Проектный подход к внедрению новшеств — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Проектный подход к внедрению новшеств

2018-01-07 274
Проектный подход к внедрению новшеств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Успех внедрения новшества во многом зависит от того, как ставятся цели, подбираются исполнители, как создаются условия для их совместной работы, как осуществляется процесс внедрения. Многочисленные неудачи с внедрением новшеств в самых различных сферах деятельности стимулировали поиск эффективных технологий и форм организации процесса внедрения. В результате этого сформировался проектный подход к внедрению.

Проекты разрабатываются и осуществляются в разных областях, где люди делают что-то новое. Создаются строительные проекты, включающие не только модели зданий или сооружений, но и проекты организации работ по их строительству, создаются издательские, продюсерские, космические и другие проекты. Проект – это особая форма организации деятельности. Особенности проекта как формы (способа) организации деятельности состоят:

· в четком определении целей (желаемых результатов);

· построении структуры подцелей;

· в формировании временных рабочих групп, перестающих существовать по завершении проекта;

· в применении специальных методов планирования действий;

· в применении специальных методов координации действий.

Проект имеет единичный жизненный цикл от постановки проблемы и формулирования общего замысла ее решения до реализации конкретно системы действий.

В таблице 8.1. приведены сравнительные характеристики проекта и регулярно воспроизводимого процесса.

 

Таблица 8.1.

Сравнительная характеристика проекта и регулярного процесса

Проект Процесс
1. Временный процесс: имеет единичный жизненный цикл 1. Постоянный процесс: регулярно воспроизводятся одни и те же действия.
2. Результат уникален для системы, в которой реализуется проект 2. Результат одинаков (с небольшими вариациями) при каждой реализации процесса
3. Не существует стандартной организации исполнения проекта, для всякого проекта она создается 3. Существующая регламентированная организация исполнения

Форму организации внедрения новшеств в деятельность школы, реализующую идеи проектного подхода к решению проблем, будем называть внедренческим проектом.

Внедренческий проект в школе -это форма организации решения какой-либо проблемы образовательной деятельности школы посредством введения в ее педагогическую систему найденных вовне новшеств (новшества).
Каждый проект проходит в своем развитии определенные фазы. Начинаются проекты с того, что обнаруживается вовне новшество, внедрение которого может повысить эффективность образовательного процесса, и принимается решение о разработке внедренческого проекта. Это стадия запуска проекта. На

последующих стадиях: формируется рабочая группа проекта, формулируется его общая цель и частные задачи, разрабатывается план график внедрения новшества, распределяются обязанности между участниками проекта и выполняются необходимые для реализации проекта действия.

Внедренческий проект должен включать в себя:

1) определение проблемы и обоснование ее актуальности;

2) внедряемое новшество;

3) определение общей цели проекта;

4) этапы реализации проекта, их сроки и ожидаемые результаты;

5) план-график реализации проекта;

6) состав исполнителей и распределение обязанностей между ними;

7) необходимые финансовые и материально-технические ресурсы;

8) способы и организацию контроля хода и результатов проекта;

Для того, чтобы внедренческий проект был эффективным, он должен осуществляться на основе определенных принципов. Принципы – это общие установки, определяющие, какой должна (или какой не должна) быть деятельность. Принципы как законы, их не выполнение влечет за собой негативные последствия. Например, кто-то может решить, что закона всемирного тяготения не существует, и захотеть, поднявшись на высоту, спрыгнуть и полететь. Последствия этого будут зависеть от высоты, с которой прыгают, но тело будет падать, а не взлетать независимо от того, что человек думает о законе Ньютона. Так же и с принципами. Ими можно не руководствоваться, но тогда следует ожидать неприятностей.

Число принципов никогда не может быть строго ограниченным, и по мере нашего познания, вырабатываются новые принципы, но всегда есть те, которые принимаются в качестве основных, базовых. Такие базовые принципы проектного подхода к внедрению новшеств мы и рассмотрим.

Принцип актуальности. Проект актуален, если он направлен на решение значимой для школы проблемы, т.е. если выбор новшества обоснован и связан с эффективностью деятельности школы, а не определяется какими-то малозначимыми факторами (например, модой).

Принцип преемственности. Всякое новшество внедряется в уже действующую педагогическую систему, построенную по определенному принципу. Кроме того, в каждом педагогическом коллективе складываются свои нормы, правила, представления, традиции, ломка которых очень болезненна. Принцип преемственности устанавливает требование эволюционности, а не революционности при проведении изменений в школе.

