Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-09-27 | 2352 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Технология сопровождения ребенка как один из системообразующих компонентов целостной индивидуальной образовательной программы мы рассматриваем как междисциплинарную технологию, обладающую всеми характеристиками, описанными в предыдущих разделах. Совершенно очевидно, что само психолого-педагогическое сопровождение, обладая общностью подходов, единой структурой, целью и задачами, фактически состоит из деятельностей отдельных специалистов сопровождения, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум. Последний (в современных условиях образовательной деятельности) имеет смысл называть всецело психолого-педагогическим, адресуя необходимую часть медицинского сопровождения ребенка с ОВЗ «внешним» организациям здравоохранения.
Таким образом, каждый специалист школьного консилиума, реализуя единую цель и общие задачи по сопровождению «включенного» ребенка и других субъектов сопровождения, организует собственную профессиональную деятельность. Имеет смысл структурировать деятельность каждого специалиста школьного консилиума в соответствии с основными структурными элементами, представленными в удобном для регистрации виде — бланке индивидуального сопровождения (Приложение 5.3). Это не значит, что исключается собственная документация каждого специалиста (Речевая Карта, заполняемая логопедом в соответствии с имеющимися нормативными документами, психологическое заключение, листы коррекционной работы, соответствующие журналы и т. п.). Конечным итогом деятельности каждого специалиста должна стать не только оценка эффективности собственной деятельности (см. соответствующий раздел бланка индивидуального сопровождения Приложение 5.3), но и конкретные рекомендации, а по возможности и непосредственное включение собственной профессиональной деятельности, ее элементов во фронтальную или индивидуально ориентированную деятельность педагога класса по обучению, воспитанию и социализации включенного ребенка. В этой ситуации каждый специалист школьного консилиума должен понимать, что его непосредственная деятельность по индивидуально ориентированному сопровождению должна формироваться в двух направлениях, существовать как бы в двух «ипостасях»: как собственная профессиональная деятельность по сопровождению ребенка с ОВЗ в рамках индивидуальной образовательной программы и «включенная» деятельность непосредственно в «ткань» урока, физкультминутки и других оргмоментов, перемены, классного часа — то есть включенная деятельность в сам фронтально ориентированный педагогический процесс. Каким образом будет происходить подобное включение: в виде рекомендаций по оформлению урока, дидактического наполнения, организации классного пространства или прямое включение специалиста как ассистента педагога на уроке, оргмоментах, перемене, либо в каком ином виде — задача самого специалиста и решений консилиума.
|
Основные составляющие индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ общие для каждого из специалистов приведены в Приложении 5.3 в виде бланка. Его разделы должны быть прописаны каждым специалистом консилиума в процессе разработки индивидуальной образовательной программы — ее компонента психолого-педагогического сопровождения.
Отметим, что вся структура деятельности специалиста сопровождения, основные направления коррекционно-развивающей работы, ее режим и форма должна исходить, в первую очередь, из рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с которыми ребенок приходит (или должен приходить) после обследования на ПМПК. В ситуации включения в инклюзивное пространство образовательного учреждения ребенка-инвалида мероприятия по психолого-педагогической реабилитации должны быть прописаны бюро медико-социальной экспертизы в его индивидуальной программе реабилитации (ИПР)[8]. Таким образом «стратегические» (общие) направления психолого-педагогического сопровождения ребенка задаются специалистами ПМПК в виде общих (но, в то же время развернутых) рекомендаций для каждого необходимого для ребенка специалиста. Причем в рекомендациях ПМПК должны быть прописаны достаточно конкретизированные направления деятельности каждого специалиста, необходимого для развития и образования ребенка с ОВЗ. Эти рекомендации ПМПК должны быть «развернуты» и детализированы уже в качестве «тактических» направлений коррекционно-развивающей работы и сопровождения ребенка в условиях реализации педагогического процесса каждым специалистом школьного консилиума. Таким образом, в структуре индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ специалистами школьного консилиума должны быть актуализированы следующие компоненты:
|
• Основные направления и содержание коррекционно-развивающей работы. Каждое из этих направлений, если их несколько, должны быть конкретизированы по содержанию деятельности специалиста в соответствии, как уже указывалось, с рекомендациями ПМПК.
