Проектировочный подход к развитию — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Проектировочный подход к развитию

2018-01-07 196
Проектировочный подход к развитию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Педагогической системы школы

 

Описанный в предыдущем параграфе подход к развитию школы можно рассматривать как частный случай проектирования. В таком варианте принятая организационно-образовательная модель, как проект желаемого будущего, определяет все основные компоненты желаемой педагогической системы школы. Задача состоит в том, чтобы адаптировать модель к конкретным условиям соответствующей школы.

Более обобщенный вариант проектирования предполагает, что модель желаемой образовательной системы не принимается, а создается применительно к конкретным условиям. Вариант реализации такого подхода к развитию школ, был предложен В.П. Беспалько[9]. С его позиции, всякая разумная педагогическая деятельность всегда направляется тщательно разработанным проектом. Проектирование должно осуществляться и на уровне школы в целом и на уровне деятельности отдельных педагогов.

Педагогическая система в теории В.П. Беспалько предстает как совокупность связанных определенным образом компонентов: целей обучения и воспитания, педагогических задач, содержания обучения и воспитания, образовательных процессов, учащихся, учителей, технических средств обучения, форм организации образования, педагогических технологий (рис. 10).

 

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ

 


Педагогическая Педагогическая

Задача технология

 

Рис. 10. Модель педагогической системы по В.П. Беспалько

Образовательный процесс осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Задача состоит в том, чтобы спроектировать и построить эффективную педагогическую систему.

Первый элемент педагогической системы – цели обучения и воспитания. Общая цель образования по В.П.Беспалько – формирование личности с заданными свойствами и качествами. Цель, таким образом, должна быть определена в виде модели личности выпускника, представленной как диагностичное описание со всей возможной полнотой, на которую способно современное психолого-педагогическое знание, всех существенных для жизнедеятельности в современном мире сторон, свойств и качеств личности.

Второй элемент педагогической системы – учащиеся. Он характеризуется подготовленностью учащихся к овладению деятельностью и качествами, заданными целями обучения.

Третий элемент педагогической системы – содержание обучения и воспитания, под которым понимается информация, с помощью которой передается общечеловеческий опыт каждому новому поколению людей.

Четвертый элемент педагогической системы – воспитательные и дидактические процессы. Под воспитательным процессом В.П. Беспалько понимает обучение поведению в человеческом обществе, а под дидактическими процессами – обучение деятельности.

Пятый элемент педагогической системы – организационные формы обучения и воспитания. Это элемент определяет условия, в которых ведется обучение и воспитание (место и время занятий, их продолжительность, режим, характеристики помещений, их оснащенность)

Шестой элемент педагогической системы – учителя или технические средства обучения.

Проектирование педагогической системы по В.П.Беспалько должно начинаться с разработки целей образования. В качестве средства проектирования целей образования В.П. Беспалько предлагает свою “модель личности. Эта модель представляет собой иерархическую структуру свойств, качеств и признаков личности. В ней выделены четыре основные свойства: социальные, опыт, интеллектуальные, генетические. Каждое свойство состоит из качеств. Так, в составе социальных свойств выделяются следующие качества: мировоззренческие, нравственные, эстетические, трудовые.

В.П. Беспалько считает, что человек получает образование для того, чтобы достичь некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе и не вообще, а в более или менее строго очерченной области этой жизнедеятельности. Поэтому определять цели образования следует путем прогнозирования будущей жизнедеятельности выпускников данного учебного заведения в 3-5 летней перспективе.

Исходя из модели личности, должны быть конкретизированы цели изучения отдельных предметов. В результате этой работы должно быть: уточнено содержание обучения, отработаны оптимальные учебные планы и программы, освоены методики объективного контроля знаний учащихся.

При дидактической подготовке содержания обучения рекомендуется, помимо обеспечения соответствия содержания предметов целям образования, уделять внимание обеспечению посильности для учащихся этого содержания. Здесь предлагается методика оценки степени учебной нагрузки при изучении предметов.

Проектирование дидактического процесса, по В.П. Беспалько, должно строиться на следующих принципах:

1) диагностичное целеполагание;

2) минимизация содержания обучения;

3) создание среды для деятельности, адекватной содержанию и целям обучения;

4) формирование у учащихся специфических, присущих данному содержанию, методов мышления;

5) объективный контроль качества обучения.

К основным характеристикам дидактического процесса В.П. Беспалько относит объем усвоения, скорость усвоения, время усвоения, расчет которых, по его мнению, составляет ядро педагогического проектирования. В его теории разработаны общие схемы определения этих основных характеристик дидактического процесса.

Состав и последовательность познавательных действий учащихся в обучении В.П. Беспалько называет алгоритмом функционирования. Согласно его теории, любая учебная деятельность строится по одной и той же схеме и состоит из ориентировочных, исполнительских, контрольных и корректировочных действий. Для каждого алгоритма функционирования эти действия имеют специфическое содержание за исключением контрольных действий. Вместе с тем, вводится обобщенный алгоритм функционирования. В его структуре выделяются 6 этапов:

1) определение исходного уровня качества знаний учащихся, уточнение целей обучения и воспитания;

2) формирование мотивации у учащихся;

3) усвоение учащимися общего плана учебной деятельности;

4) собственно учебная деятельность с развитыми операциями по переработке информации и приобретению умений выполнять деятельность на заданном уровне;

5) обобщение изученных объектов и формирование целостного образа изученных явлений и процессов;

6) определение итогового качества усвоения содержания и принятие решения о дальнейшей стратегии обучения.

Каждая дидактическая система, по мнению В.П.Беспалько, обладает вполне определенными принципиальными возможностями относительно качества сформированных у учащихся знаний умений и навыков. Выбор дидактической системы, неадекватной поставленным целям обучения, ведет к безуспешной растрате сил педагога и учащихся, их энергии и времени.

Менее детально в теории В.П.Беспалько рассмотрены вопросы проектирования организационных форм и выбора технических средств обучения, а также работы с педагогами (пятый и шестой элементы педагогической системы).

 

 

 



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.