Субъектный опыт учащегося как цель и результат управления учением — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Субъектный опыт учащегося как цель и результат управления учением

2017-11-27 348
Субъектный опыт учащегося как цель и результат управления учением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство исследователей считают предметом учения социальный опыт. При этом они опираются на то, что в учении учащийся работает с объектами и знаниями о них, задаваемыми в обучении. Однако, как считает И. И. Ильясов, «предметом этой работы является опыт убъекта, преобразуемый в учении по линии дополнения его новыми маниями и умениями, и переструктурирования за счет включения пре­образуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта».

При усвоении нового материала учащийся сопоставляет его с усво­енным ранее, связывает с ним, перестраивает. Знания, даваемые в обу­чении, помогают ему выстроить новые знания и действия в своем опыте и изменить прежний опыт, и эти знания являются средством его изме­нения. Поскольку учение есть изменение субъекта деятельности, то деятельность учения может быть определена как деятельность по самоизменению, саморазвитию, и в качестве предмета может рассматриваться опыт самих учащихся, который преобразуется в учении путем присвое­ния элементов социального опыта. «Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счет этого прежнего опыта учащегося и составляют продукт деятельности учащегося». Таким образом, автор убедителен в своей позиции по отношению к статусу учебного опыта, определяя его как предмет и в то же время как продукт деятель­ности учения.

«Основным является прямой продукт этой деятельности — умение учиться; побочным продуктом... находящимся на нижележащем уровне, являются предметно-сцецифические знания и умения, на материале которых формировалось умение учиться; побочным продуктом самого низкого уровня является "деловой" результат этих предметно-специфических умений». Обратимся к определению понятия «опыт». «Опыт — основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действитель­ности; единство знаний, умений и навыков. Выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений». Чтобы усвоить знания, необходимо осуществить определенную деятельность, т.е. присвоить их. Присвоение — процесс акктивный, избирательный, личностно значимый и в этом плане субъективный. Как и любой процесс, он осуществляется по объективным законам человеческой деятельности, в которой выделяются мотивы, цели, реализующие потребность человека, а также средства деятельности.

Средствами деятельности учения являются приемы учебной работы, которые делятся на три группы: приемы первого типа, непосредственно входящие в содержание усваиваемых знаний, умений, навыков и действующие в виде правил (правила чтения чертежа); приемы второго типа, обеспечивающие не столько усвоение знаний в их предметном удержании, сколько организацию процесса усвоения (приемы целеполагания, планирования, контроля, коррекции, оценки, т.е. приемы само­управления учением); приемы третьего типа, обеспечивающие восприя­тие учебного материала, наблюдение, запоминание, решение задач, создание образов, т.е. все то, что составляет содержание умственной (внутренней) активности человека (умственные операции, познавательные операции).

Овладение приемами учебной работы служит основой, на которой у школьников формируются учебные умения и навыки. В задаваемом приеме учебной работы раскрывается процесс ее осуществления в виде определенного норматива, т.е. показывается, как эта учебная работа может быть выполнена. Но в реальном процессе усвоения приема про­исходит его трансформация (искажение или обогащение новым содер­жанием), т.е. «субъектное преобразование». Сложный механизм превращения «заданного приема в устойчивое личностное образова­ние фиксируется в способе учебной работы».

Следовательно, способ учебной работы — это результат субъект­ной трансформации приема, заданного для усвоения. А поэтому один и тот же прием может выполняться разными способами в зависимо­сти от соответствующего личного опыта учащегося. Вот почему, испы­тывая на себе влияние одних и тех же учебных программ, методов обу­чения, каждый обучающийся учится по-своему, достигая при единооб­разных условиях обучения далеко не одинаковые результаты. Дру­гими словами, личный опыт учения у каждого школьника индивидуа­лен. Для получения успешных результатов обучения преподаватель должен знать (уметь выявить, оценить), какими способами учебной ра­боты владеет учащийся, и сам учащийся должен уметь отдавать себе отчет о способах своего учения. Вне этого организовать самостоятель­ную работу учащегося невозможно. Преподаватель должен уметь пла­нировать систему знаний (учебную информацию), подлежащую усвое­нию учащимся; систему операций, с помощью которых учащийся усво­ит эти знания; предусмотреть обучение школьников приемам самоуп­равления учением и создать условия, в которых учащийся сумеет про­явить в усвоении свойственный ему уровень активности и самостоя­тельности.

Итак, учебный опыт школьника есть предмет деятельности учения. Предметом деятельности преподавателя должно стать желание школь­ника учиться. Поэтому основным содержанием управленческой деятель­ности преподавателя является организация деятельности учения школь­ников, а вместе с этим — развитие их учебного опыта.

Учебный опыт школьника есть, с другой стороны, продукт деятель­ности его учения. Продукт деятельности учения каждого школьника специфичен и глубоко индивидуализирован. Поэтому при организа­ции учения школьника преподаватель должен ориентироваться сам и ориентировать учащегося на формирование разнообразных способов учебной работы. Преподаватель и учащийся должны уметь отслежи­вать содержание и результаты своей деятельности, в которой следует опираться на педагогический мониторинг и педагогическую рефлек­сию.

Задача индивидуально-ориентированного подхода к учению школь­ника должна состоять в помощи обучаемому найти наиболее рацио­нальные для него приемы и способы работы за счет активизации его интереса.

Средствами рефлексии являются самонаблюдение, самоанализ, контроль, самооценка, самокоррекция, самоотчет, планирование перспектив и их оценка, идентификация себя с другими как средство познания и самопознания, а также организация переживания и сопереживания, стимулирование деятельности, задавание вопросов, в том числе и к себе и ответы на них.

Вышесказанное означает, что рефлексия есть внутренний механизм самоуправления деятельностью, в том числе и учебной.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.