Лексика русс. яз. с точки зр. её происх. Старославянизмы, их судьба в рус. яз. Методы и приёмы изуч. лексики в шк. Лексич. разб. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Лексика русс. яз. с точки зр. её происх. Старославянизмы, их судьба в рус. яз. Методы и приёмы изуч. лексики в шк. Лексич. разб.

2017-12-09 117
Лексика русс. яз. с точки зр. её происх. Старославянизмы, их судьба в рус. яз. Методы и приёмы изуч. лексики в шк. Лексич. разб. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сис-ма согл. зв. СРЛЯ. Позиц. мена и позиц. изменен. Истор. заднеяз. Г,К,Х, шипящих и Ц в русс. яз. Содержан. и принципы построен. соврем. учеб-в. Хар-ка одн. из учебно-метод. комплексов, включ. в федерал. перечень уч-ов.

 

Согл. зв. отлич. от гл. налич. шумлив., кот. образ. в полости рта или носа при произнош. Согл. зв. разл. по 4 призн.: а) участ. шума и голоса (сонорн. - образ. при помощ. голоса и незнач. шума., их 9: р-р', л, н, м, j; шумн.- при образ. преоблад. шум над голосом, дел. на а) звонк.-при образ. кот. шум преол. над голосом: б,в,д,з,ж,г-г'. б) глух.- образ. целиком шумом: п, ф, т, с, ш, ц, щ', ц, ч', к, х); б) по месту образ.: 1) губн.: губно-губн. - б, п, м; губно-зубн. - в, ф. 2) язычн.: - переднеяз.: зубн. - л, н, д,, т, ц, з, с; нёбно-зубн. - ч, ж', ш, ш'. - Среднеяз. - j. - Заднеяз. - г, к, х. в) по способу образ.: 1) взрывн. (смычн.), их 12. Образ. полн. смык. органов произнос. водух наталк. на эту преграду силой разрыв. её в рез-те чего и возник. хар. зв.: п-п', т, д, б, г, к. 2) Аффрикаты (смычно-щелев.) - сложн. по раб. орган. речи зв. В нач. образ. как взрыв. зв., путём полн. смык. орг. речи, но в кон. артикул. происх. не мгновен. размык., а перех. её в щель, как у фрикат.: ц, ч. 3) Фрикативн. (щелев.) - образ. неполн. сближ. актив. и пассив. орг. речи через кот. проход. воздух, а шум образ. трен. воздуха о стенки щели: ф,в,с,з,ш, щ', ж', j, х. 4) Смычно-проход. - полн. смык. орг. речи, с одновр. прохожд. воздуха через полость рта или полость носа. В завис от эт.: носов. - н, м, л. боков.(ротов.): л. 5) Дрож-е - р. При их образ. кончик яз. то смык., то размык. с альвеолами при прохожд. возд. струи (вибр.). г) по налич. или отсут. доп. артикул.: тв. и мягк. (получ. j-артик. как дополнит. наз. палатиз., у j эта артик. не доп., а основн. (наз. палатальн.). Позиц. мена согл. зв. связ.: а) с отнош. глух. и зв. шумн. согл. в положен. перед шумн. В СРЛЯ по зак. синтагматики зв. шумн. перед гл. шумн. мен. на глух., а глух. перед зв. мен. на зв. лавка - ассимиляц. по глух.; сдать - ассимил. по звонк. сшил - шыл - пол. ассимил. б) позиц. мена происх. в абсол. кон. слова, если в эт позиц. попад. зв. шумн., то он оглуш. (дуб). В рез-те позиц. мены образ. перекрещ. типы черед. Позиц. мена связ. с отнош. тв. и мягк. в. перед. э, но синтагмат. зак-н действ. с огран., т.к. появ. сл-ва - мэр, сэр. Позиц. измен. связ.: со случаями ассимил. по мягк., если на стыке мягк. и тв., то тв. не всегда стан. мяг. В СРЛЯ смягч. тв. согл. перед мягк. затраг. не все соглю, такое наблюд. при произнош. зубн. По нормам рус. яз. не сямгч. - р перед мягк. губн. и зубн., а также перед всегда мягк. ч, щ. Позиц. измен. согл. также связ. с оглуш. сонорн. согл. в кон. слова после глух. шумн. и в нач. слова, перед глух. шумн. (вопль, вепрь). С измен. глух. аффрикат. - ч и ц. в звонк. дж, дз. Позиц. имен. не связ. с фонет. зак-ми, они не восприн. и не осозн. слуш., м. осущ. и не осущ.

