Оценка затрат на логистические процедуры и операции — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Оценка затрат на логистические процедуры и операции

2017-10-07 561
Оценка затрат на логистические процедуры и операции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Показатели, в той или иной степени определяющие величину логистических издержек, образующихся на предприятиях и в организациях, оценивают, как правило, функционирование блоков логистики – деятельность снабжения, сбыта, склада, транспорта. Следовательно, они и обсуждаются с этих позиций при проведении технико-экономического анализа. Так, рассматривая снабженческо-сбытовую деятельность с точки зрения оценки затрат на проведение логистических процедур и операций, следует выделить как частные показатели, характеризующие отдельно работу материально-технического снабжения и сбытовую деятельность, так и общие показатели, присущие одновременно этим двум функциональным блокам. На рис. 8.6. представлены основные показатели оценки снабженческо-сбытовой деятельности предприятий и организаций.

Рассмотрим фрагментарно каждый из приведенных на рис. 8.6. оценочных показателей. К частным показателям, классифицированным в отношении материально-технического снабжения, относятся следующие.

Затраты при транзитной и складской форме снабжения, как двух альтернативных вариантов, определяются следующим образом. Величина общих годовых затрат при транзитной форме снабжения (Зтр .) рассчитываются по формуле:

, (8.16.)

где П – годовая потребность данного вида материального ресурса в натуральных единицах измерения;

Ртр. – расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия – потребителя при транзитном снабжении, включая оплату транспортных тарифов, погрузочно-разгрузочных и экспедиционных работ;

Втр . – величина производственных запасов в натуральных единицах измерения при транзитных поставках;

Ц – цена данного вида материального ресурса;

К – коэффициент эффективности капитальных вложений;

С – годовые расходы по хранению единицы запаса на складе потребителя;

Q – капитальные вложения на создание складской емкости для хранения единицы запаса.

В свою очередь, величина общих годовых затрат при складской форме снабжения (Зскл .) определяется по следующей формуле:

, (8.17.)

где Рскл . – расходы по завозу единицы продукции на склад предприятия-потребителя при складской форме снабжении, включая дополнительно к расходам при транзитных поставках оплату складских наценок;

Вскл . – величина запаса в натуральных единицах измерения при складской форме снабжения.

В целях сокращения трудоемкости расчетов по выбору рациональной формы снабжения на основе приведенных формул может быть построена система справочно-нормативных таблиц и номограмм.

Уровень использования материальных ресурсов рассчитывается по двум направлениям – фактическому и возможному. Фактический уровень использования материальных ресурсов (Умф) определяется по формуле:

(8.18.)

где Рмф – фактический расход материальных ресурсов;

Рмп – плановый расход материальных ресурсов;

Кф – коэффициент выполнения плана по объему производства.

Возможный уровень использования материальных ресурсов (Умв) определяется по формуле:

(8.19.)

где Эм – экономия материальных ресурсов, выявленная при анализе резервов.

Оборот запасов материальных ресурсов – количество совершаемых оборотов запасов за год (Коб) рассчитывается по формуле:

(8.20.)

где Ооб – объем израсходованных за год производственных запасов;

Оср – среднесуточный остаток производственных запасов.

К частным показателям, характеризующим сбытовую деятельность, относятся следующие. Коэффициент выполнения плана поставок (Квпп) определяется по формуле:

, (8.21)

где ПФ – количество потребителей, которым продукция, подлежащая поставке, отгружена в отчетном периоде в полном объеме по всей номенклатуре изделий;

ПП – плановое количество потребителей.

При недопоставке потребителю одной разновидности продукции из общего количества разновидностей, подлежащих отгрузке, план по соответствующему потребителю следует считать невыполненным. Речь идет не только об основной продукции, но и о поставках инструмента, запасных частей и другой сопутствующей продукции, так называемых, кооперированных поставках.

Расходы на реализацию единицы готовой продукции (Sед) определяются следующим образом:

, (8.22)

где ∑Sобщ – величина общих логистических издержек в сбытовой деятельности за определенный плановый период (стоимостное выражение);

Р – объем реализованной продукции в этот же плановый период (натуральное выражение).

