Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Разновидности грамматической основы предложения

2017-10-16 661
Разновидности грамматической основы предложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Двоеточие и тире как обязательные знаки

Теоретическая часть.

 

Предложения различаются как по своим функциям, так и по структуре.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и по­будительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой, восклицательной интонации.

В зависимости от наличия или отсутствия второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспрост­раненные.

По составу главных членов предложения делятся на двусоставные и одно­составные, а по количеству грамматических основ - на простые и сложные.

Различаются также полные и неполные предложения. В пол­ных предложениях имеются налицо все члены, необходимые для его понимания вне контекста и речевой ситуации. В неполных предло­жениях отсутствует один или несколько членов, значение которых понятно из контекста или из ситуации.

Главные члены предложения

Главные члены двусоставного предложения, образующие его грамматическую основу, - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - главный член двусоставного предложения, обозначающий грамматический предмет, признак которого определяется сказуемым, и отвечающий на вопросы кто? что? о ком или о чём говорится в предложении?

Подлежащее бывает выражено:

чаще всего существительным в им.п.: Ветер по морю гуляет…;

местоимением в им.п.: Кто-то стучит в дверь;

реже именем прилагательным: Счастливые часов не наблюдают;

причастием: Провожающие собрались на перроне;

именем числительным: Семеро одного не ждут;

неопределенной формой глагола: Учиться - моя задача.

 

Подлежащее также бывает выражено словосочетаниями:

именем существительным (или местоимением) с именем существительным (или местоимением) в тв. п. с предлогом с: На солнышке Полкан с Барбосом лежа грелись;

количественным словом с именем су­ществительным в род. падеже: Много народу толпилось на улице.

Сказуемое - главный член предложения, обозначающий при­знак подлежащего и отвечающий на вопросы что говорится о подлежащем?

Простое глагольное сказуемое выражается глагольной формой какого-либо наклонения. К простым глагольным сказуемым также относятся следующие сказуемые:

выраженные фразеологическими сочетаниями с различной степенью спаянности частей, так как им присуще единое, цельное глагольное значение (ср.: вышел из себя = рассердился).

оба глагола имеют одинаковую форму, причем первый ука­зывает на действие, а второй - на цель этого действия: Пойду погу­ляю в саду;

форма глагола взять соединена при помощи союзов и, да, (да и) с одинаковой формой другого глагола для обозначения произ­вольного действия: Он взял да и ушел совсем;

усилено значение глагольного сказуемого: Ждем не до­ждемся весны;

неопределенная форма сочетается с личной формой того же глагола с частицей не для подчеркивания значения сказуемого: Сам работать не работает, да и другим мешает;

содержится оборот для выражения длительности или интен­сивности действия: Он только и делает, что читает;

сказуемое с частицей так повторяется для обозначения дей­ствия, полностью осуществленного: Вот уж действительно спел так спел;

глагол соединен с частицей знай или знай себе для обозначе­ния действия, которое совершается несмотря ни на что: А он знай себе посмеивается;

глагол соединен с частицей было: Он собрался было сходить в театр и т. п.

Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов: вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей основ­ное смысловое значение всей конструкции. В качестве первого эле­мента употребляются глаголы двух разновидностей: 1) глаголы, обозначающие фазу протекание действия (начало, продолжение, конец действия), это так называемые фазовые глаголы и 2) глаголы, обозначающие желание, возможность, наме­рение, способность совершить действие и т. п.: хотеть, мочь и др. так называемые модальные глаголы. В роли последних могут выступать особые краткие формы прилагательных: рад, должен, готов, обязан.

Первым компонентом составного глагольного сказуемого, замещающим модальный глагол, может быть также фразеологичес­кое сочетание типа иметь желание, иметь намерение, изъявить со­гласие, сделать усилие и т. п.: Я не имею намерения вредить вам (П.); Инсаров давно кончил все свои сборы и горел желанием поско­рее вырваться из Москвы (Т.).

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, вы­ражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени существительного, прилагательного и т. д.), выражающей его основное смысловое значение.

Повторите теорию сказуемого и односоставного предложения с опорой на предложенные примеры.

Типы сказуемого (образцы)

1. Мама работает (работала, будет работать) в больнице.

Пусть мама работает в больнице.

Мама работала бы в больнице, если бы …

 

2. Я хочу (могу, не желаю) учиться.

Я начал (закончил, продолжаю) учиться.

 

Я должен (обязан, готов, рад) учиться.

3. Моя мама учительница. Воздух чист и свеж. Ваш выход второй.

Этот подарок ваш. Роман не окончен.

 

Моя мама была (будет) учительницей.