Заднеяз. согл. в рус. яз. долго остав. вне соотнос-ти по тверд.-мягк. Они не могли выступ. перед гласн. передн. ряда, т.к. еще в общесл. эпоху в таких сочет. заднеязыч. согл. подверг. палатализациям. В XII-XIIIвв. в сочет. [гы, кы, хы] нач. измен. и гласн. и соглас.: гласн. передвиг. в зону передн. ряда, а согласн. смягч. В рез-те такого измен. в исконно рус. словах появл. сочет. [г’и, к’и, х’и], в кот. мягк. заднеяз. выступ. как позицион. вар-ты тверд. Смягчен. [г’, к’, х’] было одним из этап. формир. соотносит-ти согл. по тверд.-мягк. и связ. с процессом функционал. сближен. < и > и < ы >, при эт. [г’, к’, х’] выступ. как вар-ты тверд. фонем <г, к, х>. Это смягчен. было подготовл. бытован. в древнерус. яз. заимствов. из греч., содержавш. мягк. заднеяз. (Георгии, Никифор, Никита, Яким), и поддерж. морфологич. аналогией, под воздейст. кот. происх. выравнив. основ в склонен. и спряж. с устранен. рез-ов 2-й палатализ.: перед окончан. или суфф. с гласн. передн. ряда восстанавл. заднеяз. согл. основы: пеку, пеки, пеките, бегу, беги, бегите вместо пеци, пецÝте, бези, безÝте. Мягк. заднеяз. [г’, к’, х’] встреч. только перед [и] и [Ý] (позднее [е]), в ост. позиц. (на кон. слова, перед соглас., перед гласн. непередн. ряда) употребл. только тверд. [г, к, х]. В русс. яз. мягк. [г’, к’, х’] стали возможны и перед гласн. непередн. ряда [а, у, о], напр., маникюр, ликёр, Гёте. Вопрос о фонематич. роли [г’, к’, х’] в рус. яз. не реш. однозн. В связи с тем, что в лит. яз. и во мног. диалектах мягк. заднеяз. не наход. в изолир. от гласн. позиц. (на кон. слов), больш-во лингвистов (МФШ) не склон. счит. их самост. фонемами (ср. противоп. точку зр. А.Н. Гвоздева). Шипящ. [ж’], [ш’] и аффрикаты [ц’], [ч’] никогда не были парн. по призн. «тверд. – мягк.». И в СРЯ они ост. непарн.: [ж, ш, ц] - всегда тверд., [ч’] - всегда мягк. Поскольку зв. [ж’, ш’, ц’] возник. как мягк. согл., то ист. эт. зв. - истор. их отверден. Процесс этот не был связ. с паден. редуцир. Для [ж] и [ш] указ. на их тверд. появл. в пам-х с к. XIVв., а для [ц] - вXVIв. Более позднее отверд. [ц] по сравн. с шипящ. подтвержд. и отсутств. перед [ц] перехода [е] в [о] (отец), в то врем. как перед [ж] и [ш] переход осущ. (ёжик, идёшь). Совр. рус. орфогр. сохр. традиц. напис., типа жи, ши; жь, шь (в нек. грамм. формах): жир, шило, мышь, ешь. Написание ци- сохр. в сер. слова (цифра, цирк), но на стыке корня и окончан. или корня и суфф. появл. напис. цы: отц-ы, Синиц-ын, сестриц-ын.

Шк. учебник – это спец. книга, излаг. основы науч. знан. по рус. яз. и предназнач. для постиж. учеб. целей. Основн. фун-ми учебн. явл.: информац., трансформац., систематизир. и воспитат. В нем даются знан. (информац. функция), представл. в виде определ. сис-мы (систематизир. ф-ция) и служ. для формир. соответ. общеуч. и спец. умен. (трансформацион. функция). При эт. все мат-лы учебника направл. на воспит. у уч-ся умен. самостоят. и верно оцен. факты действит. Учебник и программа имеют общ. сис-му понят., фактов, общ. послед. их изуч.. Но в учеб. в отлич. от программы дается трактовка язык. явлен., уточн. содержан. изучаем. понятий, включ. упраж. на закрепл. знан., формир. язык., правопис. и реч. умений. Учебник опред. объем свед. об изуч. понятиях, способ. формированю у шк-ов необход. способов деят-ти. Как правило, учебник включ. след. структур. компоненты: теорет. свед. о яз. в виде текстов и внетекстовые компоненты: аппарат организ. раб. (вопросы, задания); иллюстрат. мат-л и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.). В основн. текстах опис. факты и явлен. яз. и речи, даются определен. понятий, перечисл. их основ. признаки, дел. выводы и обобщен., предлаг. задания и упраж., на основе кот. формир. сис-ма умен. и навыков, вывод. правила и т.п. В дополн. текстах даются мат-лы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассужд. Иллюстратив. мат-л (рисунки, схемы, таблицы, графич. изображ. и т.п.) способ. более глубок. осозн. изуч. явлен. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помог. учащ-ся понять внутр. структуру учебника, дает представл. о содержании и построен. учеб. мат-ла, позвол. ориентир. в содержан. учебника в целом. Учитель долж. знать, как строится учебник, чтобы методически верно использ. весь мат-ал, предст. в учеб. кн. Учебник предназнач. и для уч-ся, и для учителя. Для ученика он явл. источником информ., справоч. пособ., ср-м овлад. умен. Для учителя – он источник методич. сис-мы. С помощью учебника он опред. методы работы со школ. на разн. этап. освоен. мат-ла. Принципы обучен. - основн., исходн. теорет. положен., опред. выбор методов, приёмов, ср-в обуч. Общедидакт. принципы явл. ключев. для построен. стандартов, программ, учебников для шк., т.е. опред. содерж-е обуч.: Научности (ориент. на совр. науч. теор.), так в шк. включ. раздел словообраз., после развит. теор. словообраз. 70 гг.; Приемствен. Систематичн. и послед. в обуч.; связи теор. с практикой; сознательности; прочности; доступн.; наглядн.; воспит. обучен. (воспит. у уч-ся нравств. норм повед. ср-ми родн. яз.); индивид. подхода.

