Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Проблемы пунктуации в сложном предложении

2017-10-16 956
Проблемы пунктуации в сложном предложении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

1.а) Под лучами солнца зазеленели луга и зацвели сады.

← зазеленели луга

Под лучами солнца и

←зацвели сады

_____________________________________________________

 

б) Когда пригрело солнце, зазеленели луга и зацвели сады.

←зазеленели луга

Когда пригрело солнце, и

←зацвели сады.

________________________________________________________

Правило: между частями сложного предложения, которые соединяют одиночные союзы и, да (=и), или, либо, не ставится запятая, если эти части объединяет в единое целое некий общий элемент (общий второстепенный член, общее придаточное предложение, вводное слово и даже частица).

2) Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок. (Г.)

(что?) что отец … и недоверчиво,

Мне казалось,

(что?) что я для него еще ребенок.

________________________________________________________

Правило:

Однородные придаточные зависят от одного главного предложения и отвечают на один и тот же вопрос. В этом отношении они очень похожи на однородные члены предложения. К главному предложению они чаще всего присоединяются при помощи одного и того же элемента подчинительной связи (см. пример). Этот тождественный элемент связи во втором, третьем и т.д. придаточных предложениях может опускаться, но легко восстанавливается.

Знаки препинания между однородными придаточными ставятся в соответствии с правилами постановки запятых между однородными членами предложения.

Образцы расстановки знаков в СПП с однородными придаточными:

· Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лу­чистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада. (Ч.)

· Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (П.)

· В тишине отчётливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необыч­ный гул и треск выгнали из леса. (Пол.)

· Был тот предночной час, когда стираются очертания, ли­нии, краски, расстояния и дневной свет путается, не­разрывно сцепившись с ночным. (Шол.)

· Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и опус­калась на землю мгла, как засветились одна за другой звёзды. (Ч.)

· Я люблю подмосковные леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они, заснеженные, спокойно спят под холодным светом луны.

Задание для закрепления правила: расставьте знаки препинания.

Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второ­пях с поля сражения не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) Они приехали в квартиру Машиной матери на Усачёвке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. (К.С.) 3) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано жи­вой ещё шевелящейся рыбой. (Купр.) 4)Отец мой говорил что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Ак.) 5) Что это за соединение и кто такой Ковпак мы тогда еще не знали (Дм. Мед.) 6)В газетной заметке указывается что ожидаются заморозки и следует принять меры к защите ранних овощей от холода. 7) Находясь в госпитале он вспоминал как фашисты напали на них внезапно и как они оказались в окружении и как отряду все же удалось пробиться к своим. 8) Возвращаясь домой она вспоминала как они встретились и как друзья помогли им подружиться u как она старалась спасти его когда он попал в беду.

Ответ:

1) Кутузов писал, что русские не отступили ни на шаг, что французы потеряли гораздо более нашего, что он доносит второ­пях с поля сражения, не успев ещё собрать последних сведений. (Л. Т.) 2) Они приехали в квартиру Машиной матери на Усачёвке, где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством, словно прожили не пять дней, а пять лет. (К.С.) 3) Когда их [рыбаков] работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса, я вижу, что всё дно застлано жи­вой, ещё шевелящейся рыбой. (Купр.) 4) Отец мой говорил, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Ак.) 5) Что это за соединение и кто такой Ковпак, мы тогда еще не знали (Дм. Мед.) 6)В газетной заметке указывается, что ожидаются заморозки и следует принять меры к защите ранних овощей от холода. 7) Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим. 8) Возвращаясь домой, она вспоминала, как они встретились, и как друзья помогли им подружиться, u как она старалась спасти его, когда он попал в беду.

 

 

_____________________________________________________________

2) Свободное расположение многих типов придаточного предложения по отношению к главному (постпозиция, препозиция, интерпозиция), объясняет случаи нагромождения нескольких союзов в одном месте предложения:

а) сочинительный союз + подчинительный союз

б) подчинительный союз+ подчинительный союз

Примеры:

а) Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало тем­но как в сумерки.

Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало тем­но как в сумерки.

_________________________________________________________

б) Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.

Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о ры­балке нечего и думать.

Правило:

Следует ставить запятую на стыке союзов, если предложение можно перестро­ить без искажения смысла, переставив придаточное, присоединенное последним союзом:

Надвигалась гроза, и, когда тучи заволокли все небо, стало тем­но как в сумерки. → Надвигалась гроза, и стало тем­но, как в сумерки, когда тучи заволокли все небо.

Старик предупредил, что, если погода не улучшится, о рыбалке нечего и думать.→ Старик предупредил, что о рыбалке нечего и думать, если погода не улучшится.

Надвигалась гроза, и когда тучи заволокли все небо, то стало тем­но как в сумерки. Старик предупредил, что если погода не улучшится, то о ры­балке нечего и думать. — В данных предложениях подобная переста­новка невозможна, ей мешает вторая часть подчинительного союза то.

Образцы расстановки знаков на стыке нескольких союзов:

· Брат строго сказал Алёше, что если он обещал принести книгу, так должен выполнить своё обещание.

· Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.)

· Она [Каштанка] знала по опыту, что чем скорее уснёшь, тем скорее наступит утро. (Ч.)

 

Задание для закрепления правила: расставьте знаки препинания.

1) Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. (Купр.) 2) Даша заметила что когда вслед за звон­ком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 3) Сажая деревца и тем я веселюсь что если от него сам тени не дождусь то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.) 4) Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса. (К.) 5) Горничная была си­рота которая чтобы кормиться должна была поступить в услужение (Т.)

Ответ:

1) Мне кажется, что, если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет, он также был бы неуловим. (Купр.) 2) Даша заметила, что, когда вслед за звон­ком в столовой появлялся Рощин, Катя сразу не поворачивала к нему головы, а минуточку медлила. (А. Н. Т.) 3) Сажая деревца, и тем я веселюсь, что если от него сам тени не дождусь, то внук мой некогда той тенью насладится. (Кр.) 4) Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (К.) 5) Горничная была си­рота, которая, чтобы кормиться, должна была поступить в услужение (Т.)

 

3) Внимание! Данное правило имеет отношение к составным подчинительным союзам, образовавшимся на базе первичных простых союзов. Познакомьтесь с моделями, по которым они построены:

 

а)несмотря на то что

ввиду того что

в силу того что

потому что

оттого что

вместо того чтобы

в то время как

по мере того как

до тех пор пока

б)если то

если так

когда то

Использование союзов а-типа допускает двоякую расстановку знаков препинания:

а), потому что

б ) (не, только, очевидно) ́потому, что

Правило: Расчленение знаком союза возможно только при наличии акцента на первой его части. Акцентировать начальную часть союза могут частицы и вводные слова.

Образцы расстановки знаков:

· Стоит ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (К.);

· Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их... (Г.);

Задание для закрепления правила: расставьте знаки препинания.

В гостях у Пряхиных все чувствовали себя свободно возможно по­тому что Павла Романовна никого не старалась занимать (К.)

Ответ:

В гостях у Пряхиных все чувствовали себя свободно, возможно, по­тому, что Павла Романовна никого не старалась занимать (К.)

 

Внимание! Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как, так что, сочетание союза с усилительной частицей даже если, лишь когда не расчленяются.

4)Последнее правилодиктует расстановку знаков в СППс придаточным определительным и дистантным расположением союзного слова который, типа В произведении изображена героиня, о судьбе которой нельзя сказать ничего определенного.

Правило: ориентируйтесь на интонацию, т.е. на естественную паузу между частями, которую вы выдерживаете, произнося предложение. Разберите части по членам предложения и убедитесь, что правильно твыявили грамматическую границу между частями.

