Философия как мировоззрение, ее функции и роль в системе культуры. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Философия как мировоззрение, ее функции и роль в системе культуры.

2017-10-16 860
Философия как мировоззрение, ее функции и роль в системе культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осваивая и познавая мир, человек задумывается о тайнах мироздания, перед ним встают вопросы:

· Почему существует мир?

· Как он организован?

· По каким законам развивается окружающий нас мир?

· Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений?

· Какова природа человеческого разума?

· Как человек познает окружающий его мир и самого себя?

· В чем смысл жизни человека?

· Что такое добро и зло?

· Что есть истина и заблуждение? и др.

Ответы на эти «вечные» вопросы формируют у человека общий взгляд на мир, составляют основу его мировоззрения.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, на себя и на свое место, роль в мире, а так же обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и программы деятельности. Философское мировоззрение – это своего рода мера цивилизованности человека и общества. Известный мыслитель ХХ века А. Швейцер считал, что «для общества, как для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования». Философия представляет собой все же не все мировоззрение, а «лишь» его ядро, поскольку в формировании мировоззрения участвуют все учебные дисциплины (психология, экономическая теория, общая теория права и государства и т. д.). каждая из них в скрытом, а зачастую и в открытом виде содержит в себе мировоззренческие выводы и, соответственно, вносит свой вклад в мировоззренческую подготовку будущего специалиста. В мировоззрении в обобщенном виде представлены познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы в их взаимосвязи.

В различных исторических типах мировоззрений по-разному представлены интеллектуальный и эмоциональный опыт людей. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений, чувств составляет мироощущение. Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений относят к мировосприятию. Познавательно- интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание – как система знаний сначала эмпирического, а затем теоретического уровней, и, наконец, как научное знание, исследующее законы и принципы материального и духовного мира.

Итак, мировоззрение – сложное напряженное, противоречивое единство знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, мироощущения и миропонимания, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.

Исторически первым типом мировоззрения является мифология, характерная для доклассовых и раннеклассовых обществ. Она была не только повествованием о происхождении и судьбах мира, но и обоснованием и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.

В мифологии в единстве были слиты реальность и фантазия, знание и вера, мысль и действие, естественное и сверхъестественное. Мифологическое сознание зародилось на самой ранней ступени развития общинно-родовой формации. В период матриархата мифологию характеризовали тотемы, демоны, фетиши. Патриархат породил идолов в облике людей и гармоничных героев. В эллинистическо-римский период – это и литература, и вообще художественное творчество. В эпоху позднего эллинизма герои мифов становятся философски значимыми фигурами. Философ Марк Туллий Цицерон (106 -43 г. до н. э.) в сочинении «О природе богов» написал: «Именно из-за наблюдений за природой хлынуло великое множество богов, которые, будучи наделены человеческой наружностью, дали обильный материал поэтам для их вымыслов, а жизнь людей наполнили всяким суеверием». Однако по мере развития опытного знания и угасания первобытных форм общественной жизни мифология постепенно уходит со сцены общественного сознания. «Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью пришел конец». Происходит, таким образом, своеобразная революция в мировоззренческих установках – возникают религия и философия.

Религия – это такая форма мировоззрения, в которой мир в сознании человека раздваивается на посюсторонний (земной, реальный, естественный) и потусторонний (небесный, сверхъестественный, сверхчувственный), причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей. Религиозное сознание – это знание личностное, данное всегда в конкретном индивидуальном опыте, где единая истина открывается через её переживание, оказываясь тайной и откровением. Религия в большей мере обращается к эмоциональной стороне человеческого существования и основывается прежде всего на вере в те или иные положения. Вне веры в реальность сверхъестественных образов религия невозможна. Религиозная фантазия, следовательно, не только выдает свои творения за реальность, она предполагает и обязательное культовое поклонение этим творениям. Л. Фейербах по этому поводу писал: «искусство не выдает свои создания за нечто другое, чем они есть на самом деле, то есть другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действительные».

