Выбор способа транспортировки и перевозчика — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Выбор способа транспортировки и перевозчика

2017-10-07 673
Выбор способа транспортировки и перевозчика 1.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Выбор способа транспортировки грузов является одной из важных задач, решаемыми грузовладельцами. При этом альтернативные варианты способа транспортировки имеют три самостоятельных, но взаимосвязанных направления – выбор вида или видов транспорта, выбор определенных транспортных средств конкретного вида (видов) транспорта, выбор перевозчика, осуществляющего доставку груза. В целом на выбор способа транспортировки грузов влияет ряд объективных и субъективных условий, которые можно свести к нескольким основным позициям (рис. 4.2).

Возможность выбора способа доставки грузов определяется существующими в конкретном территориальном образовании видами транспорта, которые потребители транспортных услуг имеют возможность выбирать. Соответственно, учет затрат на перемещение груза в текущей возможности при выборе транспортных каналов товародвижения осуществляется по установленным в данном территориальном образовании тарифным платам за перевозки и другие услуги, включая сервисные. При перспективной (стратегической) возможности выбора способа транспонировки – будущего развития транспортной сети в данном территориальном образовании учитываются приведенные эксплуатационно-строительные затраты.

Варианты по ограничению выбора способа транспортировки зависят от географических и производственных особенностей отдельных территориальных образований, например, массовая доставка грузов в отдаленные районы возможна, в основном, речным транспортом только в период навигации, а доставка угля на тепловые электростанции или железорудного сырья на металлургические комбинаты осуществляются, как правило, по железным дорогам с использованием подъездных железнодорожных путей. Поэтому в приведенных вариантах выбор способа перевозки грузов существенно ограничен. Что касается мелкопартионных грузов, доставляемых потребителям в территориальных образованиях с развитой сетью путей сообщения, то выбор видов транспорта весьма широк – железнодорожный, автомобильный, внутренний водный (при наличии судоходных рек), воздушный транспорт.

Принципы выбора способа транспортировки включают в себя, прежде всего, сопоставимость затрат на перевозку по различным видам транспорта, которые возмещает потребитель транспортных услуг. При этом основные элементы транспортных затрат подразделяются на три группы: расходы, связанные с собственно перемещением грузов, в том числе расходы на выполнение начально-конечных и движенческих операций (Тп.г.); расходы необходимые на осуществление погрузочно-разгрузочных или перегрузочных (перевалочных) операций (Тп.р.); дополнительные расходы, связанные с потерями грузов, природоохранными мероприятиями, сервисным обслуживанием (Тд). Общие расходы по доставке грузов (Тобщ.). Общие расходы по доставке грузов (Тобщ.) представляют собой следующее:

 

, (4.1)

 

Приведенные выше общие затраты определяются по конкретным единым расстояниям, установленным для всех видов транспорта. При этом, естественно, общие затраты по возможности минимизируются по видам транспорта, рассматриваемым как альтернативные при выборе способа транспортировки. Кроме перечисленных затрат, у грузовладельцев могут возникнуть расходы, различающиеся по отдельным видам транспорта – стоимость тары, плата за временное хранение груза в начальных, промежуточных и конечных пунктах перемещения груза, страховые взносы и другие расходы, сопутствующие процессу товародвижения.

При рассмотрении стоимостных и натуральных показателей сравниваемых вариантов сопоставляются элементы затрат на всем пути перемещения груза – от склада грузоотправителя до склада грузополучателя, включая возможные промежуточные перевалки грузов. Одновременно приводятся в сопоставимый вид различия в структуре затрат по видам транспорта и операциям перевозочного процесса, а расчеты по вариантам перевозок выполняются для одинакового объема грузов между одними и теми же пунктами перемещения. Принцип обеспечения достоверной и достаточной информированности потребителей транспортных услуг (качество и стоимость транспортных услуг, наличие экспедиторской службы) является важной позицией при принятии решения о выборе способа транспортировки. Объективная информация о транспортных услугах позволяет потребителям этих услуг проводить сравнительный анализ и оптимизацию затрат по различным вариантам перевозок.

Перечисленные принципы в значительной мере предопределяют методы выбора транспорта, которые различаются между собой способами или полнотой учета тех или иных сопоставляемых показателей – полный учет практически всех сопоставляемых показателей по различным видам транспорта или ограниченный учет обобщающих сопоставляемых показателей по видам транспортировки.

