Медицинские и фармацевтические организации. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Медицинские и фармацевтические организации.

2017-09-27 1043
Медицинские и фармацевтические организации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

§ 1. Состав субъектов и участников правоотношений в сфере охраны здоровья граждан

В самом общем виде субъекты медицинской и фармацевтической деятельности — это лица, занимающиеся соответствующими видами деятельности, т. е. обеспечивающие охрану здоровья граждан.

Субъекты (стороны) правоотношения — это участники конкретного правового отношения, обладающие взаимными правами и обязан-ностями.

Многочисленные по своему составу субъекты могут быть поделены по разным основаниям, в частности на индивидуальных и коллективных.

К индивидуальным субъектам относятся в первую очередь физиче-ские лица (граждане, иностранцы, апатриды, бипатриды).

Среди коллективных субъектов можно выделить публично- право-вые образования (Российскую Федерацию, субъекты РФ, муници-пальные образования), различные организации (юридические лица).

Непосредственными участниками отношений, складывающихся по поводу оказания медицинской помощи, являются граждане-пациенты (клиенты) и медицинский корпус (врачи, фельдшеры, медсестры).

Кроме того, в части лекарственного обеспечения и обслуживания населения к ним следует отнести провизоров и фармацевтов.

Можно различать также субъектов предоставления медицинской помощи, субъектов оказания и субъектов получения медицинской помощи.

Предоставляет медицинскую помощь и проводит иные меропри-ятия по охране здоровья граждан, хозяйствующий субъект (юридиче-ское лицо той или иной организационно-правовой формы либо пред-приниматель без образования юридического лица).

Непосредственно занимается оказанием медицинской помощи (услуги) медицинский персонал, состоящий, по общему правилу, в трудовых отношениях с работодателем (например, с лечебно-профилактическим учреждением). Исключение составляет, к примеру, врач,

занимающийся частной практикой и получивший в установленном законом порядке статус индивидуального предпринимателя.

Помимо основных субъектов можно выделить и субъектов, выпол-няющих вспомогательные функции (организационного, управленческого, технического характера и др.).

Вспомогательными они являются не потому, что они не значимы дня системы здравоохранения и сферы охраны здоровья граждан в целом, второстепенны и т.п., а с силу того, что они лишь обеспе-чивают, делают возможной, наиболее эффективной основную группу общественных отношений, представляющих для медицинского права основной интерес, а именно отношений «врач — пациент».

Публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) участвуют в рассматриваемых отношениях опосредованно. От своего имени или непосредственно государство, субъекты РФ или муниципальные образования, меди-цинскую помощь не оказывают. Они действуют и реализуют возло-женные на них обязанности через создаваемые ими органы (органы государственной власти и местного самоуправления) и учреждения, которые непосредственно и оказывают соответствующие услуги (госу-дарственные и муниципальные учреждения здравоохранения).

Следовательно, можно выделить субъектов медицинского права и участников соответствующих правоотношений.

Первые непосредственно осуществляют медицинскую (фармацевтическую) деятельность, вторые — обеспечивают ее осуществление, влияют на процесс оказания (количество и качество) медицинской помощи.

Таким образом, к первой группе относятся: пациенты; медицинские и фармацевтические работники; медицинские и фармацевтические организации, а также индивидуальные предприниматели.

Ко второй группе могут быть отнесены.

— публично-правовые образования;

— медицинские и фармацевтические образовательные организа-ции;

— медицинские научные организации;

— профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциа-ции и союзы;

— саморегулируемые организации медицинских и фармацевтиче-ских работников;

— специализированные третейские суды, конфликтные комиссии, медиаторы (посредники) и иные органы и лица, разрешающие и (или) способствующие разрешению конфликтов в здравоохранении; 

— этические советы (комитеты);

— общественные объединения по защите прав граждан в сфере ох-раны здоровья;

— другие организации и лица.

Так, медицинские и фармацевтические образовательные организа-ции осуществляют профессиональную подготовку и переподготовку медицинских и фармацевтических работников. Научные организации осуществляют фундаментальные и прикладные научные исследования и области медицины и биологии, направленные на сохранение эдоро- иья, улучшение качества и продолжительности жизни.

Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации объединяют лиц по профессиональному признаку и занимаются за-щитой профессиональных прав и интересов работников.