Комплект учебн-в «Русский язык». 5-11 кл. (под ред. В.В. Бабайцевой) Среди положит. св-в комплекта след. отмет. след.: во-первых, налич. учеб. «Теория», кот. содерж. весь мат-л за курс 5-9-го кл. и даёт возм. обращ. к нему как к справочнику. Структура учеб. комплекса позвол. изуч., закрепл., повтор. теорет. свед. о яз. в сис-ме. Теор. излож. просто и стилист. ровно, без излишн. наукообразия. Во-вторых, использ. дан. учеб. пособ. помог. в организ. активн. форм обуч., в частности, семинар. занят., в подготовке учащ-ся к экзаменам. В-третьих, дает возможн. учителю выдав. учеб. мат-л пропедевтически, внедр. нов. передов. технологии, в частности, выдав. мат-л блоками. Сис-ма заданий и упраж. рассчит. на разноуровн. подход к обучению. Задан. треб. не просто определ. знаний, а умен. сопоставл., анализир., дел. выводы. Богат. справочн. мат-ал способств. организ. самост. раб. Кроме того, учебник содерж. подробн. образцы различн. видов граммат. разбора, введ. такие виды разборов, как орфографич. и пунктуацион. В учеб-ах «Практика» много текстов, что всегда предпочтит. отрывочн. предложен., много разнообразн. задан. Нач. с 6-го кл. в уче-к "Практика" ввод. разделы "Повтор. орфографию" и "Повтор. пунктуацию", это позвол. учителю планир. и осущ. систематич. повторен. наиб. трудн. вопросов. В учеб-ке "Практика" для 8-9-го кл. в разделе «Синтаксис» представл. упражн. на редактир. текста. В приложен. включён толков. словарь, обращен. к кот. способств. расшир. словар. запаса и повыш. ур-ня грамотности уч-ся. Достоинством дан. комплекта явл. налич. уче-ка Е.И. Никитиной "Русская речь", позвол. выстр. сис-му ур-ов по развит. речи. Разнообраз. творч. задан., иллюстрат. мат-ал дел. привлекат. для уч-ся раб. с эт. учеб-ом. Поскольку цель ур-ов рус. яз. сегодня заключ. в том, чтобы науч. ребёнка чувств. слово, дум. над словом, иск. в слове истин. смысл, восхищ. родн. словом, усваив. душой самобытн. рус. слова, выраж. себя в слове, то в больш. степ. привлек. в эт. комплексе реч. аспект изуч. яз. Задан. предусматр. наблюден. над сферой использ. изуч. явлен. (в текстах разн. назнач., типа, стиля), над их ролью для достиж. точности и выразит. речи; создан. реч. ситуаций, кот. опред. отбор яз-х ср-в для должн. случая; совершенств. чуж. высказ. с точки зр. норм использ. рассматр. фактов яз.; самостоят. конструир. высказ. и стилист. оправдан. употр. в нём язык. ср-в. Подчёрк. обществ. важность умен. правильно восприн. чуж. высказ. и грамотно, точно, выразит. гов. и пис., уместно польз. бог-вом яз., соблюд. этич. нормы речи. Содержан. учеб-ка В.В. Бабайцевой для 10-11 кл. соотв. треб. гос. стандарта средн. (полного) общ. образ. по рус. яз. Сост. из 2-х ч. Теорет. ч. систематизир. и углубл. знан., приобретён. учащим. в 5-9 кл. Сб. зад. включ. разнообраз. упр., обобщ. изуч. мат-ал. Уделено вним. развит. речи, умен. анализир. и составл. тексты. Обобщ. зад. по орфографии и пунктуации имеют ответы. В то же время этот комплекс, по мнен. мног. учителей, имеет и недостатки. Например, в учеб. для 5-го кл. при изуч. некот. тем по орфографии дано крайне мало упраж. для закрепл. (например, для отработки навыка постановки дефиса в неопредел. местоимен. предлож. одно упражнен. из трёх предложен.). Недостат. продум. организ. словар. раб.: кол-во слов, предназн. для запомин. учащимися старш. кл. меньше, чем, например, учащ. 5 кл. Кол-во словарн. слов на полях учебника и в словарике в конце учебн. не совпад. Трудно отлич. словарн. слова, помещ. на полях, от слов, помещ. там же для др. цели.

 

3. Семантич. отнош. сл-в.: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Содержан. раздела "Лексика" в шк. курсе рус. яз. Этапы изуч. лексики.

 

Онимы - одинак. звук. комплексы назыв. разн. понят. Дел. на а) полн. (слова одн. ч.р. у кот. совпад. вся си-ма форм. (банка - сосуд, банка). б) неполн. (совпад. не все грамм. ф-мы (бор-лес; бор - хим. эл; бор- зубн. сверло). Услов. возник. омонимов: 1. в процессе образ. нов. сл-в (посол; посол - солить); 2. В рез-те заимств.: а) из разн. яз. (бак - сосуд для жидк. и носов. часть коробля); б) из одн. яз. в) одно сл-во заиств. из исконо-рус. (балка; балка - бревно (нем.). 3. Омонимы возник. в рез-те фонет. преобраз. (клуб - у рус. масса лет вещ., клуб - обществ. организ. от англ.). Неодинак. спос. возник. омонимов: а) лексико-семант. (расщеплен. знач.) - мех - меха. б) словообраз. способ - за счёт многозн. аффиксов (настроить - построить и настроить - регулир.) и за счёт созд. сложносокращ. сл-в (комбат); в) случайн. совпад. 2-х или неск. звук. комплексов (кадет - воспит. учеб. завед; кадет - конст. дем. парт.). От омонимов след. разгр. сходн. язык. явлен. Онимы совпад. как в звуч. так и в письме во всех или больш-ве грам. ф-х, явл. сл. одн. ч.р. От омон. отлич.: омоформы - слова чаще всего разн. ч.р. совпад. по звуч. и напис. лишь в отдел. грамм. ф-ах. Их наз. граммат. омон.; омофоны - совп. в звуч., но разл. на письме (крынку - к рынку - омофония); омографы - сл-ва совпад. по напис., но ралич. по звуч. (замок - замОк), графич. омоним. Паронимы - слова с разн. напис., близк., но нетождеств. по произнош. (абонент - абонемент). Паронимы всегда им. одно и то же знач., не мог. замен. друг друга вконтексте (одеть-надеть). Лекс. синонимы - разнозвучащ. слова одн. ч.р., обознач. одно понятие, но различ. оттенками в знач. или употребл. Синонимами можно счит.: а) сл-ва обозн. одно и то же, но с разн. стилист. окраской (украсть-похитить-стащить); б) сл-ва с разл. эмоц.-экспрес. окраской (хор.-чудесн.-великол.); в) сл-ва лит. и диалектн. (петух-кочет); г) сл-ва иск-о-рус. и заиств. (ваятель - скульптор); д) сл. истор. устар. и нов. (челобитная-прошение-заявление); е) сл. эвфемизмы - разнов. синонимов, намер. замена понят., представл. говорящ. нежалат. (худой, полный); ё) словос. с отд. сл-м (оказать помощь - помочь). Гр. сл-в объед. синон. отн-ми - синон. ряд. Пути возник. синон.: 1. в рез-те словообраз. (метель - метелица); 2. за счёт. развит. нов. знач. в сл-ве (головной-ведущий); 3. в рез-те усвоен. инояз. сл-в (глобальный-мировой); 4. в рез-те проник. в лит.яз. профессионализмов, диалектизм, жаргон. Виды синон.: 1. Семантич. - различ. оттенком знач. при хар-ке объекта. Доминанта - наиб. употребл. сл. 2. Стилист. - разн. стилист. окраска, сферы употр.: Одеваться - обряжаться. Дел. на подгр.: а) сфера употр. (нейтр., книж., раг.); б) по эмоц.-экспрес. окраске (окраш, не окраш.); в) по степ. актив. употр. (уста-губы). 3. Семантико-стилист. 4. абсол. синон. (дублеты). Нет доминанты, стил. и семант. разл. Антонимы - сл. одн. ч.р. им. против. знач. Антоним. ряд всегда законч. и сост. из 2-х сл-в. По структуре антон.: а) разнокорнев. (нищета-роскошь); б) однокорнев. (удача-неудача);

