Структурные компоненты прогулки — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Структурные компоненты прогулки

2017-11-17 269
Структурные компоненты прогулки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОНСПЕКТЫ ПРОГУЛОК

Младшая группа

 

Распределение

Материала прогулок по временам года

Осень

Наблюдения за живой природой

 

наблюдения за растениями

Цветы. Воспитатель выясняет, какие названия цветов знакомы детям, по­сле чего начинает рассматривать с ними цветы на клумбе, называя их. Младшие дети учатся показывать и называть 2-3 цветка, их цвет, величину. Старшие дети называют 3-4 цветка, с помощью взрослого различают части растения, определяют: высокий или низкий цветок

Овощи, фрукты. Дети отыскивают на грядке овощи, которые смотрят на солнышко, и те, которые спрятались в листве и в земле, называют их; узнают, где растут фрукты. Младшие дети могут узнавать и показывать 3-4 плода, называть их величину, цвет. Старшие называют 5-6 плодов, уточняют с помощью взрослого их запах, вкус.

Ягоды. Дети знакомятся с 2-3 сортами ягод, пробуют на вкус, вдыхают их аромат; рассказывают, какие они любят ягоды.

Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев по цвету, величине, форме; знакомятся с таким явлением, как листопад.

Куст, дерево. Дети узнают отличительные признаки куста и дерева. Рассматривают их строение, учатся различать тонкий и толстый ствол дерева. Знакомятся с кленом, рассматривают его яркий осенний наряд. Рассматривают желуди, шишки. Собирая этот природный материал, следует поддерживать интерес детей образными действиями и сравнениями: шишка похожа на ежика, у желудя шляпка, как у человека.

Грибы. Дети рассматривают строение гриба, узнают новое понятие: хрупкий. Узнают, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится.

наблюдения за животными

Котенок, щенок. При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Старшие учатся правильно отвечать, чем кормят животное, как зовут маму, как котенок играет. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет; придумывают ласковые прозвища.

Кошка с котенком, собака со щенком. Дети учатся различать характерные признаки внешнего вида этих животных. Знакомятся с особенностями их поведения. При наблюдении младшие дети отвечают на вопросы, что делает мама-кошка, что делает детеныш, как зовут маму. Старшие отвечают, зачем кошка лижет котенка, почему собака виляет хвостом, как называется ее дом. Дети запоминают, что у домашних животных есть шерсть, острые зубы.

Белка. По возможности дети наблюдают за белкой в естественных условиях, обращая внимание на ее шубку, хвостик. Узнают, чем она питается, как передвигается. Угощают белочку орешками.

Еж. При встрече с ним следует обратить внимание детей на колючий клубок иголок и рассказать об этом безобидном животном. Младшие дети подражают: фыркают, как ежик. Старшие дети запоминают, чем он питается.

 

Наблюдения за птицами

Воспитатель обогащает представления детей: «Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Клюют клювом, не носом!»

Курица, петух. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голо­са, рассматривают гребешок, оперение петуха. Старшие узнают о строе­нии тела птиц, чем их кормят, как созывают. Дети запоминают: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

 

Наблюдения за неживой природой

 

Формировать представления детей об основных признаках неживой при­роды. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Наблюдать с детьми за сезонными изменениями в природе, связывая их с непосредственным опытом каждого ребенка. Уточнять, закреплять первоначальные пред­ставления детей о том, например, что осень - желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь. Впечатле­ния о разных погодных явлениях ярко отражены в литературных произ­ведениях, которые следует читать детям.

Вода. В теплое время года дети знакомятся со свойствами воды, участвуя в разнообразных играх (все игры с водой организуются под строгим кон­тролем педагога).

Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.

Глина. Дети знакомятся со свойствами глины, вместе с педагогом по же­ланию лепят разнообразные предметы.

Камешки, ракушки. Дети вместе с педагогом собирают природный мате­риал, отмечают разнообразную поверхность, величину; старшие дети учатся первоначальному счету.

 

Наблюдения за трудом взрослого

 

Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессия­ми (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех), орудиями тру­да, разнообразными трудовыми операциями и их целесообразной после­довательностью, использующейся для достижения цели. Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание по­могать им.

