Формы и этапы логистических исследований — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Формы и этапы логистических исследований

2017-10-07 623
Формы и этапы логистических исследований 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В процессе формирования логистических цепей возникают альтернативные варианты их построения, которые следует оценивать с позиции экономической эффективности по целому ряду показателей. Одновременно, уже сформированные логистические цепи во многих случаях подлежат соответствующей корректировке. Поэтому для принятия оптимального варианта решения необходимо проведение конкретного исследования существующих логистических цепей. Этапы методологического и организационного характера, охватывающие комплекс процесса исследования в логистике, сводятся в основном к ряду следующих типовых процедур (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Этапы и процедуры исследования в логистике

№ п/п Этапы исследования № п/п Процедуры исследования
  Обоснование проведения исследования   Выявление проблемы
    Постановка проблемы
      Формирование целей исследования
      Анализ проблемы
      Определение задач исследования
      Построение математических моделей
  Создание базы данных исследования   Установление перечня данных
    Выявление источников информации
      Сбор исходных данных
      Систематизация и обработка данных
      Анализ информации
  Поиск оптимальных логистических решений   Решение математических моделей
    Синтез оптимального решения
      Выводы и рекомендации
      Принятие решения
      Реализация принятого решения
      Оценка полученных результатов
      Корректировка принятого решения

 

Выявление проблемы – обоснование необходимости проведения исследования логистической цепи в реальном масштабе времени, в частности, показателей ее работоспособности в организационном и экономическом (финансовом) плане за определенный плановый период времени. К таким показателям относятся: состояние величины прибыли субъекта производственно-хозяйственной деятельности; динамика изменения логистических издержек по функциональным подсистемам логистики; стратегия, выбранная на определенных рынках реализации продукции; состояние издержек производства, зависящих от используемой номенклатуры материальных ресурсов; изменяющаяся величина продаж выпускаемой предприятием продукции; наличие "портфеля" заказов на промышленных предприятиях или в торгово-посреднических организациях.

Обоснование необходимости проведения исследования составляется в общем виде, поэтому наиболее важным является точное формулирование проблемы, которую подлежит исследовать. Как правило, проблема формулируется довольно кратко, но объемно, при этом подразумевается значительный круг вопросов по данной проблеме, требующих своего разрешения. Эти вопросы в той или иной мере касаются практически всех направлений деятельности логистики в области материально-технического снабжения, транспортного и складского хозяйства, управления запасами материальных ресурсов, сбытовой деятельности.

Постановка проблемы. Под проблемой в логистических исследованиях понимается несоответствие между желаемыми и действительными организации и функционировании логистической цепи, и в первую очередь, по срокам поставки (движению) материальных ресурсов и товаров по звеньям цепи. В ходе производственно-хозяйственной деятельности, с одной стороны, предприятия и организации удовлетворяют свои потребности, стремление удовлетворять которые порождает соответствующие проблемы.

Постановка проблемы включает в себя выделение контура исследуемой логистической цепи. Исследование может проводиться в пределах одной функциональной цепи или нескольких цепей, охватывать всю микрологистическую цепь, осуществляться по отдельным звеньям макрологистической цепи при ее взаимодействии с микрологистической и функциональной цепью (цепями). На рис. 2.5 показаны некоторые варианты контуров исследуемых логистических цепей.

Представленные контуры являются локальными и ограничены проблемами логистического исследования. Возможно значительное расширение любого контура, что зависит от входящих в сферу исследования субъектов производственно-хозяйственной деятельности и подсистем логистики, а также множеств комбинаций (сочетаний) цепей различного уровня управления процессом товародвижения.

Формирование целей исследования. Выбор целей и формирование системы критериев, позволяющих соизмерить затраты на проведение исследования с планируемыми результатами, является определяющим компонентом всего исследовательского процесса. При этом организационная сторона функционирования логистических цепей обеспечивает удовлетворение потребностей организаций-потребителей и индивидуальных потребителей в материальных ресурсах и товарах по установленному уровню качества обслуживания потребителей.