• Используемые программно-методические средства и разработки. Очень важно авторство этих методических разработок и все выходные данные, поскольку на настоящее время рекомендованных Министерством образования или Департаментом образования Москвы методических комплексов или программ коррекционно-развивающей работы не существует. При этом очень важно получить на предполагаемые программы и методические пособия экспертную оценку.
• Основные методы, приемы им формы работы, а также режим собственной коррекционно-развивающей деятельности.
• В обязательном порядке необходимо указать четкие критерии оценки и планируемые результаты, которые могут быть получены за определенный период.
• В разделе «сроки проведения планируемой работы» нужно указать не официальные «диапазоны» учебной деятельности (четверть, полугодие, учебный год), а конкретные сроки, за которые каждый специалист прогнозирует получить указанный в соседней графе результат. Естественно, что эти сроки исходят из особенностей ребенка, его возможностей, характера работы и т. п.
|
• Наиболее важный раздел психолого-педагогического сопровождения — те рекомендации и действия, которые каждый специалист в рамках собственной профессиональной компетенции определяет по отношению к педагогу, реализующему саму инклюзивную практику. То есть здесь каждый специалист должен «проявиться» в непосредственной помощи и поддержке педагогу. Определиться в помощи не только в рекомендациях, но и в создании инклюзивной образовательной среды, в которую включен тот или иной ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид.
Дальнейшие материалы этого раздела посвящены непосредственно деятельности каждого специалиста школьного консилиума по сопровождению ребенка, включаемого в инклюзивную практику образовательного учреждения.
Особенности организации (координации) деятельности специалистов по сопровождению ребенка с ОВЗ [9]
В данном случае технологию организации — в общем виде координации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению реализует руководитель школьного консилиума. Как правило, им является специалист школы, обладающий достаточным административным ресурсом.
Основная цель деятельности руководителя школьного консилиума: обеспечение междисциплинарного, «командного» эффективного взаимодействия специалистов в решении вопросов о содержании, формах, методах и приемах обучения, коррекционно-развивающей работы с ребенком с ОВЗ, комплексном сопровождении всех субъектов инклюзивной практики.
Можно выделить и основные задачи его деятельности:
1. Планирование, реализация и анализ конкретных шагов администрации по развитию инклюзивной практики в образовательном учреждении;
2. Поддержка инклюзивной практики: организация условий для деятельности педагогов, включенных в инклюзивный процесс, специалистов психолого-педагогического сопровождения;
3. Поиск необходимых ресурсов как «внутри» образовательного учреждения, так и «вне» его;
4. Планирование, реализация и мониторинг конкретных шагов педагогического коллектива школы по включению «особых» детей в группу сверстников и образовательный процесс, оценку их адаптации и динамики развития, сопровождение всех остальных субъектов инклюзивной практики;
|
5. Координация взаимодействия специалистов междисциплинарной команды психолого-педагогического сопровождения (фактически, всех членов ПМПк);
6. Регулирование взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса, предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций, поддержка отношений сотрудничества и взаимопомощи;
7. Организация взаимодействия специалистов и педагогов с всеми родителями учащихся;
8. Координация взаимодействия образовательного учреждения с социальными партнерами — учреждениями и организациями, связанными в единую систему инклюзивных образовательных учреждений, включая ресурсную сеть.
Как уже неоднократно говорилось, одним из основных условий эффективной деятельности образовательного учреждения по включению в образовательную среду различных категорий детей с ОВЗ и психолого-педагогическое сопровождение всех остальных субъектов инклюзивной практики (см. раздел 1.2) является наличие междисциплинарной команды специалистов. В этой ситуации руководитель консилиума выступает в нескольких «ролях». Рассмотрим возможные направления и алгоритм деятельности руководителя школьного консилиума как координатора психолого-педагогического сопровождения включения детей с ОВЗ в образовательный процесс.
