Лексика СРЛЯ с точки зр. её употребл. и экспрессивно-стилист. св-в (стилист. расслоен. лексики). Именен. в подходах к обуч. русс. яз. в связи с введен. ФГОС — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лексика СРЛЯ с точки зр. её употребл. и экспрессивно-стилист. св-в (стилист. расслоен. лексики). Именен. в подходах к обуч. русс. яз. в связи с введен. ФГОС

2017-12-09 88
Лексика СРЛЯ с точки зр. её употребл. и экспрессивно-стилист. св-в (стилист. расслоен. лексики). Именен. в подходах к обуч. русс. яз. в связи с введен. ФГОС 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

По своему употр. лексика: 1. общеупотреб. - относ. сл-ва использ. кот. ничем не огранич.. Слст. основу яз., вход. сл-ва из разн. обл. жизни, обозн. явлен. одинак. важн. для всех. гов. на рус. яз. 2. Огранич. употреблен. - использ. не всеми людьми, а только теми, кот. объед. какой-л. общ-ю по месту прожив., роду занят., соц. среде. Поэт. сущ. лексика террит. огранич. употр. (диалектизмы); професс. огр. (профессионализмы и термины) и соц-но (жаргонизмы, арготизмы). Диалектимы (от греч. dialektos-говор) - относ. сл. распр. кот. огран. той или иной террит. Больш. диалект. сл. в рус.яз. им. синон. Отлич. говоров от лит. яз. позвол. выд. виды диалектизмов: 1. фонетич. - отличны по вуч. (снег - снех); 2. морфолог. - им. иные грамм. показат. (сидит на пече). 3. лексико-словообраз. - иное словообр. 4. синтаксич. - особ. строен. словос. и предлож. (Приехал с Москвы). 5. Собст-о-лексич. - олно понят. в говоре и лит. яз. назыв. разн. сл. (басхой-красивый). 6. семантич. - различн. нач. при одинак. ф-ме. 7. этнограф. - назван. местн. понят. Диал-мы не вход. в лит. яз. Однако в него мог. вход. диал. сл. не им. эквив. в обозн. понят. в русс. яз. В спец. лексике выдел. сл. и выраж., использ. гр. лиц, по роду своей деят-ти, профес. - професс-мы. Они обозн. оруд. труда, ср-ва произ-ва, предметы, действ, не имеющ. наимен. в обычн. речи. Чаще всего они исп. в устн. речи, как полуофиц. нимен. (в эт. их отлич. от науч. терминолог.). Термины (от лат. - граница, предел) - назв. вещи, предмета, абстракт. понят. в спец. отрасли. Они одназн., точны. Мог. созд. искст-но. Способы создан.: 1. соств-но лексич. (собств. русс. образ. или заимств. лекс. ед-цы): калланетика, лазер. 2. лексико-семант. (переосмысл. знач. сл.) - в лингв-ке лицо, предложен. 3. лексико-словобраз. (образ. по известн. моделям с использ. рус. или заимств. словообраз. эл-в) - мультемедиа, гендерный. Детерминологиз. - освоен. терминов яз., вхожд. их в общеупотр. лексику. Профес. и термины вход. в состав РЛЯ. Жаргонизмы - сл. и выраж., наход. за пределами нормы, принадл. какому-л. жаргону - соц. разнновид. речи, употр. людьми, объед. общн. интересов, привычек, обществ. полож. Арго - особ. яз. деклассир. эл-в. Осн. ф-ция - конспиративная (перо - нож). Стилист. сниж., оттенки груб. Молод. жарг. - стремлен. дать общеизвест. понят. нов. экспресс. обознач. Жаргоны не им. конспир. ф-ции. Близко понят. жаргон - сленг - особ. компон. разг. лексики, его особ. - массовость, соц. и професс. неприкрепл., преоблад. в сем-ке конот. над денотат. (завязать, тачка). В соотв. с функ-о-стилев. расслоен. в лексике СРЯ выд. 2 гр. сл.: 1. лексику стилист. нейтрал. (межстилев) - сл. одинаково своб. употр. во всех функцион. стилях, не им. стилист. окраски, основа словарн. фонда яз.; 2. лексику стилист. окраш. (маркир.) - стилист. закрепл. и им. коннотат. оттенки. Выд. 2 вида стилист. окраски: 1. функц-о-стилев - указ. на принадлеж. к опред. функц. стилю яз. а) науч. (гематома), б)разг. (аочник и др. 2. Эмоц-о-экспрес. окраска - указ. на степ. выразит. сл., его способн. перед. эмоц.-экспрес.-оцен. знач. В сл. м. присут. 2 окраски. Книжн. лексика - сл-ва употр. в сон. в писм. речи. Разг. лексика хотя и характериз. некот. сниж. всё же примык. к лит. яз., когда простореч. - нах. за пределами (термин сам поним двояко: 1. речь неграм. (серчать) 2. сл-ва с груб. окраской (балбес). Ещё более груб. явл. вульгаримы, недопуст. в употр. (харя, боров).