По возможности дети наблюдают за сбором урожая в огороде, фруктовом саду; помогают в сборе урожая.

 

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

 

Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Старшие следят за соблюдением правил дорожного движения (знакомство с пешеходны­ми переходами, тротуарами); учатся различать основные части легко­вых машин.

Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приоб­щаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

 

Зима

Наблюдения за живой природой

 

наблюдения за растениями

Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. 3акреплять в памяти де­тей понятия дерево, куст. Объяснить, как отличить дерево от куста. Познако­мить детей с березой (белоствольной), отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать, какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

 

наблюдения за животными

Кролик, заяц. Наблюдая за кроликом, младшие дети учатся отмечать ха­рактерные особенности строения его тела, подражают движениям. Стар­шие повторяют: четыре лапы, два длинных уха, шерсть. Сравнивают брат­ца-кролика и братца-зайца. Узнают из рассказа педагога, что зимой у зайца меняется цвет шерсти.

Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, на­звания жилищ лисы, медведя. Педагог рассказывает, что лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания. Младшие дети на­ходят и показывают 1-2 лесных животных, имитируют их движения, го­лосовые реакции. Старшие называют 3-4 зверей, вместе со взрослым от­мечают: у них четыре лапы, два уха, хвост, шерсть, зубы. Все вспоминают сказки о лесных зверях.

 

наблюдения за птицами

Обращать внимание детей на поведение птиц: воробей, голубь, ворона. Объяснять, как им голодно зимой; учить заботиться о живых существах. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голо­совые реакции. Старшие перечисляют знакомых птиц, их повадки, отме­чают: у птиц две лапы, два крыла, перья, клюв, зубов нет.

 

Наблюдения за неживой природой

 

Сезонные и погодные явления. Во время сборов на прогулку подготавли­вать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви, со старшими - назначение. Представления о зи­ме дети получают во время наблюдения падающего снега, яркого зимнего дня, в процессе игр и забав.

Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках раз­ной формы. С помощью разнообразных игр-забав, активных действий детей способствовать закреплению их первых представлений о свойствах снега, льда. Познакомить детей с таким явлением, как снегопад. Объяснить, что зи­ма белого цвета.

 

Наблюдения за трудом взрослого

 

Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних усло­виях (новые орудия труда, новые трудовые действия).

Шофер, строитель. Показать и рассказать о работе шоферов на разнооб­разных машинах (грузовых, легковых), работе строителей; о названии одежды строителя и ее назначении. Подчеркнуть значение труда рабочих для общества.

 

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

 

Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро). Учить отличать грузовую машину от фургона. Наблюдать с детьми за разнообразной работой машин по уборке снега. Знакомить их со светофором, его трехцветным сигналом. Старшие дети узнают о назначении грузовика, фургона, машины скорой помощи и пожарной машины.

Совершить целевую прогулку на участок детей старшей группы - это всегда праздник для малышей. Провести экскурсию на площадь, где уста­новлена новогодняя елка. Рассматривать ее украшения, рассказывать де­тям о предстоящем празднике.

 

 

Весна

Наблюдения за живой природой

 

Наблюдения за растениями

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутоном ­домиком цветка. Рассматривать первые весенние цветы. (Элементар­ное умение различать цветы меняет поведение ребенка. Он начинает приглядываться к окружающей природе, радоваться встрече со знако­мыми растениями, наклоняться, чтобы их рассмотреть, потрогать, но не сорвать.) Увидев незнакомое растение, просить детей назвать его. Младшие дети находят и называют 1-2 цветка. Уточняют их цвет и ве­ личину. Старшие знают строение цветка и 3-4 наименования его час­тей. Сравнивают стебли цветов: длинный или короткий, длиннее или короче.

Трава, листья. Дети сами показывают и называют траву. Педагог уточня­ет: травушка-муравушка, трава шелковая; обращает внимание детей на почки - домики у листьев. Все вместе рассматривают первые клейкие ли­сточки, нюхают их.

Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырас­тут яблоки, вишни и т.д. Со старшими детьми закреплять представления о строении дерева (ствол, ветки, листья).

 

наблюдения за животными

Козленок, теленок. Дети издали наблюдают за тем, как взрослый гладит животное, кормит его. Рассказать детям о строении тела, характерных дви­жениях. Младшие дети могут перечислять и имитировать действия, голо­совые реакции животного. Старшие знают части тела животного, чем оно питается. Педагог уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет - по­явятся рожки; коза и корова дают молоко.

 

наблюдения за птицами

Цыплята. Младшие дети называют цвет оперения, перечисляют дейст­вия цыплят, показывают их. Старшие узнают, как пьют, чем клюют цып­лята, как зовут их папу и маму. Воспитатель объясняет: курица прячет цыплят под крыло, если им холодно; созывает (квохчет), оберегает цып­лят; несет яйца.

Гусь, утка. При возможности дети рассматривают домашнюю птицу, от­мечают характерные части тела гуся, окрас птиц. Узнают, как созывают птиц; что птицы любят плавать, щиплют траву.

Воробей, голубь, ворона, скворец. Обращать внимание детей на изменения в поведении птиц, учить заботиться о них, кормить. Младшие дети называют 2-3, а старшие 3-4 птиц. Обогащать словарный запас детей словами: чирика­ют, воркуют, каркают. Дети слушают рассказ о скворце-певце, узнают, как на­зывается его дом и дома других птиц. Расширять представления детей: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

 

наблюдения за насекомыми

Жук. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Вызывать доброе отношение к живому существу. Муравей. Рассказать детям о муравьях - тружениках, которых все ува­жают и никто не обижает. Осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

 

Наблюдения за неживой природой

 

Вызывать живой интерес детей к изменениям, происходящим в природе, воспитывать эстетические чувства.

Сезонные и погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, ярко светит солнце, люди сменили одежду. Познакомить с таким весенним явлением, как град. Объяснять, почему весна зеленого цвета.

Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми обсудить, какие бывают со­сульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, хо­лодные. Слушать с детьми песню капели.

Камешки, ракушки. Учить детей разнообразно действовать с природным материалом (см. раздел «Oceнь»).

Наблюдения за трудом взрослого

 

Продолжать наблюдения за трудом дворника. Отмечать его специфические действия и орудия труда. Закреплять знания детей о работе прачки, шофера. Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике на­блюдать за трудом взрослых и детей старших групп, учить уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместные трудовые действия.

 

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

 

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Рассказать и по­казать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин ма­шины - фургоны.

Проводить целевые прогулки в парк, на луг, в поле с целью формирова­ния эстетических чувств, любви к родному краю.

 

Лето

Наблюдения за живой природой

наблюдения за растениями

Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Дети узнают названия новых цветов, младшие различают и называют 2-3, а старшие 3-4 цветка. Формировать умение об­ращать внимание на красоту природы, видеть красивое, восхищаться им. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

Овощи, фрукты, ягоды. Закреплять представления детей о плодах и яго­дах, их названиях; показывать характерные признаки (цвет, форма, вели­чина, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды. Младшие дети на­зывают 2-3 плода, знают названия двух видов ягод. Старшие дети могут определить плоды и ягоды по вкусу и запаху, знают 3-4 наименования овощей и фруктов, 2-3 вида ягод. Сравнивают плоды и ягоды по величи­не (крупные, мелкие).

Листья. Рассматривать с детьми листья различных деревьев, показать, что они разные по форме, размеру. Младшие дети уточняют форму и ве­личину листьев, старшие определяют: узкий, широкий лист.

Куст, дерево. Учить детей различать куст и дерево, березу и дуб, рассма­тривать их листья. Старшие дети упражняются в определении: толстый или тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

 

наблюдения за животными

Козленок, теленок. Продолжать знакомить детей с животными. За­креплять их представления, которые ребята получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дети имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют: четыре ноги с копытами, два уха, два глаза, шерсть, зубы.

