Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-09-27 | 973 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Традиционно для изготовления фигур теневого театра выбирают тёмный картон или фанеру. Поэтому теневая фигурка довольно часто ассоциируется с жёсткой чёрной формой. Но на самом деле цвет в данном случае не имеет большого значения, поскольку для образования тени на экране важна лишь непрозрачность материала.
Картон и фанера дают на экране густую, чёрную тень.
Картон для работы надо брать достаточно плотный и тонкий. Если он слишком тонок, можно склеить два-три слоя. Не рекомендуется использовать очень толстый и рыхлый картон, поскольку края фигур из такого картона быстро обтреплются и дадут на экране неряшливые, неприятные силуэты.
Фанерная фигура значительно прочнее картонной и, кроме того, позволяет использовать более сложный и точный механизм управления. Но при выпиливании теневой
ГЛАВА II
фигуры с помощью лобзика нужно иметь умение, терпение и желание работать ещё аккуратнее, чем с картоном. При умелой работе миллиметровая фанера, близкая по своей толщине к картону, позволяет создать точный силуэт. При желании и сноровке некоторые фигуры можно делать, сочетая фанеру с картоном.
Бумагу и ткани используют, если нужна менее интенсивная, сероватая или имеющая какой-то цветовой оттенок тень. Силуэты можно вырезать из раскрашенной цветными пятнами чертёжной или акварельной бумаги - тогда во время спектакля фигурки будут выглядеть на просвет светлыми и слегка тонированными.
Теневые фигуры могут быть совершенно непрозрачными (в полном смысле слова теневыми) или же просвечивающимися, транспарантными. Обычно такие фигуры из цветных кусочков фольги или целлофана применяют для цветных теневых постановок. Могут быть и комбинированные фигуры, у которых одни части непрозрачные, другие же транспарантные.
|
Силуэты для теневого театра могут быть лёгкими, тонкими, с
мелкими деталями. Лица следует вырезать по контуру волос, платка или шапки, а в образовавшуюся пустоту наклеивать кальку или очень тонкую бумагу. При желании и умении можно прорисовать лицо по кальке тушью и пером. В этом случае прорезать можно не только черты лица, но и кисти рук (как это делают на окладах икон) и закрыть калькой. Ещё можно прорезать узоры на одежде персонажей или декорациях и закрыть их разным количеством слоев кальки. Сами фигуры нужно надежно приклеить к тонкой прочной палочке - для удобства управления.
Предельная выразительность силуэта составляет основную прелесть теневого театра. Можно научиться видеть и умело изображать тени предметов, но для этого
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
важно понимать, в каком ракурсе они наиболее выразительны. Точная - до миллиметра - линия, которая очерчивает силуэт, может передавать мельчайшие детали. Образ, характер и динамика персонажа создаются самыми незаметными на первый взгляд изгибами этой линии. Возьмите какой-нибудь бумажный силуэт и просмотрите его в виде тени на экране. Вы сразу увидите подробности, которых не замечали раньше. Ваша фантазия придаст падающей на экран тени то, что в бумажной фигуре при обычном восприятии и увидеть невозможно, даже объём и цвет.
Силуэт может быть вырезан в каком-то неожиданном ракурсе и в то же время характерном, легко узнаваемом, так что тень от плоского силуэта скорее даст вам представление о предмете, чем тень от самого предмета. Попробуйте повертеть за экраном какой-либо объёмный предмет, и вы увидите, что в ряде положений он будет отбрасывать на экран совершенно непонятную тень. Когда показывают предмет неодушевленный, это не так важно, К примеру, для ветки или вазы можно легко найти ракурсы, при которых их тень будет достаточно характерной. Но тень - человеческий профиль - при малейшем повороте головы становится на экране совершенно неузнаваемой. Поэтому при создании декораций и теневых фигуры важно всё время проверять, как они выглядят на экране. Художественное чутьё и практика помогут вам по-
|
ГЛАВА II
нять основные принципы построения силуэта для теневого театра.
Приведём несколько советов, полученных нами от опытных кукловодов и художников-силуэтистов, поскольку создание сценического образа при помощи силуэта имеет свои специфические особенности.
Прежде всего, не рекомендуется делать фигуру абсолютно ста-
тичной, полагая, что динамическую выразительность ей придадут механические движения на экране. Вместе с тем, теневую фигуру нужно заранее рассчитать на какое-то определенное количество движений (чем меньше, тем лучше!) и в самой конфигурации силуэта заложить потенциальную возможность выполнения этих функций.
Предположим, вы хотите сделать персонаж «сказочный слуга», который в одной картине несёт поднос с грудой золотых вещей, а в другой картине должен низко поклониться своему господину. Вы не сможете добиться, чтобы одна и та же фигура «умела» и кланяться, и держать перед собой на вытянутых руках тяжёлый груз. Придётся для первой картины нарисовать фигуру, в которой чувствуется стремление сохранить равновесие (откинутая назад голова, выпрямленная или слегка отведенная назад спина). Но для второй картины эта фигура уже не подойдёт, так как она не сумеет сделать убедительный поклон, и вам придется для второй сцены вырезать другую фигуру. Вместе с тем было бы ошибкой придавать каждой фигуре слишком уж «готовую» позу. Задача художника - вместе с режиссёром (в любительских условиях обе эти функции нередко совмещаются в одном лице) внимательно изучить характер и возможные действия конкретного персонажа с тем, чтобы создать одну или несколько дублирующих фигур, которые имели бы полное внешнее сходство, но отличались бы позой или способом управления. Каждая из таких фигур
64 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
сможет точно и выразительно совершать действия и поступки, полагающиеся ей по сюжету.