С введ. ФГОС принцип. мен. ориентиры соврем. шк., осн. задача кот. сегодня – перевести уч-ся в режим саморазвития. Отличит. особ. нов. стандарта явл. его деятельностный хар-р, ставящ. гл. целью развит. личности школ-ка. На ур-х основн. вним. удел. развит. видов деят-ти ребенка, выполн. различ. проектных, исслед. работ. Важно не просто перед. знан. шк-ку, а науч. его овладев. нов. знанием, нов. видами деят-ти. На ступени осн. общ. образ. (5–9 кл.) у обуч-ся должно быть «сформир. умен. учиться и способн. к организ. своей деят-ти – умен. приним., сохр. цели и след. им в учеб. деят-ти, планир. свою деят-ть, осущ. ее контроль и оценку, взаимодейств. с педагогом и сверстниками в учебн. процессе». Чаще организ. индивиду. и групп. формы рабо. на уроке. Постеп. преодолев. авторит. стиль общения м/у учителем и учеником. Треб. предъявл. к совр. уроку: • учитель должен спланир. свою деят-ть и деят-ть уч-ся, четко

сформулир. тему, цель, задачи урока; • урок должен быть проблемн. и развивающим: учитель сам нацелив. на сотрудничество с уч-ми и умеет направл. уч-ов на сотрудничество; • вывод дел. сами уч-ся; • учет ур-ня и возможн. уч-ся, в кот. учтены такие аспекты, как профиль кл., стремл. уч-ся, настроен. детей; Уч-к должен стать жив. участником образоват. процесса. ФГОС ввод. нов. понят. – учеб. ситуация, под кот. подразум. такая особ. ед-ца учеб. процесса, в кот. дети с помощью учителя обнаруж. предмет своего действия, исслед. его, соверш. разнообразн. УД, преобраз. В связи с нов. треб. перед учителем став. задача науч. создав. учеб. ситуации. Уч-к из присутствующ. и пассивно исполняющ. указан. учителя на уроке традиц. типа теперь станов. гл. деятелем. Уильям Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». В образоват. обл. “Филология” приорит. явл. коммуник. развитие – формир. способн. и готовн. свободно осущ. общен. на родн. яз. Совр. урок отлич. использ. деятельностных методов и приемов обуч. таких, как учеб. дискуссия, диалог, видеообсужд., дел. и ролев. игры, открыт. вопросы, мозгов. штурм и т.д. Разви. УУД на уроке способств. примен. соврем. пед. технологий: технология критич. мышления, проект. деят-ть, исслед. раб., дискуссион. технолог., коллектив. и индивидуал. мыслит. деят-ть. В язык. образ. д. сформир. след. компетенц.: лингвистич. - умен. провод. элементар. лингвист. анализ яз. явлен.; языковед. - практич. владен. рус. яз., его словарём и граммат. строем, соблюд. язык. норм; коммуник. - владен. разн. видами реч. деят-ти, умен. восприн. чуж. речь и создав. собств. высказ.

 

Фразеолог. ед-цы рус. яз., их осн. св-ва в соотнош. со сл-м и словосочет; классиф. фразеолог. по степ. семант. спаян-ти. Происхожд. фразеолог. ед-ц рус. яз., их стилист. хар-ка. Синоним., антоним., многознач. фразеолог. Методы и приёмы изуч. фразеолог. в шк. курсе рус. яз.

 