Выполнение плана оптовой реализации (Р) рассчитывается по следующей формуле:

(8.23)

где Рф – объем фактического выполнения оптовой реализации за отчетный период;

Рпп – объем оптовой реализации по плану за отчетный период.

Общие показатели, характеризующие снабженческо-сбытовую деятельность предприятий и организаций, состоят в следующем.

Уровень развития поставок готовой продукции потребителям по длительным договорам может быть выражен относительным показателем – коэффициентом развития длительных договоров, характеризующим соотношение поставок продукции по длительным договорам с общим объемом поставок готовой продукции потребителям за отчетный период. При этом общий объем поставок готовой продукции должен быть предварительно скорректирован – в общий объем поставок не должны входить экспортные поставки, а также поставки для внутрипроизводственного потребления и ремонтно-эксплуатационных нужд. Коэффициент развития поставок по длительным договорам можно исчислять в двух вариантах.

По первому варианту показатель доли поставок по длительным договорам (KДД) в общем (скорректированном) объеме поставок конкретного вида готовой продукции исчисляется следующим образом:

, (8.24)

где q – количество данного вида готовой продукции в соответствующих единицах измерения, поставленной по длительным договорам;

Q – общий (скорректированный) объем поставок того же вида готовой продукции.

По второму варианту показатель доли поставок по длительным договорам в общей сумме договоров на поставку готовой продукции потребителям определяется по следующей формуле:

, (8.25)

где ∑qp – общая стоимость, на которую предусмотрена поставка готовой продукции по долгосрочным договорам;

∑Qp – общая стоимость, на которую предусмотрена поставка готовой продукции по всем договорам, заключенным с потребителями.

Показатель неравномерности поставок продукции определяется по следующей формуле:

, (8.26)

где Kнр – показатель неравномерности поставок готовой продукции потребителям (в процентах);

х – фактическое выполнение плана поставок (в процентах) за отдельные отрезки отчетного периода;

100 – плановый уровень поставки готовой продукции на каждый отрезок отчетного периода (в процентах);

(х – 100) – отклонения фактического уровня поставок от планового за отдельные отрезки отчетного периода (в процентах);

f – веса отклонений за отдельные отрезки отчетного периода, в качестве которых должны быть взяты плановые величины поставок.

Исчисленный таким путем показатель можно назвать коэффициентом неравномерности поставок. Он выражает средний процент отклонения фактического уровня поставок готовой продукции потребителям от планового за каждый отрезок отчетного периода. Чем ближе он будет стремиться к нулю, тем равномернее происходит выполнение запланированного графика поставок по установленным срокам.

Показатели оценки эффективности функционирования складов используются для выявления негативных сторон организации и планирования складских процедур и операций, а также определения направлений по их устранению. Систему технико-экономических показателей оценки работы склада и величины логистических издержек можно представить в виде нескольких укрупненных групп показателей (рис. 8.7.).

Рассмотрим фрагментарно основные показатели оценки, как складской деятельности, так и величины логистических издержек, образующихся в процессе проведения работ на складе, по каждой группе. Так, к первой группе – использование мощностей склада – относятся следующие показатели.

Коэффициент использования площади складских помещений (α) характеризуется отношением полезной площади склада, занятой хранимыми материально-техническими ресурсами или товарами (fпол) к общей площади склада (Fобщ):

. (8.27)

Коэффициент (α) меньше единицы, и в зависимости от типа складских помещений, их планировки и способа механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ колеблется в пределах 0,2-0,7. Чем рациональнее используется площадь склада (чем выше коэффициент использования площади склада), тем ниже затраты по хранению единицы продукции.

Коэффициент использования объема складских помещений (β) характеризуется отношением полезного объема склада, занятого хранимыми материально-техническими ресурсами или товарами (Vпол) к общему объему склада (Vобщ):

. (8.28)

При использовании на складах подъемно-транспортных средств (погрузчиков, кранов-штабелеров и других эффективных складских механизмов) кубатура склада используется более рационально.