Ур. изуч. лексики дают учит. больш. возм-ть для реч. развит. уч-ся, формир. интереса к бог-ву яз. сл-ва. Лексика введ. в шк. учеб. в 1970г. Изуч. лексики предлаг. до грам-ки, т.к. все разделы грам-ки оперир. словом, поэт. уч-ся должны быть знак. со словарн. составом рус. яз. В совр. уч-х дан. раздел имеет разн. назв.: "Лексикол. и фразеолог." (у. Львовых); "Сл. и его знач." (Бунеева), "Сис-мы яз. Лексиколог. Фразеолог." (Шмелёв). Цели метод. обуч. лексики: 1. дать общ. понят. о лекс. сис-ме родн. яз. и об отдел. лекс. ед-х; 2. формир. умен. анализ. гр. сл-в с точки зр. их смысл. связей, употр. в речи, происх.; 3. развив. умен. практич. владен. лексич. ед-ми в учеб. и реал. сит-х; 4. обуч. нормам лексич. сочет-ти сл-в. Эт. изуч. раздела: 1эт. В нач. шк. уч-ся знак. с лекс. понят. в осн-м практич. путём. Усв. понят. многозн., синон., антон. 2 эт. системн. курс Лексики и фразеол. ввод. в 5 -6 кл.. Суть раб.: а) школ. овлад. разн. спос. опред. лекс. знач. сл-ва; б) осон. знач. семант. группировки лексики рус. яз. (син., ант); в) соотнос. сл-во со сфер. его примен.; г) умен. разгр. актив. и пасив. лексику; д) мотивир-но употр. сл-ва в устн. и писм. речи. е) отлич. фразеол. ед-цы от сходн. сочет. сл-в. 3 эт. 6-7 и 8-9 кл. Лексика не изуч., раб. провод. в функц-о-стилист. аспекте. 4 эт. 10-11 кл. предпол. обощен. и углубл. приобрет. лекс. знан., раб. с лексикой при комплексн. анализе. Ведущ. понят. раздела - лексич. нач. сл-ва. Овлад. эт. понят. должно помочь уч-ку в овлад. всем лекс. мат-м. Сл-во облад. номинат ф-цей и рассм. в ед-ве лекс. (соотнес. сл-ва с понят.) и граммат. (принадл. к опред. ч.р., связь с др. сл-ми) знач. Уч-ся 5 кл. д. знать: Лекс. знач., многозн., перенос. знач; омон.; синон; антон.; уметь: толков. знач. сл-в; опред. перенос. знач.; употр. в речи тропы; различ. омон. и многозн. сл-ва; состав. синон. и антоним. ряд. Осн. видом раб. при изуч. лексики явл. толкован. знач. сл-ва или семантизация: объясн. сл-ва в толк. словаре; подбор синон.; выдел. род. или видов. понят.; соотнес. сл-ва с предмет.; введ. сл-ва в контекст. Упраж. лексич.: введ. незнак. сл-ва в предлож.; анализ состава сл-ва; темат. группир. сл-ва; роль сл. в тексте; раб. со словар.; лексич. разб.: сформир. лекс. знач. сл-ва; указ. в прям, перен. знач.;выясн. есть ли синон. и т.д.; опред. стилист. окраску сл.; опред. происх. сл.

 

Фразеолог. ед-цы рус. яз., их осн. св-ва в соотнош. со сл-м и словосочет; классиф. фразеолог. по степ. семант. спаян-ти. Происхожд. фразеолог. ед-ц рус. яз., их стилист. хар-ка. Синоним., антоним., многознач. фразеолог. Методы и приёмы изуч. фразеолог. в шк. курсе рус. яз.

 