Внимание! После слова который никогда не ставится запятая!

Тренировочные тестовые задания

Задание 1. Найдите предложение с последовательным подчинением придаточных. Расставьте знаки.

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день гово­рила о том что она знает как будет несчастлив отец ежели Анд­рей уедет не помирившись с ним. (Т.)

2) Уже по тому как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома приятели могли догадаться что они поступили неблагоразумно поддав­шись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.)

3) Находясь в госпитале он вспоминал как фашисты напали на них внезапно и как они оказались в окружении и как отряду все же удалось пробиться к своим.

4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение я решился наконец спросить Лувена о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.)

Ответ: 1

1) Княжна Марья умоляла брата подождать ещё день, гово­рила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, ежели Анд­рей уедет, не помирившись с ним. (Т.)

2) Уже по тому, как их встретил дворецкий на крыльце одинцовского дома, приятели могли догадаться, что они поступили неблагоразумно, поддав­шись внезапно пришедшей им фантазии. (Т.)

3) Находясь в госпитале, он вспоминал, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду все же удалось пробиться к своим.

4) Когда страсти совсем улеглись и началось спокойное обсуждение, я решился наконец спросить Лувена, о чём у них теперь идёт разговор. (Пришв.)

Задание 2. Найдите предложение, отличающееся от другихспособом подчинения нескольких придаточных, расставьте знаки.

1) Теперь когда его нет особенно мучительно чувствуешь как драгоценно было каждое его слово улыбка движение взгляд в которых светилась его прекрасная избранная аристократическая душа. 2) Антон Павлович нелюбил и немного сердился ког­да ему говорили что его дача слишком мало защищена от пыли летящей сверху с шоссе и что сад плохо снабжен водою. 3) В хоро­шие тёплые утра его можно было видеть на скамейке за домом в самом укромном месте дачи где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 4) Но надо было видеь Чехова в иные минуты столь редкие в послед­ние годы когда им овладевало веселье и когда он быстрым дви­жением руки сбрасывал пенсне и покачиваясь взад и вперёд на кресле разражался милым искренним и глубоким смехом. (К.)

 

Ответ: 1

 

1) Теперь, когда его нет, особенно мучительно чувствуешь, как драгоценно было каждое его слово, улыбка, движение, взгляд, в которых светилась его прекрасная, избранная, аристократическая душа. 2) Антон Павлович нелюбил и немного сердился, ког­да ему говорили, что его дача слишком мало защищена от пыли, летящей сверху с шоссе, и что сад плохо снабжен водою. 3) В хоро­шие тёплые утра его можно было видеть на скамейке за домом, в самом укромном месте дачи, где вдоль стен стояли кадки с олеандрами и где им самим был посажен кипарис. 4) Но надо было видеь Чехова в иные минуты, столь редкие в послед­ние годы, когда им овладевало веселье и когда он быстрым дви­жением руки сбрасывал пенсне и, покачиваясь взад и вперёд на кресле, разражался милым, искренним и глубоким смехом. (К.)

Задание 3. Найдите правильный вариант расстановки знаков

 

Наконец(1) он почувствовал(2) что больше не может(3) что никакая сила не сдви­нет его с места (4) и (5) что(6) если теперь он сядет(7) ему уже больше не подняться (П.)

1) 1, 2, 3, 6, 7 2) 2, 3, 4, 5, 7 3) 2, 3, 6, 7 4) 2, 3, 5, 7

Ответ: 3

_______________________________________________________________________

А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях(1) и (2) хотя слова ее были привычными (3) у Сабурова от них вдруг защемило сердце (С.)

1) 1, 3, 2) 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3

Ответ: 3

______________________________________________________________________

Ноги женщины были обожжены и босы (1) и (2) когда она говорила (3) то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням (4) словно пробуя этим утишить боль (С.)