Саморегулируемые организации появляются в результате админи-стративных реформ в системе управления, при передаче части госу-дарственных функций специально создаваемым организациям — са-морегулируемым организациям.

Отдельного упоминания заслуживают Этические советы, занима-ющиеся производством этических экспертиз и некоторыми другими попросами, отнесенными законодательством к их компетенции.

В соответствии с ч. 1ст. 17 ФЗ «Об обращении лекарственных средств»)тическая экспертиза проводится в целях выдачи заключения об этической обоснованности возможности проведения клинического исследо- нания лекарственного препарата для медицинского применения.

Во всем мире активно развивается практика применения альтер-нативных способов или форм разрешения правовых конфликтов. Не является исключением и Россия. Речь идет о создании способов или форм защиты права как альтернативы правосудию, отправляемого судебной системой страны. Существует много различных форм (спо-собов) разрешения тех или иных правовых конфликтов.

Назовем основные из них: переговоры (negotiation), представляющие собой урегулирование спора непосредственно сторонами без участия иных лиц; посредничество (mediation), означающее урегулирование спора с помощью независимого, нейтрального посредника, который содействует сторонам в достижении соглашения; третейский суд (arbitration) — разрешение спора с помощью независимого, нейтрального лица — арбитра (или группы арбитров), который уполномочен вынести обязательное для сторон решение. 

В некоторых странах получили развитие омбудсмены, эксперты, мини-суды и др. Большинство из отмеченных альтернативных проце-дур развиваются как частные институты. Кроме того, отдельные про-цедуры развиваются как комбинированные.

В России многие из указанных органов и организаций находятся в стадии создания или накопления первоначального опыта.

В настоящее время в России нормативно-правовой базой альтерна-тивных процедур являются: ФЗ от 24 июля 2002 г. «О третейских судах в Российской Федерации», ФЗ от 27 июля 2010 г. № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охра-ны здоровья могут формироваться гражданами. Они принимают уча-стие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.

Правовой статус пациента

Физические лица в рассматриваемых нами общественных отноше-ниях чаще всего выступают в качестве пациента (клиента) организаций здравоохранения. Они обладают рядом признаков, которые инди-видуализируют его и влияют на его правовое положение.

К таким признакам относятся: гражданство; возраст; состояние здоровья; семейное положение; пол.

Гражданство — это принадлежность человека к народу определенной страны, вследствие чего он находится в сфере юрисдикции данного государства и под его защитой. Отношения, связанные с гражданством, регулируются ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Некоторые отличия в правах российских и иностранных граждан установлены Конституцией России и федеральными законами.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации» право на медицинскую помощь ино-странных граждан, проживающих и пребывающих на территории Рос-сийской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Рос-сийской Федерации.

Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В случае если международным договором Российской Федерации установлены

иные правила, чем предусмотренные ФЗ «Об основах охраны здоровья i раждан в Российской Федерации» правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации скорая медицинская помощь оказывается иностранным гражданам бесплатно, а плановая — на платной основе в соответствии с заключаемым дого- иором на предоставление платных медицинских услуг либо договором добровольного и (или) обязательного медицинского страхования.

Возраст. Закон прямо связывает ряд правовых понятий (категорий) с определенным возрастом (например, право — и дееспособность).

Для того чтобы приобретать права, принимать на себя обязанности, необходимо разумно рассуждать, понимать смысл правовых норм, осознавать последствия своих действий. Эти качества существенно отличаются в зависимости от возраста лица и его психического состояния.

По общему правилу несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на меди-цинское вмешательство или отказ от него (ч. 2 ст. 54 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Иными словами, законодатель предусматривает специальный (пониженный) возраст для самостоятельного решения вопросов, связанных с медицинским вмешательством или отказом от него.

Согласие на медицинское вмешательство в отношении лиц, не до-стигших 15 лет, и граждан, признанных в установленном порядке недееспособными, дают их законные представители (родители, опекуны).

Частью 1 ст. 54 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» прямо закреплены следующие права несовершеннолетних.