 

Она стала (оставалась, осталась, становилась, казалась, оказалась, считалась, называлась) красавицей.

Односоставные предложения

(образцы)

1.Люблю тебя, о Родина моя. (Я)

Пойдешь в кино? (Ты)

 

 

2.В дверь постучали. (соседи, дети, люди…?)

В старину писали на бересте (все, кто писал)

 

3.Цыплят по осени считают. (все)

 

__________________________________________________________

4. Мне нездоровится (не спится, нравится). (имен. пад.?)

Пахнет сеном. (что?)

 

Мне плохо. Ему трудно учиться. (имен. пад.?)

 

У нее нет (не было) детей. Нет (не будет) на свете счастья. (имен. пад.?)

 

Вам не видать таких сражений. (имен. пад.?)

___________________________________________________________

5.Зима. Крестьянин, торжествуя, …

Поздняяосень. Грачи улетели.

 

Комментарии к примерам

Односоставные предложения имеют один главный член предложения. Он соотносится или со сказуемым, или с подлежащим. Традиционно выделяют несколько видов односоставных предложений.

Определенно-личные: своеобразие этих предложений заключается в том, что здесь формально нет подлежащего, но в то же время глагол-сказуемое указывает на лицо, действие или состояние которого отражено в предложении, поэтому в таком предложении легко восстановить единственно возможное подлежащее, определенное формой сказуемого.

Неопределенно-личные предложения: в противовес предшествующим, они фиксируют действие или состояние неизвестного (неопределенного лица), в таком предложении можно восстановить подлежащее, однако здесь будут возможны несколько вариантов (В дверь постучали – Кто? Возможно, соседи, родственники, незнакомые люди …)

Обобщенно-личные предложения: формально эти предложения не отличаются от предшествующих 2 типов, однако содержательной особенностью этих предложений является выражение обыч­ных, повторяющихся действий, которые совершаются всеми или очень многими людьми.

Безличные предложения:

В этих предложениях нет подлежащего и оно не может быть восстановлено. Единственный главный член безличного предложе­ния - сказуемое.

Главный член безличного предложения выражается

а) безлич­ным глаголом, который не сочетается с именительным падежом имени существительного или местоимения: Смеркается. Завтра похолодает. Уже рассвело.

личным глаголом в безличной форме:

Мело, мело по всей земле / Во все пределы. (Б.Пастернак)

б) глаголом-связкой (быть, стать, остаться, казаться) и предика­тивным наречием (слово на - о) или кратким страдательным причастием:

За окном тоже было тихо. Вокруг тихо. — в настоящем времени связка нулевая; Обо всем будет доложено.

 

глаголом-связкой (быть, стать, остаться, казаться), предика­тивным наречием и инфинитивом: Ему было трудно учиться.

в) бытийным глаголом (быть, стать, остаться) с отрицательной частицей в сочетании с обязательным дополнением в род. падеже в отри­цательных предложениях:

На той стороне не былони вокзала, ни города. Ветранет.

г) глаголом в неопределён­ной форме, который тоже не может сочетаться с имен. падежом имени существительного, местоимения и под.:

Построиться в шеренги! Молодости не воротить. Ему за­втра выступать.

 

Назывные (номинативные) предложения имеют лишь один главный член, выраженный существительным в именительном паде­же, при котором возможны определения: Темнаяночь.

В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии в настоящий момент грамматического предме­та, т. е. того, что названо словом в имен. падеже: Журавель. Труба без хаты. (А.Твардовский); Глубокая тишь. Безглагольность покоя. (К.Бальмонт)

Значение существования в этих предложениях заключено в глаголе быть, опущение которого в форме настоящего времени (есть) является нормой русского предложения, как двусоставного, так и односоставного.

Примечание. В школьной практике предложения с глаголом быть в форме прошедшего или будущего времени рас­сматриваются как двусоставные. Ср.: Была тишь. Будет тишь.

2. Грамматические таблицы, орфографические, пунктуационные правила и задания.

Задание 1. Подчеркните грамматическеие основы предложений.

1.Его уносило в древний мир, и он рассуждал об эллинских мраморах.

2.Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые об­разы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.

3.Снег падал реже, чуть посветлело.

4.Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только са­мые мелкие грибки.

5.Жду, когда наш старый пруд затянет илом.

6.И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только то­гда Иван Иваныч приступил к рассказу.

7.Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.

8.Лицом к лицу лица не увидать: большое видится на расстоянии.

9.А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже темно.

10.Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с по­добными штуками.

11.Уже смеркалось, когда войска пришли на место ночлега.

12.Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надле­жало ей делать.

13.Идёшь по лесу с пустыми руками, а душа чиста.

