ее отголоски в книге Баѓир, первом каббалистическом сочинении, появившемся в конце 12 века❋См. часть 1 нашего курса, параграф 1.2.2.1., в писаниях рабби Йеуды Хасида и рабби Эльазара из Вормса, а также в текстах, принадлежащих кружку «Особого Херувима».


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.