Медицинские и фармацевтические организации — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Медицинские и фармацевтические организации

2017-09-27 299
Медицинские и фармацевтические организации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основными источниками, определяющими правовое положение медицинских и фармацевтических организаций, являются:

— ГК РФ;

— БК РФ;

— ФЗ от 26 декабря 1995 г. №208-Ф3«0б акционерных обществах»;

— ФЗ от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;

— ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муни-ципальных унитарных предприятиях»;

— ФЗ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организа-циях»;

— ФЗ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

— ФЗ от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных

средств»;

— ФЗ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных ви-дов деятельности»;

— ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии1, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

К медицинским организациям в силу п. 11 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приравниваются

 

'См. § 1 гл. 4 книги. 

индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Медицинская помощь и медицинские услуги населению наиболее часто оказываются юридическими лицами следующих организацион-но-правовых форм: учреждениями; обществами с ограниченной ответ-ственностью.

Организационно-правовая форма юридических лиц — понятие, ши-роко используемое для характеристики субъектов экономической де-ятельности. Оно воплощает организационные и правовые признаки, являющиеся общими для организаций различных видов.

Эти признаки можно объединить в две группы. Первая группа от-ражает организационную связь любого юридического лица с правом: создается только в порядке, установленном законодательством; созда-ется только в одной из тех организационно-правовых форм, которые установлены законом; правомочно действовать только в пределах, ко-торые очерчены законом для того вида юридического лица, к которому оно принадлежит. Вторая группа признаков отражает имущественный статус юридического лица определенной организационно-правовой формы: указывает происхождение имущества, на базе которого создано и действует данное юридическое лицо; указывает на внутренние имущественные правоотношения участников юридического лица; определяет состав и объем имущества юридического лица, которым оно отвечает по своим обязательствам.

Знание организационно-правовых признаков юридических лиц позволяет ориентироваться во всем многообразии участников тех или иных правоотношений. С помощью этих признаков можно определить особенности правовых возможностей организации, ее обязанностей и юридической ответственности.

Отметим, что на рынке медицинских услуг доминируют государ-ственные и муниципальные учреждения.

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-куль-турных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Феде-рацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образо-ванием (государственное или муниципальное учреждение).

Типами государственных и муниципальных учреждений призна-ются казенные, бюджетные и автономные учреждения (ч. 2 ст. 91 ФЗ «О некоммерческих организациях»). 

Казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа управления государ- с i венным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено зако-нодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждении осу-ществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В качестве казенных учреждений здравоохранения создаются и функционируют: психиатрические больницы (стационары) специа-лизированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и про-тивочумные учреждения (п. «д» ч. 1 ст. 31 ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий-ской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»).

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организа-ция, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Фе-дерации или муниципальным образованием для выполнении работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных за-конодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или орга-нов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоох-ранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физи-ческой культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного уч-реждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверж-дает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномо-чия учредителя.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения госу-дарственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муни-ципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде

субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Россий-ской Федерации.

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Порядок определения указанной платы устанавливается соответ-ствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учре-дителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятель-ности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь по-стольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Автономным учреждением признается некоммерческая организа-ция, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Фе-дерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законода-тельством Российской Федерации полномочий органов государствен-ной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг.

Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.

Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государ-ственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятель-ность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.

Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности.

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения госу-дарственного (муниципального) задания. 

Финансовое обеспечение основной деятельности и деятельности, направленной на обеспечение государственного (муниципального) за-дания, осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради кото-рых оно создано.

Действующее законодательство в настоящее время не содержит четкой классификации медицинских организаций по тем или иным основаниям.

Помимо организационно-правовой формы, в которой могут суще-ствовать медицинские организации, анализ законодательстна позво-ляет назвать и другие основания разграничения медицинских органи-заций.

Так, по форме собственности можно выделить следующие медицинские организации: государственные, муниципальные и частные.

Статья 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» различает: подведомственные федеральным органам ис-полнительной власти, государственным академиям наук и испол-нительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации (входят в государственную си-стему здравоохранения); подведомственные органам местного само-управления медицинские организации (муниципальная система здра-воохранения); создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации (частная система здравоохранения).

