Рефлексивное управление учением — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рефлексивное управление учением

2017-11-27 480
Рефлексивное управление учением 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Согласно исследованиям психологов и педагогов, рефлексивное уп­равление рассматривается как неотъемлемая характеристика любого взаимодействия.

Качественной характеристикой рефлексивного управления яв­ляется тот факт, что результат взаимодействия управляющего и управ­ляемого выражается в том, чтобы у последнего развивались способно­сти к самоуправлению своей деятельностью.

Сущностной характеристикой рефлексивного управления являеп делегирование многих полномочий и ответственности за результат учебы и труда самих участников образовательного процесса.

Специфика рефлексивного управления состоит в том, что оно побуждает собственную активность и самостоятельность управляемых, влияет на процессы самоуправления и тем самым обеспечивает и«субъектную позицию в образовательном процессе.

В основе технологии рефлексивного управления — управленческие функции и действия, которые присущи традиционной технологии управления, но каждый такой акт включает в себя цикл рефлексивного управления. Предлагаемая модель рефлексивного управления предполагает ее построение в соответствии с четырьмя стадиями, составляющими своеобразный цикл этого управления. Под циклом рефлексивного управления мы понимаем цикл взаимодействия управляющего и уп­равляемого (преподавателя и учащегося), который приводит к расши­рению субъектных функций управляемого, переходу из позиции «реаги­рования» («исполнителя») в позицию организатора собственной дея­тельности и соорганизатора образовательного процесса, возрастанию самостоятельности в ходе выполнения деятельности.

Каждый такой цикл может быть представлен, как уже отмечалось, последовательностью стадий:

1) стадией рефлексивного анализа;

2) конструктивно-ориентационной стадией;

3) стадией стабилизации;

4) стадией системной рефлексии.

Рефлексивное управление вновь и вновь повторяется в соответствии с приведенной логикой. Меняются управленческие функции: от анали­за к планированию и проектированию, далее к организации, контролю и коррекции, меняются объекты управления и уровни, но цикл повторяет­ся в каждой управленческой функции.

Рассмотрим каждую стадию цикла рефлексивного управления.

Стадия рефлексивного анализа. Эта стадия имеет особенно важное значение в целостном цикле рефлексивного управления, так как ее назна­чение состоит в выявлении и раскрытии субъектного опыта участников об­разовательного процесса и в определении его желаемого состояния.

Осуществляемый рефлексивный анализ, являясь началом цикла реф­лексивного управления, с полным основанием следует расценивать как стремление преподавателя во взаимодействии с учащимися исследо­вать ту «почву», на которой возникнут идеи и предположения относи­тельно последующей совместной и индивидуальной деятельности. Не­обходимо помнить, что системное представление, например преподава­теля о субъектном опыте учащихся, основывается на выборе этого пред­ставления самими обучающимися.

Рефлексивный анализ в отличие от других видов педагогического анализа обеспечивает педагогу описание исходного субъектного опыта учащихся на основе учета позиций самих учащихся и собственного опыта в том или ином виде деятельности.

Резюмируя сказанное, отметим, что рефлексивный анализ: не просто фиксирует начальное состояние личного опыта учащихся, и дает картину того, как осуществляется взаимодействие преподавателя и учащихся;

выявляя возможности учащихся в том или ином виде самоуправлен­ской деятельности, определяет предпосылки включения субъектного ||.1та непосредственно в образовательный процесс.

Итак, учащийся раскрыл свой субъектный опыт, осуществил самопознание. Преподавателю далее важно на организационном и операционально-технологическом уровне обеспечить наращивание субъектных функций учащегося.

Конструктивно-ориентационная стадия состоит в том, что на основе данных рефлексивного анализа обосновываются интенсифициру­ющие управленческие воздействия, обеспечивающие стимулирование учащихся к самоопределению в рамках своей учебной деятельности. Наметим, что интенсифицирующее воздействие преподавателя не должно и не может носить характер административного принуждения, оно должно создавать условия (содержательные, организационные, операциональ­но-технологические и методические), при которых бы учащийся сам определялся в деятельности таким образом, чтобы эффективно использовать свои возможности и возможности окружающей его среды. Иными словами, интенсифицирующие управленческие воздействия являются конструктивными по своей сущности.

Сопоставим управленческие воздействия преподавателя, интенси­фицирующие самоопределение учащегося с позиции раскрытия своих возможностей и, наоборот, препятствующие в какой-то степени разво­рачиванию учащимся своего личностного потенциала.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.