Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Оборудование для теневого театра

2017-09-27 4262
Оборудование для теневого театра 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Схема изготовления экрана. Примерные размеры экрана для домашнего театра.


 


см


Размер экрана и всего театра, в первую очередь, - ко­робки и декорационной рамы; зависит от размеров ак­тёров и количества зрителей.

Театр-избушка (из коробки).

Ящик для источника света с окошком.



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ширину двери прикрепляется ткань или матовая калька. Подойдёт любой материал белого цвета, к примеру, из простыни (лучше без шва посредине) получается отличный экран размером 160x210 см. Планки, как рама, должны быть со стороны зрителей, а экран-простыня - со стороны «артистов», чтобы теневые фигуры прикасали­сь к экрану вплотную. Внизу полотна (по верху нижней планки) надо прочертить фломастером линию «земли» для контроля уровня сцены, чтобы фигуры не летали по воздуху (если это не предусмотрено сюжетом). Просветы выше и ниже экрана желательно завесить плотной тканью или одеялами.

В свободном пространстве. Экран можно также подвесить с помощью бельевых прищепок на бельевую верёвку или проволоку, протянутую между стенами ком­наты, террасы, садовой беседки, прогулочной веранды в детском саду и т.д.

Всё no-взрослому. Если размеры помещения и материаль­но-технические возможности позволяют, можно создать теневой театр «по всем правилам» этого вида искусства.


Для такого театра нужен большой экран из белого полотна (размером не менее 3-4 м в ши­рину и 2 м в высоту), идущий от самого пола сцены. Скорее всего, такой экран придется сшить из нескольких кусков ткани. Лучше, если швы будут идти в вертикаль­ном направлении. По сторонам экрана размещаются непроница­емые для света кулисы, откуда появляются и куда уходят герои теневого представления. В верхней передней части ширмы находится занавес, скрывающий экран во время смены декораций и по окончании спектакля. Он может быть один в центре ширмы. Такой занавес поднимается вверх или «отъезжает» в сторону. Занавес из двух половин раздвигается в обе стороны синхронно или поочерёд­но, если это обусловлено сюжетом.

Экранов может быть и два, расположенных симметрично, и даже три, размещенных так, что боковые экраны (обычно меньших размеров, чем центральный) нес­колько выступают вперед или отступают назад по отношению к основному. Действие может происходить одновременно на всех трех экранах или попеременно на каждом из них. В последнем случае тот экран, на котором в данный момент ничего не показывается, либо закрывают занавесом, либо не освещают.

Заглянем за ширму. На рас­стоянии одного или двух метров от экрана находится стол или несколько маленьких столиков, на которых расположены теневые


ГЛАВА II



 


 


фигуры, сменные экраны и декорации. Между столиком и ширмой находятся артисты-теневоды. В небольшом театре они садятся на стульях по бокам рамки. Артисты-теневоды управляют фигурками и говорят от их лица. Они берут то одну, то другую фигуру, прислоняют её к повер­хности экрана и «оживляют», по­буждая действовать.


Световое оформление спектаклей

Свет играет очень важную роль в теневом театре. Именно контраст света и тени определяет специфику этого вида искусства, особенности его воздействия на зрителей. В любом теневом театре сзади эк­рана, обычно на некоторой высоте, находится источник света, скрытый от зрителей. От непрозрачных фи­гур и декораций на экран падает густая чёрная тень, создавая ла­коничные, но при этом предельно выразительные образы.

Выбор источника света зависит от вида и размеров театра.

Если экран небольшой, напри­мер, размером 25x40 см, то ис­точником света может служить любая лампа. Сзади экрана, на столе или на тумбочке, устанав­ливается фанерный (внутри зачер­ненный) ящичек с лампой. В


56ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ящичке следует вырезать окошко размером 2,5x4 см или 5x8 см. При таком размере театра и типе освещения бумажные декорации прикрепляются к самому экрану. Фигурки тоже приставляются к экрану и образуют на нём тени такой же величины, как сами фигурки.

На большом экране тени фигу­рок и декораций могут изменять свой размер при удалении от экрана и приближении к нему. Но для большого экрана обычные лампы не годятся, так как нити на­кала в них расположены полу­кругом и при проекции фигурки образуют на экране хоть и увеличенные, но расплывчатые силуэты. Хороший источник света - 100-ваттная лампа, применяемая в проекционных фонарях. Просты и удобны 12-вольтовая лампа от фильмоскопа и 6-вольтовая авто­мобильная лампочка. Но к ним нужен понижающий трансформа­тор, дающий напряжение 6 вольт, или аккумулятор, или батарея. Подойдёт и лампочка от карман­ного фонаря, но без рефлектора -у неё тоже короткая нить накала. Можно также использовать филь­москоп: поставить боком к экрану и открыть задний кожух с рефлек­тором. При том следует закрыть лампочку сверху и сзади тёмными картонками, чтобы избежать посторонних теней.

