Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тьютор — персональный сопровождающий ребенка с ОВЗ

2017-09-27 1051
Тьютор — персональный сопровождающий ребенка с ОВЗ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

По оценкам специалистов более реальной в ближайшее время пред­ставляется картина, когда учитель инклюзивного класса не является специалистом в области нарушения развития детей, а тьютор наоборот, имеет соответствующее специальное образование. В таком случае тью­тор берет на себя функцию специалиста, который тонко и четко выстра­ивает учебный процесс в среде класса, помогая учителю приспособить­ся к особенностям включенного ребенка, не снижая при этом качества образования всего класса.

От тьютора, как равноправного специалиста ПМПк может потребо­ваться адаптация учебной программы к возможностям ученика с осо­бенностями развития.

В этом случае тьютор следит за тем, что излагает учитель, и подает материал в объеме и на уровне, понятном подопечному. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы учеников, но вы­полняет то количество заданий, которые может. Процесс активности ученика находится под контролем тьютора. Таким образом, тьютор как бы берет под контроль обучение своего подопечного, постепенно рас­ширяя его знания, все более «встраивая» его в образовательный процесс урока.

 

11 Материалы данного раздела основываются на методических разработках И.В. Кар- пенковой «Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями раз­вития. Из опыта работы.» М, Изд-во Теревинф, 2010.

2. Тьютор — помощник учителя.

Другой вариант предусматривает помощь тьютора в организацион­ных моментах, но при этом учебная нагрузка формируется учителем класса. В этом случае от тьютора может потребоваться помощь и дру­гим ученикам, например, собрать у всех детей тетради, поддержать дис­циплину класса во время выполнения задания учителя. Учитель же в это время уделяет внимание подопечному тьютора. Если учитель стре­мится занимать максимально лидерскую позицию в учебной деятельно­сти ученика с особенностями развития, а тьютор при этом не имеет спе­циального образования (дефектология, специальная или клиническая психология и т. п.), то в такой паре самое оптимальное — стать для учи­теля помощником в реализации его идей относительно обучения ребен­ка с особенностями развития.

3. Тьютор — второй учитель в классе

Такой подход распространен в американских школах. В силу того, что признание ребенка не способным учиться самостоятельно считает­ся нарушением его прав, в классе, где учится ребенок с особенностями развития, работают два учителя, которые попеременно помогают учить­ся всем детям, но ребенку с особенностями развития — в большей сте­пени.

Так или иначе, тьютор и учитель могут придерживаться разных ва­риантов. По сути, они становятся одной командой, в которой учитель может играть ведущую роль, либо тьютор может выступать в роли экс­перта в отношении обучения ученика с особенностями развития, а учи­тель придерживается рекомендаций тьютора во время ведения урока. Но в этом случае необходимо помнить, что учитель должен играть глав­ную роль в сознании ученика.

В рамках технологии тьюторской деятельности можно говорить об оп­ределенной динамика отношений в диаде «тьютор — ученик с особеннос­тями развития». Несмотря на то, что в образовательной среде ребенок во­влечен в отношения с различными людьми: с учителем, с тьютором, с другими учениками, со своими родителями, родителями других учени­ков, деятельность тьютора, можно определить следующими фазами:

1. инициация правильной активности подопечного ребенка.

2. поддержание этой активности.

3. постепенный выход из посреднической роли тьютора — предостав­ление максимальной самостоятельности ученику с особенностями раз­вития.

4. Расставание с подопечным ребенком.

Как уже упоминалось выше, сопровождение ученика может осуще­ствляться в течение всего периода обучения, но всегда надо ориентиро­ваться на возможность самостоятельного обучения ребенка с особенно­стями развития в среде класса.

Можно описать последовательность этапов движения от сопровож­дения к самостоятельности:

1. Ученик и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребен­ку во всем.

2. Ученик сидит один, а затем (или сразу) с другим учеником класса, тьютор — сзади или поодаль.

3. Тьютор приходит не на все уроки, а только на те, на которых без него не обойтись (например, на письменные).

4. Тьютор приходит не каждый день.

5. Ребенок учится самостоятельно.

