Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Прозрачные декорации и силуэты кукол

2017-09-27 714
Прозрачные декорации и силуэты кукол 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

При изготовлении фигур и декораций в теневом театре могут исполь­зоваться прозрачные и полупроз­рачные материалы. Вот примеры. • Ткань применяется в декора­циях для изображения небес­ного свода, морской пучины,


ГЛАВА II



крыши, палатки, балдахина над троном и т.д. К примеру, с по­мощью лёгкой драпирующейся ткани легко изобразить отки­дывающийся полог шатра или волны на море.

Тюль, гипюр, марлю, кружево применяют в теневом театре для изображения легких зана­весок и частей одежды (рука­вов, фаты, воротника, юбки). Силуэты деревьев для декора­ций чаще всего изготавливают из фанеры или картона. В не­которых прорезных местах можно вкрапить в него кусочки цветного целлофана или окра­шенной папиросной бумаги. Это позволит создать впечат­ление солнечных лучей, проби­вающихся сквозь темную листву, или колорит осеннего дерева.

Декоративные окна в домах и замках, дворцах делают из цветного целлофана или стекла. Эти материалы помогают


передать отблеск наружного света на стекле или внутреннее освещение дома. Подсветка окна в черном, непрозрачном доме применяется в театре довольно часто. Однако поль­зоваться этим надо с осторож­ностью. Если подсветка транс-парантного окна подобрана неудачно, изображение будет выглядеть плоским, а окно -дырой, в которую видно небо. • Легкая прозрачная ткань может изображать какие-то детали костюма теневой фигуры, сде­ланной из непрозрачного ма­териала. Прозрачными могут быть ленты в косах, накидки, наброшенные поверх платья, или просто край одежды. Движение складок ткани при перемещении фигуры или при искусственном ветре, игра цветовых оттенков помогут соз­дать интересный зрительный образ.

Сценические эффекты -мастерство + волшебство

Многие сценические эффекты те­невого театра совпадают с теми приёмами, которые используют в драматическом театре. Они могут быть механическими или про­екционными.

Светодинамические эффекты

Расскажем о самых простых спо­собах изображения «живого» огня и «текущей» воды в теневом спек­такле. Огонь изображается с по­мощью нескольких остроконечных ленточек ярко-красного цвета. Их


 


 



ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



 


 


 

ГЛАВА 71

прикрепляют к нужной части деко­ративной детали (печка, камин, ко­стер) и направляют на них сильную струю воздуха от вентилятора. Кро­ме того, эти ленточки можно осве­тить специальной красной подсвет­кой. Но в теневом театре красные ленточки не всегда могут быть хо­рошо видны через плотный экран. Есть другой способ. Там, где должен гореть огонь, в тёмной ча­сти декорации вырезают силуэт пламени, разделённый на отдель­ные участки. Каждый из этих уча­стков заклеивают кусочком цвет­ного целлофана - красного, жёл­того, оранжевого. Позади этого силуэта помещают картонный круг с такими же прорезями и так же заклеенный кусочками целлофана. Вращая круг, достигаюм эффекта пламени, струящегося вверх. Для огня также добавляют подсветку,


но так, чтобы не засвечивать остальную декорацию. Чтобы пре­одолеть неподвижность изобра­жения пламени, между вращаю­щимся диском и декорацией по­мещают кусочек картона, на кото­ром вырезан такой же силуэт, что и на декорации. Двигая этот картон влево и вправо, изменяют форму огня. Почти так же получают эф­фект текущей воды. Только на этот раз декорация изображает поток воды, а целлофан для заклейки ис­пользуют зеленовато-голубых то­нов. На деревянные рамки (без верхней рейки) наклеивают полосы папиросной бумаги, верхний край которых вырезан в виде волн. Рам­ки на нитках раскачиваются, не за­девая друг друга, возле самого эк­рана. Часть экрана, где изображе­ны волны, подсвечивают голубым цветом.


 



Неподвижную луну можно по­казать при помощи проектора, на­рисовав ее на диапозитиве, изоб­ражающем небесный фон. Чтобы луна двигалась по небу, её можно нарисовать на другом диапозитиве, закрасив всё небо черным лаком, или же на листе бумаги чёрного цвета сделать прорезь луны. Если двигать этот второй диапозитив во втором проекторе, луна будет «плыть по небу».