14.Стою один среди равнины голой, а журавлей уносит ветер в даль.

15.Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зве­рей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

16.В мире, где энтропия уничтожила все запасы энергии, нет ни движе­ния, ни развития, ни пространства, ни времени.

 

 

17.Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться: какая бывает лень и что скрывается изна­чально за каждой из её ипостасей?

18.Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей?

19. Знаешь ли, какая мысль приходит теперь мне часто в голову?

20.Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходи­ли на Землю и уходили с неё.

21.Хочу напомнить тебе о том, что была эпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзости и пако­сти, которые засосали любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить любовь, хотя бы в лице женщины.

22.Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению.

23.В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из то­го, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного.

24.От века истина ходила с зажжённым фонарём и раздражающим коло­кольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти».

25.Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нём.

26.Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы велико­лепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил».

27.Надо знать, какой бывает война, какое это благо — мир.

28.Скажи, кто твой национальный гений, и я скажу, кто ты.

29.Там хорошо, где нас нет.

30.Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?

Ответ: 1.Его уносило в древний мир, и онрассуждал об эллинских мраморах.

2. Идёшь вдоль опушки, глядишь за собакой, а между тем любимые об­разы, любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память.

3. Снегпадал реже, чуть посветлело.

4.Раньше, я помню, у нас в доме... отбирали для маринада только са­мые мелкие грибки.

5. Жду, когда наш старый пруд затянет илом.

6.И только когда в большой гостиной наверху зажгли лампу, только то­гда Иван Иванычприступил к рассказу.

7.Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.

8.Лицом к лицу лица не увидать: большоевидится на расстоянии.

9.А между тем наступаетночь; за двадцать шагов уже темно.

10.Нас сначала сюда и пускать не хотели, мы уже тут встречались с по­добными штуками.

11.Уже смеркалось, когда войскапришли на место ночлега.

12. Она спокойнее могла рассуждать о своей участи и о том, что надле­жало ей делать.

13. Идёшь по лесу с пустыми руками, а душачиста.

14. Стою один среди равнины голой, а журавлей уноситветер в даль.

15.Чудаков убивали и съедали, просто убивали, кормили ими диких зве­рей, сажали пожизненно на цепь, сжигали, лишали живота, лишали достояния, сажали в дома для сумасшедших, осмеивали, кормили ими юмористов.

16.В мире, где энтропияуничтожила все запасы энергии, нет ни движе­ния, ни развития, ни пространства, ни времени.

17.Поэтому прежде чем обвинять в безделье других, а порой и самого себя, стоит разобраться: какая бываетлень и чтоскрывается изна­чально за каждой из её ипостасей?

18. Понимает ли подросток, зачем лично ему надо учиться, или делает это из-под палки только для родителей?

19. Знаешь ли, какая мысльприходит теперь мне часто в голову?

20.Подумай-ка, сколько миллиардов людей с сотворения мира приходи­ли на Землю и уходили с неё.

21. Хочу напомнить тебе о том, что былаэпоха, когда человечество вдруг содрогнулось от сознания того болота грязи, мерзости и пако­сти, которыезасосали любовь, и сделало попытку вновь очистить и возвеличить любовь, хотя бы в лице женщины.

22.Реке доверяли старые иконы: пускали их плыть вниз по течению.

23.В нынешней квартире моей нет ни одной старой вещи, ничего из то­го, что когда-то принадлежало родителям, связано было бы с жизнью отца, деда, ничего фамильного, наследованного.

24.От века истинаходила с зажжённым фонарём и раздражающим коло­кольчиком по негостеприимным домам, стучалась в двери и вместо приветствия звучно и как бы некстати говорила на пороге: «Власть имущий и сытый, помни о смерти».

25.Отдавая должное науке, можно сказать, что есть особый инструмент эмоционального познания ценности мира и ценности человека в нём.

26.Мало можно назвать людей, через чьё детство не прошли бы велико­лепные сказки Корнея Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха- Цокотуха», «Федорино горе», «Крокодил».

27. Надо знать, какой бываетвойна.

28. Скажи, кто твой национальный гений, и яскажу, ктоты.

29.Там хорошо, где нас нет.

30. Объясните, почему люди, ценящие живопись, так любят подлинники?

Задание 2. Укажите номера сложных предложений, в которых одна из частей — безличное предложение:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: 1, 3, 5, 8, 9, 11, 12, 16-18, 23, 25-27, 29, 31-33.

Задание. Прочитайте и проанализируйте примеры, иллюстрирующие правила постановки обязательных тире и двоеточия в простом и сложном предложении.