Возникновение философии как и науки в целом, относится к тому этапу человеческой истории, когда обнаружилась недостаточность эмпирических (опытных) знаний, для освоения и преобразования существующей реальности. Анализируя эпоху появления философии (разделение умственного и физического труда), немецкий философ Карл Ясперс ввел понятие осевого времени, т. е. переход от мифологического сознания к научно-философскому осмыслению мира и места человека в нем. Человек уже осознает бытие в целом, самого себя и свои границы, и ставит перед собой определенные цели. Так появилась общественная потребность в научных, в том числе и философских знаниях об окружающем нас природном и социальном мире и место человека в нем. Начал действовать и один из основных законов развития науки - закон дифференциации научных знаний, а философия обретала свой собственный предмет исследования, функции и роль в духовной культуре (Метатеория – т. е. теория более широкая, позволяющая понять многие проблемы теории более узкой).

Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет основное содержание и сущность:

· для античных философов – это вопрос о первоначалах всего сущего; для Сократа основной вопрос связывался с принципом «Познай самого себя»;

· для философии Нового времени – как «возможное познание»;

· для позитивизма – в чем суть логики научного открытия;

· для экзистенциализма – вопрос бытия отдельного человека, его свободы, долга, смысла жизни и т. д.;

· для философии марксизма – это вопрос первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания, в чем проявляется сущность человека, источники и движущие силы общественного развития, проблемы справедливости и свободы.

Философия, таким образом, меняется и будет меняться. Выдавать какое-то из существующих ныне направлений за «единственно - современную» философию пока нет никаких оснований, поскольку ни одна философская концепция (аналитическая философия, феноменология, герменевтика, постмодернизм и т. д.) не может сегодня дать «окончательного» решения философских проблем, и потому, что потребность в философском осмыслении разных форм культурной деятельности не только не исчезла, а стала более острой, чем раньше.

Возникновение философии знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В отличие от иных форм мировоззренческого сознания философское сознание избрало своим ориентиром не авторитет и традицию, не слепую веру, не апелляцию к сверхъестественным силам, а свободное, основанное на принципах разума, критическое осмысление мира и человеческой жизни. Но критичность – не самоцель философии, не способ просто выделиться и заявить о себе, разрушить установленный порядок вещей, а исходный момент рефлексии, поиск мыслью внутри себя самой собственных ясных и точных оснований. Образно говоря, рефлексивность можно сравнить с изображением в зеркале, однако с той существенной разницей, что и фигурой, которая отражается, и самим зеркалом выступает человеческое сознание. Философия, таким образом, выступает как рационально-теоретическая форма мировоззрения.

Соотношение философии и религии:

· философия опирается на рационально-теоретическое знание;

· религия опирается, прежде всего, на веру в сверхъестественное;

· философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению;

· религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств;

· философия пытается дать целостное представление о мире;

· религиозное сознание раздваивает мир на «земной», постигаемый органами чувств и «небесный», сверхчувственный.

Таким образом, в отличие от религии философия стремится опереться на науку: догме противостоит сомнение, эмоцияминтеллект, верелогика. Движущей силой философии как объективного мировоззренчески - рационального процесса была не борьба ради борьбы, а стремление к истине, к пониманию мира, в котором находятся люди, к пониманию общества, в котором живёт человек, к пониманию человеком самого себя. Что же касается борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики, эмпиризма и рационализма, то это та форма, в которой осуществлялось познание истины. А это стремление – главное в философии. Философское знание обосновывает соответствующее мировоззрение. Растущая взаимосвязь между народами в современном мире ведет к усилению значимости такой составляющей мировоззрения, как общечеловеческие ценности и таких форм взаимоотношений, которые основываются на признании приоритета этих ценностей. «Главное дело философии, ее предназначение», - говорил Цицерон, - «возделывание души». В этом ее сила, говоря конкретнее, «сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страх».

