Организация тарного хозяйства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация тарного хозяйства

2017-10-07 1179
Организация тарного хозяйства 3.33 из 5.00 36 оценок
Заказать работу

 

Тара представляет собой средство, обеспечивающее защиту продукции от повреждений и потерь в процессе товародвижения. Тара различных видов и типов предохраняет материально-технические ресурсы, товары производственного и потребительского назначения от количественных и качественных потерь, которые могут возникнуть при транспортировке, складировании, хранении, при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, тара способствует предохранению окружающей среды от воздействия вредных химических и других ядовитых веществ, выделяемых определенным видом продукции.

Тара – разновидность упаковки, представляющая собой изделие для размещения в нем продукции. В свою очередь, упаковка (более широкое понятие) – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции. К упаковке предъявляется ряд общих и частных требований экономического и технического характера, которые распространяются и на тарное хозяйство. Основные требования, предъявляемые к упаковке, в том числе к таре (ее проектированию, производству и использованию) представляют собой следующее (рис. 5.7).

Экономические требования

Учет конъюнктуры рынка. Конъюнктура рынка постоянно меняется не только в отношении потребляемой продукции, но и в отношении тары, в частности, как к ее габаритам, так и к носителям информации о товаре, которая размещается на таре. Это – изготовитель, наименование и характеристика товара, штриховой код, инструкция по применению или эксплуатации, манипуляционные знаки (способы обращения с грузом), транспортная и экологическая маркировка, рекламные надписи.

Сопоставимость затрат. В данном требовании речь идет: во-первых, о сопоставлении стоимости товара и затрат на его разовую упаковку (удельный вес затрат на упаковку в себестоимости некоторых товаров достигает 15-20%); во-вторых, о сопоставлении затрат на изготовление многооборотной тары при различных количествах ее оборотов и стоимости продукции, помещаемой в нее в течение срока эксплуатации тары.

Экологическая безопасность. Данное требование определяет совокупность свойств тары к воздействию на окружающую среду в процессе ее производства, транспортировки, хранения и потребления. Немаловажное значение с позиции экологичности имеет и последующая утилизация части тары в результате того, что она утратила свою потребительскую стоимость – физический или моральный износ, а также воздействия на окружающую среду части тары, которая в современных условиях не может быть переработана, и представляет собой неутилизированные отходы.

Организационные требования

Унификация тары. Следует отметить, что современный подход к проектированию, изготовлению и использованию тары предусматривает дальнейшее развитие направлений ее унификации. Эти направления связывают воедино: приведение к единообразию технических характеристики тары; стандартизация документации – описание физических и химических свойств, срок эксплуатации, инструкция по применению; унификация средств информации – применяемые термины, используемые обозначения.

Учет климатических условий. В отношении данного требования следует отметить, что на тару воздействуют атмосферные осадки, температура и влажность воздуха, солнечные лучи, характеристики которых на различных территориях имеют достаточно значительный диапазон. Следовательно, возможны различные варианты проектирования, изготовления и использования тары: при одном варианте – тары, которая может применяться практически в любых климатических условиях (унифицированная по отношению к климату); при другом варианте – тары, применяемой в определенных, конкретных климатических условиях (специализированная по отношению к климату).

Дизайн и форма упаковки. Требования к дизайну тары как художественному проектированию практически любой продукции в современных условиях конкуренции достаточно высокие. В задачи дизайна тары входит, в первую очередь, привлечение внимания потенциальных потребителей к товару через его упаковку (тару). Форма тары решает задачи для двух категорий потребителей: удобство для индивидуальных потребителей в перемещении, хранении и потреблении затаренной продукции; удобство для оптовых покупателей в транспортировке, складском хранении и отпуске продукции.

Технические требования

Конструкционность. Суть данного требования заключается в выборе материалов, применяемых при изготовлении тары. Выбор тарных материалов связан с тремя факторами: первый фактор – минимальная стоимость; второй фактор – экологическая безопасность; третий фактор – надежность и качество конструкции тары. При этом экологический фактор является превалирующим, поэтому выбирается, как правило, наиболее рациональный вариант по стоимостной и качественной оценке материала, при выполнении тарой своей непосредственной задачи по защите продукции от внешних воздействий.