Фразеолог. как устойч. сочет. сл. по структуре близки к обычн., своб. словосоч., в них одинак. синтакс. отнош. м/у сл.; по знач. они близки к отдел. сл., в кот. заключ. тождествен. понятия (не успеешь оглянуться - скоро). Школ. опред. фразеолог. - устойч. сочет. сл. Лекс. знач. им. весь фразеол. в целом. Но фразеол. отлич. от словос.: 1. Не созд., а воспроизв. готов., треб. запомин. 2. Целостность знач. (сл. тер. свою смысл. самост.) 3. Устойчив. Постоян. по составу и структуре (кровь с молоком). Отлич. от сл-ва: 1. Сост. из сам. сл-в, а сл-ва - из морфем; 2. Раздельно оформлен., дву и более ударн., а сл. - фонет. цельность, недвуд. Фразеолог. оборот - воспроизвод. значим. ед-ца яз. из 2-х или более ударн. компонентов словн. хар-ра, целостн. по своему знач. и устойчив в своём составе и структуре. При узк. подходе (Мокиенко) к фразеолог. относ. только идиомы - семант. неделим ед-цы (сращен. и ед-ва). В шир. поним. - посл. и погов., реч. штампы, лозуунги, призывы, крыл. сл., составн. термины. По структ. фразеол.: со структ. предлож. - глаза на лоб лезут; словос. - хранить молчание. Граммат. типы фраз. со структ. словос. в завис. от того какое сл. гл.: глаг., наречн. (в мгновен. ока); субстантивн. (злые языки); адъектив. (свой в доску); местоимён. (ни кола ни двора); безлично-предикат. (близки к сл. катег. сост.) - ни слуху ни духу = неизвестно; модальн. (вообще говоря); междометн. (вот тебе на!); союзн. (в то врем как). По сем-ке и сочет. в потоке речи фразеол. дел.: своб. знач. им неогранич. сочет-ть (то и дело - звонил, бегал...) и связ. - реализ. своё нач. в опред. контексте, в сочет. с опред. лекс. ед-ми: в пух и прах. В.В. Виногр. исх. из степ. семант.спаян. компонентов устойч. сочет. разгр. 3 типа фразеол.: 1. Фразеол. сращен. - недилим. фразеол. ед-цы общ. знач. кот. соверш-но не соответств. сумме знач. сост. сл-в: мозолить глаза. В их составе м/б устар., непон. сл. и грамм. ф-мы: дать стрекоча. 2. Фразеол. ед-ва - семант. неделимы, но их смысл до некот. степ. мотивир. значен. состав. частей. Их особ. в образ-ти, метафорич.: сматывать удочки. В отл. от сращен. они не застывш. по составу, части их допуск. замену, перестановку, вставку: обратная (другая) сторона медали. Фраз. сращ. + фраз. ед-ва = идиомы. 3. Фраеол. сочет. - больш. самост. сост. частей по сравн. со сращен. и ед-ми, но не полн. своб. Они всегда двучленны. Одн. сл. - своб, а др. - связ.: скалить зубы. Шанск. приб. ещё и фразеолог. выр-я -сост. из сл-в со своб знач., но воспр. в речи в гот. виде: как белка в колесе. Часто это посл. и поговорки. Фразеол. м. быть однозн. (подал. ч.) и многозн. (собраться с силами). У некот. одинак. по ф-ме фразеол. знач. настолько разошл., что они преврат. во фразеолог.- омонимы: показать нос - заглянуть на минутку и показ. нос - дразн. кого-н. Омоним. возхник.: 1 путь, когда исходн. явл. один и тот же предмет, но различны его принаки: пустить петуха (фальшиво спеть и поджечь); 2 путь - возник. сходн. образ. на основе 2-х рал. явлен. действит. (зел. улица). Фраз.-антонимы характериз. явл. с одн. стор., но против. М. различ. семант. противопаст. компон-в в одинак. по структуре оборотах (жить своим умом - жить чуж. умом). Реже в антон. отн. вступ. фразеол. разл. по лекс. сотаву и структуре (куры не клюют - кот наплакал). Наиб. ярк. особ. фразеол. явлю. их способн. вступ. в синон. отнош. др. с другом (на край света - к чёрту на кулички - за ридевять земель). Синон. возм. м/у фразеол. соотнес. с одн. и той же ч.р. М. отлич. оттенк. знач. или полн. совпад. по знач. В завис. от употребл. фразеол.: 1. межстелев. - широко известны, употр. во всех стилях, лиш. экспрес. - аттестат зрелости, брать себы в руки. 2. Разг-повседн. - употр. в неприн. устн. речи, хар-на сниж. экспрес. окраска - намылить шею, глаза на лоб лезут; груб. явл. простореч. фразеол. - нести ахинею, голова еловая. 3. Книжн. фразеол. - употр. в письм. речи: в науч., публиц. и др.: домоклов меч, всеми фибрами души - экспрес-ть. Без неё терминолог. образ. - объективная реальность. С точки зрен. происх.: 1. иск-о-рус - бить баклуши, как из велдра; 2. заимств.: а)употребл. без перевода (заимств. из старосл.) - змий-искуситель и заиств. из др. яз. - тет-а-тет. б) фразеол-кальки - ед-цы дословно перевед. на рус. яз. (принимать к сердцу - с фран. хранить молчание).

Раздел "Фразеолог." (6 кл.) формир. предст. шк-в о фраз. оборотах, их признаках, стил. принадл. Ребята учат. объясн. знач. устойч. сочет., с помощ. более ярк. и образно хар-ся действие или предмет. К осн. хар-м фразеол., рассмю. в уч-х отн.: 1. возм. замены одним сл-м, синонимом; 2. способн. вступ. в антоним. отнош. Особ. знач. уд. раб. с разн. словарями. Упражн.: 1. Выяснен. знач. фразеолог. с пом. словаря; 2. введ. незнак. фразеол. в предлож. 3. метод рисунка. 4. Лекс. анализ фразеол. 5. Опред. роли фразеол. в тексте.

 

Катег. падежа и склонен. им. сущ. в СРЛЯ. Истор. зват. ф-мы. Разносклон. сущ. в СРЛЯ как рез-т историч. развит. Вар-ты падеж. ф-м как рез-т историч. развит. сис-мы склон. в рус. яз. Овлад. нормами лит. яз. при изуч. морфолог.

