Некоторые ошибки в управлении воспитательной системой — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Некоторые ошибки в управлении воспитательной системой

2017-11-27 330
Некоторые ошибки в управлении воспитательной системой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Исследователи воспитательных систем главной ошибкой в управле­нии ими считают нормативный подход педагогов к организации воспи­тательного процесса. Это выражается в игнорировании природы ВС, ее специфического своеобразия. Ученые выделяют три главных качества ВС — неравновесность, способность к самоорганизации, самореализации и саморазвитию; открытый характер системы, ее неизбежное взаимо­действие с окружающей средой; самобытность каждой конкретной ВС.

Само же игнорирование специфичности ВС проявляется в насиль­ственном характере целеполагания, в поспешности и неосмотритель­ности при выборе системообразующих видов деятельности, а также в упрощенном подражании телевизионным развлекательным передачам и чрезмерном увлечении разыгрывания воображаемых ситуаций вза­мен реальной жизни и нормальной человеческой деятельности.

Как же избежать этих ошибок?

Ученые называют возможные пути и способы. Известно, что для лю­бой педагогической системы первостепенное значение имеет целеполагание. Педагоги должны постепенно, поэтапно формировать потреб­ности учащихся, постоянно изучать детей и отслеживать их развитие. Этот материал дает основание для формирования целей, которое не может проходить без участия самих детей. С участия в формировании целей своей деятельности начинается становление человека как субъек­та. «В этом деле педагоги не должны забегать вперед, выдавать желае­мое за действительное».

Важно выбрать системообразующий вид деятельности, способной привести к желаемому результату и быть наиболее значимой и привлекатель­ной для большинства детей и педагогов (прежде всего — детей) образовательного учреждения. И вовсе необязательно стремиться к тому, чтобы эта деятельность была учебной. Она может быть спортивной, художественно-творческой, трудовой и др. При развитии ВС будут расширяться зоны ее влияния, что обязательно приведет к включению в ВС всех значимых сфер жизнедеятельности, в том числе и учебно-познавательной. И ни в коем случае нельзя брать со «стороны» тот вид деятельности, который дает хорошие результаты в другом образовательном учреждении.

Мало пользы приносит школе подражание популярным телепереда­чам, особенно развлекательного характера. Во-первых, они в основном неоригинальны, являются копиями. Во-вторых, требуют высокого про­фессионализма ведущих (каковыми не являются ни дети, ни педагоги, ни родители — за очень редким исключением), а также сложного технического оснащения (чего нет в школе).

Неоднозначное отношение к себе вызывает другое направление формотворчества в школах. К нему относятся привлечение учащихся к разрешению сложных социальных, социально-педагогических и других проблем в ходе деловых игр. С одной стороны, участие в таких играх полезно для школьников: развиваются их мышление, воображение, коммуникативные и другие личностные свойства и качества. С другой сто­роны, неумеренное увлечение разыгрыванием воображаемых ситуаций (или ограничение разыгрыванием реальных ситуаций) грозит подменой реальной жизни. Значительно плодотворнее в плане разностороннего воздействия на личность являются экскурсии, походы, занятия спортом и искусством, встречи с интересными людьми, любой физический труд, основанный на заботе о других людях, общение со сверстниками. Вспом­ним В.А.Сухомлинского, С.Т.Шацкого и их убежденность в том, что педа­гогически организованное созерцание красоты труда человека поло­жительно воздействует на нравственность ребенка.

Создание ВС должно сопровождаться прогнозированием расшире­ния воспитательного пространства, освоением социальной, природной, предметно-эстетической среды. Значительную роль в создании и раз­витии ВС играет ученическое самоуправление. Весьма важно понима­ние исследователями ВС сущности самоуправления. Ученые обращают внимание на чрезмерное создание различных организационных форм, назначением которых является руководство одних детей други­ми. И практическое игнорирование овладения умениями самоуправле­ния своей деятельностью каждым учеником.

Другим негативным аспектом в этом процессе является либо копи­рование в школах черт политической жизни государства, либо полное игнорирование необходимости создания ученических общественных организаций и органов их самоуправления.

И наконец, отмечается «ликвидаторская позиция руководства обра­зования в отношении воспитания», которая «привела к упразднению внешнего звена управления ВС»


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.