 

наблюдения за птицами

Курица, петух, гусь, утка. Закреплять представления детей о домашней птице (см. разделы «Oceнь, «Beсна»). С младшими детьми уточнять, как на­зьвается птица, цвет ее оперения, как она «разговаривает, как зовут птен­цов. Старшие дети отвечают, кто из птиц плавает, кого, как созывают лю­ди. Рассказать о том, как люди заботятся о домашней птице.

 

наблюдения за рыбой

Организовать наблюдение за рыбой, пойманной рыбаком у водоема. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы. Старшие узнают: рыба живет в воде, плавает; запоминают место обитания, отличительные особенности строения тела, корм.

 

наблюдения за лягушкой

Рассказать о лягушках, формируя у детей правильное отношение: не бо­яться и не обижать. Младшие дети имитируют движения лягушек. Стар­шие узнают о среде обитания, корме.

 

наблюдения за насекомыми

Бабочка, мотылек. Любоваться ими вместе с детьми, рассматривать стро­ение тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая бабочка», мотылек ­«живой красивый цветок». Формировать у детей бережное отношение к насекомым.

Кузнечик. Слушать с детьми стрекотание кузнечика, наблюдать, как он скачет и прячется в траве. Вызывать доброе отношение к этому безобидно­му существу.

Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматри­вать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать же­лание любоваться, оберегать живые существа, не причинять им вред.

 

Подводя итоги систематической работы с детьми по ознакомлению с живыми объектами, следует отметить, что младшие дети с помощью взрослого могут называть характерные действия живых существ: бегает, прыгает, скачет, летает, плавает; лакает, грызет, жует, клюет, пьет; как «разговаривает», как зовут взрослых и юных особей. Старшие дети учат­ся активно использовать слова, обозначающие характерные признаки и особенности поведения живых существ, определять различия между жи­вотными и птицами.

 

Наблюдения за неживой природой

 

Сезонные и погодные явления. Показывать детям и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеж­дой детей. Проводить разнообразные наблюдения за животным и расти­тельным миром, за яркими сезонными явлениями; сформировать пред­ставления о лете, его характерных особенностях. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам опреде­лять состояние погоды.

Вода, песок, глина, камешки, ракушки. Расширять и уточнять представ­ления детей о свойствах этих природных материалов (см. раздел «Осень») в процессе организованных наблюдений и самостоятельной де­ятельности детей.

 

Наблюдения за трудом взрослого

 

Включать детей в выполнение трудовых действий воспитателя; побуждать принимать участие в сборе урожая вместе с детьми старших групп.

 

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

 

Рассказать детям, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много легковых и грузовых машин. Отметить, что надо быть осторож­ными. Еще раз поговорить о светофоре.

В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к во­доему, на опушку леса. Здесь дети много двигаются, прислушиваются к пению птиц, учатся различать луговые цветы. Младшие дети узнают на­звания 1-2, а старшие - 3-4 цветков. Дети могут встретить ежа, лягушку, увидеть гриб, понаблюдать за насекомыми. Все это воспитывает чувство прекрасного, любовь к родной природе.

 

Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям на прогул­ке предлагаются и разнообразные дидактические задания. Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. Они с интересом выполняют ди­дактические задания типа «Найди и покажи». Старшие дети учатся сопо­ставлять величины: больше - меньше, длинный - короткий, толстый ­тонкий, узкий - широкий.

Все дети осуществляют действия на установление температурных (теплый, холодный), весовых (легкий, тяжелый), тактильных (глад­кий, шероховатый, колкий), вкусовых (сладкий, кислый), обонятель­ных различий. Ребятам предлагаются дидактические задания в виде загадок: «Угадай, что» и игровых упражнений: «Раз, два, три - к бере­зе беги!»

В течение года детям предлагают выполнять трудовые действия раз­личной мотивации:

- помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник);

- забота о живых существах (покормим цыплят, сделаем кормушку птицам);

- сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т.д.);

- украшение участка (снежная клумба, ледяная полянка);

- самостоятельная игра (лабиринт и т.д.).

В течение всего года дети с удовольствием принимают участие в пред­лагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

 

 

Примерные конспекты прогулок

Осень

Конспект 1 «.Листопад»

Цель: показать детям многообразие красок золотой осени; рас­крыть новое понятие «листопад».

