История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения

2017-09-27 1447
Система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Любое нововведение в практику школьной жизни требует детально­го анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого- педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образователь­ное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, од­ной из основных характеристик педагога является готовность к измене­ниям, профессиональному поиску и готовность работать в команде спе­циалистов.

У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следу­ющие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не по­лучить помощи и поддержки. Таким образом, определяются две содер­жательные линии необходимой профессиональной поддержки педаго­гов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образова­тельном учреждении:

1. Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за ре­зультаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).

2. Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную прак­тику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблем­ных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).

Можно условно выделить и две крайние позиции педагогов, начина­ющих целенаправленно работать в инклюзивной практике (табл. 2.8).

  Табл. 2.8
Включенная позиция Отстраненная позиция
Принимает особенности ребенка с ОВЗ, «видит» ресурсы и ограничения ребенка в образовательной ситуации. Например, «трудно включается, важ­но подойти и постоять рядом, можно руку на плечо положить» «Видит» проблемы ребенка с ОВЗ, называет трудности в контексте про­блем «не видит», «не успевает», «рас­сыпается», «молчит, когда надо ска­зать»
Понимает особенности ребенка с ОВЗ, проявляющиеся в образовательной ситуации, запрашивает необходимую информацию от логопеда, педагога- психолога, дефектолога Получает информацию от специалис тов об особенностях ребенка с ОВЗ проявляющихся в образовательной ситуации
Принимает ответственность за созда­ние и реализацию эффективных пси­холого-педагогических условий вклю­чения ребенка с ОВЗ в образователь­ный процесс Возлагает ответственность на ребенка, родителей, специалистов «не хочет», «не может», «не занимаются родители»
Испытывает и анализирует свои чувства, возникающие в ситуации взаимодействия с ребенком, детским сообществом, родителями, специа­листами «Отстранен» от своих переживаний, не выделяет их как важный материал для собственного анализа, «эмоцио­нальное выгорание»
Планирует, осуществляет педагоги­ческое воздействие, анализирует ре­зультат Педагогическое воздействие носит ха­рактер указаний (не имея педагогиче­ской ценности) «смотри», «помолчи», «делай», «успевай»
Вовлеченность в процесс взаимо­действия со специалистами, видение целостной картины психолого-педа­гогического сопровождения ребенка Ожидание готовых рецептов от специ­алистов, разобщенная картина психо­лого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ

 

Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих ин­клюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогичес­кого сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы:

1. Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирова­ния и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической дея­тельности в инклюзивной практике.

Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы

2. Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важ­ным моментом здесь становиться, что бы цели профессиональной дея­тельности формулировал сам педагог.

3. Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.

Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педа­гогов, реализующих инклюзивную практику:

Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временные и пространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклю­зивной практики.

Основными задачами организационных мероприятий по отноше­нию к педагогу являются:

1. Постановка целей в SMART формате. (Цель деятельности долж­на быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на опре­деленное время)

2. Распределение зон ответственности специалистов, введение пра­вил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.

3. Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.

К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроена такая поддержка мы относим:

1. Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.

2. Проведение сессий психолого-медико-педагогического консуль­тирования.

3. Групповые консультации.

Методическая поддержка: включение в профессиональное сообще­ство педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях

Основными задачами методической поддержки являются:

• повышение профессиональной психолого-педагогической компе­тентности в области инклюзивного образования,

• овладение современными педагогическими технологиями,

• обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклю­зивной практики.

Формы методической поддержки:

1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образователь­ного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.

2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам ин­клюзивной практики.

3. Включение педагогов в программы повышения квалификации на базе Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образо­вания и семинары на базе ЦПМСС (реализующих функцию окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования)

4. Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реали­зующих инклюзивную практику

5. Посещение занятий специалистов и уроков коллег.

6. Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения мониторинга, диагностики.

7. Консультации по реализации ИОП ребенка на базе Окружного ре­сурсного центра по развитию инклюзивного образования.

8. Оформление методических рекомендаций по результатам педаго­гической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.

Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения ос­новных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии (см. Приложение 5.4).

