Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Стили вербальной коммуникации

2017-11-22 2547
Стили вербальной коммуникации 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Под вербальной коммуникацией понимается языковое общение, выражающееся в обмене мыслями, информацией, эмоциональными переживаниями собеседников.

Каждый человек выбирает свой стиль общения, который накладывает характерный отпечаток на его поведение и взаимодействие с другими людьми. Согласно исследованиям, коммуникативный стиль зависит как от индивидуальных особенностей человека, так и от общепринятых в данной культуре норм общения. В связи с этим коммуникативный стиль можно определить как совокупность устойчивых и привычных способов поведения, присущих данному человеку, которые используются им при установлении отношений и взаимодействий с другими людьми (А.П. Садохин).

Практика показывает, что эффективная коммуникация требует знания и умения использовать все ее компоненты. Среди этих компонентов важное место принадлежит нескольким стилям вербальной коммуникации, которые основываются на искусном владении всеми речевыми жанрами – от реплики или комментария до лекции, доклада, информационного сообщения, публичной речи. Обычно выделяют три группы стилей вербальной коммуникации: прямой и непрямой; искусный (вычурный) и краткий (сжатый); инструментальный и аффективный.

Прямой вербальный стиль имеет своей целью выражение истинных намерений человека и поэтому предполагает жесткий стиль общения, исключающий условности и недосказанности. Например, этот стиль общения характерен для американской культуры, в которой принято использовать в общении четкие, ясные и однозначные слова. Прямой откровенный разговор для американцев является показателем честности и убежденности, тогда как разговор намеками у них ассоциируется с нечестностью и неуверенностью. Для данного коммуникативного стиля характерны следующие высказывания: Говорите, что вы имеете в виду; Давайте по существу и т.д.

Непрямой вербальный стиль позволяет скрывать и камуфлировать истинные желания, цели и потребности говорящего человека. Например, этот стиль общения характерен для культур Японии и Кореи. Забота о сохранении собственного лица и лица собеседника требует от говорящего использования неясного и даже двойственного значения слов и выражений. Традиции этих народов не допускают возможности открыто сказать «нет». Для данного коммуникативного стиля характерны следующие высказывания: Я согласен с вами в принципе; Сочувствую вам; Возможно; Вероятно и т.п.

Искусный (вычурный) стиль предполагает использование богатого, экспрессивного языка в общении. Например, этот стиль широко распространен в культурах народов Ближнего Востока, где благодаря клятвам и заверениям сохраняется как лицо говорящего, так и лицо его собеседника. Если араб выскажет прямо и точно свои мысли или чувства без ожидаемой сверхубежденности, то тем самым даст основание заподозрить его в неискренности. Прямой вербальный стиль разговора, осторожность в выражениях, краткость и паузы на размышление не принесет успеха в общении с арабами. Следует говорить больше и громче, чем обычно, эмоционально – все это при общении с арабами означает искренность.

Краткий (сжатый) стиль коммуникации является противоположностью вычурного. Его главная особенность заключается в использовании необходимого и достаточного минимума высказываний для передачи информации. Кроме того, этот стиль характеризуется также устойчивостью, использованием пауз и выразительного молчания. Обычно этот стиль доминирует в коллективистских культурах, например, китайской. Для китайцев молчание становится способом контроля над процессом коммуникации.

Инструментальный стиль общения ориентирован на говорящего и на цель коммуникации. Он опирается на точную информацию, чтобы достичь поставленных целей общения. Использование инструментального стиля позволяет человеку через речь утвердить себя в процессе коммуникации, сохранить чувство автономии и независимости от собеседника, утвердить свое индивидуальное Я. Этот стиль общения преимущественно представлен в европейских культурах и США.

Аффективный стиль предполагает приспособление участников к самому процессу общения, к чувствам и потребностям собеседника. Это приводит к тому, что при аффективном стиле человек вынужден быть осторожным в своей речи, избегать рискованных высказываний и положений, для чего он широко пользуется неточными выражениями и избегает прямых утверждений или отрицаний.

Перечисленные варианты стилей вербальной коммуникации присутствуют практически во всех культурах, но в каждой культуре оцениваются по-своему.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.