Медицинские организации можно различать в зависимости от вида оказываемой помощи. При этом следует учитывать, что некоторые из видов медицинской помощи могут оказываться в одной медицинской организации.

К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-са- нитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехноло-гичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализи-рованная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.

В зависимости от условий оказания помощи следует различать: амбулаторные медицинские организации; стационары.

Амбулаторная помощь не предусматривает круглосуточного меди-цинского наблюдения и лечения. В амбулаторных условиях обычно оказывают первичную медико-санитарную помощь.

Амбулаторную помощь оказывают большинство поликлиник страны.

Стационарная помощь предусматривает наличие в медицинской организации условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение. В стационарных условиях обычно оказывает

ся специализированная медицинская помощь, в отдельных случаях — высокотехнологичная медицинская помощь.

В зависимости от наличия либо отсутствия потребности в срочном медицинском вмешательстве различают скорую медицинскую помощь, с одной стороны, и плановую — с другой. В зависимости от особенностей организации медицинской помощи (плановая или скорая) будут различаться и медицинские организации.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская по-мощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Для оказания скорой медицинской помощи создаются станции и отделения скорой медицинской помощи, оказывающие круглосу-точную скорую медицинскую помощь как заболевшим и пострадав-шим и находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями бе-ременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.

В целях оказания скорой медицинской помощи на госпитальном этапе могут создаваться лечебно-профилактические учреждения, от-деления экстренной медицинской помощи как структурное подразде-ление лечебно-профилактического учреждения.

Лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее оказа-ние специализированной скорой медицинской помощи, обеспечива-ется средствами санитарной авиации и наземного автотранспорта.

Большинство современных стационаров оказывают плановую ме-дицинскую помощь.

В зависимости от профиля или оказываемого спектра услуг, видов медицинской помощи, различают: моно- и многопрофильные меди-цинские организации.

Монопрофильные медицинские организации, как правило, стаци-онары, оказывающие отдельные виды высокотехнологичной медицин-ской помощи (в онкологии, кардиологии, трансплантологии и др.).

Большинство медицинских организаций являются многопрофиль-ными, оказывают широкий спектр медицинских услуг. 

Могут быть выделены и иные медицинские организации.

Например, в соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ «Об основах охраны здо-ровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим за-болеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказы- иается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблю-дение в соответствующих медицинских организациях.

В частности, специализированная помощь больным туберкулезом осуществляется в противотуберкулезных (фтизиатрических) диспан-серах (туберкулезных больницах) и туберкулезных (фтизиатрических) санаториях, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также в федеральных организациях (федеральных туберкулезных (фтизиатрических) санаторно-курортных учреждениях, клиниках профильных федеральных научно-исследовательских институтов,

Санаторно-курортное лечение также осуществляется в специально создаваемых организациях.

Фармацевтическая организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевт ческую деятельность (организация оптовой торговли лекарстве иными средствами, аптечная организация).

К фармацевтическим организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

Среди фармацевтических организаций наибольшее распростране-ние получили коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и проч.). Встречаются также государственные и муниципальные предприятия, а также государ-ственные и муниципальные учреждения.

Организация оптовой торговли лекарственными средствами — это организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку.

Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным

соответствующими уполномоченными федеральными органами ис-полнительной власти.

Оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием «оптовая торговля лекарственными средствами»), выданной в уста-новленном законодательством Российской Федерации порядке.

Аптечная организация — это организация, структурное подразделение медицинской организации, осуществляющие розничную торговлю лекарственными препаратами, хранение, изготовление и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями Закона о лекарственных средствах.

В целом аптечные организации являются специализированными магазинами, осуществляющими розничную торговлю особым видом товара — лекарственными средствами. В соответствии с этим к дея-тельности аптечных организаций полностью применимы положения нормативных правовых гражданского и административного законо-дательства, регламентирующих деятельность организаций розничной торговли. В первую очередь разд. 2, гл. 30, ч. 2 ГК РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», а также «Правила продажи отдельных видов товаров», утвержденные поста-новлением Правительства России от 19 января 1998 г. № 55, в которых особенностям розничной торговли лекарственными средствами по-священ отдельный специальный раздел.

