История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-09-27 | 1447 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого- педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов.
У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки. Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:
1. Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).
2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).
|
Можно условно выделить и две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике (табл. 2.8).
Табл. 2.8
|
|
Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы:
1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.
Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы |
2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важным моментом здесь становиться, что бы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.
3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.
Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:
Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.
Основными задачами организационных мероприятий по отношению к педагогу являются:
1. Постановка целей в SMART формате. (Цель деятельности должна быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на определенное время)
2. Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.
3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.
К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроена такая поддержка мы относим:
1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.
2. Проведение сессий психолого-медико-педагогического консультирования.
3. Групповые консультации.
Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях
Основными задачами методической поддержки являются:
|
• повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования,
• овладение современными педагогическими технологиями,
• обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.
Формы методической поддержки:
1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.
2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.
3. Включение педагогов в программы повышения квалификации на базе Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования и семинары на базе ЦПМСС (реализующих функцию окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования)
4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику
5. Посещение занятий специалистов и уроков коллег.
6. Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения мониторинга, диагностики.
7. Консультации по реализации ИОП ребенка на базе Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.
8. Оформление методических рекомендаций по результатам педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.
Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии (см. Приложение 5.4).
Основные задачи психологической поддержки:
1. определение и использование личностных ресурсов,
2. постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,
3. преодоление сложившихся стереотипов,
4. обучение навыкам эффективного взаимодействия
5. тайм-менеджмент
6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».
|
Соответствующие эффективные формы:
1. консультация, коучинг
2. экспертная оценка
3. супервизия педагогических ситуаций
4. тренинг коммуникативных навыков
5. фокус-группа
Основные субъекты взаимодействия с педагогом в условиях реализации инклюзивной практики и их ориентация на сопровождение педагогов представлены в таблице 2.9.
Табл. 2.9
Приоритетные направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения в помощи педагогам, включенным в инклюзивные процесс
|
хологической службы | • обеспечение нормативно-правового регулирования ин клюзивной практики • профессиональные границы компетентности специалистов и педагогов • планирование необходимых мероприятий по реализации целей инклюзивного процесса |
Педагог- психолог | • информирование педагогов о результатах психологической диагностики, • составление совместного плана работы, определение задач и разграничение обязанностей • Проведение совместных уроков и внеурочных мероприятий |
Логопед | • Обсуждение результатов логопедической диагностики, • Методические рекомендации о методах и приемах, которые может применять учитель на уроке, • Проведение уроков в диаде «учитель-логопед» |
Дефектолог | • Планирование уроков в диаде «учитель-дефектолог», • Методические рекомендации педагогу по методам и приемам, которые можно применять на уроке, обсуждение результатов. |
Методист | • информирование о системе повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, • построение плана повышения квалификации • включение в профессиональное сообщество педагогов, реализующих инклюзивную практику |
Тьютор | • Распределение функциональных ролей в отношении субъектов инклюзивной практики в урочной и внеурочной деятельности, • выработка программы совместной работы в урочной и внеурочной деятельности |
Обозначим в целом основные мероприятия, направленные на организационную, методическую и психологическую поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику, которые в обязательном порядке должны включаться в структуру целостного сопровождения педагогов со стороны других специалистов образовательного учреждения:
1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования моделирования инклюзивного процесса в образовательном учреждении, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.
2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консультирования, в рамках которого систематизируются представления результатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, вырабатывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы построение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специалистов.
|
3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах педагогической диагностики, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
4. Консультирование педагогов по результатам диагностики специалистов и результатам мониторинга социальных отношений в классе, определение педагогических задач деятельности педагога, консультирование о особенностях индивидуального стиля педагогической деятельности на материалах мониторинга и анализа стиля педагогического взаимодействия на уроке).
5. Проведение уроков в диаде «педагог-дефектолог», «педагог-логопед», «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и результатов совместного проведения уроков.
6. Консультирование по методическим вопросам в очной и дистанционной форме: организация урочных и внеурочных мероприятий, содержание уроков, применение методов и приемов коррекционной педагогики для достижения наилучшего образовательного результата.
В заключение данного раздела имеет смысл привести некоторые зарекомендовавшие себя на практике темы семинаров, посвященных инклюзивной практике:
1. «Теоретико-методологические основы и социальные потребности психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
2. «Технологии психолого-педагогической диагностики и консультирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
3. «Технологии психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья».
|
|
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!