IV. Речевое общение. Формы проявления речевого общения. Основные единицы речевого общения — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

IV. Речевое общение. Формы проявления речевого общения. Основные единицы речевого общения

2017-11-22 1111
IV. Речевое общение. Формы проявления речевого общения. Основные единицы речевого общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Речевое общениеэто мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности (Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. – М., 2001).

Речевое общение может осуществляться между многими, несколькими, двумя людьми. Оно сознательно, целенаправленно и активно.

Речевое поведение

Формой проявления речевого общения является речевое поведение коммуникантов, а содержанием – их речевая деятельность. Результатом (продуктом) речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми и эмоции.

Общение как поведение представляет собой тип организации речевого взаимодействия с окружающими, соответствующий мировоззрению и психическим особенностям личности. К речевому поведению относятся такие особенности человека, как подражание речи других людей, подчинение индивидуального поведения групповым нормам, лидерство в общении. Межличностное же взаимодействие характеризуется объективными данными и субъективным восприятием речевых действий. Здесь важно влияние отношений собеседников на характер общения и речевых действий на развитие этих отношений.

Речевая деятельность

Речевая деятельность – это осознанно мотивированная человеческая активность.

Основу процесса речевой коммуникации составляют следующие виды речевой деятельности.

К основным видам речевой деятельности относятся говорение (устное выражение мысли), письмо (графическое выражение мысли), слушание (восприятие речи на слух и её понимание), чтение (восприятие и понимание чужой письменной речи).

Говорение – это отправление звуковых сигналов, несущих информацию. Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для этого человеку необходимо постоянно заниматься самообразованием, развивать самостоятельность мышления, глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Чтение расшифровка графических знаков и понимание их значений.

Чтение как вид речевой деятельности развивается на основе текстов разного жанра, имеющих коммуникативную и личностно-ориентированную направленность. Чтение формирует у читателя рецептивные, репродуктивные, продуктивные и репродуктивно-продуктивные умения.

Рецептивные умения помогают читателю предвосхищать содержание текста по заголовку, схемам, иллюстрациям и извлекать из текста основную мысль, идею и ключевую информацию.

Репродуктивные умения нужны человеку при воспроизведении прочитанного текста, делении его на смысловые части, при его сокращении и при составлении вторичных текстов (конспект, реферат, тезисы).

Репродуктивно-продуктивные умения способствуют реконструировать текст в план, интервью, беседу и обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей жизни. При помощи продуктивных умений читатель сможет участвовать в проектной работе по определённой теме.

Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Письмо – это вербальное общение при помощи письменных текстов. Письменная речь как вид речевой деятельности значительно отличается от устной речи как в грамматическом, так и в стилистическом отношениях. Человек должен специально овладевать сложной композиционно-структурной организацией письменной речи, а также орфографическими и пунктуационными нормами языка.

Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание.

Слушание (аудирование) является составной частью процесса общения, который включает в себя этап первичного анализа звукового сигнала и этап его смысловой интерпретации. Это самый сложный вид речевой деятельности, о чём свидетельствует разрыв между передаваемой адресантом и воспринимаемой адресатом информацией (от 25% до 60%). Чтобы слушание приносило пользу, необходимо сформировать у себя умения концентрироваться, анализировать информацию, слушать критически и конспектировать.

Все виды речевой деятельности имеют много общего и в то же время отличаются друг от друга по ряду параметров – по характеру речевого общения, по направленности речевой деятельности на приём или выдачу информации и др.

По характеру речевого общения речевая деятельность подразделяется на виды устного и письменного общения. К первым относятся говорение и слушание, ко вторым – чтение и письмо как более сложные виды речевой деятельности.

По направленности речевой деятельности на приём или выдачу информации виды речевой деятельности определяются как рецептивные, т.е. основанные на восприятии,– это слушание и чтение, и продуктивные, т.е. создающие и выдающие речевое сообщение, – это говорение и письмо.

Общей характеристикой всех видов речевой деятельности является единство смыслового содержания и формы его выражения. Содержанием всех видов речевой деятельности является адекватная смысловая организация создаваемого и воспринимаемого высказывания. Формой её реализации служат: речеслуховое и зрительное восприятие (перцептивный процесс), анализ и синтез (мыслительный процесс) и чувства (сенсомоторный процесс), которые находят своё выражение во множестве видов общения.

Поскольку при говорении и слушании человек оперирует акустическими сигналами, а при письме и чтении – графическими знаками, при говорении и письме действуют механизмы кодирования информации, а при слушании и чтении – декодирования.

3. Основные единицы речевого общения

Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.

Под речевым событием понимается конкретный факт речевой активности, направленной на создание и понимание текста в целях общения. Речевое событие включает два основных компонента: 1) словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс); 2) условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, их поведение (речевая ситуация).

Для отправителя и для получателя информации речевое событие проявляется по - разному: со стороны адресанта оно заключается в говорении, т.е. отправлении акустических сигналов в виде языковых знаков или письме,т.е. кодировании речевых сигналов с помощью графических сигналов. Значит, речевое событие со стороны адресата – это слушание, т.е. восприятие и понимание речевых акустических сигналов, либо чтение, т.е. декодирование графических знаков и их понимание.

Исходным моментом любого речевого действия является ре чевая ситуация (поведение участников), то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к речевому действию, например, к высказыванию. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие. Речевая ситуация выполняет важную роль в общении: помогает понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т.п.), выявить причинно - следственные связи данного высказывания с другими событиями. Именно речевая ситуация диктует правила ведения разговора, определяет формы его выражения и уместность тех или иных стилистических средств языка (представьте ситуации диалога с врачом; беседы в гостях; вербальное общение в транспорте).

Речевая ситуация обусловливает не только прямой, но и косвенный (прагматический) смысл высказывания. Использование косвенных высказываний делает речь более выразительной, сжатой. Смысл высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации. Например, нейтральное, казалось бы, высказывание: Спасибо, у меня все хорошо в зависимости от речевой ситуации может приобретать различные прагматические значения: В моей жизни ничего не изменилось; Моя ситуация улучшилась; Я не хочу поддерживать разговор и др.

Речевые ситуации принято классифицировать на канонические и неканонические. Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т.п. Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т.е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т.е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т.д.

Качество понимания передаваемого сообщения зависит от комплекса факторов – различных условий, при которых осуществляется коммуникация. Совокупность таких условий принято называть контекстом. Общий контекст речевого общения складывается из явного и скрытого. Явный (или эксплицитный) контекст включает то, что подлежит непосредственному наблюдению. Он делится на вербальный и невербальный. Скрытый (или имплицитный) контекст – это то, что не поддается непосредственному наблюдению. В скрытый контекст входят: мотивы, цели, намерения и установки коммуникантов, их личностные характеристики (уровень образования, социальная принадлежность, характер и т.п.). В зависимости от контекста высказывание может привести к различным результатам.

Речевое взаимодействиеэто процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством речи. От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого речевая деятельность была бы невозможна. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, иметь осознанно мотивированную необходимость вступить в общение с кем - либо или сообщить что - либо. Помимо непосредственных участников речевого взаимодействия, необходим и предмет речи – то, о чем говорят и по поводу чего происходит обмен информацией.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.