 

1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4, 3) 1, 3, 4 4) 2, 3

Ответ: 3

______________________________________________________________________

 

Я люблю эту бедную природу (1) может быть(2) потому (3) что (4) какова она ни есть (5) она всё-таки принадлежит мне. (С.-Щ.)

1) 1, 2, 3, 5 2) 3, 4, 5, 3) 1, 2, 3, 4, 5 4) 3, 5

Ответ: 3

______________________________________________________________________

 

Чудилось (1) будто корчуют весь лес (2) и (3) выдираемые из земли (4) корни и сама земля (5) стонут и вопят от боли. (Ф.)

1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4, 5 3) 1, 3, 4 4) 1

Ответ: 4

_______________________________________________________________________

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение которых стоило бы любого разговора.

1)1,2,3 2)2,3,4 3)1,3 4) 1,3,4

Ответ: 4

 

Принесён был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все ожи­вились (2) задвигались (5) и весело заговорили.

1)3 2) 1,2 3)1,3 4)2,3

Ответ: 2

 

В гостиной с большого портрета смотрело весьма выразительное (1) женское лицо (2) красотою (3) которого (4) нельзя было не восхититься.

1)1,4 2) 1,2 3)1,3 4)2

Ответ: 4

 

Мы поехали в музей (1) экспозиция (2) которого (3) была обновлена (4) и интересно составлена.

1)1,3 2)2 3)3,4 4) 1

Ответ: 4

 

В начале проспекта (1) стоит большое высотное здание (2) у подно­жия (3) которого (4) приютилась маленькая церковь.

1)2,4 2)4 3)1,3 4) 2

Ответ: 4

 

Из всех народов (1) первым будет всегда тот (2) который опередит другие в области мысли (3) и умственной деятельности.

1)2,3 2)2 3)1,2,3 4)1,3

Ответ: 2

 

Доброта — качество (1) излишек (2) которого не вредит (3) никому (4) и никогда. 1)2,3,4 2) 1 3)1,2,4 4) 2

Ответ: 2

 

Несчастны те люди (1) которым всё ясно (2) и которые никогда не сомневаются (3) в своей правоте.

1)1 2)1,3 3)1,2,3 4)1,2

Ответ: 1

 

История научной фантастики — это история идей (7) которые (2) изменяли мир (3) но (4) которые сначала были осмеяны и отвергнуты.

1)1,3,4 2)1,3 3)1,2,3 4)1,2,3,4

Ответ: 2

 

 

Эти события (7) свидетелем которых (2) я стал (3) случились неза­долго до известного бунта Емельки Пугачёва.

1)1,3 2)1,2,3 3)3 4)1

 

Ответ: 1

Сравнительные обороты

 

 

1. ,как и…,

_______________________________________________________

2. столь, как…,

Так

Такой

3. не что иное, как

Не кто иной, как

4., как всегда,

(как правило, как обычно, как и тогда, …)

_______________________________________________________

5., как…,

_______________________________________________________

Внимание! Фразеологические сочетания!

Гол как сокол, голодный как волк, остановился как вкопанный, вбежал как бешеный, визжит как поросенок, вертится как белка в колесе, все как на подбор, знает как никто другой, сделать как следует и под.

 

Контрольная работа № 11.

Задание 1.Определите вид придаточного предложения:

Образец: От солнца и блеска воды светло так что больно смотреть (меры и степени).

1)Чтоб вода не заливала костер пришлось подкладывать больше дров.

2)Из глубокой балки где сгущался мрак подуло ветром.

3)Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.

4)По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише.

5)В лугах росистых в лугах зеленых течет речонка что мне мила.

6)В ком нет любви к стране родной те сердцем нищие калеки.

7)Сознание того что чудесное было рядом с нами приходит слишком поздно.

8)Когда на душе горе то тяжело без людей.

9)Надо ли словами говорить о счастье если перед вами мир открытый настежь.

10)Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома что напротив.

