Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-10-16 | 659 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
неоконченный роман незавершенный труд | не оконченный ® автором не завершенный ®вовремя |
некипяченая вода нестираное белье | Роман не окончен. Не продуманное, а опрометчивое |
Внимание! Причастия и отглагольные прилагательные, как и другие части речи, восходящие к глаголу, в большинстве своем являются результатом суффиксального способа образования.
Приставка не -, в равной мере способная присоединяться к прилагательным и причастиям, служит для образования слова с противоположным (антонимичным) значением.Причастия и отглагольные прилагательные с приставкой не -, как правило, образованы приставочным способом (не завершенный ← завершенный, не стираный ← стираный).
Приставка не - с причастием при наличии зависимого слова пишется нетрадиционным для приставки способом, т. е. раздельно.
В рамках сказуемого, выраженного кратким причастием, а также при наличии противопоставления не является отрицательной частицей и пишется с причастием отдельно.
Контрольная работа № 1 по причастию и отглагольным прилагательным
Задание: объясните подчеркнутые в тексте места.
На Севере непуганые птицы свободно разгуливают, не боясь людей.
В нетронутых реках и озерах множество рыбы.
Эту рыбу можно ловить даже на голый крючок, сделанный из простого гвоздя.
Стада моржей спят под лучами незаходящего солнца.
В океане видны груды тюленей, отдыхающих на льдине, и фонтаны,
выбрасываемые китами.
Ответ:
Непуганые (птицы)- отглагольное прилагательное, т. к. у слова отсутствуют признаки страдательного причастия прошедшего времени: приставка (кроме не -), зависимые слова и образовано от глагола несов. вида пугать при помощи суффикса – н-. Отглагольные прилагательные с приставкой не- всегда пишутся слитно.
|
В нетронутых (реках и озерах) – страдательное причастие прошедшего времени, образованное от глагола тронуть сов. вида, не имеет зависимого слова, поэтому с приставкой не- пишется слитно.
Сделанный - слово имеет все признаки страдательного причастия прошедшего времени: приставку (кроме не -), зависимые слова и образовано от глагола сов. вида сделать при помощи суффикса – нн -.
…крючок (какой?), сделанный из простого гвоздя. – причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому обособляется.
Незаходящего ←(какого?) солнца - причастие (его показателем является наличие суффикса – ящ -, который образует только действит. причастия наст. времени) с приставкой не- пишется слитно, т. к. не имеет зависимых слов.
Отдыхающих – действительное причастие наст. вр., т. к. образовано от глагола отдыхать при помощи суффикса – ющ -.
Тюленей (каких ?), отдыхающих на льдине, - причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому обособляется.
Выбрасываемые – страдательное причастие наст. вр., образованное от переходного глагола выбрасывать (что?) несовершенного вида, 1 спряжения при помощи суффикса - ем -.
Фонтаны (какие?), выбрасываемые китами. - причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому обособляется.
, деепричастие, (←глагол)
, деепричастие + зависимое слово,
(деепричастный оборот)
не боясь
не уча что делая?
не зная
Вид!
не побо я вши(сь)
не выуч и в что сделав?
не узн а в (узн а ть)
Тренировочные упражнения
Задание 1. Один из глаголов замените (если это возможно) на деепричастие и расставьте знаки в новом предложении.
1) Дождь лил ровно и однообразно шумел по траве и деревьям.
2) Солнце еще не вошло в силу и греет бережно и ласково.
|
3) Он проснулся рано утром и сразу же вспомнил вчерашний разговор с другом.
4) Мальчик наклонил голову и старательно переписывал текст стихотворения.
5) Зима ударила морозом по полям и лесам и закружила поземкой по дорогам.
Ответ:
1) Дождь лил ровно, однообразно шумя по траве и деревьям.
2) Солнце, еще не войдя в силу, греет бережно и ласково.
3) Он, проснувшись рано утром, сразу же вспомнил вчерашний разговор с другом.
4) Мальчик, наклонив голову, старательно переписывал текст стихотворения.
5) Зима, ударив морозом по полям и лесам, закружила поземкой по дорогам.
Задание 2. Найдите деепричастный оборот и расставьте знаки. Произведите словообразовательный разбор и разбор по составу под цифрой 2.
Образец разбора:
игра я ← играть (суффиксальный способ)
игр-а-я (корень-суффикс-суффикс)
1.И звезды слушают меня лучами радостно играя.
2.Обводя глазами стены гостиной я увидел старинный портрет швеи.
3.Облокотясь на подоконник Оксана сидела у окна.
4.Дымчатые облака (не)закрывая 2 солнца плавно неслись по ясному небу.
5.Один за другим к костру подходили кони и глядя 2 на нас умными глазами неподвижно останавливались.
Ответ:
1.И звезды слушают меня, лучами радостно играя.
2.Обводя глазами стены гостиной, я увидел старинный портрет швеи.
3.Облокотясь на подоконник, Оксана сидела у окна.
4.Дымчатые облака, (не)закрывая 2 солнца, плавно неслись по ясному небу.
5.Один за другим к костру подходили кони и, глядя 2 на нас умными глазами, неподвижно останавливались.
(не) закрыва я ← закрывать (суффиксальный способ)
за-кры-ва-я(приставка-корень-суффикс-суффикс)
гляд я ← глядеть (суффиксальный способ)
гляд-я (корень-суффикс)
Задание 3. В каком предложении нужно поставить две запятые? Расставьте в нем знаки препинания. Выполните задание под цифрой 2.
1) На небольшой площадке стояла высокая беседка привлекая внимание прохожих.
2) Леса покрывают около трети земной суши и исключительно благотворно влияют на земную жизнь очищая и облагораживая околоземную атмосферу.
3) Смешиваясь 2 с солеными морскими ветрами этот запах создает целебно действующую на людей атмосферу.
4) Погибая в схватке с бурей сосна напоминает мужественного солдата павшего в атаке.
Ответ: Погибая в схватке с бурей, сосна напоминает мужественного солдата, павшего в атаке.
|
смешива я сь← смешиваться (суффиксальный способ)
с-меш-ива-я - сь (приставка-корень-суффикс-суффикс-суффикс)
Задание 4. В каком предложении нужно поставить три запятые? Расставьте в нем знаки препинания.
1) Сухие сучья деревьев затрещали и задымились приподнимая обожженные концы.
2) Живя в маленьком домике я наблюдал за бобрами зимовавшими в своих заснеженных хатках.
3) Проснувшись на другой день я рассмотрел старинную спальню освещенную яркими лучами солнца.
4) Береза обессилевшая от шквального ветра плавно раскачивается наклоняясь все ниже и ниже.
Ответ: Береза, обессилевшая от шквального ветра, плавно раскачивается, наклоняясь все ниже и ниже.
Задание 5. В каком предложении нужно поставить больше трех запятых?
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!