Тема 2. Перспективы человечества в начале XXI века — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 2. Перспективы человечества в начале XXI века

2017-10-16 298
Тема 2. Перспективы человечества в начале XXI века 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний.

Философские основания современных футурологических прогнозов.

Альтернативы человечества в XXI веке.

Философия конца ХХ – начала XXI века и задача Нового проекта модерна.

 

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА (заочная форма получения образования)

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов   Количество часов УСР Формы контроля знаний
лекции Практические занятия Семинарские занятия Лабораторные занятия Иное
                 
  Философия и методология науки              
1.1 РАЗДЕЛ 1. Взаимосвязь философии и науки в исторической динамике культуры              
11.1.1 Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества 1.1. Проблема определения понятия философии. Философия как сущностная характеристика бытия человека. 1.2. Философия как феномен культуры. Функции философии. 1.3. Философия и мировоззрение. Взаимосвязь этапов развития общества, исторических типов мировоззрения и философии. 1.4. Формирование системы современного философского знания. 1.5. Философия и другие формы культуротворчества (религия, искусство, мораль, наука).         [1], [3], [4], [7], [8]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
11.2.1 Тема 2. Понятие науки. Динамика развития науки. Роль философии в развитии науки 2.1. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Наука и паранаука. 2.2. Теории научного прогресса. Понятия научной революции и парадигм научного знания. 2.3. Особенности естественнонаучного и социально-гуманитарного познания. Взаимосвязь научных и социальных революций в период становления и развития техногенного общества. 2.4. Роль философии в развитии (смене парадигм) социально-гуманитарного и естественнонаучного знания.     .   [1], [2], [3], [6], [7], [8]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
11.3.1 Тема 3. Генезис философии и науки 3.1. Особенности мифологии как исторического типа мировоззрения. 3.2. Кризис мифологического мировоззрения и возникновение философии. 3.3. Особенности восточной философии и восточной преднауки.         [1], [3], [4], [6], [8]   Проверка конспектов первоисточников  
11.4.1 Тема 4. Взаимосвязь философии и науки в эпоху античности и средневековья. Идейные предпосылки коперниканской научной революции и реформационного движения в Европе 4.1. Роль философии в становлении античного идеала науки. 4.2. Философия и наука в эпоху средневековья. 4.3. Роль поздней схоластики и философии эпохи Возрождения в идейной подготовке коперниканской революции и Реформации. 4.4. Итоги и последствия ранних буржуазных революций и коперниканской научной революции.         [1], [3], [4], [6], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
21.5.1 Тема 5. Роль европейской философии XVII –XVIII вв. в формировании принципов классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания 5.1. Значение философии XVII в. для формирования классического естествознания и новоевропейской теории естественного права. 5.2. Формирование идейных основоположений европейского и американского Просвещения. Развитие идей Просвещения в философии XVIII в. Просвещение как великий проект модерна. 5.3. Итоги и последствия социальных и научной революций конца XVIII – первой половины XIX в.         [1], [3], [4], [6], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
21.6.1 Тема 6. Роль философии в формировании и развитии культуро-исторической парадигмы социального знания и становлении неклассического естествознания 6.1. Значение немецкой классической философии для формирования культуро-исторической парадигмы социального знания и принципа глобального эволюционизма. 6.2. Социокультурные предпосылки формирования неклассического типа философствования (вторая половина XIX – начало XX в.). Роль неклассической философии в формировании принципов неклассического естествознания. 6.3. Марксизм как великий проект модерна.     .   [1], [3], [4], [6], [8], [14], [29]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
21.7.1 Тема 7. Кризис современного техногенного общества и проблема формирования постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социального знания 7.1. Исторические этапы, характерные черты и глубинные причины кризиса современного техногенного общества. 7.2. Философия XX – начала XXI в. как процесс осмысления кризиса техногенного общества. 7.3. Идейные источники постнеклассического естествознания и эколого-футурологической парадигмы социально-гуманитарного знания.         [1], [3], [4], [6], [8], [23], [27], [29]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
  РАЗДЕЛ 2. Философия и ценности современной цивилизации              
22.1 Тема 1. Философское осмысление проблемы бытия 1.1. Развитие понятия бытия в истории философии. Концепция антро­покосмизма. 1.2. Формы бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. 1.3. Концепции материи в истории науки и философии. 1.4. Природа как предмет философского и научного познания. 1.5. Природа как среда обитания человека. Идея коэволюции природы и общества.         [2], [7], [8], [17], [18], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
32.2 Тема 2. Философия глобального эволюционизма 2.1. Динамическая организация бытия. Понятия движения и развития. 2.2. Проблема философского метода. Диалектика и метафизика в их историческом развитии. 2.3. Диалектическая логика как методология научного познания. 2.4. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. 2.5. Эвристическое значение принципа глобального эволюционизма.         [1], [2], [4], [7], [8], [16], [17]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
