Катег. рода и числа им сущ-х в СРЛЯ. Принципы обучен. родн. яз. в шк. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Катег. рода и числа им сущ-х в СРЛЯ. Принципы обучен. родн. яз. в шк.

2017-12-09 119
Катег. рода и числа им сущ-х в СРЛЯ. Принципы обучен. родн. яз. в шк. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Кат. рода им. сущ. явлен. лекс.-грамм., т.к. обнар. себя не в разл. ф-ах, а присуще сл. пост-но. Она проявл. в способн. сущ. сочет. опр. ф-ми согласуем сл., вместе с тем это во мног. катег. чисто язык., т.к. распр. по родам с т. зрен. сем-ки не всегда мотивир. Анализ. сущ. по кат. рода надо отв. на 3 вопр.: 1. Какой род им. дан. сущ.? (м.р; ср. р.; ж.р.; общ. р., рода нет). 2. Каково знач. рода? 3. Каковы показат. рода? Ср-во выр. кат. рода связ. с разн. ур-ми яз.: а) морфологически род выраж. при пом. оконч.; б) синтаксич. - ср-ми соглас. у сл. общ. р.; в) лексич. - у одуш. разн. основами (мама-папа); г) словообраз. - суф. и оконч. одновр. д) лексико-морфолог. - разн. основа и оконч. в парадигме (муж-жена). Среди чущ. со знач. лица выд. сл. общ. рода, но общ. рода как особ. грам. знач. в яз. нет, эт. термин часто условн. назв. некот. сущ. со знач. лица по хар-ру действия или св-ву. Так. сл. дают качеств. хар-ку лицу (умница). Сл. общ. р. мог. выст. как в знач. ж. р., так и в знач. м.р. в завис. от пола обозн. лица. Род выраж. синтаксич., т.е. ф-ми согласуемых сл. (такой забияка). К сл-м общ.р. относ. и собств. нескл. сущ.: Бенуа, Гюго, Мягких и уменьшит. имена некот.: Женя, Саша. К сл. общ. р. не относ.: врач, педагог, лектор. Род. заимств. сл. иногда мож. опред. по анолог. внеш. обликом искон. рус. сущ. (система (ср. р.) - из греч. яз., в рус. яз. - ж.р.). Заим. сущ., лиш. флекс., спряг. по родам в завис. от их сем-ки. Неод. сущ. отн. к ср. р. (депо, желе). Осн. масса заимств. одуш. сущ. отнс. к м.р. (какаду, нони, кенгуру). Род инаяз. собств. сущ. опр. по нариц. сущ. (Миссисипи река). У аббревиатур поред. род по опон. сл. (КГУ - м.р.). Род сущ. образ. путём сложен. без соедин. глас., опред. по 2-ой части слож-я. (штаб-квартира), а 1-я ч. не склон. У сост-х напис. род опред. по перв. сл. (спектакль-феерия). Некот. сущ. им. колеб. в роде (зал-зала). Здесь можно отл. 2 типа явлен.: 1) колеб. в роде при общ. нач. ф-ме (дуэль, табель). 2) колеб. в роде при разн. нач. ф-ме. Но побежд. ф-ма м.р. Чистота и стилист. св-ва вар-в ф-м невсегда одинак.: 1) они мог. выст., как равноправ. (вальер-вальера); 2. м/у ними сог. сущ. стилист. различ. 2) как устар., так и совр. (санатория). В рус. яз. катег. р. связ. с катег. одуш./неодуш, ориентир. гл. образ. на сущ. ж и м.р. Катег. числа явл. для сущ., кроме вещест., собир., абстр., измен. сл. катег. Число сущ.- словоизменит. катег., предст. в знач. ед. и мн.ч. способ. выраж. противоп. по кол. предметов. Осн. масса конкр.-предм. сущ. характериз. наим. соотнос. ф-м числа, кот им. опред. грам. смысл, указ. на единич. /множест. обозн. предметов. Возм. различ. классиф. сушщ. по отнош. к катег. числа: 1) по содержан. - а) Несчётн. сущ. (чужды противопост. по числу) - сливки. б) счётные: реал. единичность (окно); реальн. множествен. (окна); лексич. противоп. по числу (ножницы); 2) По ф-ме: Ед. ч.; Мн. ч.; Ед.ч. или мн. ч. (неизмен. сл.). Ср-ва выраж. катег. числа: а) морфолог-синт. - падеж. оконч. б)морфолого-фонет. - удар.+чередов. (ухо-уши); в)морфолого-словообраз. (оконч.+суф.) г) лексич. ср-ва (супплетивизм) - ребёнок-дети. д) семантич. ср-ва (по контексту). е) синтакс. - ф-ми соглас. и сочетаем. сл. (новые трюмо). В ф-ах обоих чисел мог. употр. только кокр-предм. сущ. Сущ. др. рарядов мог. приобр. в контексте ф-мы числа, соотнос. только внешне, но сем-ка разн. (вино-вина). Ед. ч. обще-собират. знач. - изведал враг в тот день немало. Дистрибут. (распредилит.): сущ. обозн. предмет, относ. к неск. предметам (леса Поволожя богаты пёстрой птицей). Экспрес. знач.: - Купил кирпич для дачи. Мн.ч.: 1) Знач. длит-ти, протяж., интенс. (просторы); 2. Множ., гиперболич. 3) Множ. экспресс. - для обозн. единичн. фактов в я. худ. лит. (отца убили фашисты). Соотнос. ф-м числа не обра. сравнит. небольш. гр. сущ., имеющ. толькомн.ч. (парные, составн. предметы). Для больш-ва собств. сущ., конкр.-вещ., абстр. ф-мы числа явл. их индивид. принадл. Часть сущ. им. ф-му только ед.ч. Др. - только мн.ч.