 

Ход прогулки

В теплый ясный осенний день воспитатель, выведя детей на прогулку, обращается к ним: «Посмотрите, дети, наступила осень. Всю землю по­крыли листья, на клумбе много цветов. Желтые деревья, желтые листья ­все желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Пойдемте, тихо по­бродим по листьям (листья шуршат под ногами). Слышите, как они шур­шат? Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружит­ся и медленно ложится на землю. Подул ветер, и листья, шурша полетели на землю. Это листопад.

 

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

 

Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружат­ся в воздухе».

Педагог кладет сухой листик на столик, предлагает любому ребенку: «Подуй!» Лист летит со стола, все согласны: легкий лист. Все желающие самостоятельно отбирают понравившийся лист и дуют.

Воспитатель просит каждого ребенка отобрать один самый краси­вый, понравившийся листик. С каждым ребенком уточняется окраска листика. Воспитатель демонстрирует его всем, восхищается: «Какая до­брая осень, постаралась, получился такой красивый листик! А ты его отыскал, молодец!» Потом начинает собирать листья: «один листок, еще листок и еще... Получилось много листьев - целый букет! Посмот­рите, какой у нас букет - пышный, нарядный! Кто повторит, какой у нас букет?» Воспитатель уточняет: «Осень старалась, трудилась, раскраси­ла все в желтый цвет. Золотая осень!» Обращается к детям: « Комумы подарим этот пышный букет?» Все вместе решают, что подарить его нужно нянечке Вере Петровне - она не пошла на прогулку.

Воспитатель предлагает: «Посмотрите вокруг и скажите, какого цвета осень?» (Ответ детей: желтая.) «Золотая осень!» - конкретизирует педагог. Можно пропеть детям припев песни:

 

Листья желтые над городом кружатся,

С тихим шорохом нам под ноги ложатся,

И от осени не спрятаться, не скрыться,

Листья желтые, скажите, что вам снится?

 

«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям?» ­обращается к детям воспитатель, предлагая каждому задуматься, выска­заться; приходит на помощь: «Наверное, листьям будет сниться, как они медленно летели на землю, как легко кружились, а солнышко улыбалось, и детишки радовались им».

Воспитатель показывает детям оставшиеся листья и предлагает сде­лать из них маленькой Олечке красивый пояс (быстро скрепляя листья веточкой, педагог тут же наряжает девочку). Воспитатель предлагает: «Набирайте красивые листья, подходите ко мне, а я буду делать вам по­яса. Отбирайте самые красивые крупные листья - тогда и пояса будут красивые. Только не спешите, а то я не успею». Воспитатель делает всем ребятам шапочки, веночки, сумочки. Дети, получившие свою поделку, мо­гут идти играть, но некоторые ребята остаются, наблюдая за действиями взрослого.

Затем педагог предлагает детям сгрести в охапку листья, подбросить и громко продекламировать:

 

Листопад, листопад,

Листья желтые летят...

Проводится подвижная игра «Листопад». Прогулка продолжается.

 

Ход прогулки

Дети медленно обходят вокруг клумбы, любуются осенними цветами, свободно высказываются. Воспитатель сначала узнает, какие цветы уже знакомы детям, а затем знакомит их с новыми. «Красивая у нас клумба, большая. Мы идем вокруг нее, любуемся цветами. А кто мне покажет красный цветок? А белый?». Дети с удовольствием показывают красные, белые, оранжевые и фиолетовые цветы.

Воспитатель хвалит каждого ребенка, спрашивает, как называется цве­ток, дает точное название, а затем продолжает: «Посмотрите, дети, одни цве­ты высокие, до макушки не достать (подводит их к рудбекии (золотые ша­ ры), а другие низкие (все наклоняются, присаживаются у анютиных глазок, резеды). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте низкие цветы (на­стурцию, ноготки). Покажите высокие (флоксы, георгины»). Каждый раз при показе цветка все вместе правильно называют его. Педагог предлагает подойти к флоксам: «Видите, какой высокий цветок? У флоксов стебель длинный. Проведите пальцем. Какого цвета флоксы? А еще какого? (Дети идут вокруг клумбы, отыскивая флоксы.) А теперь покажите их листья».