32.3 Тема 3. Проблемы человека в философии 3.1. Образы человека в истории философии. 3.2. Социальное и биологическое в человеке. Современные проблемы антропосоциогенеза. 3.3. Сознание как предмет философского осмысления. 3.4. Понятие личности. Исторические типы взаимоотношения личности и общества. Права человека. 3.5. Философия и образование. Современные проблемы философии образования. 3.6. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Проблема смысла жизни.     .   [1], [3], [5], [7], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
32.4 Тема 4. Общество как развивающаяся система 4.1. Развитие понятия общества в истории философии и общественной мысли. 4.2. Сферы социальной жизни общества. Понятие социальной структуры. 4.3. Развитие общества как цивилизационный процесс.         [1], [3], [7], [8], [19]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
32.5 Тема 5. Основные проблемы социальной динамики 5.1. Концепции исторического развития общества в домарксистской философии. 5.2. К. Маркс: история общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. 5.3. Современные подходы к решению проблемы развития общества. 5.4. Нелинейные интерпретации исторического процесса в современной философии.         [1], [3], [7], [8], [19]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
42.6 Тема 6. Проблемы философии культуры 6.1. Понятие культуры. Динамика развития культуры. 6.2. Кризис культуры современного техногенного общества. 6.3. Современные формы культуротворчества.     .   [1], [3], [7], [8], [19]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
  РАЗДЕЛ 3. Философско-методологический анализ современной науки              
43.1 Тема 1. Актуальные проблемы теории познания и философия науки 1.1. Развитие концепций познания в истории философии. 1.2. Структура познавательной деятельности. Познание и творчество. 1.3. Проблема истины. 1.4. Формы рефлексивного осмысления научного познания и проблемное поле философии науки.           [1], [2], [4], [6], [7], [17], [18]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
43.2 Тема 2. Структура и динамика современного научного познания 2.1. Наука как сложноорганизованная система. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 2.2. Метатеоретический уровень научного познания. 2.3. Язык современного научного познания. 2.4. Проблема прогресса современного научного знания и его критериев.         [1], [2], [4], [6], [7], [17], [18]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
43.3 Тема 3. Методологический инструментарий современной науки 3.1. Понятие метода и методологии. Проблема классификации методов научного познания. 3.2. Методы эмпирического исследования. 3.3. Методы теоретического исследования. 3.4. Метатеоретические методы научного познания.         [1], [2], [4], [6], [7], [17], [18]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
53.4. Тема 4. Наука как социальный институт 4.1. Основные характеристики социальных институтов. Институализация науки. 4.2. Социология знания как первый шаг к формированию социологии науки. 4.3. Обоснование науки как социального института в рамках социологии науки. 4.4. Классификация организационных форм науки. 4.5. Формы коммуникации в науке.         [1], [2], [4], [6], [7], [17], [18]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
53.5 Тема 5. Наука в системе социальных ценностей 5.1. Ролевая структура научной деятельности 5.2. Мировоззренческая и инструментальная ценность науки. 5.3. Научно-технический прогресс и моральные проблемы. 5.4. Ценности науки, свобода исследований и социальная ответственность. 5.5. Социальные и этические подходы к регулированию научных исследований.   .   [1], [2], [4], [6], [7], [17], [18]   Проверка конспектов первоисточников
  РАЗДЕЛ 4. Философско-методологические проблемы современной дисциплинарно-организованной науки              
44.1 Тема 1. Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности 1.1. Проблема кризиса науки в философии ХХ в. 1.2. Основные черты постнеклассического естествознания. 1.3. Философия техники.         [1], [2], [3], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
44.2 Тема 2. Философия современного социально-гуманитарного знания 2.1. Социальная философия и методология социально-гуманитарного познания. 2.2. Исследовательские программы современного обществознания. 2.3. Основные черты формирующейся эколого-футурологической парадигмы социально-гуманитарного знания.         [1], [2], [3], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
  РАЗДЕЛ 5. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия              
45.1 Тема 1. Глобализация как цивилизационный феномен и предмет социально-философского осмысления 1.1. Понятие и системная природа глобализации. 1.2. "Эпоха глобализма" и проблема развития белорусской национальной культуры и государственности. 1.3. Альтернативы глобализации. Современный альтерглобализм.         [1], [2], [3], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
45.2 Тема 2. Перспективы человечества в начале XXI века 2.1. Философия и методология междисциплинарного синтеза знаний. 2.2. Философские основания современных футурологических прогнозов. 2.3. Альтернативы человечества в XXI веке. 2.4. Философия конца ХХ – начала XXI века и задача Нового проекта модерна.         [1], [2], [3], [8], [23]   1. Проверка конспектов первоисточников 2. Ответы на семинарских занятиях
  Всего:              
                   