Сохранность при транспортировке. Независимо от того, является ли тара одноразовой или многоразового использования, она должна сохранять свои свойства по предохранению продукции от влияния внешней среды при транспортировке. Нарушение упаковки может привести к частичному или полному разрушению и порче продукции, находящейся в таре. Поэтому, также как и предыдущее требование, настоящее связано, в первую очередь, с выбором материалов для изготовления тары.

Возможность повторного использования. Тара, которую предполагается использовать неоднократно, должна иметь соответствующие показатели надежности. Для этого или увеличивается толщина упаковочного материала, или используются материалы с более высокими физическими характеристиками при изготовлении тары.

Высокие механические свойства. С точки зрения показателя механических свойств как требования к таре, следует отметить, что оно предъявляется в основном к таре, участвующей в погрузочно-разгрузочных работах и в дальнейшем транспортном процессе, где существует вероятность жесткого соприкосновения грузовых единиц, в частности ударов, падений, трения. Поэтому для части продукции при ее хранении используют тару с одними техническими характеристиками, а при ее перемещении, погрузке и разгрузке – с другими, более высокими характеристиками.

Тара характеризуется значительным многообразием видов, типов и конструктивно-технологических особенностей исполнения на основе функционального предназначения. В связи с этим она классифицируется на несколько направлений в зависимости от ряда классификационных признаков (табл. 5.4).

Таблица 5.4

Укрупненная классификация тары

Признаки классификационной группы Признаки классификационной Подгруппы
По целевым направлениям и выполняемым функциям По своему прямому назначению По количеству оборотов, совершаемых тарой По направлениям использования По способностям противостоять внешней среде
По конструктивному исполнению и используемым материалам По качеству конструктивного исполнения По размерным характеристикам По видам конструктивного исполнения По особенности конструктивного исполнения По составным элементам конструкции По роду используемых материалов

 

Первая группа – по целевым направлениям и выполняемым функциям.

По своему прямому назначению тара подразделяется на транспортную, потребительскую и производственную. В транспортной таре материально-технические ресурсы транспортируются и хранятся в процессе их передвижения от поставщика до потребителя. Потребительская тара переходит с помещенным в нее продуктом в полную собственность потребителя. Стоимость потребительской тары вместе с помещенным в нее продуктом целиком переносится на стоимость изготовленного продукта. Производственная тара применяется на заводских снабженческих складах (для хранения материально-технических ресурсов) и в производственных подразделениях (на рабочих местах) промышленных предприятий, а также при перемещении сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий со склада в цехи и между цехами (промежуточный продукт).

По количеству оборотов, совершаемых тарой, различают разовую тару и возвратную (многооборотную) тару. Под разовой понимают такую тару, которая способна обслужить только один оборот товара: от поставщика или изготовителя – до потребителя; от склада – до потребителя. Под многооборотной тарой понимают такую, которая может совершить несколько оборотов, обслуживая процесс продвижения товаров от поставщика, производителя, склада – до потребителя, и подлежит возврату.

По направлениям использования тара подразделяется на товарообезличенную (унифицированную) и специализированную. Товарообезличенная тара не имеет специфических свойств и особенностей, и может быть использована после ее высвобождения от одних материальных ресурсов, товаров, продуктов под другие. Специализированная тара может быть использована для упаковки и транспортировки только строго определенных материальных ресурсов и товаров с учетом их формы, условий хранения и перевозки.

По способности противостоять внешней среде (проникновению воздуха и влаги) тара подразделяется на герметичную и негерметичную. К герметичной таре принадлежат некоторые ее виды, применяемые в консервной и химической промышленности. Разновидностями герметичной тары являются пыленепроницаемая, светонепроницаемая, жиронепроницаемая, газонепроницаемая, паронепроницаемая тара. Негерметичная тара не обладает вышеуказанными свойствами.

Вторая группа – по конструктивному исполнению и используемым материалам.

