II. Совершенствование навыков чтения и слушания — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

II. Совершенствование навыков чтения и слушания

2017-11-22 521
II. Совершенствование навыков чтения и слушания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Чтение

В процессе коммуникации (как процессе обмена информацией) умение быстро и рационально читать является одним из необходимых условий достижения цели. Навыки чтения необходимо развивать любому человеку, поскольку это поможет перерабатывать большее количество информации и экономит время. Для этого необходимо ознакомиться с сутью процесса чтения и овладеть основными приемами техники чтения.

Процесс чтения складывается из двух основных этапов: этапа зрительного восприятия и этапа осмысления (интерпретации) прочитанного.

На первом этапе – этапе зрительного восприятия – важна роль «технических навыков» чтения, которые формируются с помощью остроты зрения, скорости чтения, передвижения глаз по тексту и размера поля зрения. Обычно поле зрения человека составляет 1,5-2 слова, или 10-15 букв, за одну фиксацию. Основными показателями уровня владения навыками чтения являются общий уровень чтения и скорость чтения.

На втором этапе – этапе осмысления (интерпретации) прочитанного – происходит понимание смысла слов, предложений и всего текста. На втором этапе должны проявляться такие навыки читающего, как умение выделять главную и основную информацию, способность к запоминанию, способность к концентрации внимания и др.

Скорость чтенияэто показатель, который не только характеризует количество слов, прочитанных в минуту, но и учитывает качество усвоения прочитанного. Скорость чтения определяется по следующей формуле:

V = (q / t) K

где q – объем текста в словах; t – время чтения в минутах; K – коэффициент понимания (усвоения прочитанного), определяемый следующим соотношением:

K=N / M,

где N количество правильных ответов по содержанию прочитанного; М – общее количество вопросов по содержанию прочитанного текста.

Скорость чтения можно определить самостоятельно.

Способы чтения.

В зависимости от материала, который предстоит прочитать, и от цели чтения (от прагматической установки) тексты классифицируются как

1) тексты, которые необходимо подробно изучить;

2) тексты, с которыми следует ознакомиться;

3) тексты, из которых нужно выбрать определенную информацию.

Если содержание прочитанного используется для составления обзора или реферата, то материал относится к первой группе текстов. Чтение в развлекательных целях осуществляется на текстах второй группы. Если вам посоветовали прочитать статью, в которой содержатся интересующие вас сведения, то этот материал относится к третьей группе данной выше классификации текстов.

Способы, или виды, чтенияэто стратегии, используемые при чтении текстов различных групп. Та или иная стратегия выбирается в зависимости от цели и задач чтения. Выделяют следующие основные способы чтения: углубленное чтение, ознакомительное чтение, выборочное чтение, чтение-просмотр, сканирование и быстрое чтение.

1. При углубленном чтении необходимо понять, какую проблему решает автор, каковы его точка зрения и выводы. Для этого необходимо осмыслить структуру текста, сопоставить выводы автора с собственными рассуждениями. При этом обращается внимание на детали текста, производятся их анализ и оценка. В результате чтения содержание должно быть полностью воспринято, вся информация должна быть переработана в такой степени, чтобы ею впоследствии можно было воспользоваться.

Чтобы глубоко и подробно усвоить текст, рекомендуется уяснить: основную идею автора; вопросы, которые он рассматривает для доказательства своей идеи, аргументы, которые он приводит; основные выводы автора. Такой способ чтения называют аналитическим, изучающим, творческим и т.п., и он применяется при чтении текстов 1-й группы (обычно это учебники, тексты по незнакомой, сложной тематике).

2. Ознакомительное чтение нацелено на общее знакомство с содержанием текста. При этом внимание уделяется не анализу текста, а его информативной стороне, т.е. только основной информации. При таком способе чтения достаточно уяснить, какие существенные факты содержатся в тексте и полезно запомнить выходные данные текста (где и когда он опубликован). Ознакомительное чтение используется при чтении текстов 2-й группы (тексты публицистического стиля – газетные и журнальные статьи и художественная литература).

3. Если в тексте вас интересует какая-то вполне определенная информация (например, статистические данные, описание какого-то события и т.п.) или новизна приводимых сведений, то следует использовать выборочное чтение. При этом виде чтения можно не анализировать все содержащиеся в тексте факты, а лишь понять, что нового, важного и полезного для вас содержится в тексте. Такой способ применяется при чтении текстов 3-й группы (таковы тексты любого жанра и стиля: научного, официально-делового, публицистического, художественного).

4. Чтение-просмотр. Одной из разновидностей выборочного чтения является чтение-просмотр, которое используется для предварительного ознакомления с книгой. Он заключается в том, что читается оглавление книги, предисловие (выбираются наиболее важные положения автора) заключение. Цель такого чтения – определение того, следует ли купить эту книгу, заказать в библиотеке, нужно ли читать ее, если нужно, то каким способом и т.п.

5. Сканирование является разновидностью выборочного чтения. Это быстрый просмотр печатного текста с целью поиска фамилии, слова, фактов и т.п. При просмотре текста глаза обычно движутся в вертикальном направлении по центру страницы, и зрение работает избирательно, поскольку читающий хочет найти только интересующие его данные. Чтобы овладеть таким способом чтения, необходимо развивать приемы техники чтения – расширять поле зрения, тренировать избирательность внимания и т.д. Этот способ чтения поможет усвоить текст быстрее, чем при традиционном способе.

6. Быстрое чтение требует специальной тренировки и характеризуется не только высокой скоростью чтения, но и высоким качеством усвоения прочитанного. Оно основывается на определенных правилах (алгоритмах) и по глубине понимания и запоминания не уступает углубленному чтению.

Слушание

Слушание является одним из критериев коммуникабельности человека и очень важно в повседневной жизни. Специальными исследованиями установлено, что в среднем человек тратит 29,5% времени на слушание, 21,5% – на говорение, 10% – на письмо. Учеными также обнаружен существенный разрыв между говорящим (оратором, лектором) и аудиторией. Экспериментально доказано, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25%-ого уровня эффективности за 10 мин. Даже в неофициальных беседах слушатель усваивает в среднем не более 60 – 70% того, что говорит собеседник. Такое разделение исследователи объясняют тем, что процесс слушания понимается неправильно. Это можно проиллюстрировать с помощью следующего теста «Что такое слушание» Прочитайте каждое из приведенных ниже утверждений и скажите, согласны ли вы с ним.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.