11)По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

12)Вода была так мутна что тень парохода лежала на ней как на глине.

13)У Гаврика перехватило дыхание как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды.

14)Там где море встретилось с землей горизонт родился молодой.

15)Нет такой лошади чтобы не спотыкалась.

16)Не весело на свете жить коль сердцу некого любить

17)Любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным.

18)Подул ветер словно вспугнутая пара гоголей вылетела на нас из серой мглы.

19)Сумерки приближались так что надо было торопиться.

20)Корчагин спрашивал меня когда он может выписаться.

21)Как только окончилась проверка очень многие забегали по коридору с мыльницами в руках.

22)Потом уж говорить будем когда ты свое обещание выполнишь.

23)Солнце уже садилось когда я наконец вы­брался из леса.

24)Только по ночам в лесах пока еще держа­лась роса было прохладно.

25)По мере того как разгорался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев.

26)Голова исчезла прежде чем Алексей успел что-нибудь спросить.

27)Пока натруженное тело отдыхало в дымном тепле ухо ловило каждый звук.

28)Когда я под вечер вышел в поля окружавшие хутор я едва держался на ногах.

29)Я сидел погруженный в глубокую задумчивость как вдруг Савельич прервал мои размышления.

30)Однажды когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу наехал я на казака отставшего от своих товарищей.

31)В то время как я таким образом медленно выражал свою досаду на Карла Ивановича он подошел к кровати.

32)Как только я передвинул поплавок он вздрогнул и быстро поплыл в сторону не оку­наясь и не качаясь.

33)Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет...

34)Коли такую гору одолел все сделать мо­жешь.

35)Раз дождя нет можно идти дальше.

36)Будь я дома я бы не отпустил его.

37)Левко остолбенел увидевши что перед ним стоял отец его.

38)В одном месте глыбы легли так что образовали глухую и длинную пещеру.

39)Было так тихо что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей.

40)Ои полюбил его так как не любил самой Маши.

41)Страдания надо выражать так как они вы­ражаются в жизни.

42)Земля так напиталась водой что не брала в себя ни капли влаги.

43)Хочется так сделать чтобы камень полную силу имел.

44)Воздух становился так редок что было больно дышать.

Ответ:

Чтоб вода не заливала костер пришлось подкладывать больше дров. (цели)

Из глубокой балки где сгущался мрак подуло ветром. (определительное)

Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах. (причины)

По мере того как угасал день в лесу становилось все тише и тише. (времени)

В лугах росистых в лугах зеленых течет речонка что мне мила. (определительное)

В ком нет любви к стране родной те сердцем нищие калеки. (местоименно-определительное)

Сознание того что чудесное было рядом с нами приходит слишком поздно. (изъяснительное)

Когда на душе горе то тяжело без людей. (времени)

Надо ли словами говорить о счастье если перед вами мир открытый настежь.(условия)

Ковш Большой Медведицы стоит на крыше дома что напротив. (определительное)

По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени. (изъяснительное)

Вода была так мутна что тень парохода лежала на ней как на глине. (меры и степени)

У Гаврика перехватило дыхание как будто его вдруг окатили целым ведром ледяной воды. (сравнительное)

Там где море встретилось с землей горизонт родился молодой. (места)

Нет такой лошади чтобы не спотыкалась. (определительное)

Не весело на свете жить коль сердцу некого любить. (условия)

Любой уголок земли где ты встречаешь друзей становится родным. (определительное)

Подул ветер словно вспугнутая пара гоголей вылетела на нас из серой мглы. (сравнительное)

Сумерки приближались так что надо было торопиться. (следствия)

Корчагин спрашивал меня когда он может выписаться. (изъяснительное)

Как только окончилась проверка очень многие забегали по коридору с мыльницами в руках. (времени)

Потом уж говорить будем когда ты свое обещание выполнишь. (времени)

Солнце уже садилось когда я наконец вы­брался из леса. (времени)