По качеству конструктивного исполнения тара подразделяется на жесткую, полужесткую и мягкую. Эта подгруппа тары характеризуется способностью сохранять свою форму при внешнем воздействии. К жесткой относится тара, которая не теряет своей формы при перевозке и хранении, а также способна выдерживать давление как самого затаренного в нее продукта, так и внешнее давление другого слоя груза, помещенного сверху.

Полужесткая тара отличается от жесткой тем, что она способна деформироваться под нагрузкой и при толчках (при перевозке, погрузке и выгрузке), но в то же время обладает достаточной устойчивостью, чтобы предохранить от повреждений помещенный в нее продукт. Мягкая тара не защищает помещенный в нее продукт от механического воздействия. В порожнем состоянии мягкая тара занимает незначительное место по объему, поэтому она наиболее выгодна для перевозки.

По размерным характеристикам тара подразделяется на крупногабаритную и малогабаритную. К крупногабаритной относится транспортная тара, размеры которой превышают 400х600 мм, к малогабаритной – с размерами менее 400х600 мм.

По видам конструктивного исполнения тара подразделяется на три вида. Первый вид, в зависимости от подвижности составных элементов – неразборная, разборная, складная и разборно-складная. Второй вид, в зависимости от наличия крышки или другого укупорочного средства – закрытая или открытая. Третий вид – в зависимости от расположения составных элементов – плотная, детали которой соединены между собой без просветов, решетчатая – с заданными просветами.

По особенностям конструктивного исполнения тара подразделяется в зависимости от процессов, которые могут происходить с продуктом при изменении некоторых параметров. Прежде всего, это изотермический процесс, происходящий при изменении температуры; изобарный процесс, происходящий при изменении давления; изохорный процесс, происходящий при изменении объема.

По составным элементам конструкции различают тару каркасную, стоечную, ящичную, сетчатую, коническую.

По роду используемых материалов, из которых изготовляется тара, последняя классифицируется на несколько видов (рис. 5.8).

Деревянная тара изготовляется из дощатой древесины, древесностружечных и древесноволокнистых плит, фанеры, шпона. Деревянная тара используется в виде ящиков, бочек, барабанов, решеток, катушек, различных лотков. Картонная и бумажная тара изготовляется из листового, прессованного, клееного и гофрированного картона и бумаги. Металлическая и полиметаллическая тара используется для специфических материальных ресурсов, а именно: материалов, обладающих способностью воспламеняться; материалов с высокой степенью летучести; материалов, разрушающе действующих на неметаллическую тару. Текстильная тара изготовляется из различных тканей: мешки льняные, полульняные, льноджутовые, джутовые, пеньковые, хлопчатобумажные. Стеклянная, керамическая и фарфоровая тара используется, главным образом, в пищевой, химической и других отраслях промышленности. Лозовая и стеблевая тара изготавливается из лозы – сырьем служат кустарники и небольшие деревья рода ивы с гибкими, хлыстовидными побегами, или стебли некоторых кустарников.

Комбинированная тара в последнее время находит все большее применение, так как сочетание различных материалов, особенно полимерных (пластмасс), с деревом и металлом дает наиболее долговечные, прочные и удобные для транспортировки и хранения виды тары. К основным видам комбинированной тары относятся малогабаритные и специальные контейнеры, складные цистерны и канистры, деревянная ящичная и бочковая тара с вкладышами из пластических масс, коробки с картонными стенками и планками из дерева, банки из картона и металла, крафт-шпоночные бочки и ящики.

Потребность в таре, получаемой со стороны в готовом виде (m) определяется по следующей формуле:

, (5.1)

где Qпр – общее количество затариваемой продукции;

n – количество продукции. вмещающейся в единицу тары.