Принципы обуч. дел. на применим. ко всем учеб. предметам (общедидактич.) и примен. непосред. к обучен. рус. яз. Общедид. явл. принципы: научность, последов., системат., связь теор. с практикой, взаимосвяз. разделов, сознательность, активность, доступн., индивид. подход к уч-ся, прочность, наглядность. Рассм. их применит. к рус. яз. как к учеб. предмету. Принцип научности сост. в том, чтобы не использ. при обуч. ложн. и устар. лингвист. концепц., но в то же время исп. достат. авторит. и устоявш. свед. Эта задача примен. к шк. курсу представл. чрезвычайно сложн.: в соврем. лингвист. науке представл. различ. точки зр. практически по кажд. вопросу. Особ. ярк. явл. разночтен. в теор. и терминолог. морфемики и синтаксиса. Курс не должен содерж. противор., им. строг. логику построен. и четко раб. на приобрет. не только дополн. знан. о яз., но и прочн. умен. и навыков. Принцип взаимосвязи различ. разделов курса заключ. в том, что кажд. послед. раздел опир. на весь запас знан., получ. уч-ся при изуч. предшеств. разделов. Преемственность и перспективность — оч. важн. в методике принципы. Школ. программа д. быть адекват. базой послед. вузов. программы. Принципы развив. обуч., сознательности и активности при обуч. предпол. актив. самост. раб. уч-ся. При составлен. курса д. быть использ. не только репродуктив. (примен. уже имеющ. знан. на практике через выполн. упр. «по образцу»), но и продуктив. методы: нов. знан. уч-ся д. добыть самост. в процессе выполн. упр., кот. дополн. мат-л, представл. в параграфе. Активность уч-ов обеспеч. новизной изучаем. мат-ла (даже при повтор. целесообразно хотя бы миним. расшир. теорет. мат-л, ввод. для анализа более сложн. яз. примеры). Принцип доступности: мат-л д. быть соотнесен по сложн., во-перв., с возрастом уч-ся. Но слишком прост. мат-л, особ. мат-л, представл. в упр-х, мож. сниз. интерес к изучаемому. Во-втор., мат-л д. быть соотнес. с индивид. особен. уч-ся. Прочность усвоен. знан. достиг. логикой построен. изучаем. мат-ла, сис-ой упр-й, треб. не автоматич., а творч. и сознат. перенес. получ. знан., спец. методами на этапе усвоен. мат-ла, а также постоян. повтор. мат-ла уже после изуч. раздела. Наглядность — это использ. спец. ср-в для опоры на различ. анализаторы при восприят. и усвоен. мат-ла. Наглядн. служ. для того, чтобы, во-перв., облегч. понима. мат-ла и, во-втор., задейств. как м. больше каналов восприят. и видов памяти: моторную, зрительн., слухов. Принципы обучения, примен. именно к рус. яз. как учеб. предмету, наз. частнодидакт. или общеметодич. Выд. след. общем. принципы: экстралингвистич, системный, структурно-семант., функционал., синхронич. Экстралингвист. принцип заключа. в поним. связи яз. и внеязык. действ-ти. Системн. принцип сост. в рассмотр. яз. ед-ц как взаимосвяз. эл-в сис-мы; ед-цы кажд. ур-ня рассм. в их взаимосвязи с ед-ми как этого же ур-ня, так и др. ур-ей. Структурно-семант. принцип заключ. в раб. с яз. ед-ми не только с точки зр. их формальн. выраж., но и с учетом их знач. Функцион. принцип заключ. в демонстр. ф-ции ед-ц разн. ур-ей: смыслоразлич. для зв. в сильн. позиц. (фонем), ономасиолог. для морфем, номинатив. для слов, коммуник-й для предлож. Различ. синхр. и диахр. актуально потому, что программы по рус. яз. ориентир. на изуч. СРЛЯ и практич. не включ. мат-л по ист. яз. Однако уч-ся д. поним., что развит. яз. предст. собой процесс, в ходе кот. яз. сущ-но измен.: устар. одни сл. и появл. др., расп. связи м/у знач. многоз. сл. и формир. омонимы, т. д.