Только по ночам в лесах пока еще держа­лась роса было прохладно. (времени)

По мере того как разгорался костер ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев. (времени)

Голова исчезла прежде чем Алексей успел что-нибудь спросить. (времени)

Пока натруженное тело отдыхало в дымном тепле ухо ловило каждый звук. (времени)

Когда я под вечер вышел в поля окружавшие хутор я едва держался на ногах. (времени)

Я сидел погруженный в глубокую задумчивость как вдруг Савельич прервал мои размышления. (времени)

Однажды когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу наехал я на казака отставшего от своих товарищей. (времени)

В то время как я таким образом медленно выражал свою досаду на Карла Ивановича он подошел к кровати. (времени)

Как только я передвинул поплавок он вздрогнул и быстро поплыл в сторону не оку­наясь и не качаясь. (времени)

Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет... (условия)

Коли такую гору одолел все сделать мо­жешь. (причины)

Раз дождя нет можно идти дальше. (причины)

Будь я дома я бы не отпустил его. (условия)

Левко остолбенел увидевши что перед ним стоял отец его. (изъяснительное)

В одном месте глыбы легли так что образовали глухую и длинную пещеру. (образа действия)

Было так тихо что слышно было редкое падение капель с нависших ветвей. (меры и степени)

Ои полюбил его так как не любил самой Маши. (образа действия)

Страдания надо выражать так как они вы­ражаются в жизни. (образа действия)

Земля так напиталась водой что не брала в себя ни капли влаги. (меры и степени)

Хочется так сделать чтобы камень полную силу имел. (образа действия)

Воздух становился так редок что было больно дышать. (меры и степени)

Задание 2. Определите, союз или союзное слово связывает придаточную часть с главной.

Образец: Берег, где (союзное слово, наречие) остановилась машина, был низкий, илистый.

Воздух был полон острой свежести, какая (союзное слово, местоимение) бывает после грозы.

1) 1)Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит.

2)Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему.

3)Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются.

4)Чем выше культура народа, тем он миролюбивее.

5)Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды.

6)Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками.

7)Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

8)Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

9)Говорят, что человеку время от времени полезно по­жить в одиночестве.

10)Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.

11)Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

12)Он не понял в чем дело.

13)Василиса Капитоновна, взявши Ивана Фе­доровича с таинственным видом за руку, ска­зала, что она теперь хочет поговорить с ним о деле.

14)Вернер ушел в полной уверенности в том, что он меня предостерег.

15)Почему так именуется речка, даже объезд­чик не знает.

16)Я поднялся на одну из соседних вершин по­смотреть, далеко ли еще осталось до перевала.

17)Чувствовалось в воздухе, как вста­вало солнце.

18)С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда и на что употре­бить целый длинный день.

19)Что это нелегко, я согласен.

 

Ответ:

1)Ночью прибой вздыхает, будто бы сено косит. (союз)

2)Море и тянет к себе, и пугает, пока не привыкнешь к нему. (союз)

3)Кто помогает людям, у того свои желания сбыва­ются. (союзное слово, местоимение)

4)Чем выше культура народа, тем он миролюбивее. (союз)

5)Нет величия там, где нет простоты, добра и прав­ды. (союзное слово, наречие)

6)Любое живое дело можно загубить, если его делать равнодушными руками. (союз)

7)Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (союз)

 

8)Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня. (союзное слово, местоимение)

9)Говорят, что человеку время от времени полезно по­жить в одиночестве. (союз)

10)Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. (союзное слово, наречие)

11)Я очень рано понял, что человека создает его сопротивление окружающей среде. (союз)

12)Он не понял, в чем дело. (союзное слово, местоимение)

13)Василиса Капитоновна, взявши Ивана Фе­доровича с таинственным видом за руку, ска­зала, что она теперь хочет поговорить с ним о деле. (союз)

14)Вернер ушел в полной уверенности в том, что он меня предостерег. (союз)

15)Почему так именуется речка, даже объезд­чик не знает. (союзное слово, наречие)

16)Я поднялся на одну из соседних вершин по­смотреть, далеко ли еще осталось до перевала. (союз)

17)Чувствовалось в воздухе, как вста­вало солнце. (союз)

18)С непривычки он скучал в деревне сильно и часто не мог придумать, куда(союзное слово, наречие) и на что (союзное слово, местоимение) употре­бить целый длинный день.