Средняя нагрузка, приходящаяся на 1 м2 складской площади определяется коэффициентом σ – отношением количества хранимого материала на складе (Qхр) к общей площади склада (Fобщ), и определяется по формуле:

. (8.29)

Грузонапряженность склада (Г) характеризует загрузку (в тоннах) 1 м2 полезной площади склада в течение года, и является показателем эффективности и интенсивности использования складских площадей. Величина грузонапряженности склада определяется по следующей формуле:

. (8.30)

где Qp – расход или отпуск материальных ресурсов со склада в течение года;

Вторая группа – использование оборудования – включает в свой состав следующие показатели.

Коэффициент использования подъемно-транспортного оборудования по грузоподъемности (αгр) представляет собой отношение веса поднимаемых (перемещаемых) материально-технических ресурсов или товаров (qф) к номинальной грузоподъемности механизма (qн):

. (8.31)

Коэффициент использования подъемно-транспортного оборудования по времени (αвр) представляет собой отношение времени нахождения оборудования в работе (Тф) к общему времени работы склада (Тобщ):

. (8.32)

Фактическое время простоя подвижного состава под грузовыми операциями (Тф.п) определяется по следующей формуле:

, (8.33)

где Qпод – количество груза в одной подаче, подлежащего переработке (погрузке или выгрузке) – т;

Qп.р – часовая производительность подъемно-транспортного оборудования.

К третьей группе – производительность труда – относятся следующие показатели.

Количество переработанных материально-технических ресурсов или товаров одним рабочим за смену (qпр) определяется следующим образом:

, (8.34)

где Qобщ – общее количество материально-технических ресурсов или товаров, переработанных за определенный плановый период (месяц, квартал, год) – т;

m – количество человеко-смен, затраченных на переработку материально-технических ресурсов или товаров за тот же период.

Данный показатель учитывает использование погрузочно-разгрузочных механизмов при проведении складских процедур и операций. При этом рассчитанная по этой формуле фактическая производительность работающих сравнивается с нормативной (плановой) производительностью для проведения оценки рационального использования трудовых ресурсов на складе.

Средняя производительность одного работающего (qр) при варианте, когда механизированная разгрузка, перемещение, складирование и погрузка продукции невозможна, и все складские процедуры и операции выполняются немеханизированным (ручным) способом. Тогда время на эти операции (средняя производительность) рассчитывается по следующей формуле:

, (8.35)

где Qс.п – средний размер партии поставки груза – т;

qн – нормативная производительность одного работающего (норма разгрузки и погрузки) – т/ч;

Рр – количество работающих в одной смене – чел;

t – продолжительность рабочей смены – час;

Ксм – коэффициент сменности работы.

Уровень механизации складских работ (Умех) определяется отношением объема механизированных работ (Qмех) к общему объему выполняемых складских процедур и операций (Qобщ):

. (8.36)

Объем механизированных складских работ (Qмех) определяется по следующей формуле:

, (8.37)

где Qм.п – величина грузопотока, перерабатываемого погрузочно-разгрузочными механизмами – т;

nмех – количество перевалок грузов, осуществляемое подъемно-транспортными и погрузочно-разгрузочными механизмами.

Общий объем выполняемых складских процедур и операций (Qобщ) включает объем механизированных складских работ (Qмех) и объем работ, выполняемых вручную (Qруч):

. (8.38)

Объем ручных работ (Qруч) в тонно-перевалках определяется по следующей формуле:

, (8.39)

где Qр.п – величина грузопотока, перерабатываемого вручную – т;

nруч – количество перевалок грузов, осуществленных вручную.

В четвертую группу – качество обслуживания – входят следующие показатели.

Сохранность материально-технических ресурсов и товаров потребительского назначения. В процессе хранения продукции, подготовки ее к отпуску и выполнения других складских операций для некоторой части (видов) продукции возникают товарные потери. Различают допустимые товарные потери, на которые устанавливаются нормы естественной убыли, и недопустимые, которые относят к актируемым потерям. Допустимые товарные потери на складах могут возникать в результате длительного хранения отдельных видов материальных ресурсов, которые имеют способность усыхать, испаряться, утрясаться. В отношении убыли таких материальных ресурсов в необходимых случаях используются соответствующие нормы – нормы естественной убыли.