 


УЧЕБНАЯ И ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Философия и методология науки: учеб.-метод. пособие / В.В. Бущик, И.Ю. Никитина, А.В. Кузнецов и др.; под ред. В.В. Бущика. – Минск: БГПУ, 2011. – 212 с.

2. Кикель П.В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. – Мн., 2005

3. Кузнецов А.В. Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007

4. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. – Мн.: ООО «Асар», 2004.

5. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.2. Философия человека. – Мн.: «Асар», 2005.

6. История и философия науки под ред.С.А. Лебедева.– М., 2007

7. Философия и методология науки: учеб. пособие под ред. А.И. Зеленкова. – Мн., 2007

8. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М., 2010

9. Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Мн., 2009.

10. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М.: Норма, 2006.

11. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. – М.: РГГУ: Омега-Л, 2005.

12. Западная философия: итоги тысячелетия (антология). – М., 1997.

13. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

14. История философии: Учебник / Под ред. Ч.С.Кирвеля. – Мн., 2001.

15. Канке В.А. Общая философия науки: Учебн. пособие. – М., 2007.

16. Кармин А.С., Бернадский Г.Г. Философия. – СПб., 2001.

17. Кикель П.В. Философия. – Мн., 2009

18. Кикель П.В. Наша философия. – Мн., 2010

19. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии науки: Учебн. пособие для аспирантов. – Ростов н/Д., 2004.

20. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. Издание второе. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 496 с.

21. Негодаев И.А. Философия техники: Учебн. пособие. – Ростов н/Д., 1997.

22. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: Учебн. пособие. – М., 1998.

23. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2001 – 2002.

24. Основы философии. От классики к современности: Учебн. пособие. – М., 1998.

25. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: Уч. для студ. – М.: Элит, 2005.

26. Современная философия науки: Знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. – М., 1996.

27. Степин В.С. Основы философии науки. – М., 2004.

28. Терновой О.С. К вопросу о современной культуре мышления (опыт историко-философского исследования проблемы). 25 с.

29. Философия ХХ века: школы и концепции. – СПб., 2003.

30. Философия для аспирантов: Учебн. пособие. – Ростов н/Д., 2002.

31. Философия и методология науки. УМК для студентов магистратуры /Под ред. Мн., 2004.

32. Философский энциклопедический словарь. – М., 1994.

33. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы. – М., 1988.

34. Яскевич Я.С. Философия и методология науки: учеб. пособие. – Мн., 2009.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М., 1994.

2. Бахтин М.М. Работы 20-х годов. – Киев, 1994.

3. Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1997.

4. Берков В.Ф. Философия и методология науки. – Минск, 2004.

5. Бессонов Б.Н. Философия. История и современные задачи. – М., 2006.

6. Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. – М., 1994.

7. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

8. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Минск, 2004.

9. Гайдадымов Е.Б. Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 2. Философия человека. – Минск, 2005.

10. Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. – М., 2005.

11. Деррида Ж. Письмо и различие. – СПб., 2000.

12. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежные эстетики и теория литературы XIX–XX вв. – М., 1987.

13. История и философия науки / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2007.

