Учение о Славе и «особый Херувим» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Учение о Славе и «особый Херувим»

2018-01-05 269
Учение о Славе и «особый Херувим» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В историческом обзоре германского хасидизма мы уже упоминали анонимную школу хасидских авторов, известных как кружок «Особого Херувима». Члены этого кружка возводили развиваемое ими учение к пророку Иеремие, его сыну бен Сире, а также внуку бен Сиры, Йосефу бен Узиэлю. Приписываемая последнему Берайта Йосефа бен Узиэля была основополагающим текстом этой школы. Как мы отмечали, судя по тому, что нам известно на сегодняшний день, этот кружок не был никак связан с центральным направлением германского хасидизма, сформировавшимся вокруг династии Калонимидов, хранителей традиции, восходящей к рабби Аарону из Багдада.

Вопрос 26
Перечитайте главу 3.3 в 3 части курса и определите различия между кружком «Особого Херувима» и основным направлением германского хасидизма, возглавляемым Йеудой Хасидом и Эльазаром из Вормса. ❑

Возникает вопрос: Означает ли все это, что кружок «Особого Херувима» и школа Йеуды Хасида и Эльазара из Вормса развивались в полной изоляции друг от друга? Каково соотношение между двумя версиями эзотерического учения, есть ли между ними черты сходства или же их развитие пошло в различных направлениях?

СУЖДЕНИЕ О БОГОБОЯЗНЕННОСТИ И ВЕРЕ»

Сочинение, которое мы рассмотрим в этой главе, «Суждение о богобоязненности и вере», дошло до нас в нескольких манускриптах. В середине 19 века Аарон Еллинек опубликовал этот текст в журнале Кохве Йицхак (Звезды Йицхака)1. Его публикация изобилует ошибками и вводит читателя в заблуждение. Поскольку в рукописи, которой он пользовался (Мюнхен 92), текст «Суждения» был включен в трактат Врата тайны единства и веры, Еллинек счел «Суждение» частью этого трактата, и, тем самым, приписал его авторство Эльазару из Вормса. Эта атрибуция неверна, и информации, содержащейся в данном курсе, достаточно, чтобы читатель с легкостью мог отличить стиль рабби Эльазара и характерные для него понятия от стиля и концептуального аппарата приводимого ниже фрагмента. Перед нами своего рода «трактат о единстве Божьем»❋О литературе единственности как об особом жанре в центральном течении германского хасидизма см. параграф 9.2.2.4., принадлежащий перу анонимного автора из кружка «Особого Херувима». Трактат излагает в сжатой форме учение кружка о Боге, Славе и откровении. Текст приводится с небольшими опущениями.

Иллюстрация 8

«Врата милосердия»—композиция, представляющая Врата милосердия, распахнутые в День Искупления (Йом Киппур). Над аркой ворот изображено пустым кресло судьи, а у подножия и верхушки колонн—образы четырех существ, несущих Божественную Колесницу в видении библейского пророка Иезикииля (см. Иез 1). Обратите внимание также на изображение Сатаны в виде двух драконов. Первый лист текста дополнительной молитвы Дня Искупления, Двойной Махзор, Германия, ок. 1290.Университетская Библиотека, Вроцлав.

Суждение о единстве и вере. Всем, боящимся Бога, когда они благословляют, говоря «благословен Господь», и преклоняются, и восхваляют, и благодарят, и устремляют сердца, нужно устремлять их только к той святости Его, которая есть Его Слава, без всякого образа и формы, только голос и речь❋xxvii См. Втор 4:12.. И так говорит Исаия: «И кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему?» (Ис 40:18).

А то, что говорится: «Сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт 1:26), «очи Господа» (Втор 11:12 и др.), «от вида чресл его и выше» (Иез 1:27, 8:2), «как бы подобие человека» (Иез 1:26) – все эти образы не относятся к месту Его святости Шехины, ибо, как я указал ранее, у Его святости нет образа и формы, только голос, дух и речь❋Ср. Книга Творения 1:8.. И он наполняет небо и землю, но ни одному из сотворенных не ведомо место святости Его, – ни ангелу, ни серафиму, ни всем полкам ратей небесных, как сказано: «Благословенна Слава Господа от места Своего!».

А все образы Писания, такие как «сотворим человека» и все прочее, что я упомянул, все это относится к Его величию, то есть царственности, которая на востоке. Подобно этому и в Шиур Кома рабби Йишмаэля говорится о величии и царственности Его. И называется оно Херувимом Избранным \Особым\, эманированным из Его великого огня – огня, поедающего огонь❋Ср. «ибо Господь, Бог твой, есть очнь поедающий» (Втор 4:24), и см. Йома 21а..

Это так, ведь когда Он коснулся мизинцем, то сгорели сотворенные из огня ангелы, говорившие: «Что есть человек, что Ты помнишь его» (Пс 8:5) ❋См. Санедрин 38б..