Размер естественной убыли при хранении материальных ресурсов может быть определен по формуле:

, (8.40)

где Qр – расход материальных ресурсов за отчетный период;

Q0 – остаток материальных ресурсов на определенное число;

tс – средний период хранения материальных ресурсов – мес.;

n – измеритель убыли (принимается по нормам естественной убыли, как правило, в процентах);

Tх – срок хранения материальных ресурсов, для которого установлена норма естественной убыли.

Уровень подготовки продукции к производственному потреблению. Часть продукции материально-технического обеспечения, прежде чем поступить в производственный процесс, должна пройти через ряд технологических операций по их подготовке к производственному потреблению – сушка, нарезка заготовок, централизованный раскрой листового материала. Уровень подготовки продукции к производственному потреблению (Уп.п) определяется отношением количества материальных ресурсов, подготовленных к производственному потреблению (Qп.п), к общему количеству отпущенных со склада материальных ресурсов (Qобщ):

. (8.41)

Интегральный (общий) показатель оценки качества обслуживания потребителей может быть определен путем суммирования произведений оценочных показателей качества обслуживания потребителей:

, (8.42)

где L – общий интегральный показатель оценки качества обслуживания потребителей;

С – доля важности оценочного показателя качества обслуживания потребителей (ранжируется путем экспертных оценок);

xi – частный оценочный показатель качества обслуживания потребителей;

N – количество показателей, оценивающих качество обслуживания потребителей;

i – порядковый номер оценочного показателя качества обслуживания потребителей.

Технико-экономические показатели оценки работы транспорта и величины логистических издержек, образующихся в транспортном хозяйстве, весьма разнообразны и включают широкий спектр натуральных, эксплуатационно-технических и экономических характеристик. Общая классификация этих показателей представлена на рис. 8.8.

К показателям использования подвижного состава относятся следующие.

Коэффициент внутреннего использования транспортных средств (Квн), определяется следующим образом:

, (8.43.)

где tc – сменный фонд времени работы транспортных средств, час;

tп – время простоев транспортных средств, час.

Коэффициент интенсивной нагрузки транспортных средств (Кп) характеризует использование транспортных средств по производительности (мощности) в единицу времени. Данный коэффициент определяется отношением фактического объема работы, выполненной транспортным средством в единицу времени, час (Вф) к установленной норме объема работ за этот же период времени (Вп):

, (8.44.)

В ряде случаев этот коэффициент может быть определен по данным о расходе топливно-энергетических ресурсов на работу транспортных средств за определенный период времени:

, (8.45.)

где W – расход топливно-энергетических ресурсов по данному виду транспортных средств за анализируемый период времени;

tм – время работы транспортного средства за данный период;

Nw – мощность установленного приводного устройства (двигателя) на данном транспортном средстве.

Коэффициент использования календарного фонда времени работы транспортного средства (Кф) определяется отношением эффективного фонда времени работы транспортного средства – по плану или фактически (Фэ) к общему календарному фонду времени за расчетный период (Фк):

, (8.46.)

или для группы транспортных средств:

, (8.47.)

где Nэ – количество эксплуатируемых транспортных средств за определенный плановый период;

Nп – общий парк транспортных средств, включая транспортные средства, находящиеся в ремонте, за тот же период.

Коэффициент равномерности использования (загрузки) транспортных средств (Крн) определяется отношением:

, (8.48.)

где Yi – уровень использования режимного фонда времени работы транспортного устройства в i -ой учетной единице времени (квартал, месяц, декада) за исключением максимального достигнутого уровня использования в одной из учетных единиц времени изучаемого периода, проценты;

Ym – наибольший достигнутый уровень использования режимного фонда времени работы транспортного средства в одной из учетных единиц данного периода, проценты;

n – общее количество принятых в расчете учетных единиц времени в изучаемом периоде (количество декад в месяце, количество месяцев в квартале, количество кварталов в году).