Первые древнегреческие философы предметом изучения сделали природу. Рассматривая проблемы возникновения и строения мира, они искали первооснову всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. Поворот от космоса (природа) к человеку совершил Сократ (470 -399 гг. до н. э.), который поставил проблемы смысла человеческой жизни и смерти, права, долга, свободы и ответственности и др. Сократ один из первых философов понял, что осознание человеком окружающего мира остается ущербным без параллельного процесса познания самого себя, своего внутреннего духовного мира. Проблематика, получившая свой импульс от Сократа, заняла очень важное место в философской мысли, что отражено и в тематике философских сочинений: Аристотель: «О душе», «Этика», «Поэтика», «Риторика»; Авиценна: «Книга знания»; Р. Декарт – «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Страсти души»; Спиноза – «Трактат об усовершенствовании разума», «Разыскание истины», «Этика»; Т. Гоббс – «О человеке»; Д. Локк – «Опыт о человеческом разуме»; А. И. Радищев – «О человеке, его смертности и бессмертии»; Гегель – «Философия религии», «Философия морали», «Философия искусства». Постепенно в сферу философии вошли и стали постоянным предметом ее интереса вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства.

С тех пор философия ставит перед собой двуединую задачу – исследование мира и человека в их взаимосвязи, взаимоотношении. Исходным началом философского анализа, исследования, изучения становятся, таким образом, результаты богатого и разнообразного опыта духовно-практического освоения человеком мира. Специфика философского знания, следовательно, заключается в том, что оно есть результат рассмотрения объектов познания не просто самих по себе (как это имеет место в частных науках), а под углом зрения культурно-исторического сопряжения мира и человека.

В наше время роль философии раскрывается во многом по-новому. Она призвана внести свой вклад в духовную ориентацию человека по отношению к многообразному, противоречивому и в то же время единому миру как месту его обитания, его «жизненного мира». В этой связи особое значение приобретают мировоззренческие, гуманитарные, ценностные аспекты философского знания, а не одни лишь онтологические и теоретико-познавательные представления, поскольку философия призвана формировать целостную позицию человека как личности, как субъекта познания и преобразования мира и самого себя. Изучая философию, люди хотят найти в ней не просто совокупность объективных знаний о предметах и процессах окружающего мира, а нечто необходимое для их личностного существования – духовную ориентацию в поисках смысла жизни. Предназначение философии – создание целостного миропонимания, объяснение объективной реальности и предельных оснований человеческих действий в системе логических категорий и законов. В силу этих особенностей философия является интегратором всей культуры. Ведь именно философская система в отличие от научной теории не склонна выделять группу факторов, а претендует на всеобщую значимость своего принципа.

 

Соотношение философии и науки.

1. Создав научную картину мира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное зеркало. Он строит картину мира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законы объективного мира?»

В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?».

2. Задача ученого, осуществляя функции получения точного знания, - дать объективную картину мира.

Философ осуществляет функцию самосознания. Задача философа – понять современное сознание и его истоки.

3. Для науки главное – сформулировать такую теорию, истинность которой можно подтвердить экспериментально.

Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает в этом мире человек.

4. Наука вырабатывает понятие (матем., физич., химич.) философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.

5. Предметом науки является изучение необходимого для получения знаний о мире.

Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.

Таким образом, философия отвечает требованиям научного знания по предмету, наличию категориального аппарата, методу и функциям. Но философия отличается от частнонаучного знания:

1. Ее предметом является наиболее общие принципф бытия и развивающейся на его основе практической и познавательной деятельности людей.

2. Философия является методологией научного познания – способом освоения мира на основе универсальных принципов и законов, теоретическим основанием синтеза частнонаучных знаний. В процессе развития знаний о мире происходит взаимообогащение как философии, так частных наук.

Таким образом, соотношение философского и естественнонаучного знания заключается в следующем: с одной стороны, философия, предметом которой является всеобщее, выступает теоретическим обобщением эмпирического, конкретного знания естественных наук. С другой стороны, философия выступает методологией естественных наук, вырабатывая подходы к рассмотрению эмпирических фактов. В этом состоит диалектичность, взаимозависимость и взаимодействие философии и естествознания, абстрактного и конкретного знания.

Любое научное знание, опирающееся на законы и принципы, представляет собой единство теории и метода: с одной стороны, сама теория, логика которой определена этими законами, становится методом исследования, с другой, эта теория своим содержанием помогает выработке новых методов и способов исследования проблем. Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира – отвечает на вопрос, что является предметом исследования, раскрывает его природу, сущность, всесторонние связи. Основным требованием является ее истинность и практическая ценность. Метод – способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений. Метод отвечает на вопрос: как познать мир?