Катег. падежа и склонен. им. сущ. в СРЛЯ. Истор. зват. ф-мы. Разносклон. сущ. в СРЛЯ как рез-т историч. развит. Вар-ты падеж. ф-м как рез-т историч. развит. сис-мы склон. в рус. яз. Овлад. нормами лит. яз. при изуч. морфолог.

Падеж - словоизмен. ф-ма сущ. Катег. падежа посред. флекс. выраж. отнош. имени к др. ч.р., отраж. реал. ваимоотн. предметов, св-в. Падеж выявл. на основе синтаксиса, выраж. опр. связи м/у сл-ми. Ср-ва выр.: 1) Морфолог. - флекс. 2) Морфол-фонет. - флекс.+удар.+черед. (лес-о лесе); 3) Морф.-синт. - флекс.+предлог (в окне); 4)Синтакс. (сл-ми соглас.). В шк. грамм-ке кат. пад. предст. 6 пад. ф-м. Пешковск., Шахматов выд. ещё: 1) собст-о-родит. (снега) 2) количествен. отделит. (снегу); 3) изъяснит. (о лесе); 4) местн. (в лесу). Но больш. уч-х счит. это нецелесообр., т.к. ралич.нс. небольш. гр. сущ. Их рассм. как вар-ты падеж. оконч. Выд. 4 осн. типа пад. знач.: 1) субъектное - указан. на производит. действ. или носит. признака; 2) объектное - указ. на объект, на кот. напр. действ.; 3) обстоят. - каз. на врем., причину и т.п. 4) определит. - указ. на призн. предмета. Доп.: а) предикатив. - в роли сказ. выст.; зват. - обращен. и И.п. темы. Косв. пад. дел. на приглаг. и приимен. (В. п. - только приглаг). В древнерус. яз., как и в др. славян. яз-х, сущ. особ. ф-ма сущ., употребл. для выраж. обращен.,– звательная. Тенденц. утраты зват. падежа намеч. в древнерус. яз. оч. рано (уже в пам-ах письм-ти нач. XII в.). Ф-ции зват. пад. приним. именител., ср. Чего тебе надобно, старче? (ф-ма звате. п.) и Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (ф-ма именит. п.). Остатками стар. зват. ф-мы в СРЯ явл. сохран. восклицан. междомет. хар-ра: Господи, Боже мой, Отче наш. В некот. слав. яз. ф-ма сохр., напр., укр. жiнко, батьку; польск. пане Романо. Кат. пад. и отчасти рода тесно связ. с распрел. сущ. на гр. по типу скл. Само скл. - не катег., т.к. у него нет грам. знач. Склон. - наз. имен. сущ. и субст. сл. по падежам для связи с др. сл. Тип скл. опред. по н.ф-ме сущ. Основу сист. скл. им. сущ. сост. 3 продуктив. типа: 1. скл. - все сущ. ж. и м.р. и общ. р., им. в И.п. ед.ч. флекс. а (я); 2 скл. сущ. м.р. с нулев. оконч. и ср.р. с оконч. о, е. 3 скл. сущ. ж.р. с нулев. флекс., основа кот. оканч. на мягк. согл. и на шипящ. РГ-80 типы скл. классиф. с учётом продукт-ти, поэт. 1 типом скл. наз. трад-й втор. По хар-ру основысреди 3-х типов скл. выд.: 1) твёрд. вар-ты - сущ. с основ. на тв. согл. зв. 2) мягк.; 3) смеш. - основа на г, к,х у 1 и 2 скл. Выд. ещё адъективн. тип скл. - все сущ. им. ф-му и парадигмы прилаг. независ. от их рода и лексико-грам. разряда (портной, столовая). Им. собств. на ын/ин, ов/ев скл. по образцам совмещ. эл-ты субстантив. и адъектив. скл. - смеш. тип скл. За пределами осн. типов скл. наход.: 1) Разнослон. сущ. - им падеж. оконч. характ. для разн. типов скл. К ним отн. (путь; 10 сущ. ср.