«Живые фигуры» - способы управления
Для управления самой простой теневой фигурой к основной части фигуры (туловищу) прикрепляют проволоку или деревянную планку - так, чтобы нижняя её часть опускалась ниже фигуры на 10-15 см и позволяла вам незаметно держать её на ширме или на экране. Если фигурка достаточно высокая, её нужно опоясать прочной ниткой и управляющую проволоку (или планку) пропустить под ней.
|
ГЛАВА II 65
Обычно кукловод сидит справа (левши слева) от демонстрационной рамы и двигает фигуру правой рукой (левши соответственно - левой), а управляет её движениями свободной рукой. Если в представлении задействованы два кукловода, они садятся по обеим сторонам экрана.
Наиболее распространены два способа управления фигурами:
• снизу при помощи ниток (ев
ропейский способ);
• сзади при помощи тростей (ки
тайский способ).
Для управления куклами лучше брать не нитки, а рыболовную леску. Каждое движение может производиться либо с помощью одной нитки (тогда обратное движение будет вызвано действием противовеса), либо двух ниток, каждая из которых вращает деталь (ногу, лапу, хвост) в противоположном направлении. Двумя нитками можно наклонять голову персонажа.
Движение ног у теневых персонажей ограничено. Обычно теневая фигура перемещается, не перебирая ногами, будто скользит, и с этой условностью даже самые маленькие зрители свыкаются быстро и легко. Иногда режиссёр весь спектакль строит таким образом, чтобы ноги персонажей не были видны и движение наблюдалось только по верхней части фигур. Приёмы, позволяющие скрыть ноги, бывают самые разные: движение фигуры по лугу с высокой травой, маскировка ног длинным платьем, показ фигур из окна, из-за забора.
Управление куклой так называемым китайским способом, т.е. при помощи тростей, отходящих назад, имеет большое преимущество. В этом случае теневая фигура получает неограниченный спектр движений. Она может передвигать ноги, отрываться от края экрана (от «пола», «земли») и даже летать по воздуху. При этом способе управления фигура не прикрепляется жёстко к рейке, и все её части двигаются свободно. Но для управления такой фигурой нужна большая тренировка. Часто для управления одной фигурой требуются два кукловода. Работая очень близко друг от друга, иногда переплетая руки и прикасаясь плечами, они должны действовать предельно слаженно и чётко.
|
В китайском теневом театре трости не всегда прикрепляются к теневой фигуре, а по мере необходимости актер с ловкостью жонглёра вставляет конец трости в соответствующее углубление и перемещает фигуру.
В «Московском театре теней» (худ. руководитель Г. Крупенин) при китайском способе управления пользуются тростями, прикрепленными к фигуре. К тростям приделывают небольшие крючки, на обратной стороне фигуры имеются петли, в которые продеваются эти крючки, и таким образом теневоды управляют фигурой. Трости, прикрепленные к петлям, кукловод держит перпендикулярно к плоскости экрана. Если для управления фигурой в данный момент требуется три трости, то на помощь
приходит второй кукловод. Напомним, что при этом способе источник света должен быть размещен так, чтобы тени от тростей не падали на экран. Чтобы действия происходили слаженно, их нужно хорошо отрепетировать.
Во время представления исполнители - куклы или люди - двигаются у самого экрана на одной линии или же удаляются от него, если нужно изменить размер тени. Важно тщательно отрепетировать движения и жесты, чтобы во время представления они были чёткими, выразительными, понятными. Если в спектакле задействовано несколько исполнителей, желательно продумать их взаимное размещение: когда тени накладываются друг на друга, на экран проецируется бесформенный силуэт.
В теневых спектаклях лучше избегать встречных движений или же проводить одну фигуру мимо другой очень быстро, чтобы зрители - особенно самые маленькие и неискушённые - не успели заме-
66ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
тить искажение теней. Жестикулирует, как правило, одна фигура - та, которая в данный момент действует и разговаривает. Если по ходу действия нужно повернуть куклу в другую сторону, нужно довести её до конца сцены и поворот совершить вне экрана или же воспользоваться декорацией.
Многочисленные фигурки необходимо держать в строгом порядке: лучше всего сложить их в стопочки «покадрово» - тогда сверху окажется фигурка, которая требуется для очередной подмены. Такой способ оживления кукол можно назвать ручной мультипликацией. Теневая фигура имеет точные, скупые движения, количество которых сравнительно невелико. Поэтому их тщательно продумывают и отбирают. Полезно, чтобы актер сам проверял характерность фигуры, наблюдая ее тень на экране.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!