Падеж - словоизмен. ф-ма сущ. Катег. падежа посред. флекс. выраж. отнош. имени к др. ч.р., отраж. реал. ваимоотн. предметов, св-в. Падеж выявл. на основе синтаксиса, выраж. опр. связи м/у сл-ми. Ср-ва выр.: 1) Морфолог. - флекс. 2) Морфол-фонет. - флекс.+удар.+черед. (лес-о лесе); 3) Морф.-синт. - флекс.+предлог (в окне); 4)Синтакс. (сл-ми соглас.). В шк. грамм-ке кат. пад. предст. 6 пад. ф-м. Пешковск., Шахматов выд. ещё: 1) собст-о-родит. (снега) 2) количествен. отделит. (снегу); 3) изъяснит. (о лесе); 4) местн. (в лесу). Но больш. уч-х счит. это нецелесообр., т.к. ралич.нс. небольш. гр. сущ. Их рассм. как вар-ты падеж. оконч. Выд. 4 осн. типа пад. знач.: 1) субъектное - указан. на производит. действ. или носит. признака; 2) объектное - указ. на объект, на кот. напр. действ.; 3) обстоят. - каз. на врем., причину и т.п. 4) определит. - указ. на призн. предмета. Доп.: а) предикатив. - в роли сказ. выст.; зват. - обращен. и И.п. темы. Косв. пад. дел. на приглаг. и приимен. (В. п. - только приглаг). В древнерус. яз., как и в др. славян. яз-х, сущ. особ. ф-ма сущ., употребл. для выраж. обращен.,– звательная. Тенденц. утраты зват. падежа намеч. в древнерус. яз. оч. рано (уже в пам-ах письм-ти нач. XII в.). Ф-ции зват. пад. приним. именител., ср. Чего тебе надобно, старче? (ф-ма звате. п.) и Старик, я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (ф-ма именит. п.). Остатками стар. зват. ф-мы в СРЯ явл. сохран. восклицан. междомет. хар-ра: Господи, Боже мой, Отче наш. В некот. слав. яз. ф-ма сохр., напр., укр. жiнко, батьку; польск. пане Романо. Кат. пад. и отчасти рода тесно связ. с распрел. сущ. на гр. по типу скл. Само скл. - не катег., т.к. у него нет грам. знач. Склон. - наз. имен. сущ. и субст. сл. по падежам для связи с др. сл. Тип скл. опред. по н.ф-ме сущ. Основу сист. скл. им. сущ. сост. 3 продуктив. типа: 1. скл. - все сущ. ж. и м.р. и общ. р., им. в И.п. ед.ч. флекс. а (я); 2 скл. сущ. м.р. с нулев. оконч. и ср.р. с оконч. о, е. 3 скл. сущ. ж.р. с нулев. флекс., основа кот. оканч. на мягк. согл. и на шипящ. РГ-80 типы скл. классиф. с учётом продукт-ти, поэт. 1 типом скл. наз. трад-й втор. По хар-ру основысреди 3-х типов скл. выд.: 1) твёрд. вар-ты - сущ. с основ. на тв. согл. зв. 2) мягк.; 3) смеш. - основа на г, к,х у 1 и 2 скл. Выд. ещё адъективн. тип скл. - все сущ. им. ф-му и парадигмы прилаг. независ. от их рода и лексико-грам. разряда (портной, столовая). Им. собств. на ын/ин, ов/ев скл. по образцам совмещ. эл-ты субстантив. и адъектив. скл. - смеш. тип скл. За пределами осн. типов скл. наход.: 1) Разнослон. сущ. - им падеж. оконч. характ. для разн. типов скл. К ним отн. (путь; 10 сущ. ср.р. на мя - бремя, стремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, темя: дитя (в Р.п., Д.п., П.п. - дитяти); Разноскл. сущ. присущи след. особ.: 1) оконч. -и в Р., Д. и П.п. ед.ч. — как в III скл.; 2) оконч. -ем в Т.п. ед. ч. как во II скл.; 3) суф. -ен- во всех ф-ах, кроме И. и В. п. ед. ч. (только для сущ. на -мя). У сл. путь набл. падеж. ф-мы 3 скл., за исключ. Т.п. ед. ч., кот. свойств. ф-ма 2 скл. 2) Сущ. pluralia tantum; 3) нескл. сущ. (+ сложносокр. сущ.; заиств. сущ., геогр. назв. и собств. имена лиц на у, и, е, о) 4) Субстантивир. ф-мы речи не имен. по падежаи (громкое ура). Особен. рус. яз. заключ. в том, что ср-ва выражен. грам. знач. зачастую варьир. При этом вар-ты мог. различ. оттенками знач., стилист. окраской, сферой употребл., соответ. норме лит. языка или наруш. ее. Сам. большую группу состав. вар-ты, использ. кот. огранич. функцион. стилем или жанром речи. Так, в разг. речи нередко встреч. ф-мы Р.п. мн. ч. (апельсин, помидор, вместо апельсинов, помидоров). Употреб. таких форм в офиц. письм. и уст. речи счит. наруш. морфолог. нормы. Веществ. сущ. (сахар, топливо, масло, нефть, соль) употр., как правило, в ф-ме ед.ч. В профес. речи для обознач. разновид., сортов вещ-в использ. ф-ма мн.ч. (сахара, топлива, масла, нефти, соли). Эти ф-мы им. стилист. оттенок профес. употребл. Немало в рус. яз. морфол. вар-ов, кот. рассм. как идентич., равнознач. Напр.: токари-токаря, цехи-цеха. В др. случ. одна из форм наруш. норму лит. яз.: рельс, а рельса неправ., туфля, а туфель и туфл я ’ неправ.

Морфология изуч. в шк. для того, чтобы способств.1) общему образов. уч-ся, 2) развит. их логич. мышл., 3) овлад. рус. лит. яз. в его уст. и письм. ф-ме. Морфол. способ. развит. логич. мышл. детей, т.к. она, как часть грам-ки, обобщ. и типизир. явлен. яз., отвлек. от частн. и конкр. Поэт. процесс усвоен. морфол. неизбежно сопровожд. такими умств. действиями, как абстрагир., обобще., сравнен. и др. Развив. знач. морфол. сост. в том, что она формир. у шк-ов сознат. отнош. к своей речи и речи окруж. Знан. по морфол. позв. уч-ам произвольно контролир. речь. Общеобразоват., развив. знач. морф. оказ. непосред. связ. с ее практич. знач. Упр. на уроках морфол. служ. целям усвоен. теорет. мат-ла и выработки различ. умен. и навыков. Разнообр. упр., выполн. при изуч. морф., можно разд. на упр. по анализу яз. мат-ла, по измен. готов. текста и по конструир. Упраж. в видоизм. текста (замена морфемы, ф-мы сл., ч.р., словосоч., предлож.). Естеств., что на ур-х морфол., изуч. грам. ф-мы сл., систематически провод. тренировка уч-ся в измен. и образов. сл., напр.: 1. Поставьте им. сущ. (прил., глаг. и др.), дан. в скобках, в той или иной ф-ме. 2. Запиш. рядом с полн. ф-мой прил. (прич.) кратк. 3. Замен. глаг. словос. близк. по смыслу имен. словосоч. 4. Укаж. недочеты в использ. видов глаг. (полн., кратк. прил., прич. и др.) и внес. необход. исправл. и т. д.