Руководитель консилиума как «разработчик стратегии инклюзии в учреждении». При этом актуализируются следующие направления деятельности, естественно, в сотрудничестве с участниками междисциплинарной команды специалистов ОУ и родителями:
• анализирует потребности детей с ОВЗ, поступивших в ОУ;
• в зависимости от этих потребностей — определяет стратегию поддержки, организационные и содержательные задачи, стоящие перед администрацией ОУ и педагогическим коллективом в отношении конкретного ребенка с ОВЗ и его семьи;
• совместно с ведущими для каждого конкретного ребенка специалистами сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, тьютором, социальным педагогом) выделяет и анализирует основные долговременные и кратковременные цели в развитии ребенка;
• планирует всю работу специалистов психолого-педагогического сопровождения и свою, в частности, по разработке и реализации индивидуальной образовательной программы;
• формулирует общую стратегию психолого-педагогического сопровождения конкретного ребенка с ОВЗ, его семьи и сопровождения других субъектов инклюзивной практики;
|
• оценивает эффективность сопровождения.
При этом реализуются следующие «шаги»:
Так при поступлении ребенка с ОВЗ в ОУ (в ситуации его предварительного обследования на ПМПК и согласии родителей с направлением в это образовательное учреждение) руководитель консилиума:
1. Изучает документацию, сопровождающую поступление ребенка с ОВЗ в школу (ДОУ): медицинскую карту; психолого-педагогические характеристики от специалистов, ранее осуществлявших коррекцион- но-развивающую и образовательную работу с ребенком; заключение ПМПК, рекомендации по условиям обучения (воспитания) ребенка, режиму пребывания в образовательном учреждении;
2. Организует собеседование с родителями, заключает соглашение о сотрудничестве, при наличии — договор о правах и обязанности образовательного учреждения и семьи;
3. Формирует «мини-команду» специалистов, которые будут работать с ребенком и его семьей в соответствии с рекомендациями ОПМПК разработанной индивидуальной образовательной программой, ее компонентами. Проводит рабочую встречу команды специалистов для совместного анализа имеющейся информации о ребенке и его семье, предварительного планирования действий на адаптационный период;
4. Организует деятельность основных педагогов и специалистов сопровождения в адаптационный период пребывания ребенка в ОУ (наблюдение и целенаправленную диагностику с целью выявления возможностей и затруднений ребенка, подбор адекватного возможностям ребенка и семьи режима пребывания в ОУ, образовательной стратегии и тактики);
5. Организует следующую встречу специалистов ПМПк совместно с родителями, другими представителями администрации. Анализирует результаты диагностики, прохождения ребенком адаптационного периода. На этом же этапе организует разработку индивидуальной программы развития, координирует в процессе разработки взаимодействие специалистов консилиума и педагогического коллектива;
6. Совместно с заместителем директора, руководителями структурных подразделений и служб (если таковые существуют в учреждении) составляет расписание индивидуальных и групповых коррекционных занятий для включаемых детей;
7. Курирует реализацию стратегии и тактики, проведение конкретных мероприятий по сопровождению ребенка и его семьи, других субъектов инклюзивной практики;
8. Организует сбор и анализ материалов, иллюстрирующих динамику продвижения ребенка, качество реализации адаптированной образовательной и коррекционно-развивающей программ (в рамках соответствующих компонентов ИОП);
В свою очередь, как непосредственно член школьного консилиума — его руководитель осуществляет следующие направления своей деятельности:
• Осуществляет координацию взаимодействия сотрудников ОУ — членов ПМПк (педагогов классов, специалистов психолого-педагогического сопровождения, тьюторов, педагогов дополнительного образования по необходимости, администрации) при подготовке к консилиуму;
• Участвует в планировании и работе заседаний ПМПк по детям, включенным в инклюзивную практику;
• Принимает участие в разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП), ее реализации в рамках ОУ,
• Организует работу ПМПк по анализу деятельности его специалистов (в рамках психолого-педагогического сопровождения), при необходимости — ее коррекции;
При этом он, будучи руководителем ПМПк:
1. Договаривается с сотрудниками ОУ о режиме и форме проведения ПМПк.