На примере флоксов дети знакомятся со строением цветка, нюхают его. «Прекрасные цветы!» - говорит воспитатель.

Дети расходятся играть. Воспитатель предлагает оставшимся детям составлять на дорожке узоры из осенних листьев, чередуя красные и жел­тые листья. Если интерес у детей не иссяк, можно предложить им выло­жить пестрые ковры из листьев, поддерживая фантазию ребят.

В конце прогулки можно провести игру «Вейся, венок!»

Уходя с прогулки, педагог аккуратно срезает несколько цветов, составляет букет. При этом он каждый раз повторяет: «Это астра! Еще астра, это флоксы, георгины». Дети наблюдают за его действиями, запоминают на­звания цветов; затем все вместе решают, кому предназначается букет.

 

Конспект 3 «Большая лейка»

Цель: наблюдать с детьми за работой дворника; познакомить с названием «поливочная машина».

Ход прогулки

Теплый солнечный осенний денек. Деревья разукрашены пестрыми листьями, особенно яркие листья у клена. Воспитатель обращает внима­ние детей на красоту осеннего дня. «Здравствуй, солнце золотое, здравст­вуй, небо голубое!» - повторяют дети за педагогом.

Воспитатель обращает их внимание на работу дворника, который сме­тает с дорожек осенние листья; предлагает им взять веники и помочь дворнику: «Дворник работает большой метлой, а дети веничками». Дети помогают дворнику закончить работу.

Дворник хвалит помощников и начинает поливать цветы на клумбе. Дети рядом. Все медленно двигаются вокруг клумбы, наблюдают, как медленно льется вода из лейки, называют цветы, которые умываются, пьют воду, поднимают головки к солнышку, улыбаются всем.

Зная, в какое время по улице проезжает поливочная машина, воспи­татель выводит детей на тротуар. Они оживленно переговариваются, издали, увидев медленно движущуюся машину в сверкающих брызгах.

Воспитатель просит всех отойти подальше от дороги, но все равно дети с радостью ощущают на ногах влагу, когда легкий ветерок приносит к ним брызги воды.

Двигаясь поодаль за машиной, они отмечают: машина поливает улицу, умывает, чтобы было чисто, красиво. Но вот машина остановилась у газо­на, поливает его. Дети тут же комментируют: «Напоила, умыла цветы!», «Эта машина - большая лейка!»

Вернувшись на участок, дети играют в подвижную игру «По узенькой дорожке».

 

Ход прогулки

Воспитатель предлагает детям пойти в сад и посмотреть, чем там заняты старшие дети. Малыши с интересом наблюдают, как старшие дети относят в кладовую ведерки с яблоками, грушами, сливами. Воспитатель спрашивает, знакомы ли детям эти фрукты, а затем уточняет, что фрукты растут на дере­вьях: «Что вы знаете о деревьях?» «У дерева ствол, ветки, листья», - отвеча­ют дети. Педагог уточняет: «Достать яблоки, груши можно, только подставив лестницу, иначе не достанешь, высоко. Фрукты зрели все лето, наливались сладким соком на солнышке, а теперь пришла осень, они созрели».

Все рассматривают плоды, по предложению взрослого вдыхают аро­мат яблок, а потом включаются в общую работу: относят фрукты в ведер­ках на кухню. Повар благодарит всех и обещает приготовить на обед вкус­ный компот.

Неподалеку от фруктовых деревьев растут кусты красной и черной смородины. Воспитатель вместе с детьми уточняет, что кусты ниже дере­ва, у них нет ствола, только ветки и листья. Ветки куста по сравнению с ветками дерева тоньше, листья мельче. Дети с интересом рассматривают на кустах ягоды черной и красной смородины, уточняют их цвет.

Педагог подставляет корзиночку, предлагает аккуратно, не повредив растения, сорвать ягоды. Дети старательно собирают смородину. Воспита­тель объясняет, почему пока нельзя пробовать ягоды. Дети соглашаются.