Итак, огонь, поедающий огонь – это святость и Слава Его, и из этого великого огня Он эманировал и сотворил Особого Херувима, не из того огня, из которого сотворены ангелы, и серафимы, и животные, и колеса, и эр’элимы❋Сильные. См. «Вот, эр’элим (вар. эр’элам) кричат на улицах, ангелы мира горько плачут» (Ис 33:7). Талмуд понимает загадочное эр’элим как наименование категории ангелов (Хагига 5б, Кетубот 104а)., и херувимы, и все полки ратей небесных. И также все небеса и небеса небес, которых девять – все сотворены из огня, который Он произвел из воды❋См. Книга Творения 1:11, 1:14.…

И тот Особый Херувим был сотворен из Его великого огня, который Он эманировал из Своей святости, а не из того огня, из которого сотворены все высшие рати, дабы не сравнялась их слава с его славой. И это его Он создал, наделив обликом и формой, формой человека, у него очи и руки и чресла, и на челе его начертано: Йах Акатриэль. И тефиллин на голове его, и написано в них: «И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, для которого приходил Бог, чтобы приобрести его Себе в народ»❋м. Берахот 6а.. И мера Тела (шиур кома), описанная рабби Йишмаэлем, принадлежит ему. По его образу был создан Адам. И он восседает на Престоле Славы и возвышается над возвышенными, то есть над четырьмя царями земли. Это орел, лев, бык и человек, расположенные по четырем странам света, чтобы показать, что он – царь над царями. Также и херувимы внизу на ковчеге завета, и Шехина с ними, ибо Особый Херувим наверху, на Престоле Славы, и его величие не от него, а от святости, которая на западе….

И у того Особого Херувима есть завеса из цветного сияния, имя которой – Ишаэль, и она похожа на синету (техелет). И эта завеса окружает Престол Славы с трех сторон, оставляя открытым запад, ибо Его святость, которая на западе, озаряет Его величие, которое на востоке, на Престоле Славы. «Благословенна Слава Господа от места своего!»: Слава Господа – Его святость, которая распространяется и исходит из своего места, озаряя Его величие и царственность. И эту Славу мы благословляем, говоря «Благословенна Слава Господа от места Своего!», и всякий раз, когда из уст боящихся Бога исходят слова «Благословен…», они должны устремлять помыслы, и благословлять, и благодарить, и преклоняться пред этой Славой святости Его.

…И потому завершают третье благословение словами «Бог Святой», а не «Бог великий». Ибо, как было объяснено, не подобает благословлять и направлять помыслы во время богослужения к Создателю, но только к Святости, у которой нет облика и формы. И об этом говорится: «Ибо Ты – царь великий и святой». «Великий» – указание на величие и царственность Его, то есть на Особого Херувима, а «Святой» – это святость Его, которая на западе. Такова наша вера.

(«Суждение о богобоязненности и вере», Манускрипт Адлера 1161, Еврейская Богословская Семинария (Jewish Theological Seminary), Нью Йорк, листы 70б-71а; опубликовано в Кохве Йицхак 27, ред. Й. Камельхара, Вена, 1862, сс. 13-14.)

Вопрос 27
Перечитайте параграф 3.3.3 в 3 части курса и охарактеризуйте другие сочинения, принадлежащие к хасидской «литературе единственности». ❑

Автор «Суждения о богобоязненности и вере» переходит далее к экзегетическим вопросам, ссылаясь на свои источники: «Учили в Берайте Йосефа бен Узиэля, который открыл ее, получив из уст пророка Иеремии. И нельзя раскрывать ее никому, кроме тех, кто хранит тайну» (там же). Таким образом, автор претендует на то, что излагаемое им учение основано на древней традиции, восходящей к эпохе Второго Храма. В следующих параграфах мы обсудим некоторые положения этого текста.

ВЕЛИЧИЕ» И «СВЯТОСТЬ»

Автор «Суждения о богобоязненности и вере» использует понятия, не встречавшиеся нам в сочинениях других хасидских авторов. Если говорить о терминологии, то центральным моментом в его сочинении является взаимное противопоставление Величия и Святости. Прежде чем мы займемся выяснением этих понятий, отметим, что автор делит и божественную, и тварную реальность на четыре области с помощью двух оппозиций: верх и низ, восток и запад. Терминология, применяемая им, строго выверена, и создается впечатление, что мы имеем дело с эзотерической традицией, разработанной в его кружке на протяжении нескольких поколений. Основная оппозиция восток – запад воспроизводится в ряде других оппозиций, столь же строго оформленных терминологических пар:

• Запад • Восток
• Святость • Величие
• Шехина • Царственность
• Слава • Особый Херувим

Святость и Величие – две основных сферы, на которые делится промежуточный уровень реальности. Над ними – сокровенное высшее Божество, под ними – мир ангелов, Колесница, и прочие творения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.