Конечно, полный выход тьютора из системы отношений иногда мо­жет быть невозможным, но надо всегда помнить, что это — идеальная цель и стремиться к ней. В очень большом количестве случаев не столь­ко ребенок не может быть самостоятельным, сколько взрослые не могут дать ему возможность быть самостоятельным. Бывает и такая ситуация, когда ребенок с особенностями развития по интеллекту может опере­жать сверстников. Поэтому главной задачей, которую пришлось решать учителю и тьютору, стала задача «как не дать заскучать» этому ребенку.

В процессе формирования самостоятельности важно помнить, что для различных категорий детей с ОВЗ, особенно для детей с тяжелыми нарушениями в развитии — первична социализация, т.е. вписывание в рамки социальной среды.

Роль тьютора в системе организации жизненного пространства по­допечного ребенка

Роль тьютора в организации жизненного пространства ученика с особенностями развития включает в себя разнообразные аспекты школьной жизни, особенно первое время. По отношению непосредст­венно к самому ребенку тьютор формирует доверительные и эмоцио­нально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы стано­вится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем организующей и гармонизирующей силой. Он обязан следитт за со­стоянием ребенка: помогает разрешить конфликтные ситуации, успока­ивает, воодушевляет и т. п.; если нужно отдохнуть — может вывести из класса в игровую комнату; в туалет и т. п. В первую очередь, тьютор уча­ствует в координации общей деятельности ученика, дозирует учебную нагрузку. В взаимодействии с педагогом класса тьютор договаривается с учителем о целях и задачах своей работы; о возможных трудностях (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного учени­ка, о возможных уходах с урока и возвращении; об особенностях харак­тера и специфике поведенческих проявлений ребенка. Важным являет­ся договоренность об эффективном выстраивании взаимодействия в тройке: ребенок—учитель—тьютор.

В отношении других детей в задачи тьютора входит следить за тем, что происходит в детском коллективе — о чем дети говорят, во что игра­ют, Объяснении детям, как общаться с их одноклассником. Если тема касается особенностей подопечного ребенка, то тьютору приходится от­вечает на их вопросы.

Так как ребенок с особенностями развития создает вокруг себя осо­бое пространство (включая еще и взрослого человека — тьютора), то его необходимо «вписать» в общее пространство. В классе ребенка необхо­димо посадить таким образом, чтобы он не был «на галерке», но и не за­нимал центральную часть, так как может отвлекать остальных учени­ков. Если тьютору необходимо сидеть рядом с учеником, то оптималь­ным будет место ученика в правом или левом ряду (если в классе три ряда парт), на второй или третьей парте. При этом за партой ребенок должен сидеть ближе к среднему ряду, а не к окну или к стене — это ме­сто для тьютора. Нередко ученика приходится выводить с урока по ря­ду объективных причин (туалет, усталость, неконтролируемое яркое эмоциональное состояние). Поэтому важно найти такое место, чтобы уход с урока и возвращение не сильно отвлекали остальных детей. Ра­бочее место должно быть помечено определенным образом (обычно, в начальной школе это делают с помощью цветных кружков или карти­нок). Возможно, у ребенка есть любимый персонаж или изображение любимого предмета. Наличие такой картинки поможет снизить тревогу или быть подспорьем во время обучения. Для слабослышащего или сла­бовидящего ученика необходимо подобрать место таким образом, чтобы он мог хорошо видеть и слышать учителя.

Учитывая индивидуальные особенности поведения ребенка, необхо­димо продумать маршрут и трудности, которые могут возникнуть во время пребывания ребенка в рекреации во время перемены, на улице (уроки физкультуры, прогулки во время продленки), в столовой, в спортзале, в раздевалке, на лестницах между этажами, в туалете. Так для ребенка с расстройствами аутистического спектра, возможно, пона­добится выделить отдельное время, когда он сможет бывать в туалете, вне зависимости от занятий и без других детей.

Само включение ребенка с особенностями развития в образователь­ный процесс в школе проводится при непосредственном участии тьюто­ра и в несколько этапов:

1. Знакомство тьютора с педагогом класса, под руководством которо­го будет учиться ребенок.

2. Знакомство тьютора с сопроводительными документами ребенка.

3. Знакомство с родителями и ребенком. Обсуждение того, что ребенок умеет, что может делать сам. Обязательное согласование с родителями мо­ментов, связанных с питанием и медицинской помощи ребенку в школе. Эти три этапа желательно осуществить до начала занятий в школе.