1.Мы посадили в саду почти все плодовые деревья: груши, яблони, вишни.

о: о, о, о

2.Тревожные мыслине позволяли ему начать работу: онбоялся сделать опрометчивый шаг.

________________________________________________

1. Москва(это) столица России.

Моя задачаучиться.

Учиться(это) моя задача.

Жить(значит) родине служить.

Любить – (это, значит) доверять.

Достоевскийодин из великих писателей мира.

Дважды двачетыре.

Иск: Дети есть дети. Киев не столица России. Наш сад как парк.

 

2.Груши, яблони, вишни все деревья растут в нашем саду.

о, о, о – о

Все плодовые деревья: груши, яблони, вишни растут в нашем саду.

о: о, о, о – …

3. Не сули журавля в небе – (а) дай синицу в руки.

Посмотрит – (как) рублем подарит.

Сыр выпал – (и в итоге) с ним была плутовка такова.

Комментарии к примерам

После обобщающего слова, которое как бы расшифровывают однородные члены предложения,ставится двоеточие.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, когда вторая часть раскрывает содержание, дополняет, объясняет (расшифровывает) первую часть.

_________________________________________________________________

Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если в грамматической основе представлены существительное, глагол и числительное в начальной форме и в различных комбинациях.

Исключение представляют собой конструкции, где между подлежащим и сказуемым стоят союзы, частицы, вводные слова или глагол-связка есть, который в этой форме настоящего времени обычно опускается.

 

Перед обобщающим словом после однородных членовставится тире.

После однородных членов, которым предшествовало обобщающее слово,ставится тире.

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть содержит а) противопоставление, б) сравнение и в) итог, результат, вывод.

 

Задание. Расставьте знаки препинания.

 

1. Всякая любовь великое счастье даже если она и не разделена эти слова из книги Бунина «Темные аллеи» могли бы стать эпиграфом ко всем произведениям русской литературы о любви. 2.Слава художника тень дыма прихоть судьбы. 3.Раненый партизан самая трудная и неразрешимая военная проблема. Спасать человека в больницах госпиталях тоже конечно благородное дело. Обязанность медсестры при любых условиях достать раненому подушку одеяло…4.Смешанный треск очередей визг пуль в переулках звенящая россыпь мин впереди все это после получасовой бомбежки представлялось игрушечным неопасным. 5.Слово не воробей вылетит не поймаешь. 6.Молвит слово соловей поет. 7.Васильев не был здесь несколько лет не хватало времени. 8.На первом этаже окна были завешены газетами никто уже не жил внизу. 9.Ермаков шел нервно засунув в карманы руки не оглядывался не подтягивал отстающих людей команды им были не нужны. 10.Церковь была почти пуста крестьяне были на работе в поле. 11.Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю оброс хозяйством лошадьми подводами кухонными котлами. 11.Да и никто в отряде не знал что Левинсон может вообще колебаться он ни с кем не делился своими мыслями. 12.Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза неподвижные огненные. 13.Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка. 14.Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного. 15.Уже семь часов пора вставать. 16. Лес рубят щепки летят.

Ответ:

1. «Всякая любовь - великое счастье, даже если она и не разделена», - эти слова из книги Бунина «Темные аллеи» могли бы стать эпиграфом ко всем произведениям русской литературы о любви. 2.Слава художника - тень дыма, прихоть судьбы. 3.Раненый партизан - самая трудная и неразрешимая военная проблема. Спасать человека в больницах, госпиталях - тоже, конечно, благородное дело. Обязанность медсестры - при любых условиях достать раненому подушку, одеяло…4.Смешанный треск очередей, визг пуль в переулках, звенящая россыпь мин впереди - все это после получасовой бомбежки представлялось игрушечным, неопасным. 5.Слово не воробей: вылетит - не поймаешь. 6.Молвит слово - соловей поет. 7.Васильев не был здесь несколько лет: не хватало времени. 8.На первом этаже окна были завешены газетами: никто уже не жил внизу. 9.Ермаков шел, нервно засунув в карманы руки, не оглядывался, не подтягивал отстающих людей: команды им были не нужны. 10.Церковь была почти пуста: крестьяне были на работе в поле. 11.Отряд Левинсона стоял на отдыхе уже пятую неделю, оброс хозяйством: лошадьми, подводами, кухонными котлами. 11.Да и никто в отряде не знал, что Левинсон может вообще колебаться: он ни с кем не делился своими мыслями. 12.Только не один Печорин любовался хорошенькой княжной - из угла комнаты на нее смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 13.Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка. 14.Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного. 15.Уже семь часов - пора вставать. 16. Лес рубят - щепки летят.

Тренировочные тестовые задания


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.