При небольшой интенсивности нововведений в школе механизм внедрения новшеств, хотя и с затруднениями, справляется со своей функцией. Но при более высокой интенсивности неизбежно возникли бы проблемы. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

При небольшой интенсивности нововведений в школе механизм внедрения новшеств, хотя и с затруднениями, справляется со своей функцией. Но при более высокой интенсивности неизбежно возникли бы проблемы.

2018-01-07 184
При небольшой интенсивности нововведений в школе механизм внедрения новшеств, хотя и с затруднениями, справляется со своей функцией. Но при более высокой интенсивности неизбежно возникли бы проблемы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Таким образом, внедренческий потенциал школы оценивается как средний.

Поскольку две характеристики инновационной системой школы находятся на низком уровне, общий уровень ее развития оценивается как низкий.

 

 


Педагогический коллектив как субъект

Инновационной деятельности

 

Всякая деятельность имеет своего субъекта, который ставит цели и определяет способы их достижения. В инновационной деятельности роль ее субъекта нередко выполняет только руководство школы, а педагоги оказываются лишь исполнителями разработанных кем-то другими целей и планов. Однако в школах с развитой инновационной системой педагогический коллектив выступает в роли ее реального субъекта. Педагоги активно участвуют в анализе состояния учебно-воспитательного процесса, выявляют в нем недостатки, ищут способы их устранения, участвуют в планировании нововведений, организации их осуществления, оценке полученных результатов.

Чтобы педагогический коллектив мог полноценно выполнять функции субъекта инновационной деятельности, он должен обладать необходимыми для этого качествами.

Коллектив в переводе с латинского означает "собирательный", "собранный вместе". В повседневном обиходе это слово употребляется для обозначения различных организованных групп людей. Но не всегда такое употребление оправдано. Коллектив отличается от группы работающих вместе людей тем, что в нем существуют общие цели, а также нормы и ценности, разделяемые всеми или большинством его членов и регулирующие отношения между ними. Если в педагогическом коллективе существует, например, норма, что каждый педагог должен работать над повышением своего профессионального мастерства, а кто-то из учителей не делает этого, то он будет испытывать давление со стороны большинства учителей, принимающих эту норму.

Но общие цели, нормы и ценности, регулирующие отношения между людьми, существуют не только в коллективах, но и в образованиях, которые, будучи организованными группами, вместе с тем, коллективами не являются (например, в бандитской группировке). Для коллектива характерно, во-первых, наличие не просто общей цели (целей), а общественно значимой цели совместной деятельности, одновременно и личностно значимой для членов группы, во-вторых, наличие особой структуры отношений между его членами, опосредствованных содержанием совместной деятельности, ее ценностями, принципами, задачами.

Согласно современным научным представлениям, каждый коллектив имеет многоуровневую структуру отношений.

Первый ее уровень образуют формальные (регламентированные) отношения. В педагогическом коллективе эти отношения зависят от разделения труда между его членами при осуществлении учебно-воспитательной и инновационной деятельности, от их официальных обязанностей и прав. В пределах этой структуры каждый член коллектива, выполняя определенные функции, должен взаимодействовать с остальными членами коллектива предписанным ему образом

Второй уровень структуры образуют отношения членов коллектива к реализуемой ими деятельности, ее целям, задачам, принципам, на которых она строится, а также мотивация деятельности, ее социальный смысл для каждого педагога.

На третьем уровне представлены межличностные отношения, опосредствованные содержанием образовательного, инновационного процессов, их целями, задачами, принятыми в учительском коллективе принципами и ценностными ориентациями.

Четвертый уровень включает межличностные отношения, для которых содержание совместной деятельности не является определяющим: симпатии, антипатии, уважения, неуважения и др.

Таким образом, педагогический коллектив – это группа совместно работающих педагогов, имеющих общие цели деятельности, достижение которых является для них также личностно значимым, и реализующих структуру межличностных взаимоотношений и взаимодействий, способствующих достижению общих целей.

 


Но педагогический коллектив может иметь цели учебно-воспитательной деятельности и не иметь общих целей инновационной деятельности и целей саморазвития. Развитый педагогический коллектив ставит цели трех видов:

1) собственно образовательные;

2) развития учебно-воспитательной деятельности;

3) саморазвития коллектива.

Ориентация коллектива на достижение целей всех этих трех видов свидетельствует о его высокой ценностно-ориентационной зрелости.

Ценностно-ориентационная зрелость педагогического коллектива – это его качество, проявляющееся в готовности членов коллектива прикладывать усилия для достижения высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, в ее развитии и саморазвитии коллектива. Коллектив, обладающий высокой ценностно-ориентационной зрелостью, способен не только эффективно использовать имеющийся образовательный потенциал школы, но и эффективно наращивать его как за счет освоения новшеств, так и за счет повышения профессионального уровня педагогов, совершенствования своей структуры.

Учителя в таком коллективе понимают необходимость постоянного развития школы и развития своего профессионального мастерства. Для них важно, чтобы у школы были четкие цели ее развития на перспективу и планы их достижения. Они рассматривают развитие как ценность и считают своей обязанностью и обязанностью других повышать свой профессиональный уровень. Учитель, не занимающийся самообразованием, в таком коллективе будет чувствовать себя "не своим".