Вернувшись на участок, дети рассаживаются вокруг стола, педагог при­носит заранее приготовленное блюдо с вымытыми фруктами и ягодами, и начинается игра. Младшие угадывают их по вкусу, а старшие по запаху, а потом и по вкусу; все вспоминают, что растет на дереве, что на кусте. Вос­питатель рассказывает, что из всех этих плодов можно приготовить ком­пот и варенье. Дети рассказывают о своих наблюдениях за приготовлени­ем этих блюд дома. Педагог помогает им вопросами, уточнениями.

Затем все идут играть. В конце прогулки проводится игра «Беги к то­му, что назову».

Конспект 5 «Мы поможем»

Цель: закрепить знания детей об овощах, их форме, величине, цвете.

 

Ход прогулки

Воспитатель предлагает детям сходить к огородным грядкам и пона­блюдать, чем заняты там старшие дети. Идет сбор урожая. Педагог расска­зывает, как все лето старшие дети вместе со взрослыми трудились, поли­вали грядки, и вот теперь, когда наступила осень, овощи созрели. «Давайте мы вам поможем!» - предлагают малыши. Старшие не против.

Дети принесли большую корзину для овощей. Начинается работа. Вос­питатель уточняет: «Это красные помидоры. Где они растут: на дереве или на кусте?» Какого цвета, какой формы помидоры - на эти вопросы дети с удовольствием отвечают сами. Они могут при сравнении двух помидоров точно ответить воспитателю, какой меньше или больше, легче или тяжелее.

Затем все с интересом отыскивают среди листвы огурцы. Дети рассуж­дают, почему огурцы трудно отыскать. «Наверное, балуются, вот и прячут­ся!» - дружно решают они. Старшие дети сравнивают два огурца: какой длинней или короче, тяжелей или легче. Что отыскали - все в корзину.

Все любуются капустой, которая уселась посреди грядки, отдыхает, греется на солнышке и не хочет уходить. «Мы сами ее ни за что не выта­щим!» - решают дети, оставив попытки справиться с упрямицей. Педагог предлагает: «Расскажите, какая капуста?_» Дети отвечают: «Белая и зеле­ная, круглая, тяжелая и упрямая, не слушается!» Воспитатель помогает вытащить капусту. Ее кладут к остальным овощам.

Воспитатель продолжает: «A есть еще овощи, которые зарылись в зем­лю и сидят там в темноте. Спрятались! Давайте отыщем их!» Предлагает потянуть за веселый кудрявый хвостик. Дети осторожно тянут, но не зна­ют, что вытянут. Оказалось, это морковка! Да такая большая, оранжевая. Ну, просто красавица! И зачем такая красавица в землю зарывается! Одна морковка большая, а другая маленькая. «Это дочка!» - объясняют дети.

На соседней грядке тоже только листья видны. Может, и здесь: «Кто-то спрятался? Потянули дети, вытащили круглую, бордовую свеклу. Стали думать, какой же «хвост» потянуть, чтобы вытащить свеклу покрупнее. Решали, выбирали, потянули, а оказалось, что вторая свекла мельче и лег­че. Дети сами это определили, сравнивая с первой. Малыши благодарят старших детей за то, что им разрешили на грядках потрудиться.

Дети возвращаются на участок, рассаживаются вокруг стола, а педагог раскладывает на подносе овощи и читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи». Затем спрашивает всех: «Какие из этих овощей можно есть сырыми, но помытыми?» Дети пробуют понемножку огурцов, помидоров, мор­ковки, капусты. Уточняют, что заяц бы обрадовался: на подносе есть его любимое угощение. Еще раз вспоминают и уточняют, какие овощи растут на земле, а какие прячутся в земле.

После этого все дружно играют в игру «Лохматый пес».

Ход прогулки

В теплую ясную погоду воспитатель напоминает детям, что наступила ярко-желтая, золотая осень. Декламирует:

 

Здравствуй, осень!