2. Готовит приказ о деятельности ПМПк образовательного учреждения, утверждает у директора образовательного учреждения состав участников ПМПк, изменения в графике работы или функциональных обязанностях сотрудников ОУ.
3. Извещает администрацию и сотрудников ОУ о дате проведения заседаний ПМПк.
4. Извещает родителей о дате проведения ПМПк по их ребенку, приглашает на встречу.
5. Ведет (или поручает вести определенному сотруднику) отчетную и текущую документацию.
6. Знакомит специалистов с формой ведения документации (педагогическое представление, заключения логопеда, дефектолога, психолога — первичное, динамическое, итоговое).
7. Разрабатывает общую стратегию, соединяет, «состыковывает» основные блоки индивидуальной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.
8. Курирует выполнение ИОП и ее отдельных компонентов, посещает групповые и индивидуальные занятия, в том числе коррекционно-ра- вивающие, координирует взаимодействие основных педагогов и специалистов сопровождения.
В рамках обеспечения взаимодействия с родителями ребенка с ОВЗ, родителями других детей класса (школы) руководитель ПМПк:
• Анализирует намерения семьи ребенка с ОВЗ в области его образования и дальнейшей жизни;
• совместно со специалистами сопровождения конкретизирует пожелания родителей к режиму пребывания в ОУ, содержанию и формам коррекционно-развивающей работы;
• устанавливает отношения взаимного сотрудничества, разделения ответственности ОУ и семьи за развитие ребенка, его социализацию.
При этом руководитель ПМПк занимая позицию «координатора взаимодействия с родителями» обеспечивает (или реализует сам) следующие шаги:
1. На первом собеседовании разъясняет родителям возможности образовательного учреждения в плане оказания образовательных услуг и психолого-педагогической поддержки.
2. Заключает соглашение о сотрудничестве между родителями и ОУ.
3. Приглашает родителей на заседание ПМПк по разработке Индивидуальной Образовательной Программы, участвует в ее согласовании с родителями;
4. Доводит до сведения родителей расписание занятий ребенка, согласовывает режим пребывания ребенка в ОУ и организацию психолого-педагогического сопровождения, включая коррекционно-развиваю- щие занятия;
5. Извещает родителей о возможном времени проведения индивидуальных и групповых консультаций, приглашает на тренинги, собрания, «Родительскую школу» и другие мероприятия;
6. Сообщает родителям (или поручает другим сотрудникам) о возможных изменениях в расписании коррекционно-развивающих занятий, изменениях в нагрузке и т. д. (принятых по решению ПМПк);
7. Анализирует «обратную связь» — мнение о ходе адаптации ребенка в ДОУ, темпах и путях его дальнейшего развития, эмоциональном состоянии самих родителей. Анализирует запрос семьи, привлекает, при необходимости, внутренние и внешние ресурсы для поддержки семьи.
Выступая в качестве «информатора», руководитель школьного консилиума аккумулирует, анализирует и передает необходимую информацию для педагогов, родителей, администрации. При этом он осуществляет следующий алгоритм деятельности:
1. Информирует педагогический коллектив и администрацию ОУ о состоянии дел по данному направлению на уровне ОУ, района, округа, города и т. д.
2. Доводит до сведения родителей и администрации решения ПМПк.
3. Предоставляет администрации, родителям, педагогам информацию о возможных внутренних и внешних ресурсах по их запросу.
4. Предоставляет статистические сведения о ходе включения детей с ОВЗ в ОУ школьному сообществу (органам самоуправления — управляющий совет ОУ, Совет по инклюзии, родительский комитет и др.) и органам управления образования по их запросу.
Важным компонентом деятельности руководителя школьного консилиума является поиск возможных ресурсов для эффективной реализации задач инклюзивной практики. Следует отметить, что этот аспект (как, впрочем, и многие другие) не относится исключительно к реализации инклюзивной практики непосредственно по отношению к включаемому ребенку с ОВЗ, ребенку-инвалиду, но имеет отношение ко всем субъектам психолого-педагогического сопровождения — семье ребенка с ОВЗ, родителям других детей, специалистам ПМПк и педагогическому коллективу.