Основные задачи психологической поддержки:

1. определение и использование личностных ресурсов,

2. постановка целей профессионального развития и составление пла­на реализации поставленных целей,

3. преодоление сложившихся стереотипов,

4. обучение навыкам эффективного взаимодействия

5. тайм-менеджмент

6. рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сго­рания».

Соответствующие эффективные формы:

1. консультация, коучинг

2. экспертная оценка

3. супервизия педагогических ситуаций

4. тренинг коммуникативных навыков

5. фокус-группа

Основные субъекты взаимодействия с педагогом в условиях реали­зации инклюзивной практики и их ориентация на сопровождение педа­гогов представлены в таблице 2.9.

Табл. 2.9 Приоритетные направления деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения в помощи педагогам, включенным в инклюзивные процесс
Субъект Фокус внимания
Руководитель социально-пси- • удержание приоритетных целей реализации инклюзивной практики

 

хологической службы • обеспечение нормативно-правового регулирования ин клюзивной практики • профессиональные границы компетентности специалис­тов и педагогов • планирование необходимых мероприятий по реализации целей инклюзивного процесса
Педагог- психолог • информирование педагогов о результатах психологиче­ской диагностики, • составление совместного плана работы, определение задач и разграничение обязанностей • Проведение совместных уроков и внеурочных меро­приятий
Логопед • Обсуждение результатов логопедической диагностики, • Методические рекомендации о методах и приемах, кото­рые может применять учитель на уроке, • Проведение уроков в диаде «учитель-логопед»
Дефектолог • Планирование уроков в диаде «учитель-дефектолог», • Методические рекомендации педагогу по методам и приемам, которые можно применять на уроке, обсуждение результатов.
Методист • информирование о системе повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования, • построение плана повышения квалификации • включение в профессиональное сообщество педагогов, реализующих инклюзивную практику
Тьютор • Распределение функциональных ролей в отношении субъ­ектов инклюзивной практики в урочной и внеурочной деятельности, • выработка программы совместной работы в урочной и внеурочной деятельности

 

Обозначим в целом основные мероприятия, направленные на орга­низационную, методическую и психологическую поддержку педаго­гов, реализующих инклюзивную практику, которые в обязательном порядке должны включаться в структуру целостного сопровождения педагогов со стороны других специалистов образовательного учреж­дения:

1. Проектные семинары, посвященные вопросам проектирования моделирования инклюзивного процесса в образовательном учрежде­нии, проектирование реализации ИОП в образовательном процессе.

2. Вопросы проведения психолого-медико-педагогического консуль­тирования, в рамках которого систематизируются представления ре­зультатов педагога, педагога-психолога, логопеда, дефектолога, выраба­тывается общие подходы к решению, в том числе, педагогических задач инклюзивного процесса в отношении каждого ребенка, вопросы постро­ение ИОП на ребенка с ОВЗ, отслеживание результатов работы специ­алистов.

3. Информационное консультирование педагогов о целях и задачах инклюзивной практики, субъектах инклюзивного процесса, методах пе­дагогической диагностики, целях и задачах психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

4. Консультирование педагогов по результатам диагностики специа­листов и результатам мониторинга социальных отношений в классе, оп­ределение педагогических задач деятельности педагога, консультирова­ние о особенностях индивидуального стиля педагогической деятельно­сти на материалах мониторинга и анализа стиля педагогического взаи­модействия на уроке).

5. Проведение уроков в диаде «педагог-дефектолог», «педагог-лого­пед», «педагог-психолог», обсуждение технологических приемов и ре­зультатов совместного проведения уроков.

6. Консультирование по методическим вопросам в очной и дистан­ционной форме: организация урочных и внеурочных мероприятий, со­держание уроков, применение методов и приемов коррекционной педа­гогики для достижения наилучшего образовательного результата.

В заключение данного раздела имеет смысл привести некоторые за­рекомендовавшие себя на практике темы семинаров, посвященных ин­клюзивной практике:

1. «Теоретико-методологические основы и социальные потребности психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограничен­ными возможностями здоровья»

2. «Технологии психолого-педагогической диагностики и консуль­тирования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья».

3. «Технологии психолого-педагогической и психокоррекционной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья».


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.