Философия – развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. Она является вместе с тем и методом познания мира, его форм, свойств, способа существования, что делает ее методологией естествознания и гуманитарных наук.

Можно выделить следующие линии взаимодействия философии и частных наук:

· на каждом историческом этапе развития науки философский метод синтезируется из достижений частных, конкретных наук, отражая дух науки своего времени, ее качественную специфику;

· в свою очередь каждая из конкретных наук использует философский метод в качестве системы общих принципов подхода к изучению интересующих ее явлений и процессов.

Как методология частнонаучного знания и теория, логикой которой являются универсальные законы и принципы единства, связи и развития, философия помогает:

· определить стратегию, направление научных исследований;

· выделить фундаментальные проблемы, раскрывающие сущность, основу, принципы, связи мира как целостности, которые являются основанием (непосредственно или опосредованно) содержания научных понятий, идей, теорий;

· выдвигать научные предвидения и прогноз, опирающиеся на философскую методологию;

· формулировать научные методы, опирающиеся на принципы и законы философии как теории и методологии.

Хотя философия и наука – разные формы общественного сознания, между ними существует тесная взаимосвязь, как актуальная, так и генетическая. Философию нельзя отождествлять с наукой, но можно говорить о научности философии. Как теоретическое основание мировоззрения философия обладает рядом несомненных признаков научного знания:

· системностью;

· фиксированием в логических категориях и законах;

· доказательностью;

· объективной истинностью.

Философия всегда обращается к достижениям других наук, опираясь на которые она строит общую картину мира. О тесной связи философии и науки В.И.Вернадский заметил: «Точное и глубокое логическое изучение понятий есть основа и самая суть философского мышления. Это та сила – анализ понятий, которым философия глубочайшим образом влияет на науку, но философия не заменяет науку».

И так, философия не противоположна науке, как и не сводима к ней, философия опирается на совокупный духовный опыт человека. Наука – только часть такого опыта. В конечном счете, философия и наука делают общее дело, но делают его по-разному. Научное освоение мира идет от низших, простых форм движения материального мира к формам все более сложным и высшим. Философия потому и возникает, что имеет отношение к нашим представлениям о мире, глубокую связь с самим фактом существования человека.

Миф и философия – существенно разные типы мышления: миф – доисторическая, коллективно-бессознательная мудрость, философия, наоборот, личностно персонифицированная мудрость.

 

Соотношение мифологии и философии:

1. В мифологии разум не выделяется в качестве особого объекта.

Философия сделала его предметом размышления и анализа.

2. В мифологии мышление не понятийное, а эмоционально-образное и может быть выражено в художественной форме.

Для философии знание опосредованно рядом логических рассуждений и выражено в обобщенной понятийной форме.

3. В мифологии основой мудрости выступает авторитет богов и легендарных героев.

В философии уже в античное время считалось, что путем размышления индивид самостоятельно способен приблизиться к истине и понять ее. Однако миф и философию объединяет то, что как первый, так и вторая являются функциями самосознания.

Наука принципиально отличается от мифологии, и от философии именно тем, что опираясь на эмпирический опыт, она не в состоянии возложить на себя и решить ни один мировоззренческий вопрос. И тем самым мы стоим на пороге философии, т.к. должны сформулировать основной вопрос философии. С акта задавания этого вопроса и датируется рождение философии и мысли – не мифа, не ритуала, а именно мысли. Вопрос следующий: почему в мире есть нечто, а не ничто? Тем самым это и будет определение философии, которое содержится или подразумевается в этом слове, потому что философия – это любовь к мудрости. Употребляя слово «мудрость», античные философы обязательно соединяли его со словом «удивление», считая, что любовь к мудрости, или философия, рождается из удивления. Философия, именно, начинается с удивления не потому, что чего-то нет, а то, что есть нечто, а не хаос. Философия или мысль появляются с задания одного вопроса: почему, собственно, есть нечто, а не ничто. Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия показывает, не что надо видеть, а куда надо смотреть. Это принципиально разные вещи, философия не дает готовых ответов. Ее роль – выработать критическое мышление, такой взгляд на мир, который делал бы человека и свободным, и самодостаточным, понимающим, в каком мире он живет. Девизные изречения «Семи мудрецов» - самых великих мыслителей из интеллектуалов прошлого. Их высказывания высечены на геммах (резной камень), выставленных на холме Аполлона в Дельфах.

