Ным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Ным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития

2017-12-12 199
Ным дефектом задачи последующей компенсации аномалий развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нару-

Шения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного

С упущенными возможностями ранней компенсации дефекта.

Исследователи, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений,

Единодушно отмечают тот факт, что психическое развитие при двой-

Ном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психи-

Ческого развития при каждом нарушении, а образует новую, сложную

Структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического

Подхода (исследования А. И. Мещерякова, Т. В. Розановой и др.). Так,

Слепоглухие дети в своем развитии существенно отличаются от дру-

Гих категорий аномальных детей (глухих, слепых и др.). Отсутствие

Зрения и слуха обрекает ребенка на значительную изоляцию от внеш-

Него мира, и его психика не получает должного развития. Такой ребенок

Нередко расценивается окружающими как глубоко умственно отста-

Лый: у него резко ограничено познание окружающей действительно-

Сти, нарушены возможности общения с людьми и формирования на-

Выков и норм поведения. Тем не менее, в отличие от действительно

Умственно отсталого ребенка, слепоглухой ребенок обладает значи-

Тельными потенциальными возможностями умственного развития.

Особенно велики эти возможности у детей и подростков с поздней

Слепоглухотой, избежавших влияния сенсорной депривации в раннем

Возрасте и сохранивших речь.

Характерным следствием сложных нарушений является уменьшение

Доступных каналов компенсации дефекта, резкое сужение возмож-

Ного диапазона средств компенсации. Так, при слепоте компенсация

В восприятии ребенком окружающего мира осуществляется в значи-

Глава 10. Комплексные нарушения 243

Тельной мере через сохранные слух и осязание. При глухоте —че-

Рез зрение, кинестетическое, тактильно-вибрационное восприятие,

Однако при сочетанном поражении зрения и слуха, слепоглухоте

Пути компенсации через слух и зрение оказываются перекрыты и лишь

В случае частичной сохранности этих функций могут быть исполь-

Зованы.

Таким образом, если в сложном бисенсорном дефекте мы имеем

Дело со сложением двух различных первичных нарушений и образо-

Ванием их сочетания, то в путях компенсации происходит как бы их

Вычитание: ни зрение, ни слух не могут быть использованы. Альтер-

Нативным является какой-то третий путь. Психологическая задача

Педагога-дефектолога состоит в том, чтобы выявить пути развития

Ориентировочной деятельности ребенка, найти пусть и очень узкие,

Но реальные и перспективные пути компенсации сложного дефекта.

Так, для слепоглухого ребенка такую роль в его восприятии играют

Осязание и кинестетическое восприятие, кроме того, возможно значи-

Тельное компенсаторное развитие обоняния, которые в большой мере

Заменяют утраченные зрение и слух.

Решающим фактором развития будет в любом случае включение

ребенка в процесс образования, или так называемого культурного

Развития, присвоения ему общественно выработанного историческо-

Го опыта человечества в процессе учения. Вывод ребенка из культур-

Ного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира — материально-предметного и социального —вот первейшая задача в по-

Исках путей компенсации сложного дефекта. В контексте культурно-

Го развития ведущее место занимает овладение ребенком языком. В этом

Смысле выход на компенсаторные сенсорные каналы приобретает до

Известной степени подчиненное значение. Возможности умственного

Развития детей со сложным сенсорным дефектом принципиально не

Следует признавать ограниченными. В конце концов они зависят от

Состояния специальной педагогики как научно-практической дисцип-

Лины. По мере реального прогресса в области специальной психоло-

Гии и педагогики эти возможности существенно возрастают.

Поскольку важнейшим резервом, как это было показано Л. С. Вы-

Готским, является развитие высших психических функций ребенка,

Принципиально важным становится вопрос о степени сохранности

Интеллектуального развития. Умственная отсталость как возможный

Компонент сложного дефекта, безусловно, чрезвычайно снижает по-

Тенциал компенсаторного развития аномального ребенка, однако не


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.