14. Камю А. Творчество и свобода. – М., 1990.

15. Кикель П.В., Сороко Э.М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов. – Минск, 2005.

16. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Фатхи Т.В. Основы философии, науки: учеб. пособие для аспир. – Ростов н/Д., 2004.

17. Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки: учеб. пособие. 2-е изд. – Москва; Ростов н/Д., 2006.

18. Кузнецов А.В., Кузнецов В.В. Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007.

19. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

20. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн. собр. соч., Т. 18.

21. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодерна. – СПб., 1998.

22. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 1992.

23. Манхейм К. Идеология и утопия. – М., 1993.

24. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.

25. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42.

26. Мартен Ж. Философия в мире. – М., 1994.

27. Негодаев И.А. Философия техники: учеб. пособие. – Ростов н/Д., 1997.

28. Никифоров А.Л. Философия науки: История и методология: учеб. пособие. – М., 1998.

29. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. – М., 1995.

30. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2001 – 2002.

31. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. – Киев, 1997.

32. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтика. – М., 1995.

33. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. XX век: антология. – М., 1995.

34. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: учеб. для студ. – М., 2005.

35. Сартр Ж.П. Экзистенциализм- это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1990.

36. Современная философия науки: Знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: хрестоматия. – М., 1996.

37. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.

38. Стёпин В. С. Основы философии науки. – М., 2004.

39. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

40. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. – М., 1995.

41. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.

42. Феномен Человека: антология. – М., 1993.

43. Философия для аспирантов: учеб. пособие. – Ростов н/Д., 2002.

44. Философия и методология науки: учеб. пособие для аспир. / под ред. А.И. Зеленкова. – М., 2007.

45. Философия истории: антология. – М., 1995.

46. Философия науки: хрестоматия. – М., 2007.

47. Философский энциклопедический словарь. – М., 2004.

48. Франк С.Л. Смысл жизни // Франк С.Л. Духовные основы общества – М., 1992.

49. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

50. Фукуяма Ф. Конец истории // Вопросы философии. – 1990. – № 3.

51. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб, 2000.

52. Хайдеггер М. Бытие и время. – М., 2003.

53. Хоркхаймер М, Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб., 1997.

54. Человек и культура. – СПб., 1996.

55. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. – М., 1993.

56. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21.

57. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М., 2009.

58. Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.

59. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Раздел 1. Взаимосвязь философии и науки в исторической динамике культуры

60. Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

61. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. –М., – СПб., 2000.

62. Барулин B.C. Социально-философская антропология. – М., 1997.

63. Бек У. Общество риска. На пути к модерну. – М., 2000.

64. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социаль­ного прогнозирования. – М., 1999.

65. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

66. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

67. В поисках теории развития науки. Очерки западноевропейской и американской концепций XX века. – М., 1972.

68. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология XXI в. – М., 2003.

69. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произ­ведения. – М., 1990.

70. Виндельбанд В. Философия культуры // Избранное. – М., 1994.

71. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

72. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации: Философия отношений с природной средой. – М., 1994.

73. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

74. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная фе­номенология // Вопросы философии. – 1992. – № 4.

75. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии. – М., 1986.

76. Западная философия: итоги тысячелетия: антология. – М., 1997.

77. Зеленков А.И., Новиков А.Т., Карако П.С. Философия и методология гуманитарного и естественнонаучного познания. – Минск, 1999.

78. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

79. Идеалы и нормы научного исследования. – Минск, 1981.

80. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

81. История философии: учебник / под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

82. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги столетия: учеб. пособие. – М., 2000.

83. Кармин А.С, Вернадский Г. Г. Философия. – СПб., 2001.

84. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. – М., 1995.

85. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.

86. Коллингвуд Дж.Р. Идея истории. Автобиография историка. – М., 1982.

87. Коммуникация в современной науке. – М., 1976.

88. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

89. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975.

90. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследова­тель­ских программ. – М., 1995.

91. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. – М., 1998.

92. Наука в зеркале философии XX века. – М., 1992.

93. Научные революции в динамике культуры. – Минск, 1987.

94. Новая постиндустриальная волна на Западе. – М., 1999.

95. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

96. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? – М., 1991.

97. Основы философии. От классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998.

98. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность (очерки о научной рациональности). – М., 1999.

99. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. – М., 1986.

100. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 1999.

101. Самосознание и философия. – М., 1987.

102. Сачков Ю.В. Научный метод: вопросы и развитие. – М., 2003.

103. Социокультурный контекст науки. – М., 1998.

104. Социокультурное пространство: структуры и процессы. – М., 1996.

105. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по фи­лософии науки. – М., 1978.

106. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

107. Философия истории / под ред. А.С. Панарина – М., 1999.

108. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – СПб., 1994.

109. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.

110. Швырев В.С. Анализ научного познания: основные направления, формы проблемы. – М., 1988.

Раздел 2. Философия и ценности современной цивилизации

111. Бибихин В.В. Язык философии. – М., 1990.

112. Библер B.C. Философия культуры. – М., 1997.

113. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1998.

114. Время и бытие человека. – М., 1991.

115. Глядков В.А. Философское сознание. – М., 1996.

116. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной филосо­фии. – М., 1998.

117. Гуревич П.С. Философская антропология. – М., 1997.

118. Дрейер O.K., Лось В.А. Экология и устойчивое развитие. – М., 1997.

119. Дубровский В.И. Концепция пространства и времени. – М., 1997.

120. Иванов А.В. Сознание и мышление. – М., 1994.

121. Капра Ф. Дао физики. – СПб., 1994.

122. Концепция времени в естествознании. – М., 1996.

123. Кохановский В.П. Развитие как регулятивный принцип. – Ростов н/Д., 1990.

124. Лобанов С.Д. Бытие и реальность. – М., 1999.

125. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. – М., 1991.

126. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. – М., 1992.

127. Марков Б.В. Философская антропология. – СПб., 1997.

128. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.

129. Михайлов Ф.Г. Сознание и самосознание. – М., 1991.

130. Многомерный образ человека. – М., 2001.

131. Момджанян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997.

132. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. – М., 1990.

133. Основы онтологии. – СПб., 1997.

134. Платон. Пир // Сочинения. Т. 2. – М., 1970.

135. Подорога В.А. Феноменология тела. – М., 1995.

136. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

137. Райл Г. Понятие сознания. – М., 2000.

138. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

139. Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 2002.

140. Философия природы в античности и в средне века. – М., 2000.

141. Философия. Наука. Человек: конфликт или гармония. – СПб, 1993.

142. Философские модели развития. – М., 1999.

143. Философские проблемы развития элементарных частиц. – М., 1995.

144. Фрейд 3. Психология бессознательного. – М., 1990.

145. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. – М., 1995.

146. Хейзинга Й. Человек играющий. – М., 1991.

147. Человек и культура. – СПб., 1996.

148. Человек как философская проблема: Восток и Запад. – М., 1991.

149. Человек. Философско-энциклопедический словарь. – М., 2002.

150. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Т. 1–2. – М., 1991, 1995.

Раздел 3. Философско-методологический анализ современной науки

151. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

152. Берков В.Ф., Яскевич Я.С. Культура диалога. – Минск, 2002.

153. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. – М., 1988.

154. Грязнов Б. Логика, рациональность, творчество. – М., 2002.

155. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления. – Киев, 1990; Минск, 1993.

156. Ивин А.А. Основы теории аргументации. – М., 1997.

157. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинцкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М., 1997.

158. Коммуникация в современной науке. – М., 1976.

159. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. – М., 1974.

160. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. – М., 1990.

161. Лукашевич В.К. Анатомия научного метода. – Минск, 1999.

162. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.

163. Мирская Е.З. Социология науки в 80-е гг. // Социальная динамика науки. – М., 1996.

164. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. – М., 1995.

165. Наука в культуре. – М., 1998.

166. Наука в системе социальных ценностей. – М., 1995.

167. Наука и власть. – М., 1990.

168. Наука и технология. – М., 1990.

169. Наука и ценности. – Новосибирск, 1987.

170. Наука о науке. – М., 1966.

171. Научная деятельность: структура и институты: сб. пер. – М., 1980.

172. Научный прогресс. Когнитивные и социокультурные аспекты. – М., 1993.

173. Никитин Е.П. Открытие и обоснование. – М., 1988.

174. Овчинников Н.Ф. Методологические принципы в истории научной мысли. – М., 2003.