Сис-ма согл. зв. СРЛЯ. Позиц. мена и позиц. изменен. Истор. заднеяз. Г,К,Х, шипящих и Ц в русс. яз. Содержан. и принципы построен. соврем. учеб-в. Хар-ка одн. из учебно-метод. комплексов, включ. в федерал. перечень уч-ов.

 

Согл. зв. отлич. от гл. налич. шумлив., кот. образ. в полости рта или носа при произнош. Согл. зв. разл. по 4 призн.: а) участ. шума и голоса (сонорн. - образ. при помощ. голоса и незнач. шума., их 9: р-р', л, н, м, j; шумн.- при образ. преоблад. шум над голосом, дел. на а) звонк.-при образ. кот. шум преол. над голосом: б,в,д,з,ж,г-г'. б) глух.- образ. целиком шумом: п, ф, т, с, ш, ц, щ', ц, ч', к, х); б) по месту образ.: 1) губн.: губно-губн. - б, п, м; губно-зубн. - в, ф. 2) язычн.: - переднеяз.: зубн. - л, н, д,, т, ц, з, с; нёбно-зубн. - ч, ж', ш, ш'. - Среднеяз. - j. - Заднеяз. - г, к, х. в) по способу образ.: 1) взрывн. (смычн.), их 12. Образ. полн. смык. органов произнос. водух наталк. на эту преграду силой разрыв. её в рез-те чего и возник. хар. зв.: п-п', т, д, б, г, к. 2) Аффрикаты (смычно-щелев.) - сложн. по раб. орган. речи зв. В нач. образ. как взрыв. зв., путём полн. смык. орг. речи, но в кон. артикул. происх. не мгновен. размык., а перех. её в щель, как у фрикат.: ц, ч. 3) Фрикативн. (щелев.) - образ. неполн. сближ. актив. и пассив. орг. речи через кот. проход. воздух, а шум образ. трен. воздуха о стенки щели: ф,в,с,з,ш, щ', ж', j, х. 4) Смычно-проход. - полн. смык. орг. речи, с одновр. прохожд. воздуха через полость рта или полость носа. В завис от эт.: носов. - н, м, л. боков.(ротов.): л. 5) Дрож-е - р. При их образ. кончик яз. то смык., то размык. с альвеолами при прохожд. возд. струи (вибр.). г) по налич. или отсут. доп. артикул.: тв. и мягк. (получ. j-артик. как дополнит. наз. палатиз., у j эта артик. не доп., а основн. (наз. палатальн.). Позиц. мена согл. зв. связ.: а) с отнош. глух. и зв. шумн. согл. в положен. перед шумн. В СРЛЯ по зак. синтагматики зв. шумн. перед гл. шумн. мен. на глух., а глух. перед зв. мен. на зв. лавка - ассимиляц. по глух.; сдать - ассимил. по звонк. сшил - шыл - пол. ассимил. б) позиц. мена происх. в абсол. кон. слова, если в эт позиц. попад. зв. шумн., то он оглуш. (дуб). В рез-те позиц. мены образ. перекрещ. типы черед. Позиц. мена связ. с отнош. тв. и мягк. в. перед. э, но синтагмат. зак-н действ. с огран., т.к. появ. сл-ва - мэр, сэр. Позиц. измен. связ.: со случаями ассимил. по мягк., если на стыке мягк. и тв., то тв. не всегда стан. мяг. В СРЛЯ смягч. тв. согл. перед мягк. затраг. не все соглю, такое наблюд. при произнош. зубн. По нормам рус. яз. не сямгч. - р перед мягк. губн. и зубн., а также перед всегда мягк. ч, щ. Позиц. измен. согл. также связ. с оглуш. сонорн. согл. в кон. слова после глух. шумн. и в нач. слова, перед глух. шумн. (вопль, вепрь). С измен. глух. аффрикат. - ч и ц. в звонк. дж, дз. Позиц. имен. не связ. с фонет. зак-ми, они не восприн. и не осозн. слуш., м. осущ. и не осущ.

Заднеяз. согл. в рус. яз. долго остав. вне соотнос-ти по тверд.-мягк. Они не могли выступ. перед гласн. передн. ряда, т.к. еще в общесл. эпоху в таких сочет. заднеязыч. согл. подверг. палатализациям. В XII-XIIIвв. в сочет. [гы, кы, хы] нач. измен. и гласн. и соглас.: гласн. передвиг. в зону передн. ряда, а согласн. смягч. В рез-те такого измен. в исконно рус. словах появл. сочет. [г’и, к’и, х’и], в кот. мягк. заднеяз. выступ. как позицион. вар-ты тверд. Смягчен. [г’, к’, х’] было одним из этап. формир. соотносит-ти согл. по тверд.-мягк. и связ. с процессом функционал. сближен. < и > и < ы >, при эт. [г’, к’, х’] выступ. как вар-ты тверд. фонем <г, к, х>. Это смягчен. было подготовл. бытован. в древнерус. яз. заимствов. из греч., содержавш. мягк. заднеяз. (Георгии, Никифор, Никита, Яким), и поддерж. морфологич. аналогией, под воздейст. кот. происх. выравнив. основ в склонен. и спряж. с устранен. рез-ов 2-й палатализ.: перед окончан. или суфф. с гласн. передн. ряда восстанавл. заднеяз. согл. основы: пеку, пеки, пеките, бегу, беги, бегите вместо пеци, пецÝте, бези, безÝте. Мягк. заднеяз. [г’, к’, х’] встреч. только перед [и] и [Ý] (позднее [е]), в ост. позиц. (на кон. слова, перед соглас., перед гласн. непередн. ряда) употребл. только тверд. [г, к, х]. В русс. яз. мягк. [г’, к’, х’] стали возможны и перед гласн. непередн. ряда [а, у, о], напр., маникюр, ликёр, Гёте. Вопрос о фонематич. роли [г’, к’, х’] в рус. яз. не реш. однозн. В связи с тем, что в лит. яз. и во мног. диалектах мягк. заднеяз. не наход. в изолир. от гласн. позиц. (на кон. слов), больш-во лингвистов (МФШ) не склон. счит. их самост. фонемами (ср. противоп. точку зр. А.Н. Гвоздева). Шипящ. [ж’], [ш’] и аффрикаты [ц’], [ч’] никогда не были парн. по призн. «тверд. – мягк.». И в СРЯ они ост. непарн.: [ж, ш, ц] - всегда тверд., [ч’] - всегда мягк. Поскольку зв. [ж’, ш’, ц’] возник. как мягк. согл., то ист. эт. зв. - истор. их отверден. Процесс этот не был связ. с паден. редуцир. Для [ж] и [ш] указ. на их тверд. появл. в пам-х с к. XIVв., а для [ц] - вXVIв. Более позднее отверд. [ц] по сравн. с шипящ. подтвержд. и отсутств. перед [ц] перехода [е] в [о] (отец), в то врем. как перед [ж] и [ш] переход осущ. (ёжик, идёшь). Совр. рус. орфогр. сохр. традиц. напис., типа жи, ши; жь, шь (в нек. грамм. формах): жир, шило, мышь, ешь. Написание ци- сохр. в сер. слова (цифра, цирк), но на стыке корня и окончан. или корня и суфф. появл. напис. цы: отц-ы, Синиц-ын, сестриц-ын.