В этой ситуации руководитель ПМПк:
• Анализирует запрос и имеющиеся «внутренние» ресурсы, необходимые для создания доступной, развивающей образовательной среды.
• Совместно с другими представителями администрации и специалистами ОУ занимается вопросами обеспечения обучающихся дополнительным оборудованием и дидактическими материалами.
• Анализирует запрос педагогов и родителей на «внешние» ресурсы — методическая, юридическая, медицинская поддержка, дополнительные реабилитационные услуги и т. д.
• Координирует взаимодействие с «внешними» партнерами ОУ по ответу на имеющийся запрос.
Для этого руководитель должен осуществить следующие мероприятия, согласованные с другими этапами психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики и деятельностью ПМПк:
1. Совместно с заместителем директора по УВР), руководителями структурных подразделений и служб учреждения определить необходимость:
• методической поддержки педагогов;
• методического обеспечения (образовательных программ, дидактических материалов, компьютерных программ и т. д.);
• тех или иных помещений, дополнительного специального оборудования;
2. Определить возможность и меру использования, привлечения дополнительных ресурсов в самом ОУ, для чего он:
• организует взаимодействие основных педагогов (воспитателей) со специалистами психолого-педагогического сопровождения (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом, тьютором);
• стимулирует (или сам принимает участие как специалист) написание единого («сквозного») календарно-тематического планирования;
• организует методические встречи «мини-групп» специалистов по разработке и адаптации дидактических материалов, пособий;
• совместно с заместителем директора по информационно-коммуникационным технологиям или соответствующим специалистом школы подбирает необходимое программное обеспечение для решения актуальных образовательных задач;
• организует переоборудование, «зонирование» (выделение рабочей и игровой зоны, зон для индивидуальной, подгрупповой, групповой работы и т. д.) имеющихся помещений;
3. Находит информацию об имеющихся ресурсах вне образовательного учреждения, формулирует запрос (например, к специалистам Окружного ресурсного центра, ближайшего ППМС-центра, общественной организации, учреждению дополнительного образования и т. д.);
4. Организует взаимодействие со специалистами «внешних» организаций (например, междисциплинарный консилиум, консультацию юриста, специалистов по коррекционно-развивающей работе и реабилитации, тренинги для педагогов, родителей, детей, «Уроки доброты» и т. п.);
5. Оказывает всестороннюю поддержку всем участникам образовательного процесса;
6. Осуществляет организационное и методическое консультирование педагогов и специалистов сопровождения;
7. Консультирует или, по крайней мере, принимает участие в консультировании родителей;
8. Устанавливает взаимодействие с социальными партнерами, организует или принимает участие в мероприятиях, способствующих оказанию поддержки всем участникам образовательного процесса в ОУ.
Очевидно, что подобное «громадье» задач и мероприятий одному руководителю выполнить невозможно. Поэтому, еще раз подчеркнем, руководителем школьного консилиума для обеспечения достаточно эффективной реализации вышеуказанных мероприятий может быть только член административной группы, обладающий достаточным административным ресурсом.
Технология сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе учителем-дефектологом
Опыт сопровождения образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включенных в общеобразовательную школу показывает, что в настоящее время большинство учеников испытывают либо огромные трудности при обучении, либо не в состоянии овладеть даже минимальными требованиями образовательной программы.
Таким образом, одним из главных направлений деятельности учите- ля-дефектолога в общеобразовательной школе является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют постоянной специализированной помощи и предоставление специальных условий.
Таким образом, основная цель деятельности учителя-дефектолога: максимальная образовательная адаптация ребенка с ограниченными возможностями в школьной среде, а также обеспечение своевременной помощи учащимся, которые испытывают выраженные трудности в обучении в условиях общеобразовательной школы.
Так как в образовательную среду массовой школы могут как включаться, так и интегрироваться дети с различными видами нарушений, следовательно, формы и содержание работы учителя-дефектолога будут определяться, в первую очередь, спецификой и особенностями развития категории детей.