Показатели при выборе вида транспорта, участвующего в перевозочном процессе, подразделяются на количественные и качественные, которые, в свою очередь, классифицируются на общие для всех видов транспорта и частные (специфические), присущие отдельным видам транспорта.

Факторы выбора способа транспортировки включают в свой состав: формы собственности транспортных предприятий и транспортных средств – перевозчиков; принятые системы страхования грузов – страхование груза на случай его физической утраты или повреждения, страхование ответственности перевозчика (экспедитора); различные варианты банковского обслуживания.

Критерии выбора способа перевозки груза классифицируются на: экономические (стоимостные) показатели, включающие тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, себестоимость перевозок, прибыль, рентабельность, удельные капитальные вложения, фондоемкость, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, процентные ставки по кредитам, налогам, акцизы, таможенные сборы; натуральные показатели – объем и дальность перевозок, величина спроса на транспортные услуги, грузооборот, грузонапряженность, потребность в рабочей силе, производительность труда, потребность в топливно-энергетических ресурсах и материалах; технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта – скорость подвижного состава, дальность перевозки, грузоподъемность транспортного средства, провозная способность транспорта, производительная сила транспортных средств.

Выбор вида или видов транспорта осуществляется по следующим критериям: экономичность перевозок грузов; способность доставки грузов в любую точку территориального образования; размещение сети путей сообщений; сезонность и ритмичность работы транспорта в различных метеорологических условиях; провозная способность транспорта; дальность перевозки; риски, возникающие при транспортировке грузов.

Выбор вида или видов транспорта, транспортных средств и перевозчика осуществляются в двух основных направлениях – затраты на перевозку грузов и время их доставки потребителю, которые необходимо, по возможности, минимизировать, следовательно, должны быть решены две соответствующие задачи. Первая задача – минимизация транспортных расходов, которая в общем виде формулируется следующим образом. Однородный продукт, находящейся в (m) пунктах производства (хранения) в количестве (Р1, Р i,… Рm), требуется доставить в (n) пунктов потребления, в которых потребность в данном продукте составляет (S1,… Sj,… Sn). Изначально предполагается баланс поставляемого продукта и потребности в нем, а именно:

, (4.2)

Требуется определить объемы перевозок грузов и маршруты движения транспортных средств таким образом, чтобы сумма всех транспортных расходов была минимальной. В этом случае целевая функция имеет следующий вид:

, (4.3)

где Cij – затраты на перевозку единицы продукта из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j;

Xij – количество продукта, поступающего из пункта производства (хранения) i в пункт потребления j.

Данная модель включает следующие ограничения:

Равенство объемов производства (хранения) и отправляемого потребителям продукта в каждом пункте производства (хранения):

, (4.4)

равенство потребностей и объемов получаемого продукта в каждом пункте назначения:

(4.5)

Вторая задача – минимизация времени окончания всех перевозок: задача по критерию времени, которая формулируется следующим образом. Имеются (m) пунктов отправления продукции с запасами (Р1,… Рi,…. Рm) и (n) пунктов назначения с потребностями (S1,… Sj,… Sn), баланс перевозок – (4.2). Требуется определить объемы перевозок (Xij) таким образом, чтобы не только выполнялись балансовые условия – (4.4 и 4.5), но и было минимизировано время окончания всех перевозок (Т).

Для решения задачи вводится обозначение (tij) – время перевозок продукта из i -го пункта в j -ый пункт. При этом предполагается, что (tij) не зависит от перевозимого груза – объемов перевозок продукта (Xij) из i -го пункта в j -ый пункт, и количество транспортных средств всегда достаточно для осуществления любого объема перевозок. Тогда главным в данной задаче является выражение времени (Т) через времена (tij)и объемы перевозок (Xij). В связи с тем, что все перевозки заканчиваются в момент, когда завершается самая длительная из них, то время (Т) есть максимальное из всех (tij), отражающих длительность нулевых перевозок, а именно:

, (4.6)

Таким образом, требуется найти такой план перевозок (Xij), для которого время (Т) будет минимальным:

, (4.7)