В то же время в связи с тем, что аптечные организации торгуют особым видом товара — лекарственными средствами, к ним предъяв-ляются специальные требования, установленные ст. 55 и 56 Закона о лекарственных средствах и рядом подзаконных актов. Деятельность аптечных организаций лицензируется.

Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обо-собленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветери-нарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организаци-

ими, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию па фармацевтическую деятельность, а также правила отпуска лекар-ственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятель-ность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельд-шерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отде- нсниями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными и сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнитель-ной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 27 июля 2010 г. № 553н определены следующие виды аптечных организаций:

1. Аптека:

— готовых лекарственных форм;

— производственная;

— производственная с правом изготовления асептических лекар-ственных препаратов.

2. Аптечный пункт.

3. Аптечный киоск.

Функции аптеки:

— реализация населению готовых лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических) по рецептам и без рецептов врача учреждени-ям здравоохранения по требованиям или заявкам;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения, изготовление внутриап- гечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фа-совка лекарственных препаратов и лекарственного растительного сырья с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой от-дельным группам населения в соответствии с действующим законода-тельством Российской Федерации и на основании заключенных дого-воров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компани-ями;

— реализация лекарственного растительного сырья в заводской упаковке; изделий медицинского назначения (в частности, предметов ухода за больными, изделий медицинской техники, в том числе про-филактического назначения, диагностических средств, лечебно-про- филактического белья, чулочных изделий, бандажей, предметов ухода за детьми, аптечек первой медицинской помощи и др.); дезинфици-рующих средств; предметов (средств) личной гигиены (в частности, средств ухода за кожей, волосами, ароматических масел и др.); оптики (в частности, готовых очков, средств по уходу за очками и др.); ми-

неральной воды (натуральной и искусственной); лечебного, детского и диетического питания (в частности, пищевых добавок лечебного и профилактического назначения и др.); косметической и парфюмерной продукции (далее — товары, разрешенные к отпуску из аптечных организаций);

— отпуск предметов через пункт проката в соответствии с установ-ленным порядком;

— предоставление населению необходимой информации по надле-жащему использованию и хранению лекарственных препаратов в до-машних условиях;

— оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответ-ственного самолечения;

— предоставление медицинским работникам учреждений здраво-охранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи;

— оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответ-ственного самолечения.

Функции аптечного пункта:

— реализация населению готовых лекарственных препаратов без рецептов и по рецептам врача (за исключением наркотических средств и психотропных веществ);

— реализация лекарственного растительного сырья в заводской упаковке, изделий медицинского назначения, предметов (средств) личной гигиены;

— изготовление лекарственных препаратов по рецептам врача, из-готовление внутриаптечной заготовки в соответствии с утвержденными прописями и фасовка лекарственных препаратов с последующей их реализацией;

— отпуск лекарственных средств бесплатно или со скидкой отдель-ным группам населения в соответствии с действующим законодатель-ством Российской Федерации и на основании заключенных договоров с территориальными органами управления здравоохранением, лечебно-профилактическими учреждениями и страховыми компаниями;

— предоставление населению необходимой информации по надле-жащему использованию и хранению лекарственных препаратов в до-машних условиях; оказание консультативной помощи в целях обеспе-чения ответственного самолечения;

— предоставление медицинским работникам учреждений здраво-охранения, просвещения, социального обеспечения необходимой ин-формации об имеющихся в аптечном пункте лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах;

— оказание первой медицинской помощи.

Функции аптечного киоска:

— реализация населению лекарственных препаратов без рецепта ирача;

— реализация расфасованного лекарственного растительного сырья н заводской упаковке, изделий медицинского назначении, предметов (средств) личной гигиены;

— предоставление населению необходимой информации по надле-жащему использованию и хранению лекарственных препара тов в до-машних условиях;

— оказание первой медицинской помощи.

Отпуск лекарственных средств аптеками осуществляется в соответ-ствии с утверждаемыми правилами1.

'См.: Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств п аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007—2003 //угн. при-казом Минздрава России от 4 марта 2003 г. № 80 (в ред. от 18 апреля 2007 г.); «Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обо-собленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-аку-шерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организа-ции» // утв. приказом Минздравсоцразвития Росии от 26 августа 2010 г, № 735н. 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.