Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2017-09-27 | 1166 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Принято считать, что в дореволюционной России теневого театра не было. Изредка из-за границы наезжали на гастроли передвижные теневые театры. Это подтверждает и первая в истории русского театроведения статья «О позорищ-ных играх или о комедиях и трагедиях», напечатанная в 1733 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Автор уделил в ней место и театру теней: «Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познава-ется, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может».
Но еще в XIX веке довольно распространенным стало увлечение постановками любительских теневых спектаклей в отдельных домах
и школах. Очень способствовали этому различные издательства, которые выпускали настольные теневые театры с подробными инструкциями для самостоятельной постановки спектаклей.
Можно с уверенностью сказать, что никто не сделал больше для развития и пропаганды теневого театра в нашей стране, чем супруги Ефимовы. Иван Семенович Ефимов (1878-1959) и его жена - Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948) начали свою деятельность в области теневого театра еще в дореволюционные годы.
Нина Яковлевна родилась в Петербурге, училась в Париже в студиях Коларосси и Делеклюза, затем - в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. С 1906 года начала выставляться в Московском товариществе художников. В 1918 году Нина Яковлевна создала театр кукол и силуэта художников Ефимовых, действовавший до 1940 года и давший около 2000 спектаклей на темы народных сказок и произведений Пушкина, Крылова, Андерсена, Боккаччо, Шекспира. В 1924 году участвовала в Международной выставке в Венеции, в 1926-1928 годах участвовала в выставках обществ «Четыре искусства» и «Маковец». Автор книг «Записки петрушечника» (1925), «Куклы на тростях» (1940), «Воспоминания о В.А.Серове» (1964) и др.
|
Нина Яковлевна Симонович-Ефимова и ее муж, известный скульптор Иван Семенович Ефимов, во время Великой Отечественной войны остались в Москве, отказав-
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
шись от эвакуации. Каждому из них было за шестьдесят лет.
Они жили зимой у Красных ворот, в доме 19 по Садово-Спасской улице, летом - на Новогиреевской улице, вблизи Измайловского парка (в письмах - Измайлово), в доме, построенном перед войной худож-
никами Ефимовыми, Фаворскими, Кардашевыми для жизни и работы вдали от суеты московского центра. При доме был небольшой сад, где во время войны художники занимались огородничеством. В настоящее время в доме организованы мемориальные мастерские художников Ефимовых и Фаворского
Художница Нина Симонович с юных лет полюбила искусство силуэта. Часто бывая в семье выдающегося художника Валентина Александровича Серова - своего первого наставника в живописи, которому приходилась двоюродной сестрой, она любила показывать детям Серова «китайские тени». Вместе с детьми она ставила маленькие пьески, которые сама вы-
думывала: «Катанье со снежной горки», «Цирк», или на литературные темы - «Мужичок с ноготок» Н. Некрасова, сказку «Красная Шапочка». Позже она стала показывать теневые спектакли для взрослых. В 1905 году Н. Симонович была свидетелем расправы полиции над восставшими рабочими и под этим впечатлением сделала серию силуэтов «Красная Пресня».
Серову очень нравились теневые представления, он всегда присутствовал на них, иногда сам делал силуэты. В книге «Воспоминания о В. А. Серове» Н. Симонович-Ефимова писала: «Для начала нового дела нужна, прежде всего, непоколебимая вера в него. Отношение к этому виду театра такого человека, как Серов, имело для меня большое значение».
|
Много силуэтов из домашних спектаклей со временем вошли в книгу «Детский сад», которую написала А. С. Симонович (мать Н. Симонович), известный в то время педагог, организатор первых в дореволюционной России детских садов. Художница не раз показывала теневые представления в школах, на вечерах, устраиваемых художниками в Москве, Париже (1909-1911), ставила небольшие сценки своего сочинения, часто шутливые, используя литературные темы, а также народные песни.
В 1916-1917 годах супруги Ефимовы с успехом показывали разные теневые постановки с большими силуэтами из фанеры (высота некоторых фигур достигала 50-60 см). В 1918 году они приняли
ГЛАВА I
участие в создании первого детского театра в Москве, инициатором которого была Наталия Сац. Наталия Сац подобрала коллектив художников, среди которых, кроме Ефимовых, был и В. А. Фаворский - выдающийся советский график. «Программа первого спектакля, -вспоминала позже Н. Сац, - куклы, силуэты, речь и манера игры Ефимовых были очень русскими, приветливыми, широкими. Спектакль был в двух отделениях: в первом петрушки представляли самые любимые из ранее поставленных басен Крылова, во втором отделении действовал театр теней, были показаны русская сказка «Мена», «Масленица в деревне», отрывки из поэмы Н. Некрасова «Крестьянские дети». Когда начался спектакль теней, раздались возгласы: «Ой, как красиво!», «Это как волшебный фонарь!», «Нет, лучше!..». Знакомство с искусством силуэта на Западе, изучение теневого театра Востока, собственный большой опыт работы с тенями позволили Н. Симонович-Ефимовой действительно поднять культуру силуэтного представления, создать теорию теневого театра. Она верила, что за теневым театром большое будущее, стремилась открыть в нем новые возможности. Одним из таких открытий было применение черных и серых силуэтов на одной картине - перед экраном и за ним (что было сделано в силуэтных композициях для Музея охраны материнства и младенчества в 1933 году в Москве).