р. на мя - бремя, стремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, темя: дитя (в Р.п., Д.п., П.п. - дитяти); Разноскл. сущ. присущи след. особ.: 1) оконч. -и в Р., Д. и П.п. ед.ч. — как в III скл.; 2) оконч. -ем в Т.п. ед. ч. как во II скл.; 3) суф. -ен- во всех ф-ах, кроме И. и В. п. ед. ч. (только для сущ. на -мя). У сл. путь набл. падеж. ф-мы 3 скл., за исключ. Т.п. ед. ч., кот. свойств. ф-ма 2 скл. 2) Сущ. pluralia tantum; 3) нескл. сущ. (+ сложносокр. сущ.; заиств. сущ., геогр. назв. и собств. имена лиц на у, и, е, о) 4) Субстантивир. ф-мы речи не имен. по падежаи (громкое ура). Особен. рус. яз. заключ. в том, что ср-ва выражен. грам. знач. зачастую варьир. При этом вар-ты мог. различ. оттенками знач., стилист. окраской, сферой употребл., соответ. норме лит. языка или наруш. ее. Сам. большую группу состав. вар-ты, использ. кот. огранич. функцион. стилем или жанром речи. Так, в разг. речи нередко встреч. ф-мы Р.п. мн. ч. (апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров). Употреб. таких форм в офиц. письм. и уст. речи счит. наруш. морфолог. нормы. Веществ. сущ. (сахар, топливо, масло, нефть, соль) употр., как правило, в ф-ме ед.ч. В профес. речи для обознач. разновид., сортов вещ-в использ. ф-ма мн.ч. (сахара, топлива, масла, нефти, соли). Эти ф-мы им. стилист. оттенок профес. употребл. Немало в рус. яз. морфол. вар-ов, кот. рассм. как идентич., равнознач. Напр.: токари-токаря, цехи-цеха. В др. случ. одна из форм наруш. норму лит. яз.: рельс, а рельса неправ., туфля, а туфель и туфл я ’ неправ.

Морфология изуч. в шк. для того, чтобы способств.1) общему образов. уч-ся, 2) развит. их логич. мышл., 3) овлад. рус. лит. яз. в его уст. и письм. ф-ме. Морфол. способ. развит. логич. мышл. детей, т.к. она, как часть грам-ки, обобщ. и типизир. явлен. яз., отвлек. от частн. и конкр. Поэт. процесс усвоен. морфол. неизбежно сопровожд. такими умств. действиями, как абстрагир., обобще., сравнен. и др. Развив. знач. морфол. сост. в том, что она формир. у шк-ов сознат. отнош. к своей речи и речи окруж. Знан. по морфол. позв. уч-ам произвольно контролир. речь. Общеобразоват., развив. знач. морф. оказ. непосред. связ. с ее практич. знач. Упр. на уроках морфол. служ. целям усвоен. теорет. мат-ла и выработки различ. умен. и навыков. Разнообр. упр., выполн. при изуч. морф., можно разд. на упр. по анализу яз. мат-ла, по измен. готов. текста и по конструир. Упраж. в видоизм. текста (замена морфемы, ф-мы сл., ч.р., словосоч., предлож.). Естеств., что на ур-х морфол., изуч. грам. ф-мы сл., систематически провод. тренировка уч-ся в измен. и образов. сл., напр.: 1. Поставьте им. сущ. (прил., глаг. и др.), дан. в скобках, в той или иной ф-ме. 2. Запиш. рядом с полн. ф-мой прил. (прич.) кратк. 3. Замен. глаг. словос. близк. по смыслу имен. словосоч. 4. Укаж. недочеты в использ. видов глаг. (полн., кратк. прил., прич. и др.) и внес. необход. исправл. и т. д.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.