К показателям производительности транспортных средств относятся следующие.

Коэффициент потерь выработки транспортного средства (Кп.в .) – характеризует потери, связанные с надежностью транспортного средства и недостаточным уровнем его использования. Данный коэффициент определяется отношением разности между максимально возможной производительностью идеального транспортного средства (ПТС) данного типа и фактической выработкой анализируемого транспортного средства (Пф) к фактической производительности этого реального транспортного средства:

, (8.49.)

Для железнодорожного транспорта частным (специфическим) показателем, характеризующим его производительность, является производительность (среднесуточная) грузового вагона (Пваг.), которая рассчитывается для вагонов, составляющих рабочий парк, по следующей формуле:

ткм нетто (8.50.)

где Вст – средняя статическая нагрузка груженого вагона, т.;

lгр – средняя дальность перевозки одной тонны груза, км.;

qЭТ – коэффициент, показывающий отношение эксплуатационных тонно-километров к тарифам, рассчитываемый на основе фактических данных за отчетный период;

t – среднее время оборота вагона, сутки.

В автомобильном транспорте используются следующие показатели производительности транспортных средств.

Общая производительность автомобиля в тоннах (WТ) за период (t) определятся по следующей формуле:

, (8.51.)

где qн – номинальная грузоподъемность автомобиля, т;

Zе – число ездок автомобиля при работе на маршруте

Кгр – коэффициент использования грузоподъемности автомобиля.

Годовая (расчетная) производительность одного среднесписочного грузового автомобиля (Wч) определяется по следующей формуле:

автомобиле-час (8.52.)

где ар – расчетный коэффициента выпуска автомобилей на линию;

tн – среднее время нахождения автомобиля на линии, час.

На внутреннем водном транспорте используется показатель производительности транспортных средств – средняя производительность одной тонны грузоподъемности самоходных и несамоходных судов (Мэгр), определяется отношением тонно-километров (Σ Ql) к общему количеству тоннаже-суток (Σ Qtэ) в эксплуатации:

, (8.53.)

На морском транспорте применяется показатель – интенсивность грузовых работ (М), который характеризует интенсивность обработки и обслуживания судна в порту – рассчитывается отношением количества груза, погруженного (выгруженного) на судно (ΣQП) к полному времени пребывания судна в порту (ΣQtCT) – от момента окончания швартовки к причалу до момента отхода из порта:

, (8.54.)

На воздушном транспорте используется частный (специфический) показатель производительности транспортных средств – производительность самолета и вертолета (П) – объем транспортной продукции, выполненной воздушным транспортным средством за один час, определяется отношением приведенных тонно-километров (ΣQlпр) к налету часов (Wч):

, (8.55.)

Еще одним показателем, являющимся общим для характеристики деятельности в области снабжения и сбыта, складирования и транспортировки, являются нормы погрузки-выгрузки, которые представляют собой нормы времени на выполнение погрузочно-разгрузочных работ или условия, определяющие количество единиц массы (объема) продукции, подлежащей погрузке (выгрузке) за единицу времени. Нормы времени погрузки в транспортные средства и выгрузки из них (ВП-В) рассчитываются на основе фактических затрат времени по средней величине партии погрузки-выгрузки (ПП-В). На затраты времени при этом оказывают влияние число грузчиков, занятых погрузкой-выгрузкой (Кгр) и их норма выработки (Нгр):

. (8.56.)

Рассмотренные показатели оценки логистической деятельности по отдельным ее функциональным блокам представляют собой основные составляющие комплекса показателей, применяемых при проведении технико-экономического анализа деятельности логистики на предприятиях и в организациях, при определении величины логистических издержек и при выявлении резервов их сокращения. Для каждого конкретного субъекта хозяйствования в зависимости от направлений предпринимательства, полноты и протяженности микрологистической цепи возможно использование дополнительных специфических показателей при проведении технико-экономического анализа процедур и операций, составляющих логистическую деятельность.



Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.