Другое качество, присущее развитым педагогическим коллективам, – инновационнаяактивность. Это качество проявляется в том, что учителя стремятся быть в курсе всего нового и прилагают все возможные усилия для получения информации о новых научных идеях, прикладных разработках, о передовом опыте. Они регулярно читают книги, журналы по педагогической тематике, участвуют в конференциях, семинарах, встречах с учеными и специалистами. Эта активность всячески поощряется и поддерживается руководством школы и коллегами. Любой учитель может быть уверен, что его предложение обсудить полученную им информацию о каком-то новшестве встретит заинтересованное внимание коллег.

Чтобы ориентация на развитие и найденные для этого возможности превратились в конкретные проекты, планы, программы, нужна специальная творческая работа. Способность коллектива создавать эффективные проекты желаемого будущего школы и планы их реализации назовем креативностью. Как люди различаются по способности к творческой деятельности, так и коллективы. В развитых коллективах выявление проблем школы и поиск их решения осуществляется при активном участии учителей, считающих это естественной составляющей своего педагогического творчества. В слаборазвитых, с точки зрения готовности к инновационной деятельности коллективах, постановку проблем и поиск их решения осуществляют руководители школы. Учителя полагают, что это входит в их обязанности, а обязанности учителей – это учить детей. Если кто-то из них и относится творчески к своей педагогической деятельности, то это индивидуальное творчество, а не коллективное.

Мало разработать хорошие проекты и планы развития, их нужно реализовать. В том, как педагогический коллектив делает это, проявляется еще одно его важное качество организованность. Под организованностью коллектива понимается его способность с минимально необходимым участием руководства формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях, самостоятельно контролировать ход выполнения работ и корректировать его в случае необходимости.

В коллективе с высоким уровнем организованности учителям в большинстве случаев не требуется участие директора школы или завуча, чтобы распределить обязанности и согласовать свои совместные действия. У руководства школы редко возникают проблемы из-за несогласованности действий учителей, работающих вместе. Если между учителями, решающими какую-то общую задачу, возникают разногласия о том, что и как делать, то в большинстве случаев они улаживаются внутри группы и не выходят на уровень администрации.

Ответственность – качество присущее всем учителям такой школы. При этом учителя чувствует себя ответственным не только за свои, но и за общие результаты педагогической и инновационной деятельности. При неудачах в таком коллективе никто не перекладывает ответственность на других.

Контроль деятельности учителей со стороны администрации нужен самый минимальный (в основном в отношении молодых учителей).

В любой совместной деятельности возникают ситуации, когда действия внешних или внутренних факторов оказываются направленными на ее дестабилизацию. Какой бы хорошей не была атмосфера сотрудничества в коллективе, никто не застрахован от того, что возникнут принципиальные разногласия между участниками какого-то проекта, которые не удастся устранить простыми способами. Уход из коллектива, учителей выполнявших важные функции в реализации какого-то нововведения, и которых трудно кем-то заменить, также пример дестабилизации совместной деятельности.

В том, как коллектив противостоит внутренним и внешним воздействиям, негативно влияющим на эффективность совместной деятельности, проявляется еще одно важное качество коллектива – сплоченность.

Если организованность характеризует способность участников совместной деятельности создавать рациональную структуру взаимодействия между ними, то сплоченность – это способность сохранять эту структуру.

Для сплоченных коллективов характерно высокое единство в принятии его членами целей совместной работы и реализуемых способов их достижения. Это выражается в совпадении мнений, оценок, установок и позиций учителей по отношению к различным моментам совместной деятельности, прежде всего, в понимании требований, предъявляемых к современному образованию, наиболее значимых проблем школы, видении ее будущего, критериев оценки качества работы учителей, в их согласии с организацией работы, с той напряженностью, с которой она ведется.

Для сплоченных коллективов характерна также высокая совместимость его членов. Это означает, что существующие межличностные отношения не несут в себе потенциальную угрозу возникновения отчужденности и межличностных конфликтов. Структура таких коллективов однородна, внутри них нет группировок, между которыми бы существовали напряжения. Разногласия по работе между учителями не разрешаются в конструктивном духе.

Сплоченные коллективы – это стабильные коллективы. В них низкая текучесть кадров. Учителя сознают, что, работая в этой школе, они могут реализовать и развивать свои способности лучше, чем в каком-то другом месте, они ценят ту атмосферу, которая существует в коллективе школы. Он представляет для них самостоятельную ценность.

Только педагогические коллективы с развитыми ценностно-ориентационной зрелостью, инновационной активностью, креативностью, организованностью, сплоченностью могут быть субъектами высококачественной инновационной деятельности. Но развиваться как субъект инновационной деятельности педагогический коллектив может только в самой этой деятельности. Поэтому независимо от того, на каком исходном уровне находится педагогический коллектив в тот или иной момент времени, инновационная деятельность должна быть в школе такой же регулярной, как и образовательная.

 
 

 


Дополнительная литература.

1. Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002.

2. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Введение в педагогическую инноватику. – М., 2004

3. Мартиросян Б.П. Оценка инновационной деятельности школы. – М., 2003.

4. Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997.

 

               
   
     
Модели развития педагогической системы школы    
 
 
   
 
    7.1. Развитие педагогической системы школы посредством рационализации труда учителей. 7.2. Развитие педагогической системы школы посредством освоения новой образовательной модели 7.3. Проектировочный подход к развитию педагогической системы школы 7.4. Программно-целевой подход к развитию школы
 

 


Инновационные системы, как и педагогические, могут строиться на основе разных теоретических моделей. Такие модели определяют состав решаемых в инновационной деятельности задач, способы их решения и способы оценки результатов преобразований. В этой главе рассматриваются основные подходы к развитию педагогических систем школ и реализующие их теоретические модели.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.