Классический световой прибор для имитации эффектов состоит из шара или цилиндра, насажен­ного на ось с рукояткой. В качестве шара обычно используют старый глобус, мяч или склеивают шар из папье-маше. На шар или цилиндр наклеивают мелкие кусочки зер­кала. Его устанавливают справа или слева от рабочей рамки и на­правляют на него сбоку свет от


фильмоскопа, проекционного фо­наря или подсветки. При вращении шара сверху вниз экран покроется множеством световых «зайчиков», создающих впечатление снегопада. Основной источник света при этом должен быть голубым или синим. Иллюзия снегопада будет более полной, если не просто осветить шар, а спроецировать на него «снежный» диапозитив. Изготов­ляется он таким образом: на ку­сочке стекла (по размеру диапо­зитива), покрытом черным лаком или тушью, с помощью иглы вы­царапываются точки и звездочки. Диски помещают перед вторым проектором на своей подставке. В нужный момент проектор вклю­чают и приводят диски в движение, вращая медленнее для изображе­ния снегопада, для дождя - побы­стрее. Диапозитив с косыми тон-


 


72 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


кими белыми линиями на чёрном фоне поможет создать иллюзию проливного дождя. Движение шара - сверху вниз. Основной цвет под­светки - синий.

Для изображения фейерверка и салюта используют тот же «снеж­ный» диапозитив, но его прозрач­ные места окрашивают цветной тушью или декоративным лаком для ногтей. Шар или цилиндр в этом случае следует вращать снизу вверх. Для показа салюта, фейер­верка, всевозможных сказочных превращений можно использовать поляроидные пленки. В проекцион­ный аппарат вместо диапозитива закладывают три-четыре листа смятого бесцветного целлофана и кусочек поляроидной пленки. Дру­гой кусочек плёнки вращают перед объективом аппарата. На экране появляются фантастические пере­ливы всех цветов радуги как в чу­десном калейдоскопе.

Трюки и трансформации

Игра теневой фигуры с предметом является в теневом театре своего рода трюком. Это, впрочем, отно­сится только к фигурам, управляе­мым снизу при помощи ниток. Фи­гуры, управляемые по китайскому способу, играют с предметом очень просто: рука теневой фигуры при­касается к предмету, а второй ак­тер, прикрепив трость к предмету, управляет его движением, строго согласовывая это с движениями руки фигуры. При таком способе фигура может даже жонглировать. Теневой фигуре, управляемой нитками, играть с предметом го-


раздо сложнее. Поэтому не следует брать для постановки такие пьесы, в которых много физических дей­ствий с предметами. И всё-таки ни в одном спектакле не обойтись без того, чтобы персонаж не брал в руки ту или иную вещь. Взять предмет на глазах у зрителей те­невая фигура, конечно, не может. Поэтому обычно используют две фигуры, изображающие одного и того же героя: одну с предметом в руках, другую без него. Иногда можно сделать для одной и той же фигуры две правые руки или две левые (с предметом или без него).

Трюковых фигур в теневом спектакле может быть любое ко­личество. Вот лишь несколько при­меров.

Неожиданная деталь. К тене­вой фигуре можно приставить лю­бую деталь, и будет казаться, что она изменилась самым неверо­ятным образом. Например, надо, чтоб у лысого человека внезапно выросли волосы на голове. Деталь, изображающая волосы, прикреп­ляется на тонкой проволочке и по­дается из-за фигуры, перпенди­кулярно к её плоскости. Когда во­лосы доносят до головы, их быстро поворачивают параллельно плос­кости экрана и прижимают к фи­гуре. Если это проделать быстро и чисто, эффект будет поразитель­ным.

Повороты головы. Теневая фигура не может поворачиваться вокруг своей вертикальной оси, т.е. переходить из положения, когда она смотрит вправо, в положение, когда она смотрит влево. Таким


ГЛАВА II


поворотом она показала бы, что не имеет объема. Но иногда вполне достаточно сделать фигуре голову, которая может поворачиваться вправо и влево. Сама фигура при этом своего положения не меняет (корпус изображён анфас). Трюк с поворачивающейся в профиль головой подготавливают так. Вместо головы к корпусу прикреп­ляют кусок картона, изображающий два затылка, повернутых в разные стороны. К этому куску картона посредине приклеивают другой, изображающий профиль данного персонажа. Приклеивают при помощи мягкой тряпочки, чтобы его можно было отгибать в разные стороны. С помощью тонкой рейки этот профиль поворачивают то вправо, то влево, поочередно закрывая то один, то другой затылок, сливая в общий рисунок с другим, открытым в данный момент.