Потребность в тарных и упаковочных материалах в соответствующих единицах измерения (Qпот), изготавливаемых на месте (на промышленных предприятиях), определяется по следующей формуле:

, (5.2)

где qн – норма расхода тарных и упаковочных материалов на единицу тары;

k – коэффициент, учитывающий многократный оборот тары (коэффициент оборачиваемости, например, деревянной тары в среднем составляет порядка 1,5)

Основные направления рационализации тарного хозяйства в ближайшем будущем и в перспективе представляет собой следующее: максимальное снижение расхода древесины путем внедрения бестарных перевозок в контейнерах и на поддонах, широкого использования многооборотной тары; разработка конструкций новых прогрессивных видов тары с использованием полимерных, древесноволокнистых материалов и картона; повышение технического уровня и технической базы производства основных видов тары; проведение дальнейшей работы по унификации типоразмеров всех существующих видов тары и соблюдению установленных стандартов при ее производстве.

В упаковке продукции и тары вне зависимости от того, внутренние это или экспортные поставки товаров, важную роль играет маркировка. Маркировкой называется нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Маркировка позволяет установить связь между грузами и перевозочными документами, а также отличить одну партию груза от другой.

Упаковка любых потребительских товаров должна иметь маркировку, содержащую информацию для покупателей, и данные, обусловленные стандартом. Наносимая на упаковку маркировочная информация может содержать постоянную и переменную составляющие. Первая включает в себя наименование продукта, его количество в данной упаковке, соответствующий стандарт, штриховой код, экомаркировку, цену, название страны-производителя товара, товарный знак. Вторая – дату изготовления продукта, номер партии, сорт, дату упаковки, срок годности – она наносится, как правило, при упаковке продукции в потребительскую тару при фасовке.

Маркировка подразделяется на товарную, отправительскую, транспортную и специальную. Для экспортных и импортных грузов предусматриваются дополнительные требования к маркировке, а на грузовые места с опасными грузами наносятся знаки опасности. На рис. 5.9 представлена классификация основных видов маркировки товаров и упаковки (тары).

Товарная маркировка. Товарная (потребительская) информация, которую изготовитель продукции обязан предоставить потребителю, должна включать в себя следующие реквизиты: указания стандартов, требованиям которых товар должен в полной мере соответствовать, а также характеристика основных потребительских свойств товара; условия приобретения товара и его цена, гарантийный срок товара, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, срок годности или срок службы товара; юридический адрес изготовителя (исполнителя, продавца) и местонахождение организации, уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей, и производящей ремонт и техническое обслуживание товара, а также информация о сертификации товара.

Отправительская маркировка. Данная маркировка воспроизводится в виде дроби и содержит следующую информацию: в числителе – номер места и знак отправителя; в знаменателе – число мест в партии. Кроме этого, маркировка содержит: наименование отправителя и получателя; наименование станции и дороги отправления; станции и дороги назначения с указанием пунктов перевалки грузов с одного вида транспорта на другой.

Транспортная маркировка. Данный вид маркировки наносится перевозчиком, портом или станцией отправления, после того, как груз принят к перевозке и проверены наличие и правильность нанесения отправительской маркировки. Если упакованный товар подлежит пространственному перемещению, то его маркировка как груза зависит от вида используемого транспорта, характера самого груза и условий перевозки. Кроме того, на каждом виде транспорта в соответствующем тарифном руководстве указаны требования по нанесению маркировки. В том случае, если между странами существуют внешнеэкономические отношения, то требования по упаковке и маркировке товаров и тары регламентируются рядом международных соглашений.

Специальная маркировка. Данный вид маркировки производится только в том случае, если груз требует особого обращения при перевозке или перегрузке. Нанесение специальной маркировки входит в обязанности отправителя груза или предприятия изготовителя. При перевозке опасных грузов (взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, ядовитых, легковоспламеняющихся и самовозгорающихся веществ) наносится дополнительная маркировка надписями и цветными наклейками.

Возможен вариант, при котором размеры или характер товара (упаковки) не позволяют нанести специальную маркировку, тогда соответствующая информация по безопасному обращению должна содержаться в сопроводительном документе, прикладываемом к каждой единице продукции. В сопроводительном документе указывается: наименование вещества, включая торговую марку; описание опасности, представляемой веществом; меры предосторожности и средства защиты, применяемые для безопасного обращения с веществом; меры первой помощи при поражении; данные поставщика; обозначение партии продукции.



Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.