Вот они – всемирный золотой фонд, двадцать пять самых нужных в жизни слов:

· Периандр из Коринфа - «Обдумывай все заранее»;

· Питтак из Метилены- «Тщательно учитывай время»;

· Фалес из Милета- «Поручись и пострадаешь»;

· Хилон из Эфор- «Не забывай о смерти»;

· Биант из Приены- «Лучшие всегда в меньшинстве»;

· Клеобул из Линда- «Мера во всем – вот наилучшее»;

· Солон из Афин – «Никогда – не слишком».

Человечество в лице даже высших своих членов не узнавало и не ценило своих мыслителей, изобретателей, реформаторов и.т.д., которыми двигался прогресс и благодаря которым человек удалился от состояния животного.

Пифагорийская школа, например, была осмеяна за то, что считала землю движущейся пылинкой во Вселенной. Это не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед, Аристотель и Птолемей.

Анаксагор за естественное объяснение лунного затмения влиянием земли, приговорили (вместе с семьей) судом к смертной казни. Только красноречие Перикла заставило заменить смертную казнь изгнанием.

Галилей был приговорен к сожжению, но по старости и смирению освобожден от казни и умер в неволе.

Сократа заставили выпить яд за непокорность суевериям.

Дж.Бруно, указавший на существование в небесах множества миров был сожжен духовным судом.

Н.Коперник дождался издания своего сочинения только на смертном одре.

Колумб вызывал веселый хохот среди передовых людей своего времени, но открытая им Америка была названа не его именем.

Великий Лавуазье был казнен революционными партиями как взяточник. Между тем он честью своей пожертвовал ради науки, требовавшей опытов и расходов.

Забыт Ползунов, построивший действующую паровую машину раньше Уайта.

Мейера, основателя механической теории теплоты, осмеяли ученые.

Конструктор холодильных машин Казимир Тельс умер в Цюрихе в нищете. Железные дороги отрицали техники и медики, как вредное для здоровья нововведение, неосуществимое и убыточное.

Паллисси, изобретатель фаянса, сжег крышу своего дома, чтобы закончить опыты и.т.д.

Ома называли дураком.

Английское Королевское общество отвергло опыты Джоуля.

«Гении большей частью развиваются односторонне. Нет большего заблуждения, как думать, что гении, двигающие науку и прогресс, выходят из дипломированных ученых и специалистов своего дела.». Многообразие всех вышеперечисленных моментов задавало тональность и фон всему тому, что в мировой истории обусловило отношение и оценку поступков и высказываний людей, за которыми шли, подражали, которыми заряжались, но которых… всегда не любили. Даже маятник часов беспрерывно рассекает собой воздух. Это закон, что все имеющееся чему-то мешает, тем более…живое. И вряд ли кто сказал об этом более откровенно, правдиво и очень честно, чем китайский поэт Уюй Юань (340 – 278 ггю до н.э.):

И если смерть сама грозить мне станет,

Я не раскаюсь в помыслах моих,

За прямоту свою и справедливость.

Платили жизнью древле мудрецы.

То есть мудрость – это:

· И интуиционная наблюдательность;

· И нестандартность в увязывании факторов;

· И «иносказательность» в поведении;

· И совершеннейшая нетривиальность в восприятии себя и окружающего мира и событийной сферы.

След, оставляемый в душе мудрой мыслью, прекрасен и удивителен по притягательности. Мудрость дается с возрастом и по сути своей есть способ сохранения в социальном наследовании (понимая это последнее и как процесс, и как результат) наиболее значимого из опыта предшественников.