Экономичность перевозок грузов зависит от перевозки одним видом транспорта или смешанным вариантом перевозки. Наиболее простой схемой транспортировки является использование автомобильного транспорта, при которой доставка грузов осуществляется, как правило, непосредственно от склада грузовладельца до склада грузополучателя без перегрузки и железнодорожного транспорта при наличии подъездных путей у грузоотправителя и грузополучателя. При выборе варианта между автомобильным и железнодорожным транспортом в этом случае используются предельные расстояния при принятии решения о выборе более рационального варианта. В типовых условиях перевозок равновыгодная дальность (lp), разграничивающая сферы использования видов транспорта при прочих дополнительных равных расходах определяется следующим образом:

 

, (4.8)

 

где Знкж – удельные затраты (тарифные ставки) на начальные операции транспортного процесса, руб/т;

Знкд – удельные затраты (тарифные ставки) на конечные операции транспортного процесса, руб/т.

Zпер. – количество перегрузочных операций в зависимости от принятой схемы транспортировки по железнодорожному транспорту;

Зпер. – удельные затраты (тарифные ставки) на перегрузочные (перевалочные) операции с автомобильного на железнодорожный транспорт и обратно, руб/т;

Здж – удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции по железнодорожному варианту перевозок, руб/т км;

Зда - удельные затраты (тарифные ставки) на движенческие операции по автомобильному варианту перевозок, руб/т км.

Способность доставки грузов в любую точку территориального образования для каждого вида транспорта ограничена: для железнодорожного транспорта – сетью железных дорог; для автомобильного транспорта – сетью автодорог; для внутреннего водного транспорта – наличием судоходных рек; для воздушного транспорта (самолетов) – наличием аэродромов (практически этому критерию соответствует доставка грузов грузовыми вертолетами). Следовательно, выбор вида транспорта по данному критерию, как правило, состоит в поиске наиболее оптимального варианта смешанной перевозки грузов.

Размещение сети путей сообщения, как один из критериев выбора вида транспорта, напрямую связан со способностью транспорта по доставке грузов в любую точку территориального образования. В зависимости от развитости путей сообщения, в том числе категорий автомобильных дорог, в конкретном территориальном образовании выбираются оптимальные маршруты перевозки грузов и соответствующий вид (виды) транспорта.

Сезонность перевозки грузов относится к работе внутреннего водного транспорта, который может быть использован только в период навигации. Что касается ритмичности работы транспорта в различных метеорологических условиях, то приоритет здесь принадлежит железнодорожному транспорту, который осуществляет регулярные перевозки независимо от времени года, времени суток и погоды. Работа автомобильного и особенно воздушного транспорта в значительной мере зависит от погодных условий.

Провозная способность транспорта – возможный объем грузовых перевозок, который может быть выполнен транспортом по конкретному пути сообщения (например, железная или автомобильная дорога) в течение определенного планового периода времени Данный критерий учитывается, в основном, при выборе вида транспорта для перевозки массовых и многотоннажных грузов. Дальность перевозки – расстояние между нахождением грузоотправителя и грузополучателя, на которое необходимо переместить груз, подразделяется на короткие маршруты, маршруты средней протяженности и маршруты значительной протяженности, что предопределяет, как один из критериев, выбор вида или видов транспорта.

Важным критерием при выборе вида транспорта являются риски, возникающие при транспортировке грузов, которые в общем виде подразделяются на объективные (стихийные бедствия, социальные потрясения) и субъективные (дорожно-транспортные происшествия, пожары). К конкретным рискам, связанным непосредственно с транспортировкой грузов, относятся: пожары, взрывы, повреждения груза при его перемещении, погрузке укладке и выгрузке; столкновение с другим транспортным средством. Факторами, влияющими на наступление риска, являются: характер груза и степень его подверженности рискам; качество упаковки и ее соответствие характеру груза; технические характеристики и техническое состояние транспортного средства; время года, климат и метеорологические условия; протяженность и направление маршрута перевозок. Выбор вида или видов транспорта по этому критерию может быть основан на анализе статических данных за прошлые плановые периоды времени и наступлении рисков, классифицированных как по их вариантам, так и по видам транспорта.

Практика эксплуатации различных видов транспорта накопила значительную аналитическую информацию о преимущественных сферах их использования. В общем виде это преимущество основано на: технико-экономических особенностях различных видов транспорта; стоимостных характеристиках перевозок; размещением транспортной инфраструктуры на путях сообщения; характеристики и объемах грузов; возможных схемах транспортировки; видах сообщений и условиях перевозки. Ориентировочно определены следующие сферы целесообразности использования различных видов транспорта для грузовых перевозок, основанные на следующей классификации расстояний перевозок: до 100 - 200 км – короткие; от 200 до 800 км – средние; от 800 до 1500 – дальние; свыше 1500 – 2000 км – сверхдальние.