Тезисно рассмотрим основное содержание дефектологической работы с различными категориями детей с ОВЗ,
Содержание работы с детьми с задержкой психического развития:
• нормализация ведущей деятельности;
• преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками
Содержание работы с детьми, имеющих нарушение слуха:
• развитие слухового восприятия;
• развитие разговорной речи;
• развитие коммуникативной функции;
Содержание работы с детьми, имеющих нарушение зрения:
• развитие зрительного восприятия;
• сенсорное и сенсомоторное развитие;
• развитие ориентировки в пространстве;
• развитие социально-бытовой ориентировки.
Содержание работы с детьми, имеющих нарушение речи:
• расширение и обогащение словарного запаса;
• развитие познавательной деятельности;
• развитие пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
• развитие мелкой моторики.
Содержание работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата:
• развитие познавательной деятельности;
• развитие ориентировки в пространстве;
• развитие зрительно-моторной координации и моторики;
• коррекция коммуникативной функции.
Содержание работы с детьми с расстройствами аутистического спектра:
• организация поведения;
• развитие коммуникативной функции общения;
• сенсорное и сенсомоторное развитие;
• развитие познавательной деятельности;
• развитие пространственной ориентировки.
Формы работы:
• групповые занятия — работа с группой учащихся, объединенных общими коррекционно-образовательными потребностями, выявленными в ходе диагностического обследования;
• индивидуальные занятия — наиболее предпочтительная форма работы с учащимися, которые имеют выраженные нарушения развития.
Необходимо отметить, что работа таких специалистов, как тифлопедагога и сурдопедагога, в которых в обязательном порядке будут нуждаться дети соответствующих категорий, рассматривается как привлечение образовательным учреждением внешних специалистов.
В своей работе учитель-дефектолог ориентируется на дифференцированный подход внутри каждой категории детей с ОВЗ с целью определения индивидуальных методов и способов коррекционной работы. Также необходимо помнить, что успех коррекционно-педагогического воздействия основывается на комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса. Таким образом, обязательной задачей учителя-дефектолога является привлечение к процессу коррекци- онно-развивающего обучения родителей, педагогов, специалистов сопровождения и администрации образовательного учреждения.
Сопровождение детей с ОВЗ различных категорий учителем-дефек- тологом реализуется в следующих направлениях:
1. Диагностическое:
Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия. Данное направление предполагает:
а) предварительную беседу с педагогами по выявлению детей, нуждающихся в специализированной помощи;
б) педагогическое наблюдение за учащимися в учебной ситуации и во время режимных моментов;
в) проведение индивидуальной диагностики с использованием специальных методов, способов и приёмов;
г) проведение этапной диагностики (с целью выявления динамики развития учащегося, а также правильности выбора методик и стратегий оказания специализированной помощи);
д) проведение текущей диагностики с целью корректировки индивидуальной коррекционной программы и выявления возможных дополнительных трудностей;
е) проведение итоговой диагностики. Проводится в конце коррекци- онного курса и определяет результативность и эффективность коррекци- онной работы на развитие учебно-познавательной деятельности детей.
На каждого учащегося, нуждающегося в сопровождении учителя-де- фектолога составляется заключение и рекомендации по составлению индивидуального образовательного плана. Все результаты обсуждаются на заседаниях ПМПк образовательного учреждения, в результате которого разрабатывается компонент индивидуальной образовательной программы (см. Приложения 1.3). Данные обследования сообщаются родителям ребенка, совместно обсуждается план предстоящей работы.
2. Коррекционное:
Цель — определение содержания и форм коррекционно-развиваю- щей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении.
Задачи:
• нормализация ведущей деятельности;
• сенсорное и сенсомоторное развитие;
• формирование пространственно-временных отношений;
• развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
• формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
• формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
• формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
• развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром;
• формирование школьных компетенций (школьное поведение, навыки учебной деятельности);
• формирование навыков социального взаимодействия.