Мудрость, завещанная или изрекаемая, ныне позволяет:

· Уметь превращать дорогу в путь, жизнь в судьбу, безысходность в простор;

· Понять смысл происходящего или произошедшего;

· Готовит к встрече с событиями грядущими;

· Вводит наше мироощущение в резонанс со средой, нас окружающей;

· Расширяет границы нашего опыта и продлевает срок нашей жизни;

· Побуждает нас к извлечению из нас согласия с собой.

Мудрость – это не то, что обычно. Она всегда необычна.

 

Функции философии

Под функцией понимается способ действия, проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Среди функций философии прежде всего выделяется мировоззренческая. Она состоит в том, что, предлагая человеку общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет ему определять свое место и роль в этом мире. Для правильного понимания мировоззренческой функции философии необходимо учесть, по крайней мере, два момента: Мировоззрение индивида может сформироваться либо в результате получения научных знаний в процессе образования, в том числе и самообразования, либо в стихийном процессе становления личности под воздействием социального окружения (макросреда – общество, микросреда = семья, первичный коллектив, приятельское окружение) Историческая жизнь народов - определяется прежде всего их основными убеждениями, их общим мировоззрением. Философия конечно не дает нам вечности, но она помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести и действительно ведет к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям. Русский философ Н. А. Бердяев писал, что философия всегда была прорывом из бессмысленного эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла.

Методологическая функция философии состоит в том, что философия, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания. Философский метод есть система наиболее общих признаков, подходов к теоретическому (рационализированному) исследованию действительности (мироустройство и отношение человека к миру). Как методология частнонаучного знания и теория, логикой которой является универсальные законы и принципы единства, связи и развития, философия помогает:

ü Определить стратегию, направление научных исследований;

ü Выделить фундаментальные проблемы, раскрывающие сущность, основу, причину связи мира как целостности, которые являются основанием (непосредственно или опосредованно) содержания научных понятий, идей, теорий;

ü Формулировать научные методы, опирающиеся на принципы и законы философии как теории и методологии;

ü Выдвигать научное предвидение и прогноз, опирающиеся на философию методологию.

Мировоззренческая и методологическая функции в своем развитом и концентрированном виде присущи только философии. Эта две функции взаимнопроникают и взаимнопереходят. С одной стороны, метод включен в мировоззрение, с другой стороны, мировоззренческие принципы объективности законов природы и законов развития общества и другие входят в состав философского метода.

На всех этапах развития научного знания с момента возникновения способом его построения, выражения, существования стали понятия. Понятия – языки науки, без которого она существовать н е может. Язык – информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился в процессе практической деятельности человека на ранней стадии его существования, как способ обыденного эмпирического познания и средство общения. Такой язык называют естественным, предметно-практическим языком. Единицей этого языка стало слово. Всему видимому, непосредственно воспринимаемому с помощью органов чувств, человек давал обозначения, о чем в последствии скажут: мир предметов – мир видимый. Это явление назвали «чувственная видимость природы». Вместе с тем человек постигал внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения связи, взаимодействия, соединяющие предметы в единую систему, целостный мир, он пытался выявить движущие силы, превращающие одни явления в другие, усложняющие и упорядочивающие мир. Этот мир скрытого, внутреннего, мир связей, в который можно проникнуть только разумом (рацио), мыслью, был назван «рационалистической сущностью природы», и языком его обозначения и познания стали понятия. Понятие – это отражение внутренних, общих средств и связей. Итак, в процессе углубления знаний о мире происходит усложнение языка, формируются понятия как отражение универсальных, существенных связей мира (язык философии), соответственно усложняется само знание по форме и содержанию.

Предельно общими понятиями являются категории, содержание которых составляют необходимые, существенные, универсальные связи мира как целостности. В истории философии такие понятия стали называться универсалиями. Немецкий философ М. Хайдеггер справедливо заметил: «философское мышление – мышление в предельных понятиях».

Гносеологическая функция философии состоит в том, что она, ориентируя познавательное отношение человека на раскрытие природы и сущности мира, природы и сущности развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, о человеке, а с другой – оказывает влияние на каждую из форм общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них в своей сфере осознания действительности через призму отношения «человек – мир», а также определяет логику познавательного отношения к действительности.