Железнодорожный транспорт наиболее эффективно используется при перевозках грузов на средние и дальние расстояния, а при наличии у грузоотправителей и грузополучателей подъездных железнодорожных путей – и на короткие расстояния. При перевозках массовых грузов (уголь, железная руда, нефть и нефтепродукты, строительные и лесные материалы) железнодорожный транспорт выгодно использовать на сверхдальних расстояниях. Наличие железнодорожных подъездных путей в пунктах грузоотправителей и грузополучателей с одновременным значительным потоком мелкопартионных грузов значительно расширяют сферы эффективного использования железнодорожного транспорта и создает условия для комплексной механизации и автоматизации грузовых операций, повышения качества перевозки и сохранности грузов.

Автомобильный транспорт, благодаря его высокой мобильности и при отсутствии альтернативных способов доставки грузов, может быть эффективно использован на средних и дальних расстояниях. Традиционная же сфера использования автомобильного транспорта – короткие расстояния перевозки грузов, как правило, в промышленных районах, населенных пунктах и сельскохозяйственных районах. Грузовые автомобили активно используются при перевозке грузов к магистральному транспорту и доставке их грузополучателям от пунктов назначения магистрального транспорта.

Водный внутренний транспорт преимущественно используется при перевозке массовых грузов на средние и дальние расстояния между пунктами, расположенными на одних и тех же судоходных речных путях. Речной транспорт применяется в районах, в которых отсутствуют другие виды транспорта, а также в смешанном сообщении с другими видами транспорта по направлениям, где он более эффективен по сравнению с прямыми перевозками грузов одним видом транспорта без перевалок. Сферы использования речного транспорта значительно расширяют применение судов смешанного плавания – речного и морского транспорта.

Морской транспорт используется при перевозке в основном экспортно-импортной внешнеторговой продукции на средние, дальние и сверхдальние расстояния, а также при внутренней перевозке массовых грузов в отдаленные территориальные образования.

Воздушный транспорт может быть эффективно использован на дальних и сверхдальних расстояниях при перевозке дорогостоящей, срочной и скоропортящейся продукции в промышленные центры и отдаленные территориальные образования.

Выбор транспортных средств является второй итерацией в выборе способа транспортировки (после осуществления выбора вида или видов транспорта). Критериями здесь являются: техническая и эксплуатационная скорость движения транспортного средства; габаритные размеры грузовых емкостей и самих транспортных средств; полная масса, нагрузка на оси; мощности двигателя (силовой установки) транспортного средства; грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов; универсальность транспортного средства.

Выбор перевозчика – поиск и отбор потенциального перевозчика (перевозчиков при смешанном варианте доставки груза) продукции, является заключительным этапом выбора способа транспортировки, представляющим собой достаточно сложный процесс по следующим причинам: во-первых, необходимо принимать во внимание альтернативы в условиях конкуренции не только между видами транспорта, но, в первую очередь, между грузоперевозчиками; во-вторых, необходимо учитывать множество критериев, которые в совокупности могут служить основанием для выбора оптимального варианта перевозчика.

Следует отметить, что для выбора перевозчика практика выработала значительное количество критериев, которые условно можно классифицировать на три группы: количественные критерии доставки груза; качественные критерии перевозки груза; технические критерии транспортировки груза.

Количественные критерии выбора перевозчика по их содержанию подразделяются на две взаимосвязанных подгруппы – стоимостные критерии и критерии надежности доставки грузов (рис. 4.3).

Стоимость транспортных услуг (доставки грузов) складывается из: величины транспортных тарифов, которые варьируются в определенных пределах у различных перевозчиков по отношению к средней рыночной величине; затрат на дополнительные услуги, связанные как с сервисным обслуживанием, так и с услугами по пакетированию, упаковке и комплектации перевозимых грузов; вариантов изменения величины издержек, которые зависят от готовности перевозчика к переговорам об изменении величины транспортного тарифа и затрат на дополнительные услуги, в том числе сервисные.