4. Совместно с учителем (по необходимости и с психологом) нужно:

• выбрать место в классе, где будет сидеть ребенок (иметь в виду, что оно может измениться); обсудить, где будет сидеть тьютор (рядом с уче­ником, поодаль);

• детально продумать маршрут сопровождения ребенка (например, где встретить ребенка — у дверей школы или после того, как ребенок пе­реоденется в раздевалке и попрощается с родителями; что ребенок и тьютор делают дальше — поднимаются в класс или идут сначала в туа­лет и т. д.)

• обсудить, какая необходима помощь ребенку: тьютор сам, по ситу­ации решает, что нужно, либо выполняет инструкции учителя; тьютор помогает ребенку только на уроке, или же и на переменах тоже и т. д.

5. Совместно с учителем, с психологом и, по необходимости, с други­ми специалистами консилиума (дефектологом, логопедом, социальным педагогом) не только в рамках психолого-педагогического сопровожде­ния — компонента ИОП составляется собственный план работы, но и проводятся регулярные обсуждения эффективности, успешности рабо­ты, корректировка тьюторской деятельности

6. Самостоятельно или совместно с учителем и, по необходимости, с психологом разрабатывает план развития самостоятельности подопеч­ного.

Одной из задач тьюторской деятельности является введение учени­ка с особенностями развития в детский коллектив.

Для ребенка с особенностями развития детский коллектив, в кото­ром он находится, является самым мощным ресурсом. Именно поэтому от того, как к ребенку будут относиться дети, во многом будет зависеть его душевное состояние. Задача тьютора — обеспечить спокойное вклю­чение ребенка в детский коллектив. При этом необходимо учитывать следующее:

1. Если ребенок по поведению сильно отличается от остальной груп­пы, то желательна предварительная беседа с учениками при которой взрослый в мягкой и понятной форме ориентирует детей класса в особен­ностях включаемого ребенка, показывает как можно взаимодействовать с ним, что можно, а чего не стоит делать, как снизить возможные негатив­ные проявления (например, не заострять на них внимания и т. п.).

2. Если ребенок сильно отличается по внешнему виду (например, он передвигается на коляске), то детям следует рассказать о том, почему он не может ходить. Рассказывать нужно спокойным голосом, без лишних подробностей.

Для детей начальной школы важна информация о том, как себя пра­вильно вести, поэтому рассказ об «особом» ребенке должен быть боль­ше похож на инструктаж, нежели на погружение в суть проблем их од­ноклассника. Дети могут задать вопросы: А это не заразно? А почему он такой? Он что, дурак (глупый)? А у него это пройдет? Отвечать нужно также спокойным голосом и без лишней детализации. Полезно будет рассказать ребятам заранее, что новый ребенок может, какие у него есть положительные способности. Например, если ребенок мало говорит, но усидчив, о нем можно сказать: «Ваня умеет слушать», о подвижном ре­бенке сказать: «Рома может очень быстро бегать» и т. п. То есть дети в классе должны понимать, что, как и каждый из них, новый член их кол­лектива что-то умеет лучше, а что-то хуже.

3. Если ребенок по своему поведению (и внешнему виду) не сильно отличается от остальных, то необходимости в проведении специальных бесед нет и возникающие проблемы могут решаться в обычном режиме. Вполне возможно, что дети спросят, почему с одним учеником сидит еще один взрослый. На это можно ответить: «Я помогаю Тане писать, ей самостоятельно писать пока трудно». Со временем, когда дети перезна­комятся друг с другом, острота вопросов о непохожести их однокласс­ника обычно спадает. Дети просто привыкают и при соответствующем контроле со стороны взрослых стараются помогать своему необычному другу.

Нередко дети, видя, что ребенок отличается от общей массы, и не стремятся с ним общаться, поэтому тьютору необходимо, особенно на первых порах, вовлекать детей в совместные игры, делая акцент на том, что дети могут помочь своему однокласснику, научить его (играть, гово­рить и т.п.) играть в их игры. Осознание детьми факта помощи их свер­стнику будет для них очень хорошим стимулом для возникновения об­щения, является важнейшим моментом в процессе развития самостоя­тельности ученика.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.