19)Что это нелегко, я согласен. (союз)

Задание 3. Расставьте знаки препинания в предложениях:

1)Ночь была такая черная что вплотную столкнув­шись лицами нельзя было видеть друг друга.

2)Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

3)При мысли великой что я человек всегда возвыша­юсь душою.

4)Надо было все обдумать вспомнить не забыл ли чего-нибудь.

5)Несмотря на то что было холодно снег таял весь­ма заметно.

6)Животные наверняка видели как мы ломали ветки и вероятно слышали наши голоса.

7)Он заговорил так же внезапно как вошел мгновенно сделав вид будто не заметил моей потерянности.

8)Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место всегда остается в душе сожаление и возможно любовь.

9)Да жизнь сложна но радость пушистого снега синих вечерних сумерек это то что доступно каждому из нас причем абсолютно бесплатно.

10)Нужно ли объяснять детям почему так нерадостен взрослый мир.

11)Однажды в Царском Селе медвежонок сорвал цепь со столба возле которого была устроена его будка и побежал в сад.

12)Небо совершенно сливалось здесь с землею и хотя нас окружал густой мрак видно было как тускло светили фонари на улицах.

13)Основа реалистического творчества Достоевского мир человеческих страданий в изображении которых он не знает себе равных.

14)Что бы ни происходило вокруг хочется чтобы все доброе сохранилось в памяти.

15)Нам понадобился проводник в надежности которого не было бы сомнений.

16)Когда художница смотрела даже на спокойную гладь моря ее воображение рождало образы непокорной стихии и тогда она чтобы оживить воображаемые картины решила что непременно придет на берег в бурю.

Ответ:

1)Ночь была такая черная, что, вплотную столкнув­шись лицами, нельзя было видеть друг друга.

2)Хочу приносить хотя бы ничтожную пользу.

3)При мысли великой, что я человек, всегда возвыша­юсь душою.

4)Надо было все обдумать, вспомнить, не забыл ли чего-нибудь.

5)Несмотря на то что было холодно, снег таял весь­ма заметно.

6)Животные наверняка видели, как мы ломали ветки, и, вероятно, слышали наши голоса.

7)Он заговорил так же внезапно, как вошел, мгновенно сделав вид, будто не заметил моей потерянности.

8)Как бы ни было уныло и неприветливо покинутое место, всегда остается в душе сожаление и, возможно, любовь.

9)Да, жизнь сложна, но радость пушистого снега, синих вечерних сумерек - это то, что доступно каждому из нас, причем абсолютно бесплатно.

10)Нужно ли объяснять детям, почему так нерадостен взрослый мир?

11)Однажды в Царском Селе медвежонок сорвал цепь со столба, возле которого была устроена его будка, и побежал в сад.

12)Небо совершенно сливалось здесь с землею, и, хотя нас окружал густой мрак, видно было, как тускло светили фонари на улицах.

13)Основа реалистического творчества Достоевского - мир человеческих страданий, в изображении которых он не знает себе равных.

14)Что бы ни происходило вокруг, хочется, чтобы все доброе сохранилось в памяти.

15)Нам понадобился проводник, в надежности которого не было бы сомнений.

16)Когда художница смотрела даже на спокойную гладь моря, ее воображение рождало образы непокорной стихии, и тогда она,чтобы оживить воображаемые картины, решила, что непременно придет на берег в бурю.

 

Урок 10.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.21 с.