Надежность доставки грузов определяется, прежде всего, транзитным временем доставки грузов – общим временем пребывания транспорта с грузом при доставке по варианту "от двери до двери", которое напрямую влияет на объем запасов продукции у грузоотправителей и грузополучателей. Оценивая продолжительность транзитного времени, как правило, учитывается, помимо чистого времени движения транспортного средства (средств), время, необходимое для консолидации мелких отправок или на таможенный досмотр (при международных перевозках). Стабильность времени доставки грузов или соблюдение графика доставки груза характеризует способность перевозчика соблюдать договорные сроки транспортировки.

Частота отправления грузов зависит от заказываемых объемов, подлежащих перевозке, что, в свою очередь, определяется величиной реализации (или переработки) продукции в пункте расположения грузополучателя – этот критерий является одним из важнейших при оценке надежности доставки грузов. При этом, как показывает практика, чем мельче грузовые отправки, тем больше неопределенности в интервалах между смежными поставками – более надежное соблюдение графиков доставки грузов обеспечивают поставки по транзитной норме. Безопасность транспортировки, которая выражается в сохранности груза (его защиты от повреждений или от потери в пути), также является важным критерием надежности доставки грузов.

Качественные и технические группы критериев выбора перевозчика, которые являются важной и неотъемлемой частью оценки перевозчика, классифицируются на следующие критерии (рис. 4.4).

Доступность транспортных услуг перевозчика для грузоотправителя и грузополучателя используется как критерий для оценки перевозчика и его выбора, в основном, в вариантах смешанных перевозок при отправке из пунктов и доставке грузов в пункты, в которых отсутствуют подъездные железнодорожные пути. В этом случае используются несколько перевозчиков, которые должны быть связаны между собой не только разовыми договорными обязательствами, но и длительными надежным партнерством. Наличие дополнительных услуг при доставке грузов, включая сервисные услуги, в частности состоит в комплектации продукции, ее пакетировании и упаковки.

Отслеживание доставки грузов заключается, как правило, в поиске утерянных или задерживающихся в пути грузов. Сервис на линии включает в себя поддержание температурного режима и режима влажности, установленных для определенных видов грузов, а также постоянный контроль за перевозимым грузом с позиции его сохранности при движении транспортных средств.

Технические возможности перевозок включают в себя весь арсенал средств связи, необходимый для передачи информации о грузах в пути грузоотправителям и грузополучателям, - местонахождение груза, скорость движения транспортного средства, возможные изменения маршрута его движения. Наличие специального оборудования предполагает имеющийся у перевозчика спектр погрузочно-разгрузочного оборудования – конвейеры, канатно-подвесные дороги и другие виды специального оборудования. Наличие дополнительного оборудования у перевозчика предполагает выполнение дополнительных услуг, в частности по упаковке грузов. Гибкость схем маршрутизации – критерий выбора перевозчика, позволяющий оценить его маневренность и при объективных условиях изменить маршрут доставки груза без ущерба для грузовладельца.

При осуществлении доставки грузов потребителям транспортных услуг перевозчиком выполняется, как правило, следующий основной комплекс операций и процедур:

получение заказа от грузовладельца или организатора системы доставки, заключение договора с грузовладельцем или организатором системы доставки, а также составление маршрута и режима движения транспортного средства;

выполнение начальной операции у грузовладельца (приемка груза по количеству и качеству, взвешивание, пломбирование, укладка грузов по назначению, а также погрузка груза на подвижной состав в пунктах отправления и маневрирование подвижного состава в пунктах погрузки);

перемещение груза подвижным составом от пунктов отправления до пунктов назначения с обеспечением безопасности движения на линии и качества перевозок грузов, сохранности и своевременности доставки, а также информирование грузовладельца или организатора системы доставки о ходе перевозки груза;

выгрузка груза с подвижного состава в пунктах назначения, а также выполнение конечных операций у грузополучателей, в том числе сдача груза по количеству и качеству.

Выбор и оценка перевозчика по указанным выше количественным и техническим критериям осуществляется в каждом отдельном варианте доставки груза потребителям транспортных услуг. Поэтому они не ранжируются по важности и им не присваивается соответствующий рейтинг, так как грузовладелец может выбрать перевозчика, например, только по одному-двум критериям, наиболее важным для него в данный момент, а остальные использовать в качестве косвенных критериев.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.246 с.