Классиф. ч.р. в рус. яз. Принципы класс. сл. по ч.р. Явлен. перех. в сис-ме ч.р. Методика изуч. морфолог. понят. и формир. морфолог. умен. и навыков. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Классиф. ч.р. в рус. яз. Принципы класс. сл. по ч.р. Явлен. перех. в сис-ме ч.р. Методика изуч. морфолог. понят. и формир. морфолог. умен. и навыков.

2017-12-09 96
Классиф. ч.р. в рус. яз. Принципы класс. сл. по ч.р. Явлен. перех. в сис-ме ч.р. Методика изуч. морфолог. понят. и формир. морфолог. умен. и навыков. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Люб. сл. с точки зр. грам. знач. м/б охарактериз. как ч.р. Учен. о ч.р. слож. достат. рано: в трудах уч-х александрийск. грам. шк. (III в. до н.э.). Аристарх Самофракийский выд. 8 ч. р.: имя, глагол, местоим., прич., нареч., предлог, союз, член (артикль). Впоследств. римляне замен. член на междомет., поскольку, в отлич. от греч. яз., в латыни артиклей не было, сохран. общее число ч. р. – 8. Учен. разн. направл. и шк. в основу классифик. ч. р. клали разн. принципы: 1) Одни учен. строили свои классифик. на основе семантич. принципа (общность категориально-грамматич. знач. слов: сущ. обознач. предмет, прилаг. – признак предмета, глаг. – действие и т. д.). Эт. наиб. древн. классифик.: она восх. к антич. грамматикам (Аристарх Самофрактийский, Дионисий Фракийский и др.), прошла практически без измен. через всё средневековье и в Нов. врем. сохр. в трудах представит. логического направл. в языкознан. В отеч. языкозн. встреч. ее, напр., у Ломоносова, кот. в «Рос. грам-ке» (1755) выд. те же 8 ч. р., что и антич. грам-ки: 1) имя для назыв. вещей; 2) местоим. для сокращен. наименован.; 3) глаг. для назыв. деяний; 4) прич. для сокращен. соединением имени и глагола в одно речение; 5) нареч. для кратк. изображ. обст-в; 6) предлоги для показ. принадлежн. обст-в к вещам или деян.; 7) союз для изображ. взаимности наших понятий; 8) междуметие для кратк. изъявлен. движен. духа». В раб. разн. представит. логич. направл. (Востокова, Буслаева) эта классифик. видоизмен., совершенств., но суть ее сохран. 2) Др. учен. (Потебня и мног. представит. психологич. направл. в языкозн.) опир. на синтаксич. принцип – роль сл. в предлож. (субъект, объект, предикат, предикативн. атрибут, атрибутивн. предикат и т. д.). Эт. подход также, как и перв., им. корни в антич. языкозн., поскольку Аристот. и александр. грам-ки (Аристарх, Дионисий) выд. ч. р., анализ. структуру суждения (т.е. предлож.). 3) Третьи учен. (представит. формал. направл., в отеч. языкозн. – эт. Моск. шк. Фортунатова) строили классиф. ч.р. на основе морфологич. принципа, т.е. опир. на грам. ф-му слов: при таком подходе различ., напр., сл. склоняемые, спрягаемые, неизмен.; далее склоняемые могли дел-ся на измен. по родам, числам и падежам; измен. по числам и падежам, измен. только по падежам и т. д. Традиц. (школ. и академич.) классиф. ч.р. стрем. учит. сразу три принципа, т.е. смотр. на сл. одн-но с трех точек зр.: учит. его категориал. знач., роль в предлож. и морфолог. (формал.) признаки. В осн. совр. клас. ч.р. леж. грам. уч. о сл. Виногр. Он предлож. многоступ. клас. сл.: I. Ч.