Больше-меньше и другие фокусы. Теневые фигурки умеют очень легко увеличиваться или уменьшаться, превращаться, со­вершать многие действия, а не только перемещаться в простран­стве. В теневом театре ничего не стоит, например, дрессировщику диких зверей самому превратиться во льва. Вырезаются две фигуры; в данном случае это человек и лев. Они по вертикали соединены между собой. Когда одна из фигур располагается параллельно экрану, вторая становится перпендику­лярно к нему и, следовательно, не видна зрителям. Быстрый поворот стержня - и фигуры меняются


местами. Человек таинственным образом исчезает, а на его месте оказывается лев. Таким же образом тонкий может стать толстым и т.д.

Всё наоборот. А вот как в теневом театре огромного людо­еда можно превратить в маленькую мышь. Фигура людоеда (неболь­ших размеров) в начале картины держится на некотором расстоянии от экрана. Тень её получается огромной (при освещении лампой она может стать чуть нерезкой, но при освещении проектором останется четкой). Когда наступает момент превращения, фигура людоеда подводится вплотную к экрану, отчего резко сокращается в размерах. Сзади нее, перпенди­кулярно к экрану, спрятана фигура мыши. Поворот - и фигура мыши перекрывает фигуру людоеда. Затем фигура людоеда быстро опускается вниз, и мышь начинает действовать.

Трансформации. В теневом театре очень легко трансформи­ровать человеческую фигуру или отдельные ее части: изменять форму головы, лица, пальцев - и всё это лишь с помощью кусочков бумаги, картона, различных тол­щинок и подушечек. Надорванная бумага на голове может оказаться великолепной шляпой странного фасона; крючковатый нос или огромные уши, сделанные из бумаги (папье-маше) и прилажен­ные к лицу, органически «срастут­ся» с лицом и сделают его неузнаваемым; деревянный мед-ведь-дергунчик, показанный на большом расстоянии от экрана,


 


74 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


 


 



вырастет до размеров настоящего медведя и т.д. Различие в мате­риале на теневом изображении незаметно. Главное, чтобы силуэт человека органически сливался со всеми дополнениями к нему.

Для постановки по сказке братьев Гримм «Звездные талеры», например, требуется, чтобы по ходу действия маленькая добрая девочка отдавала бедным прохо­жим все что имела, включая даже свою одежду, а потом вдруг оделась бы в прекрасную рубашку. Изготовим фигурки девочки для каждого действия, ведь в каждой сцене девочка что-то отдаёт: вот она только вышла из дома и у неё в руке есть кусочек хлеба, который она потом отдает нищему и остается с пустой рукой. В момент передачи хлеба, после того как девочка и нищий протянули друг к другу руки, мы поворачиваем обе фигурки перпендикулярно экрану (и зрители их не видят), при этом быстро - также в профиль - под­носим фигурку для следующего кадра, а «отыгравшую», не пово­рачивая, опускаем на стол. На экране видим следующий кадр: девочка и нищий расходятся в разные стороны, у девочки нет хлеба, у нищего в руке хлеб. Фигурок нищего тоже две: первая с пустой рукой, а вторая - с хлебом.

Есть ещё один совершенно волшебный способ преобразовы­вать теневые фигурки. Он был «подсмотрен» нами в знаменитом театре «Тень» (Илья Эпельбаум, Майя Краснопольская), в спектак­ле, посвященном произведениям


ГЛАВА II




Гофмана, где был эпизод танцев в королевском дворце. Парящие под музыку фигурки принца и принцес­сы вдруг превращались в цветы, а цветы, окружавшие их, становились бабочками, потом вновь станови­лись тем, кем были прежде. Фокус в том, что разные изображения крестообразно приклеены друг к другу (их центры при этом совпа­дают), и все они «сидят» на одной палочке. Когда одно изображение повёрнуто к свету ребром, его совершенно не видно на экране, но если фигурку повернуть на 90 градусов, первое изображение исчезает и появляется другое.



Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.