Выработка научного знания осуществляется не только в рамках материалистического миропонимания. Многие важные философские открытия сделаны мыслителями – идеалистами. Кант первым исследовал специфику и структуру познающего субъекта. Гегель наиболее четко сформулировал основные законы диалектики. Русские ученые Н.Ф. Федоров, В. Соловьев и другие разрабатывали концепцию космизма. Несомненной заслугой экзистенциалистов (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П.Сартр, А. Камю) является, например, анализ сознания в условиях социального отчуждения и т.п. Вместе с тем, следует отметить, что необходимость восприятия ценных идей, содержащихся в различных типах мировоззрения, не означает их слияние в какую-то единую «синкретическую» философия. В многоаспектном диалоге и плюрализме мнений, что свойственно философским размышлениям, путь к адекватному восприятию действительности лежит в конечно счете в ее материалистическом понимании при диалектическом воззрении на мир. Только в саморазвитии, на основе синтеза результатов познавательной и социально-практической деятельности философия может претендовать на объективную истинность и оптимально выполнять свое предназначение.

Культурологическая функция философии состоит в том, что она выявляет и формирует (эксплицирует) так называемые универсалии культуры – наиболее общие идеи и представления о мироздании: моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности. Развитие человеческой культуры в этом случае предстает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, переходом культурно-исторических ценностей из одной эпохи в другую, с критическим преодолением устаревших форм развития культуры и становлением новых форм. Культурологическую функцию философия выполняла с момента своего зарождения, и если сужался предмет философии, то с культурологической функцией философии происходило, скорее всего, обратное: ее роль в жизни общества непрерывно возрастала. Уже Цицерон с полным правом заявил, что «культура духа (ума) есть философия». Тем более это справедливо для нашего времени. Без преувеличения можно сказать, что философия является сегодня важнейшим элементом духовной культуры человечества. «Мне представляется, - писал видный физик ФРГ, лауреат Нобелевской премии Макс Лауэ, - что все науки должны группироваться вокруг философии как их общего центра, и что служение ей является их собственной целью. Так и только так можно сохранить единство научной культуры против неудержимо прогрессирующей специализации наук. Без этого единства вся культура была бы обречена на гибель».

Гуманистическая функция философии направлена на воспитание личности, в нашем случае – личности студента, в духе гуманизма, гуманизма реального, научно обосновывающего пути освобождения человека, его дальнейшего совершенствования. Рассмотрев функции философии, вернемся к аристотелевской характеристике философии как самой бесполезной и одновременно самой прекрасной науки. Да, она бесполезна в плане узкоутилитарном, прагматическом, ибо философия не может научить выпечке пирогов, плавке металла, обувному ремеслу и т.д. Более того, она не может подменить собой ни одну из конкретных наук, решая за них их специфические проблемы. Из истории философии известно, насколько бесплодными оказались многовековые попытки рассматривать философию в качестве «науки наук», вбирающей все остальные науки в свое прокрустово ложе и заменяющей их. И только обретя свои специфические функции, философия перестает быть бесполезной: она дает конкретным наукам то, что они сами синтезировать не могут – мировоззрение и методологию.

Что же касается «прекрасности» философии, то она слита воедино с ее «полезностью» в указанном высоком смысле. Действительно, что может быть прекраснее, чем приобщение к ценностям духовным, к пониманию смысла жизни, своего места и роли в мире, своих взаимоотношений с другими людьми? И реализуется это прекрасное, прежде всего, в гуманистической и культурологической функциях философии. Итак, философия это совокупность наиболее общих представлений о мире в целом, об универсальных законах его существования и развития. И, как отмечал французский философ Р. Декарт, «философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют»

Так почему же все-таки существует философия? Ответ отчасти уже заключен в самой форме вопроса: философия существует не для чего, а почему. Она существует как одна из высших потребностей человеческого духа, его устремления к тайнам бытия. Только так и можно объяснить, почему философия не умирала в ситуациях, когда по всем прагматическим канонам должна была умереть. Она продолжает развиваться, потому что в сфере свободного духа


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.