р. - знамен. сл.: 1. Имена (сущ., прил., числит.,); 2. Местоимен.; 3. Глаг.; 4. Нареч., 5. Катег. состоян. II. Частицы речи: 1. Частицы в собст. смыле; 2. Частицы-связки; 3. Предлоги; 4. Союзы. III. Модал. сл. обозн. особ. структ-сем. класс сл, примык. к частицам речи. IV. Междомет. Круг ч.р. по мнен. Виногр. д. огр. пределами слов спос-х выполн. номин. ф-цию или быть указ. Эквивалентами назван. Мест. - реликт. сл., мн. из них слились с прил., нар., перех. в частицы. Вперв. выд. кат. сост. (о ней гов. и Щерба); модал. сл. и связки. 1 сис-ма клас. ч.р. (Уч-к Шанского, Тихонова "СРЯ"): I. Знамен. сл.: 1. имена (сущ., прил., прич., числит.) и 2. Мест. 3. Глаг. 4. Дееприч. 5. Нареч. 6. Кат. сост.; II. Модал. сл.; III. Служ. сл.: 1. Предлоги. 2. Союзы. 3. Частицы. IV. Междом. V. Звукоподраж. 2 сис-ма ч.р. (РГ-80): I. Знамен. сл.: 1. Сущ. 2. Мест.-существ. 3. Прил. 4. Числит. 5. Нареч. 6. Глаг. II. Служ. сл.: 1. Предлог. 2. Союз. 3. Частица. III. Междом. Проблема установл. и классиф. ЧР не перест. остав. одн. из самых дискус. Связ. с трудн. определ. ЧР и установл. критериев объедин. слов в ЧР. Ч.р. - классы сл., характериз.: 1. Един-ом обобщён. знач. (у сущ. - предметности) отвлеч-го от лекс. знач. всех сл. дан. класса; 2. Общн-ю грам. катег. и характером словоизмен. и морфем. структуры; 3. Тождествен. синт. ф-ций. Ч.р. - структурно-сем. (лексико-грамм) разряды сл., разгранич-ые по выраж. ими нач., по свойств. им морфолог. признакам и грам. катег., по типам формообраз. и словообраз., по синт. ф-циям в составе предлож. Эт. признаки и были полож. Виногр. в осн. выдел. ч.р., а позднее стали существ-ми в самом опред. ч. речи. В процессе развит. яз. сл. из одной лексико-грамматич. катег. м. перех. в др. Если сл., принадлеж. к опред. ЧР, утрач. (или измен.) ЛЗ и морфолог. признаки, оно приобр. черты др. ЧР, и в соответ. с этим мен. его синтакс. ф-ции. Ср.: Рабочий квартал по утрам был очень оживленным.— Рабочий занял место у станка. В перв. сл. рабочий обозн. признак предмета и явл. прилаг., выступ. в роли определ. Во втор. оно получ. самостоят. знач. предметности, т.е. перешло в катег. существ., при нем возможно определен. (старый рабочий, подсобный рабочий), оно употр. в ф-ции подлежащего. Синкретич. явлен. в ЧР — это совмещен. в сл-х признаков разн. категориал. классов. Внутричастереч. синкретизм объясн. разн. причинами. Условно их м. свести к 3 типам. Он связ. с переходом слов из одн. ч.р. в др. и возникн. функциональных омонимов. Переход слов из одн. ч.р. в др. осущ. на основе синтакс. ф-ции. Употребл. сл. в несвойст. ч.р. синтакс. роли м. привести к измен. его граммат. признаков. В рус. яз. наблюд. 1) переход слов из одн. знамен. ч.р. в др.: субстантивац. прилаг. и прич., адъективация прич. (изысканные кушанья, блестящая победа), адвербиализац. сущ-х и деепричаст.; прономенализ. (сущ. м. приобр. знач. местоим.: Вскоре начались регулярные занятия. Дело [т.е. это] было в сентябре); 2) переход знамен. сл. в служ. и модал. сл., а также междом. Нередко сущ. уч-т в образ. предлогов, союзов, частиц: в течение года, в целях улучшения; в то время как, с тех пор как; шутка ли; то ли дело и др. Нареч. м. переход. в предлоги: около, вокруг; дееприч. — в нареч. и в предлоги: молча, сидя, стоя; благодаря, несмотря на. 3)взаимод. м/у служебн. сл. Функцион. омонимы усложн. делен. словарн. состава на семантико-граммат. разряды.