Ефимовы пробовали также де-
лать цветные тени или подцвеченный экран и убедились, что это весьма эффектный прием, который, однако, требует разумного использования цвета, чувства меры.
|
Была у Нины Яковлевны мечта создать новый вид искусства - тенемузыку. Если композитор А. Скрябин в начале века пытался осуществить постановку единого цветомузыкального произведения, то Симонович-Ефимова, в свою очередь, предлагала сопровождать музыкальные произведения теневыми картинами, которые должны были не просто иллюстрировать содержание звучащей музыки, а составлять с ней
единое целое - тенемузыку. Н. Симонович-Ефимова считала, что некоторые сцены большого оперного спектакля выиграют, если будут показаны тенями актеров на экране, в «теневой окраске», что при отсутствии реальных декораций, бутафории, загримированных актеров значительно лучше будут восприниматься, напри-
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
мер, такие романтические произведения, как опера-балет «Млада» Н. А. Римского-Корсакова, где главное действие принадлежит «душе» умершей героини; некоторые эпизоды «Ромео и Джульетты», «Франчески да Римини» П. И. Чайковского, «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки.
Н. Симонович-Ефимова была еще и прекрасным педагогом. О ее безотказной помощи любому, кто желал посвятить себя театру кукол, помнят многие актеры, ставшие профессиональными кукольниками (и в их числе Сергей Владимирович Образцов). Со страниц различных изданий 20-40-х годов Нина Яковлевна говорила о пользе, своеобразии, высоких художественных качествах театра кукол и теней. Мысли Симонович-Ефимовой о теневом театре, основанные на огромном личном опыте, всегда яркие, эмоциональные и точные, содержатся во множестве ее статей в различных изданиях. Вот лишь некоторые из них, говорящие не только о глубоком понимании особенностей искусства теневого театра, но и о беспредельной, восторженной любви к нему.
Теневой театр - «...самый условный из театров, но условность его сразу принимается как реальность».
«...На тени все видится без излишних подробностей. Одна суть дела. Никаких рассеивающих внимание впечатлений... Движение и форма».
Симонович-Ефимова считала силуэт современным видом искус-
|
ства, так как он способен передавать эпос, героическое. «Горизонт берется в силуэте низко, под ногами... Фигура поэтому проецируется на фоне светлом. Как памятник, как монумент».
«Простой художественный язык теневой картины доступен маленьким детям. Более того, четкость силуэта не требует от них напряжения при усвоении. [...] Надо только, чтобы силуэты были сделаны выразительно, без мелких подробностей и живо в смысле движения». «...Посмотрите хороший силуэт, нарисованный на бумаге, - одно впечатление. Посмотрите вырезанный - это иное, более сильное. Посмотрите вырезанный этот силуэт сквозь бумагу (против света), и это впечатление по силе убьет все предыдущие».
«Когда в теневом театре силуэт движется по светящемуся фону,
ГЛАВА I
-<Разгром Пресни». Картина сделана мною в 1905 году, во время события, с натуры, по впечатлению от зрелища. Обрушенные и пробитые снарядами стены, торчащие трубы обгорелых домов составляли декорацию. Тянулись с кое-каким домашним скарбом на салазках женщины, подростки. В обратном направлении проехал быстро на паре лошадей на санях с толстым кучером градоначальник, мрачный, застывший. Спереди его - взвод казаков с плетками; сзади и по бокам |
сила художественного воздействия его на зрителей громадна... Не кажется, чтобы эти строгие по форме, выкованные фигуры были плоскими: не переставая быть графикой, они положительно имеют какую-то глубину, теплоту вещей и повернуты к зрителю наиболее интересной стороной».
«...Теневой театр не мрачный - наоборот, нет ничего более радостного на земле!»
((...Теневой театр должен быть праздником для глаз!»
б создании теневого спектакля особая роль принадлежит художнику. Вот как сказала об этом, со свойственными ей убежденностью и экспрессивностью, Н. Симонович-Ефимова: «...читатель, сделавшийся постановщиком, или постановщик... если хочешь трудиться над теневым театром... - запасись прежде всего художником, настоящим Художником. Если его нет, дождись, вырасти его, научи любоваться на голубую тень лыжника... на вазовую роспись классической Греции, на силуэты творческих, романтических времен XVIII-X1X веков».