Если наряду с потребностями в материальных, финансовых и трудовых ресурсах рассматривать потребности в сервисных услугах, то целью функционирования логистических цепей различных уровней управления товародвижением является установление динамического равновесия процесса товародвижения в подсистемах логистики. Отсюда следует, что процесс удовлетворения потребностей – цель логистики, реализуемая через ее подсистемы в логистических цепях. Измерителем степени этого удовлетворения может служить прибыль или приведенные совокупные затраты, связанные с функционированием логистических цепей. При этом в совокупные затраты, связанные с деятельностью логистики, включаются капитальные затраты на развитие логистических цепей, текущие логистические издержки и возможные потери от несвоевременного или неполного удовлетворения выявленных и невыявленных потребностей.

Анализ проблемы. Данная процедура включает полную качественную формулировку проблемы, оценку возможности получения необходимых статистических данных или направлений их прогнозирования. Анализ проблемы служит двум целям: первая – регистрация и объяснение результатов функционирования логистических цепей в предыдущие плановые периоды; обеспечение объективной информацией, необходимой для рационального управления логистическими цепями в будущие плановые периоды. Для анализа логистических цепей достаточно эффективно применение методов корреляционного и регрессионного анализа. В случае, когда исследуемый показатель функционирования логистической цепи зависит от существенно взаимосвязанных первичных факторов, то его уровень определяется влиянием не первичных, а некоторых обобщенных факторов.

Наиболее эффективными методами, позволяющими выявить ориентировочно перечень первичных факторов и оценить наличие обобщенных факторов, являются методы факторного анализа. Для формирования обобщенных факторов, независимых между собой, количество которых намного меньше количества исходных факторов, применяется метод главных компонентов. Отдельные стороны процесса товародвижения могут характеризоваться значительным количеством показателей – на базе используемой системы учета можно рассчитать целый спектр факторов и показателей, характеризующих различные стороны функционирования логистических цепей. Здесь возникает задача определения минимального количества факторов и показателей, достаточно полно отражающих результаты функционирования логистических цепей, решить которую можно методами канонического анализа.

Определение задач исследования. На основе выявленной цели (целей) и сформулированной проблемы определяется перечень задач исследовательского характера, которые являются составной частью проблемы. Задачи, в свою очередь, подразделяются в зависимости от уровня управления логистическими цепями, например: глобальные задачи на уровне управления макрологистической цепью; локальные задачи – на уровне управления микрологистической цепью; подзадачи – на уровне управления функциональной логистической цепью. Одновременно устанавливается последовательность решения задач, а итерации строятся в соответствии с логикой и используемыми исходными данными. Перечень задач и последовательность их решения, как правило, изображается графически (возможно в виде сетевого графика). На рис. 2.6 в общем виде представлена схема взаимосвязи проблемы, целей и задач логистического исследования.

Построение математических моделей. Построение экономико-математических моделей начинается на стадии анализа проблемы. Данные модели, как правило, отражают процессы двух видов: первый вид – процессы, показатели которых определяются многими существенно связанными факторами.

Для целей принятия решений в логистике необходима математическая модель, устанавливающая связь между входными и выходными переменными, на базе которой может быть выработано управление процессом товародвижения, удовлетворяющее заданному варианту ограничений и обеспечивающее достижение заданной цели функционирования логистических цепей (экстремального значения выбранного функционала цели). Одновременно ставится задача идентификации объекта исследования – процесс установления правила (соответствия, преобразования), переводящего входные воздействия в выходные. Задача идентификации сводится к определению правила, по которому входы преобразуются в выходы, регистрируя результаты входных и выходных переменных. Здесь следует учитывать существование в логистике целого спектра связей в процессе товародвижения (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Классификация связей в процессе товародвижения

Наименование Содержание Вид Назначение
Прямая связь Входное воздействие одного элемента передается на вход другого элемента Непосредственная Опосредованная Формирование сопряженных косвенных затрат в системе
Обратная связь Воздействие результатов функционирования некоторого элемента на характер этого функционирования Непрерывная Дискретная Формирование управляющего воздействия на систему
Рекурсивная связь Установление явлений и величин в виде причины или следствия, аргумента или функции Статическая Динамическая Формирование эшелонирования системы с использованием поставщиков
Синергетическая связь Увеличение общего эффекта путем усиления связей элементов системы Отрицательная Положительная Оценка выполнения или невыполнения поставщиками своих обязательств
Циклическая связь Выход одного элемента служит входом другого элемента, выход которого в свою очередь оказывается входом первого Стабильная Изменяющаяся Оценка функционирования системы в части производства, распределения и потребления