Фразеолог. как устойч. сочет. сл. по структуре близки к обычн., своб. словосоч., в них одинак. синтакс. отнош. м/у сл.; по знач. они близки к отдел. сл., в кот. заключ. тождествен. понятия (не успеешь оглянуться - скоро). Школ. опред. фразеолог. - устойч. сочет. сл. Лекс. знач. им. весь фразеол. в целом. Но фразеол. отлич. от словос.: 1. Не созд., а воспроизв. готов., треб. запомин. 2. Целостность знач. (сл. тер. свою смысл. самост.) 3. Устойчив. Постоян. по составу и структуре (кровь с молоком). Отлич. от сл-ва: 1. Сост. из сам. сл-в, а сл-ва - из морфем; 2. Раздельно оформлен., дву и более ударн., а сл. - фонет. цельность, недвуд. Фразеолог. оборот - воспроизвод. значим. ед-ца яз. из 2-х или более ударн. компонентов словн. хар-ра, целостн. по своему знач. и устойчив в своём составе и структуре. При узк. подходе (Мокиенко) к фразеолог. относ. только идиомы - семант. неделим ед-цы (сращен. и ед-ва). В шир. поним. - посл. и погов., реч. штампы, лозуунги, призывы, крыл. сл., составн. термины. По структ. фразеол.: со структ. предлож. - глаза на лоб лезут; словос. - хранить молчание. Граммат. типы фраз. со структ. словос. в завис. от того какое сл. гл.: глаг., наречн. (в мгновен. ока); субстантивн. (злые языки); адъектив. (свой в доску); местоимён. (ни кола ни двора); безлично-предикат. (близки к сл. катег. сост.) - ни слуху ни духу = неизвестно; модальн. (вообще говоря); междометн. (вот тебе на!); союзн. (в то врем как). По сем-ке и сочет. в потоке речи фразеол. дел.: своб. знач. им неогранич. сочет-ть (то и дело - звонил, бегал...) и связ. - реализ. своё нач. в опред. контексте, в сочет. с опред. лекс. ед-ми: в пух и прах. В.В. Виногр. исх. из степ. семант.спаян. компонентов устойч. сочет. разгр. 3 типа фразеол.: 1. Фразеол. сращен. - недилим. фразеол. ед-цы общ. знач. кот. соверш-но не соответств. сумме знач. сост. сл-в: мозолить глаза. В их составе м/б устар., непон. сл. и грамм. ф-мы: дать стрекоча. 2. Фразеол. ед-ва - семант. неделимы, но их смысл до некот. степ. мотивир. значен. состав. частей. Их особ. в образ-ти, метафорич.: сматывать удочки. В отл. от сращен. они не застывш. по составу, части их допуск. замену, перестановку, вставку: обратная (другая) сторона медали. Фраз. сращ. + фраз. ед-ва = идиомы. 3. Фраеол. сочет. - больш. самост. сост. частей по сравн. со сращен. и ед-ми, но не полн. своб. Они всегда двучленны. Одн. сл. - своб, а др. - связ.: скалить зубы. Шанск. приб. ещё и фразеолог. выр-я -сост. из сл-в со своб знач., но воспр. в речи в гот. виде: как белка в колесе. Часто это посл. и поговорки. Фразеол. м. быть однозн. (подал. ч.) и многозн. (собраться с силами). У некот. одинак. по ф-ме фразеол. знач. настолько разошл., что они преврат. во фразеолог.- омонимы: показать нос - заглянуть на минутку и показ. нос - дразн. кого-н. Омоним. возхник.: 1 путь, когда исходн. явл. один и тот же предмет, но различны его принаки: пустить петуха (фальшиво спеть и поджечь); 2 путь - возник. сходн. образ. на основе 2-х рал. явлен. действит. (зел. улица). Фраз.-антонимы характериз. явл. с одн. стор., но против. М. различ. семант. противопаст. компон-в в одинак. по структуре оборотах (жить своим умом - жить чуж. умом). Реже в антон. отн. вступ. фразеол. разл. по лекс. сотаву и структуре (куры не клюют - кот наплакал). Наиб. ярк. особ. фразеол. явлю. их способн. вступ. в синон. отнош. др. с другом (на край света - к чёрту на кулички - за ридевять земель). Синон. возм. м/у фразеол. соотнес. с одн. и той же ч.р. М. отлич. оттенк. знач. или полн. совпад. по знач. В завис. от употребл. фразеол.: 1. межстелев. - широко известны, употр. во всех стилях, лиш. экспрес. - аттестат зрелости, брать себы в руки. 2. Разг-повседн. - употр. в неприн. устн. речи, хар-на сниж. экспрес. окраска - намылить шею, глаза на лоб лезут; груб. явл. простореч. фразеол. - нести ахинею, голова еловая. 3. Книжн. фразеол. - употр. в письм. речи: в науч., публиц. и др.: домоклов меч, всеми фибрами души - экспрес-ть. Без неё терминолог. образ. - объективная реальность. С точки зрен. происх.: 1. иск-о-рус - бить баклуши, как из велдра; 2. заимств.: а)употребл. без перевода (заимств. из старосл.) - змий-искуситель и заиств. из др. яз. - тет-а-тет. б) фразеол-кальки - ед-цы дословно перевед. на рус. яз. (принимать к сердцу - с фран. хранить молчание).

Раздел "Фразеолог." (6 кл.) формир. предст. шк-в о фраз. оборотах, их признаках, стил. принадл. Ребята учат. объясн. знач. устойч. сочет., с помощ. более ярк. и образно хар-ся действие или предмет. К осн. хар-м фразеол., рассмю. в уч-х отн.: 1. возм. замены одним сл-м, синонимом; 2. способн. вступ. в антоним. отнош. Особ. знач. уд. раб. с разн. словарями. Упражн.: 1. Выяснен. знач. фразеолог. с пом. словаря; 2. введ. незнак. фразеол. в предлож. 3. метод рисунка. 4. Лекс. анализ фразеол. 5. Опред. роли фразеол. в тексте.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.