Нина Симонович-Ефимова записала кратко содержание трех теневых постановок, шедших в разные годы, и это позволяет хоть в какой-то степени представить себе, как выглядели всего лишь три из большого количества поставленных теневых спектаклей. Вот эта запись.
«...Воспользовавшись личным опытом, дам пример нескольких простейших постановок.
скачут драгуны с шашками наголо. Едут сани со страшным грузом, покрытым рогожей...
Эту постановку я сделала с сыновьями Валентина Александровича Серова и показывала у него на квартире в том же 1905 году.
|
«Пушкин вТригорском». Источник света закрыт голубым целло-
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
фаном. Двухэтажный деревенский дом на фоне лунного неба. Липы кругом. Кто-то ходит со светом по дому - освещаются подряд окна верхнего, нижнего этажа... Иные окна освещены тускло (издали), другие - ярко (светом вплотную -подносить огарок в жестяной коробочке, прибитой к палке. Коробка закрыта, прорезана лишь дырочка величиной в три копейки). В саду показываются среди деревьев сбоку лошади: едут сани, лошади цугом. Сзади вьется длинный кнут ямщика. Фигуры закутаны. Гости подъезжают. В доме начинается оживление. Музыка. Показываются у окон те, другие... А от дома отъезжает всадник. Мчится. Развевается шарф, пелерина.
На дорогу выходит мрачная фигура старого барина с кружевным воротником и брыжами, с хлыстом в заложенных за спину руках. Он смотрит долго вслед поэту. Это Сергей Львович, отец, подсматривающий за сыном.
В доме, между тем, оживление, мелькают тени: проходят девицы, молодые люди. Потом темнеют окна вверху, осветилась зато внизу столовая. Пар поднимается из самовара. Но вот уезжают. Большие те же сани цугом, за ними маленькие.
Теперь в окне видна Арина Родионовна с банкой красного варенья, за ней деревенская прислуга несет поднос с графинчиком и фруктами. Потом в комнате делается совершенно пусто. Молодой человек со встрепанным коком и книжечкой в руке показывается у окошка, другой ходит, останавливается
- спорит. Раздаются стихи, стихи со всех сторон... Этой сцене предшествовала теневая картина, изображавшая молодость Пушкина в садуЛицея: фонтан «Разбитый кувшин», садовая скамейка, проходят важная дама с собачкой, сидит на скамейке Пушкин-лицеист с тетрадкой в руке, но в нее не смотрит.
«Зима». Постановка шла в 1918-1919 годах в Москве, в Детском театре.
Избы, сугроб, деревья. В окне одной избы красная занавеска. Идет кататься с горы девочка с саночками на веревке. Съезжает. За ней мальчишки на козульках, на коньках, на лопате, на лыжах. В одиночку. Кучами. Опрокинулись... Ноги в валенках(отдельный силуэт) торчат из снега в разных комбинациях. Одна из ног, в группе торчащих (отдельный силуэт), делает движения. (Или две отдельные группы ног, наложенные одна на другую, качаются в противоположные стороны. Это создает впечатление барахтанья.)
ГЛАВА I
В 1929 году в Ленинграде вышла книжка для детей, занявшая особое место в ряду лучших образцов книжного искусства. На ее обложке было написано: «Ив. Ефимов. «Мена». Народная побасенка с применением ее для теневого театра». Это была книжка не только
для чтения, она радовала не только необычными иллюстрациями. Эта книжка еще и подсказывала, как самим сделать теневой театр, как заставить фигурки, которые нарисованы на ее страницах, сойти с листов и начать жить, то есть двигаться на сцене, на экране. В сущности это был маленький учебник для детей и их родителей по одному из разделов театрального искусства. Теневой спектакль «Мена» Ефимовы неоднократно и с успехом показывали московским детям в первые годы после Октября.
Среди сказок разных народов нетрудно найти сюжеты, построен-
ные по тому же принципу, что ис-| пользован в «Мене».
«...Купался богатый купец в реке. Попал на глубокое место и стал тонуть. Шел мимо мужичок, бросился в реку и купца вытащил. Купец мужичка угостил хорошенько и подарил кусок золота с конскую голову, А дальше сказ о том, как мужичку предложили обменять кусок золота на коня. Взял он славного коня, поблагодарил и пошел. Затем он променял коня на вола, вола на барана, барана на свинью, свинью на гуся, гуся на иголку. Стал у своего дома через плетень перелезать, да иглу и потерял. Вышла встречать его старуха. «Здравствуй, старик! Ну, сказывай, где был?» Все рассказал ей старик, и про то, как иголку потерял. «Ну, ничего, голубчик! Спасибо, сам-то жив и здоров вернулся! Пойдем в избу ужинать».
С появлением в нашей стране профессиональных кукольных театров в некоторых из них начали ставить отдельные теневые спектакли.
ТЕНЕВОЙ ТЕАТР
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!