 

Все множество экономико-математических моделей, используемых в логистике, можно, с известной степенью условности, разделить на три группы: первая группа – информационные модели, предназначенные для формирования, обработки и анализа данных о состоянии логистических цепей различных уровней управления процессом товародвижения, о причинах отклонений от запланированного функционирования цепей и нарушений хозяйственных связей; вторая группа – балансовые модели, которые отражают согласование величины материальных ресурсов и потребностей и предназначены для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей в продукции производственно-технического и потребительского назначения с учетом имеющихся материальных ресурсов; третья группа – оптимизационные модели, которые носят экстремальный характер и обеспечивают наиболее эффективное распределение, реализацию и использование материальных ресурсов с применением определенных, конкретных критериев оптимизации.

Установление перечня данных. Определение необходимого и достаточного перечня информации из всего многообразия существующих и доступных данных, которые предназначены для решения конкретной задачи, является достаточно важным в проводимых исследованиях. Поэтому специалистам-исследователям для того, чтобы избежать наличия избыточной информации и многократности обработки идентичных данных при исследовании различных направлений поставленной цели, необходимо выбрать оптимальный перечень и количество информации. В свою очередь, информационный поток укрупненно может быть классифицирован как по видам исходных данных, так и по соответствующим их признакам (рис. 2.7).

Выявление источников информации. В общем виде информационные источники можно подразделить на две группы: первая группа – имеющаяся в наличии информация, которая может быть сгруппирована, обработана и обобщена; вторая группа – требующая получения информации при использовании различных методов ее сбора.

К первой группе относятся: информационные источники государственных учреждений – статистические материалы по экономическим районам страны, входящим в сферу исследования; бюллетени научно-исследовательских некоммерческих организаций; издания высших учебных заведений; публикации торговых и промышленных ассоциаций; академические и специальные журналы; информационные источники коммерческих организаций – доклады коммерческих исследовательских фирм, публикации в коммерческих изданиях; собственные информационные источники – аналитические материалы фирм, проводящих исследование; отчеты отдела сбыта предприятия или организации о потенциальных покупателях, объемах закупок потребителями, источниках снабжения, емкости рынка. Вторую группу составляют: респонденты, в качестве которых могут выступать фирмы, научно-исследовательские организации, отдельные потребители; привлекаемые к исследованию, специалисты-эксперты, организующие получение информации собственными силами.

Сбор исходных данных. Процесс сбора исходных данных подразделяется на две категории в соответствии со временем и местом образования источников информации. К первой категории относятся, так называемые, кабинетные исследования, при которых осуществляется сбор, обобщение и обработка данных по опубликованным источникам и внутрифирменной информации. Вторая категория представляет собой внекабинетное исследование, при котором сбор исходных данных проводится с объектами получения информации – предприятиями, организациями, складскими комплексами, транспортными компаниями.

На практике различают несколько подходов или методов сбора информации при проведении внекабинетных исследований: наблюдение – фиксирование информационного потока и процесса товародвижения в логистических цепях с позиции отклонений от регламентируемых правил; эксперимент – получение информации по одному изменяющемуся параметру при остальных неизменных; выборочное обследование – сбор информации как по отдельным звеньям логистической цепи, так и по отдельным функциональным логистическим цепям и микрологистическим цепям.

Систематизация и обработка данных. Данная процедура является одной из наиболее трудоемких и включает группировку собранных данных. Исходная информация систематизируется и сводится в групповые и комбинированные таблицы в зависимости от выбранных исходных баз, предназначенных для решения конкретных логистических задач. В процессе систематизации используется ряд статистических методов – распределительный, сравнительный, индексный. Результатом обработки информации является установление специалистами-исследователями и аналитиками определенных закономерностей различных процессов, происходящих в материальном, информационном и финансовом потоках, в зависимости от поставленной цели (целей). Систематизированные данные представляют собой исходный набор информации для проведения соответствующего анализа существующего процесса товародвижения в логистических цепях.