Установка света - важный момент для теневого театра. Свет должен падать сзади и сверху, находясь между кукловодом и экраном. В этом случае тени рук


не попадут на экран, а изображения будут оптимально чёткими. Для получения особых эффектов можно перемещать свет: отодвигать или приближать лампу к экрану, пере­мещать в стороны. Так можно изо­бразить вихрь танца, ветер, метель. Лампу устанавливают на высоте 1,4-2 метров от пола и в 1,5 метра от экрана (если позволяет сцена, - в 4-5 м) со стороны «актёров». Голова, руки, плечи кукловода всё время должны быть ниже уровня «земли» (линии на рабочей рамке), чтобы не появлялись лишние тени. Место установки источника освещения отвечает следующим условиям:

• световая точка от лампы или
объектива включённого диа­
проектора не должна быть
видна сквозь полотно экрана
зрителям первого ряда;

• лампа не должна быть распо­
ложена слишком высоко и
слишком близко к экрану;

• световая точка должна быть
расположена так, чтобы на
экран не падала тень от головы
кукловода, и между ним и эк­
раном было небольшое рассто­
яние, позволяющее свободно
работать с теневой фигурой.
Если не соблюдать эти правила,

то свет будет падать под очень острым углом к поверхности экрана, и поэтому тень даже при самом незначительном отводе фигуры от экрана будет деформи­роваться. Кроме того, если вы даёте какие-то элементы проекци­онной декорации, она будет сильно искажена.


ГЛАВА II


 

Надо упомянуть еще об одном условии освещения в теневом театре. Важно, чтобы за экраном не было светлых или блестящих предметов, которые отражают лучи проектора или лампы и создают рассеянный свет. Большое коли­чество света, отраженного за эк­раном, заметно снижает чёткость тени на экране.

На рисунке вы видите распо­ложение источника света (при высоте нижнего края экрана 140 см от пола). На этом же рисунке показано, как работает актёр при таком положении источника осве­щения.

Количество источников све­та. Как правило, источник света в теневом театре бывает один, хотя для некоторых специальных и трюковых эффектов их может быть и больше.

Световые и цветовые эффек­ты. Театр теней может вызвать у детей ещё более яркие эмоции, если будет продуман контраст тёмных силуэтов и цветного освещения. Фон, на котором действуют персонажи, может быть


слегка подцвечен, а отдельные детали декораций и фигурок загорятся цветными огоньками, если на их месте приклеить кусочки целлофана, цветного стекла или окрашенной папиросной бумаги. Для световых эффектов и цветного освещения теневого спектакля рекомендуем подобрать комплект цветных стёкол или плёнок. Проще всего в нужный момент (по сюжету спектакля) поднести к лампе кусочек цветной плёнки или тонированного стекла. Но еще лучше и удобнее исполь­зовать выдвижные рамочки на коробке с источником света и вставлять в них цветную плёнку или тонированное стекло. Напри­мер, жёлтого или розового цвета, если вы хотите показать восход солнца; тёмно-синего или фиоле­тового цвета, если по сюжету нас­тупает ночь. С помощью подсветки можно изобразить луну, солнце, звёзды, радугу и даже вспышки молнии. Например, вы вставляете кусочек чёрной или фиолетовой бумаги с вырезанным в нём серпом месяца, направляете подсветку на

О*.


 

зрители


экран


кукловод


источник света


58ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


экран и начинаете медленно двигать плёнку с месяцем. Зрители видят на экране месяц, плывущий по тёмному небу. Или солнце, выходящее из-за туч. Или сверка­ющую молнию.

Если соединить вместе нес­колько плёнок и поворачивать их перед источником света из сторо­ны в сторону, по экрану побегут цветные лучи, будто это салют или прожектор в цирке. На экране «пойдет» дождь, если перед све­тильником сыпать из коробочки с мелкими отверстиями манку или песок, пудру, мелкую соль, зубной порошок. Разумеется, внизу нужно своевременно разместить поддон или коробку.

Стеклянные декорации - «диапозитивы» - легко изготовить самим. Для этого нужно вырезать кусочки стекла по величине стандартных диапозитивов (напри­мер, 4,5x6 или 8,5x8,5 см). Стёкла нужно вымыть в воде с содой, тщательно протереть сухой тряп­кой и покрыть цветной эмульсией. Получатся «цветные стекляшки», позволяющие окрашивать свет, направленный на экран. Сегодня в продаже можно найти любые художественные материалы, но эмульсию для декорирования стекла можно приготовить и самим. Вот самые простые рецепты основы, в которую добавляются красители:

• Сахарная пудра смешивается
с сырым яичным белком в про­
порциях 1/5.

• Небольшое количество столяр­
ного клея разводится в стакане
горячей воды и доводится до


кипения (пока смесь не станет прозрачной).

• Белок одного яйца взбивается, отстаивается 5-6 минут и сме­шивается с двумя чайными лож­ками горячей воды.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.