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

 

Воспитатель предлагает: «Мы с вами каждый раз смотрели, что у нас интересного есть на участке, а теперь давайте пройдем, полюбуемся, по­смотрим, что нам осень подарила? Оглянитесь вокруг: тепло, тихо, лас­ково солнышко улыбается - это все нам осень подарила. А теперь по­смотрите на небо, какое оно? А облачка какие? Стоят на месте или медленно плывут?». Дети отвечают. Взрослый подытоживает: «И ласко­вое солнышко, и синее-синее небо, и белые легкие облачка - все нам по­дарила осень».

Затем педагог обращает внимание детей на опавшие листья. Дети хо­дят, шуршат ими, называют их яркую окраску. Потом обходят цветочную клумбу. Все дружно приходят к выводу, что пестрые листья, красивые цветы - все нам подарила осень.

Взрослый ведет детей к огородным грядкам, затем к фруктовым деревь­ям и к кустам малины. Малыши сами вспоминают, где какой урожай они помогали собирать, уточняют, где что растет.

Дети подводят итоги: «И овощи, и фрукты, и ягоды - все это нам осень подарила». Взрослый добавляет: «Добрая, щедрая, прекрасная, золотая осень!».

Одни дети набирают охапки разноцветных листьев, другие приносят их в ведерках, корзинках. Все это сгружается в укромное местечко, где­ - нибудь под елкой. Здесь будет берлога для медведя. Ему будет мягко и тепло спать в такой берлоге. Помогли медведю сделать берлогу, теперь можно с ним и поиграть.

Воспитатель сажает возле «берлоги» большого игрушечного медведя. Проводится игра «У медведя во бору».

 

Ход прогулки

Дети выходят на прогулку, начинают играть. Минут через 20 воспита­тель незаметно выносит щенка (можно взять мягкую игрушку, а не живого щенка) и ставит его на дорожку участка. Дети замечают его, радуются. Педагог уточняет: «В гости пришел», берет на руки, предлагает погладить. Все дружно решают, кто у щенка мама. Рассматривают его шерстку, назы­вают части тела, дают имя - Тишка. «Ласковый, не рычит на нас! Знает, мы добрые люди», - уверенно говорят малыши.

Воспитатель напоминает детям, что гостей всегда угощают. Все вместе подходят к кухне, просят дать щенку угощение. Повар выносит конфетку и кусочек вареного мяса. Педагог спрашивает у детей, чем угостить Тиш­ку. Дети молчат. Взрослый приходит на помощь: «А мы сейчас посмотрим, что выберет Тишка!» Все благодарят повара, идут на веранду и наблюда­ют, как щенок ест мясо. «Острые зубы! - уточняет взрослый. – Немного подрастет и будет грызть кости».

Когда Тишка доест мясо, воспитатель предлагает: «Давайте отнесем малыша маме-собаке, а то она волнуется, почему щенок так долго не воз­вращается домой». Все отправляются к собаке, отпускают щенка, наблю­дают, как мама-собака ласкает сыночка: лижет его, умывает, расчесывает. «Щенок маленький, он еще не умеет лаять, только скулит от радости», ­объясняет взрослый. Все слушают, как щенок скулит.

Затем дети возвращаются на участок и играют самостоятельно, а в кон­це прогулки проводится подвижная игра «Раздувайся, мой шар!».

 

Ход прогулки

Педагог говорит, что сегодня все пойдут в лес (парк). Дети берут ведерки и корзинки. На опушке леса педагог обращает их внимание на деревья, кус­ты и показывает ствол, ветви, листья: «У деревьев стволы тонкие и толстые».

Дети начинают бегать, аукаться: «Ау! Потерялись мы в лесу!», пря­таться за толстым деревом: «Ау! Ищите нас! Мы спрятались за деревом».

Набегавшись, все собираются вокруг воспитателя, который предлага­ет принести палочки, кому какая нравится. Все рассматривают палочки, старшие дети с помощью педагога считают до двух, определяют: длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа палочка.

Воспитатель подводит детей к месту, где можно набрать шишки и же­луди. Дети обращают внимание на шляпку желудя и определяют, мал


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.176 с.