Анализ информации. Аналитическая работа, как правило, проводится в мельчайших деталях с применением экономико-математических методов – по логистическим операциям. В случаях, когда исключается возможность проведения анализа отдельных составляющих на элементарном уровне, специалисты-аналитики прибегают к более сложным математическим методам, позволяющим выявить определенные закономерности с использованием минимума информации.

Решение математических моделей. Данная процедура заключается, прежде всего, в отыскании путей решения модели, когда должно быть принято одно из альтернативных вариантов: решение разработанной модели известными экономико-математическими методами (аналогичная задача известна и уже решена); разработанную модель следует упростить, например, линеализировать (данная задача является новой, но есть возможность сведения ее к конкретной известной задаче); возникает необходимость разработки нового метода (методов) оптимизации (в настоящее время задача не решается, но ее необходимо решить, например, методами имитационного моделирования). Схематично рассмотренные варианты решения математической модели представлены на рис. 2.8.

Считается, что разработан метод решения модели, когда определена система правил действий (программа, алгоритм), указывающих каким образом и в какой последовательности имеющиеся правила применяются к исходным данным модели, что позволяет получить ее решение. Программа или алгоритм представляет собой совокупность предписаний или системы правил, определяющих процесс преобразования исходных данных в искомый результат за конечное число итераций.

Синтез оптимального решения. Содержание данной процедуры заключается в следующем: сопоставление вариантов решения по различным критериям; предварительная оценка эффективности различных решений; исследование полученных решений; отыскание компромиссных решений. Реальные ситуации, как правило, настолько сложны, что для достижения поставленной цели требуется одновременный учет нескольких общепринятых критериев оптимальности, которые должны принимать экстремальные значения. Стремление найти наилучшее решение по нескольким критериям оптимальности получило название многокритериального подхода.

Выводы и рекомендации. Результаты проведенного логистического исследования оформляются в виде выводов и рекомендаций, которые сводятся, в основном, к следующему: цель и объект исследования; общее описание генеральной совокупности, охваченной исследованием; величина и характер выборки; описание методов и моделей, применяемых в исследовании; фактические результаты, полученные в результате исследования; базовые и производные критерии и показатели, используемые в исследовании.

Принятие решения. Процедура принятия решения в значительной мере носит административно-юридический характер, а его осуществление – прерогатива ответственных руководителей исходя из распределения полномочий и меры ответственности в соответствующей организационной структуре. При принятии решений могут быть использованы две основные формы окончательного принятия решения – единогласная и коллегиальная. В случае единоличия при окончательном принятии решения широкое обсуждение в лучшем случае заменяется консультациями специалистов, рекомендациями научно-технических и иных советов. При единоличии большое значение имеют компетентность, знание данной сферы деятельности и уверенность руководителя в том, что проект решения подготовлен тщательным образом.

Реализация принятого решения. Данная процедура представляет собой самую трудоемкую стадию всего процесса принятия решения. Реализация принятого решения, как правило, проходит четыре этапа: первый этап – разработка технического задания на проектирование логистической цепи; второй этап – разработка технического проекта; третий этап – разработка рабочего проекта; четвертый этап – внедрение разработок на конкретном предприятии или в организации.

Оценка полученных результатов. Практически все направления внедрения принятого решения по результатам проведенного исследования подлежат проверке на качество, надежность и эффективность в практическом использовании на предприятии или в организации. Прежде всего, должен быть осуществлен контроль проводимого комплекса внедренческих мероприятий в соответствии с принятым решением. При проведении процедуры оценки полученных результатов возможно выявление дополнительных факторов, влияющих на оптимизацию процесса товародвижения, которые не были учтены в проведенном исследовании.

Корректировка принятого решения. При условии, что поставленная проблема решена, найдены рациональные решения и оптимизированы логистические цепи, процесс товародвижения принимает необходимые формы и функционирует в разработанном режиме при осуществлении соответствующего мониторинга комплекса предусмотренных параметров. В случае появления внешних факторов, влияющих на реализацию принятого решения, возникает необходимость корректировки принятого решения. При этом возможна корректировка по, так называемым, отклонениям от предложенного процесса товародвижения (изменения внешней логистической среды не столь существенны).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.