Принцип целенаправленности. Считается, что всякие действия людей целенаправленны, т.е. имеют определенную цель. В действительности это далеко не так. Во многих случаях цели бывают определены неконкретно. Например, когда говорят, что целью внедрения какого-то новшества является развитие мышления учащихся, но при этом не конкретизируют, какие именно качественные изменения в мышлении хотят получить, то это плохо поставленная цель. Нечеткость, абстрактность определения целей – один из наиболее распространенных недостатков практики внедрения новшеств. Но если образ желаемого результата "размыт", то невозможно разработать и структуру действий, которые бы вели к успеху нововведения.

Реализация принципа целенаправленностипредполагает четкий ответ на вопрос: "Какой результат ожидается получить благодаря применению данного новшества?". Он также предполагает определение критериев, с помощью которых будет устанавливаться соответствие цели проекта и его результата, а также то, что планируемые действия будут ориентированы именно на достижение этого результата. Нередки случаи, когда декларируется желаемый результат, а действия, которые планируется осуществить, в принципе, не позволяют его получить.

Принцип системности. Этот принцип требует, чтобы реализуемый проект, независимо от его масштаба, во-первых, обеспечивал органичное включение новшества в образовательную систему школы и не вызывал в ней деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивал полноту и согласованность действий, необходимых для получения желаемого результата.

Потенциально эффективное на каком-то участке новшество может не вписываться в существующую образовательную систему и вести к ее дезорганизации, потери целостности. Например, внедрение системы развивающего обучения в начальной школе, само по себе, весьма перспективное нововведение, может порождать множество напряжений при переходе учащихся из начальной в основную школу. Введение каких-то новых учебных программ может привести к перегрузке детей, повышению их утомляемости, росту числа пропусков занятий по причине заболеваний и, как следствие, ухудшению результатов образования. Принцип системности требует, чтобы внедряемое новшество было так включено в образовательную систему школы, чтобы она как целое улучшала, а не ухудшала свои характеристики.

В другом аспекте реализация принципа системности требует полноты состава и структуры действий, осуществляемых для достижения желаемых результатов внедрения новшества.

Принцип научности. Внедрение всякого новшества основано на предположении о том, что если изменить часть существующей в школе педагогической системы, то это приведет к желаемым улучшениям в результатах ее функционирования. Но что служит основанием для такого предположения? Нередко оказывается, что таким основанием является лишь вера разработчиков новшества. Но этого совершенно недостаточно. В основе всякого предположения о связи планируемых изменений и результатов должны лежать научные знания о связях между какими-то причинами и их следствиями. Реализация принципа научности предполагает, что основная идея каждого новшества соответствует научному знанию и опирается на него.

Принцип коор­динации. Этот принцип устанавливает, что планы и действия каждого участника проекта или их целых групп должны быть согласованными с планами и действиями других.

Принцип участия. Этот принцип определяет, что внедрение новшества будет более эффективным, если в постановке целей, планировании, организации и контроле хода внедрения будут участвовать все исполнители проекта.

Из психологии известно, что люди прикладывают наибольшие усилия к достижению тех целей, которые они поставили перед собой сами. Цели, поставленные перед ними другими, – это не их цели. Они не мотивируют активность исполнителей. Участие в управлении проектом всех его исполнителей имеет, кроме того, следующие преимущества:

· каждый член группы понимает, как выполняемая им часть проекта отразится на результатах работы в целом;

· когда в разработке решений принимают участие все члены группы, решения бывают более рациональными;

· совместное принятие решений усиливает чувство причастности и ответственности за общие результаты;

· легче достигаются компромиссы между членами группы в затруднительных ситуациях.

Принцип ресурсной обеспеченности. Конечная цель нововведения не может быть достигнута, если школа не располагает необходимыми для этого финансовыми и материально-техническими ресурсами, и если участники проекта не обладают необходимой для его реализации компетенцией.

Принцип непрерывности планирования. Чаще всего планирование бывает не непрерывным. Однажды разработанный план продолжает существовать в неизменном виде, хотя реальный ход внедрения давно уже не соответствует запланированному. Из-за событий, которые не были и не могли быть пре­дусмотрены, ни один план, как бы тщательно он ни был подготовлен, не выполняется так, как ожидалось. Поэто­му существует необходимость в постоянном соотнесении реального хода работ с фактическим и в корректировке планов, если они перестают соответствовать действительности.

Принцип контролируемости. Для того, чтобы своевременно выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации проекта, и принимать необходимые для минимизации их негативного влияния меры, проект должен иметь специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот, ненормальном ходе проекта. Нужно также обеспечивать соответствующую периодичность контроля и принимать решения в случае возникновения нежелательных ситуаций.

 
 

 

 



Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.