Морфол. — раздел языкозн., изуч. сис-му ч.р. в яз. и грам. признаки сл. различ. ч.р. Цели изуч. морфол.: 1) дать представл. о ч.р. как рез-те классифик. сл. с учетом опред. признаков; 2) дать предст. о ч.р. как о лексико-грам. классах сл.; 3) дать представл. о сис-ме ч.р. в рус. яз.; 4) показ. разн. критер. выдел. сам-х, служеб. и междом. сл.; 5) дать представл. о сл. как ед-це грам-ки с присущ. ему общекатегор. (частеречн.) и частнокатегориал. грамматическ. знач.; 6) дать представл. о разн. прир. таких выдел. при морфолог. опис. ч.р. признаков, как разряд по знач. (лексико-грам. разряд), собств. морфол. признаки и формал. классы сл. (типы склон. и спряж.); 7) дать представл. о постоян. и непостоян. морфолог. признаках сл. разн. ч.р.; 8) дать представл. о грам. форме сл.; При изуч. морфол. в шк. испол. след. принципы: экстралингвистич. - при изуч. больш-ва морфолог. признаков уч-ся опир. на их соотнес. с фрагментами внеязык. действ-ти. Напр., морфол. признак числа сущ-х соотнос. с внеязык. информ. о кол-ве объектов. Для преод. ошибок при морфол. хар-ке сл. исп. сис-ный принцип, позв. удел. вним. специфике грам. катег., в част. того, что все морфол. признаки им. в яз. свое формал. выраж. — парадигмат. (внутрисл.) или синтагм. (внесловн.) и выраж. флексиями как сам. сл., так и соглас. с ним лексем; структурно-семант. принцип, связ. ф-му язык. ед-цы с ее знач. Для морфол. небезразл. знач., в кот. выступ. сл. в конкр. тексте. Основн. объект морфолог. описан. — не сл. в целом, а сл. в его опред. знач., т.е. лексико-грам. вар-т. Важно послед. разгранич. частереч. и синтакс. вопроса (в лесу — в чем? и где?) как залог правил. синтакс. разбора предлож. Шк. клас. ч.р. относ. к классиф. смешан. типа: ч.р. явл. лексико-грам. классами сл. (без введ. соответств. термина), выдел. на основан. совокуп. 3 признаков — знач., морфолог. признаков, синт. ф-ций. Междом. — это неизм. сл., выраж. эмоции (ах, увы), волеизъявл. (стоп, баста) или явл. формулами реч. общен. (спасибо, привет). Особ. междом. заключ. в том, что они не вступ. с др. сл. в предлож. ни в какие синтакс. связи, всегда обособл. интонац. и пунктуац. Немеждом. сл. м. раздел. на самост. и служеб.. Различ. м/у ними закл. в том, что самост. сл. м. выст. в речи без служеб., а служеб. без самост. формир. предлож. не мог. Служ. сл. неизмен. и служ. для передачи формально-смыслов. отнош. м/у самост. сл. При эт. кажд. самост. ч.р. характериз. в трех стор. (обобщ. знач., морфолог. признаки, синтакс. повед.): сущ. — ч.р., кот. обозн. предмет, им. род и измен. по числам и падежам, в предлож. вып. синт. ф-цию подлежащего или дополнен. Выд. не мен. пяти знамен. ч.р.: имя сущ., имя прил., имя числит. (гр. имен), нареч. и глаг. Как отдел. ч.р. м/ б квалифиц. прич., дееприч. и сл. катег. сост (напр. в комплексе Баранов, Ладыженск.) В УМК Леканта и Разумрвск. прич. и дееприч. изуч. как ф-мы глаг-е., но помимо междом. отд. расм. звукопадр. сл. В курсе морфол. уч-ки д. приобр. умен. и навыки: 1) задав. к сл. грам. (частереч.) вопрос; 2) опр. частереч. принадлежн. сл.; 3) разгран. ф-мы одн. сл. и разн. сл.; 4) привод. все ф-мы дан. сл.; 5) разгр. грам. и лекс. знач. сл.; 6) соотнос. грам. знач. с информ. о внеязык. действ-ти, указ. на соответ. и несоотв. м/у ними; 7) склон. и спряг. сл. в соотв. с грам. нормами; 8) опред. грам. знач. ф-мы сл. и ср-ва его выраж.; 9) указ. все грам. признаки сл. с их раздел. на пост. и непост.; 10) нах. в словосоч., предлож. и тексте изучаем. грам. явлен.; 11) груп. сл. и словоф-мы по зад. основаниям; 12) производ. морфолог. разбор слов разн. ч.р. Для выработки эт. умен. и формир. навыков использ. след. виды зад.: 1) найти изучаем. лингвист. явлен. (напр., сл. опред. ч.р.) в списке сл., предлож. или тексте; 2) подобр. (выбр. из текста, словаря или придум. самост.) примеры, иллюстрир. изуч. лингв. явлен.; 3) сгруппир. сл. или словоф-мы по задан. основан.; 4) проскл. / проспряг. сл.; Важн. синтет. умен. по морфол. явл. морфол. разбор, кот. в шк. практике принято произв. для всех ч.р., кроме междом.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.