Данное направление предполагает:
а) изучение заключений и рекомендаций специалистов ПМПк образовательного учреждения с целью составления индивидуального образовательного плана и индивидуальной коррекционной программы для учащихся, нуждающихся в сопровождении;
б) составление индивидуальной коррекционной программы с указанием целей, задач и сроков реализации;
в) реализация коррекционно-развивающей работы посредством индивидуальной или групповой формы работы. Занятия проводятся не меньше, чем два раза в неделю.
Коррекционная работа учителя-дефектолога строится на основе программ для общеобразовательных учреждений, с использованием коррекционных методик по каждому направлению работы.
3. Аналитическое
Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов
Данное направление предполагает:
а) проведение анализа по созданию специальных условий для обучения и развития детей с ОВЗ;
б) проведение анализа качества взаимодействия специалистов сопровождения с другими участниками образовательного процесса;
в) анализ коррекционно-развивающей работы с целью внесения изменений и дополнений в индивидуальную программу;
г) осуществление (на основе проделанного анализа) работы по преодолению недостатков процесса психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного учреждения.
4. Консультативно-просветительское
Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса.
Данное направление предполагает:
а) выявление запроса педагогов на оказание методической помощи, на основании которого проходит:
• наблюдение учебного процесса;
• совместное обсуждение проблем развития и образования учащихся с ОВЗ;
• совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
• разработка методических рекомендаций по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ;
• информирование об инновационных разработках в сфере помощи детям с трудностями в обучении, а также проведении различных мероприятий;
• проведение открытых занятий, совместных уроков, методических объединений, профессиональных встреч;
• рекомендации по использованию методической литературы и интернет-источников.
б) оказание помощи родителям по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка:
• проведение личных встреч с целью информирования и расширения представлений о психофизических особенностях ребенка, а также по предотвращению вторичных нарушений;
• информирование родителей о школьных проблемах ребенка;
• участие в родительских собраниях;
• разработка методических рекомендаций по оказанию коррекцион- ной помощи в рамках семьи;
• совместное составление индивидуального учебного плана и индивидуальной программы обучения;
• информирование об источниках дополнительного сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи;
• информирование о мероприятиях, организованных для родителей;
• проведение открытых занятий.
Отметим, что деятельность учителя-дефектолога не только оценивается как компонент психолого-педагогического сопровождения, но максимально включается и непосредственно в разработку индивидуальной образовательной программы, является базисом для адаптации ИОП в соответствии с возможностями ребенка.
Технологии индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ учителем-логопедом
Одной из наиболее важных сторон деятельности группы специалистов сопровождения по включению ребенка с ОВЗ в образовательное пространство школы является работа учителя-логопеда. Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников. Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ. В таком случае работа логопеда выходит на первый план и становится краеугольной в дальнейшем успешном включении ребенка в образовательное пространство школы.
Работа учителя — логопеда в общеобразовательной школе состоит из ряда последовательных этапов.
I этап — диагностика индивидуальных особенностей речевого развития ребенка с ОВЗ;
II этап — составление учителем-логопедом индивидуальной карты речевого развития ребенка.
III этап — обязательное участие учителя-логопеда в психолого-педагогическом консилиуме школы, в том числе, разработка совместных рекомендаций по поддержке педагога;
IV этап — организация индивидуальной и групповой логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической коррекции;
V этап — мониторинг речевого развития каждого ребенка, имеющего проблемы логопедического характера;
VI этап — индивидуальные консультации специалистов (педагогов, психолога, дефектолога, по необходимости) и родителей, всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам организации речевого режима ребенка в школе и дома;
Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда
Цель: исправление недостатков устной речи и развитие высших психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
Задачи:
1. коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся
2. своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ
3. разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).
Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует активизации общеобразовательного процесса.
Логопедическая работа необходима учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке, которые препятствуют успешному освоению общеобразовательных программ.
Таким образом, основной задачей школьного логопеда является предупреждение неуспеваемости различных нарушений устной и письменной речи.
Логопедическое сопровождение учащихся в рамках общеобразовательной школы включает в себя:
Комплектование групп:
Комплектование групп учащихс
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!