175. Пельц Д., Эндрюс Ф. Ученые в организациях. – М., 1973.

176. Поппер К. Предположения и опровержения. – М., 2004.

177. Прайс Д. Малая наука, большая наука // Наука о науке. – М., 1966.

178. Проблема ценностного статуса науки на рубеже XX в. – СПб., 1999.

179. Старостин Б.А. К определению понятия науки // Вестник БГУ. Серия 7. Философия. 1997. № 6.

180. Степин B.C. Теоретическое знание. – М., 2000.

181. Структура и развитие науки. Из Бостонских исследований по философии науки. – М., 1978.

182. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991.

183. Филатов В.П. Наука и мир человека. – М., 1990.

184. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. – М., 1986.

185. Хайтун С.Д. Наукометрия: Состояние и перспективы. – М., 1983.

186. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. – М., 1997.

187. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики. – М., 2000.

188. Юдин Б.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. – М., 1997.

189. Яковлев В.А. Инновации в науке. – М., 1997.

Раздел 4. Философско-методологические проблемы современной дисциплинарно организованной науки

190. Биология и современность. – М., 1990.

191. Бор Н. Избранные научные труды. В 2 т. – М., 1970–1971.

192. Бройль Л. Революция в физике. – М., 1963.

193. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. – СПб., 1996.

194. Гейзенберг В. Шаги за горизонт. – М., 1987.

195. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: учеб. пособие. – М., 1998.

196. Дубнищева Т.Я., Пигарев А.Ю. Современное естествознание. – Новосибирск, 1998.

197. Естествознание: системность и динамика. – М., 1990.

198. Зеленков А.И., Водопьянов П.А. Динамика биосферы и социокультурные традиции. – Минск, 1987.

199. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. – М., 2001.

200. Митчем К. Что такое философия техники. – М., 1995.

201. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность. – М., 1995.

202. Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. – М., 1991.

203. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

204. Огурцов А.П. Дисциплинарная структура науки: ее генезис и обоснование. – М., 1988.

205. Ортега-и-Гассет X. Размышления о технике // Вопросы философии. – 1993. – № 10.

206. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. – М., 1993.

207. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1993.

208. Ровинский Р.Е. Развивающаяся Вселенная. – М., 1995.

209. Судьбы естествознания: современные дискуссии. – М., 2000.

210. Философия естествознания: ретроспективный взгляд. – М., 2000.

211. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

212. Философия техники: иерархия и современность. – М., 1997.

213. Хакен Г. Синергетика: Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985.

214. Шаповалов Е.А. Курс лекций по философии техники. – СПб., 1998.

215. Шредингер Э. Что такое жизнь? С точки зрения физика. – М., 1972.

216. Эйнштейн А. Физика и реальность: собр. науч. тр. Т. 4. – М., 1967.

217. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

218. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. – СПб., 1999.

219. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. – М., 1995.

220. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. – М., 1997.

221. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

222. Современная социологическая теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск. 1995.

223. Теория и жизненный мир человека. – М., 1995.

224. Теория познания: Познание социальной реальности. В 4 т. Т.4. – М., 1995.

225. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М., 1994.

226. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. – М., 1991.

227. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. – Мн., 1991.

228. Шпенглер О. Человек и техника // Культурология. XX век: антология. – М., 1999.

Раздел 5. Философия, наука, человек в начале третьего тысячелетия

229. Бек У. Что такое глобализация? – М., 2001.

230. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. – СПб., 2001.

231. Водопьянов П.А., Крисаченко B.C. Великий день гнева: экология и эсхатология. – Мн., 1993.

232. Высокие технологии и современная цивилизация. – М., 1999.

233. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

234. Грани глобализации. – М., 2003.

235. Деррида Ж. О граммотологии. – М., 2003.

236. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

237. Козловский П. Культура постмодерна. – 1997.

238. Лиотар Ж.Ф. Постмодернистское состояние: доклад о знании // Философия эпохи постмодерна. – Мн., 1996.

239. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. – СПб., 2000.

240. Панарин А.С. Искушение глобализмом. – М., 2000.

241. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – М., 2000.

242. Хатингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. – М., 2003.

243. Человек. Наука. Цивилизация: К 70-летию академика B.C. Стёпина. – М., 2004.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.