Шк. учебник – это спец. книга, излаг. основы науч. знан. по рус. яз. и предназнач. для постиж. учеб. целей. Основн. фун-ми учебн. явл.: информац., трансформац., систематизир. и воспитат. В нем даются знан. (информац. функция), представл. в виде определ. сис-мы (систематизир. ф-ция) и служ. для формир. соответ. общеуч. и спец. умен. (трансформацион. функция). При эт. все мат-лы учебника направл. на воспит. у уч-ся умен. самостоят. и верно оцен. факты действит. Учебник и программа имеют общ. сис-му понят., фактов, общ. послед. их изуч.. Но в учеб. в отлич. от программы дается трактовка язык. явлен., уточн. содержан. изучаем. понятий, включ. упраж. на закрепл. знан., формир. язык., правопис. и реч. умений. Учебник опред. объем свед. об изуч. понятиях, способ. формированю у шк-ов необход. способов деят-ти. Как правило, учебник включ. след. структур. компоненты: теорет. свед. о яз. в виде текстов и внетекстовые компоненты: аппарат организ. раб. (вопросы, задания); иллюстрат. мат-л и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.). В основн. текстах опис. факты и явлен. яз. и речи, даются определен. понятий, перечисл. их основ. признаки, дел. выводы и обобщен., предлаг. задания и упраж., на основе кот. формир. сис-ма умен. и навыков, вывод. правила и т.п. В дополн. текстах даются мат-лы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассужд. Иллюстратив. мат-л (рисунки, схемы, таблицы, графич. изображ. и т.п.) способ. более глубок. осозн. изуч. явлен. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помог. учащ-ся понять внутр. структуру учебника, дает представл. о содержании и построен. учеб. мат-ла, позвол. ориентир. в содержан. учебника в целом. Учитель долж. знать, как строится учебник, чтобы методически верно использ. весь мат-ал, предст. в учеб. кн. Учебник предназнач. и для уч-ся, и для учителя. Для ученика он явл. источником информ., справоч. пособ., ср-м овлад. умен. Для учителя – он источник методич. сис-мы. С помощью учебника он опред. методы работы со школ. на разн. этап. освоен. мат-ла. Принципы обучен. - основн., исходн. теорет. положен., опред. выбор методов, приёмов, ср-в обуч. Общедидакт. принципы явл. ключев. для построен. стандартов, программ, учебников для шк., т.е. опред. содерж-е обуч.: Научности (ориент. на совр. науч. теор.), так в шк. включ. раздел словообраз., после развит. теор. словообраз. 70 гг.; Приемствен. Систематичн. и послед. в обуч.; связи теор. с практикой; сознательности; прочности; доступн.; наглядн.; воспит. обучен. (воспит. у уч-ся нравств. норм повед. ср-ми родн. яз.); индивид. подхода.

Комплект учебн-в «Русский язык». 5-11 кл. (под ред. В.В. Бабайцевой) Среди положит. св-в комплекта след. отмет. след.: во-первых, налич. учеб. «Теория», кот. содерж. весь мат-л за курс 5-9-го кл. и даёт возм. обращ. к нему как к справочнику. Структура учеб. комплекса позвол. изуч., закрепл., повтор. теорет. свед. о яз. в сис-ме. Теор. излож. просто и стилист. ровно, без излишн. наукообразия. Во-вторых, использ. дан. учеб. пособ. помог. в организ. активн. форм обуч., в частности, семинар. занят., в подготовке учащ-ся к экзаменам. В-третьих, дает возможн. учителю выдав. учеб. мат-л пропедевтически, внедр. нов. передов. технологии, в частности, выдав. мат-л блоками. Сис-ма заданий и упраж. рассчит. на разноуровн. подход к обучению. Задан. треб. не просто определ. знаний, а умен. сопоставл., анализир., дел. выводы. Богат. справочн. мат-ал способств. организ. самост. раб. Кроме того, учебник содерж. подробн. образцы различн. видов граммат. разбора, введ. такие виды разборов, как орфографич. и пунктуацион. В учеб-ах «Практика» много текстов, что всегда предпочтит. отрывочн. предложен., много разнообразн. задан. Нач. с 6-го кл. в уче-к "Практика" ввод. разделы "Повтор. орфографию" и "Повтор. пунктуацию", это позвол. учителю планир. и осущ. систематич. повторен. наиб. трудн. вопросов. В учеб-ке "Практика" для 8-9-го кл. в разделе «Синтаксис» представл. упражн. на редактир. текста. В приложен. включён толков. словарь, обращен. к кот. способств. расшир. словар. запаса и повыш. ур-ня грамотности уч-ся. Достоинством дан. комплекта явл. налич. уче-ка Е.И. Никитиной "Русская речь", позвол. выстр. сис-му ур-ов по развит. речи. Разнообраз. творч. задан., иллюстра


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.