— прохождение медицинских осмотров, в том числе при посту-плении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение дис-пансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилита-ции, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установлен-ном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 

— оказание медицинской помощи в период оздоровления и орга-низованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным фе-деральным органом исполнительной власти;

— санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в усло-виях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоя-нию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

— медицинскую консультацию без взимания платы при определе-нии профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

— получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Следует различать понятия «согласие на медицинское вмешатель-ство» и «сделкоспособность». В отношении заключения сделок (дого-воров) следует учитывать соответствующие положения ГК РФ.

Достижение либо недостижение определенного возраста также служит одним из определяющих фактов для принятия положительного либо отрицательного решения о проведении некоторых медицинских вмешательств.

Например, быть донорами половых клеток имеют право граждане в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошед-шие медико-генетическое обследование (ч. 7 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от 20 до 35 лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья (ч. 10 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»),

Состояние здоровья. К числу индивидуализирующих признаков личности относится и состояние здоровья.

Согласно п. 1 ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие пси-хического расстройства не может понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. В этом случае статус лица существенным образом меняется: он не мо-жет лично совершать юридические действия, в том числе обращаться за медицинской помощью и определять ее объем, заключать договор на оказание медицинской услуги. Сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным, ничтожна (п. 1 ст. 171 ГК РФ).

Определенное значение имеет и физическое (соматическое) состо-яние здоровья гражданина. Следует помнить, что при некоторых сома-тических заболеваниях могут быть ограничены права человека. Дела-ется это с целью обеспечения прав и законных интересов других лиц. 

Так, при заболеваниях, представляющих опасность для окружающих ниц, возможно оказание медицинской помощи (медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция) без согласия фажданина или его законного представителя. Учитывая, что реализация такой нормы влечет за собой нарушение прав гражданина, перечень шболеваний и механизм реализации данной нормы должны быть регламентированы, во избежание возможных злоупотреблений со стороны медицинских работников и (или) правоохранительных органов.

Например, в силу ч. 2 ст. 9 Закона о предупреждении распростра-нения туберкулеза, диспансерное наблюдение за больными туберку-лезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их in конных представителей.

Семейное положение. Большое значение придает семейному положению семейное, жилищное, наследственное право.

Так, семейное законодательство целого ряда стран предполагает медицинское обследование лиц, желающих вступить в брак.

Предпосылкой такого решения законодателя является подход, согласно которому лишь здоровые мужчина и женщина могут создать полноценную семью, не перенося бремя серьезных заболеваний на «вторую половину» и будущее потомство, а также, ограничивая мозможные потенциальные риски для лиц, вступающих в брак за счет полноценного информирования их о здоровье лиц, желающих зареги-стрировать брак.

В Российской Федерации согласно ст. 15 Семейного кодекса РФ медицинское обследование лиц, вступающих в брак, а также консуль-тирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планиро- пания семьи проводится исключительно с согласия лиц, вступающих м брак. При этом результаты медицинского обследования составляют медицинскую (врачебную) тайну и могут быть сообщены лицу, с кото-рым оно намерено вступить в брак, только с согласия лица, прошед-шего обследование.

Такой подход отечественного законодателя критикуется на страни-цах печати, так как полностью теряется смысл такого обследования, it право одного лица на здоровье и личную тайну «сталкивается» с пра-вом на здоровье другого лица.

Семейные связи также следует учитывать при передаче конфиден-циальной информации о здоровье пациента заинтересованным лицам.

При осуществлении отдельных видов медицинской деятельности семейное положение лица может иметь существенное значение.

Статьей 51 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены права семьи в сфере охраны здоровья.

Каждый гражданин имеет право по медицинским показаниям на консультации без взимания платы по вопросам планирования семьи,

наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представля-ющих опасность для окружающих, по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические и другие консультации и обследования в медицинских организациях государственной системы здравоохранения в целях предупреждения возможных наследственных и врожденных заболеваний у потомства.

Отцу ребенка или иному члену семьи предоставляется право при наличии согласия женщины с учетом состояния ее здоровья присут-ствовать при рождении ребенка, за исключением случаев оператив-ного родоразрешения, при наличии в учреждении родовспоможения соответствующих условий (индивидуальных родовых залов) и отсут-ствии у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний. Ре-ализация такого права осуществляется без взимания платы с отца ре-бенка или иного члена семьи.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное на-хождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается.

Пол. Пол наряду с другими индивидуализирующими признаками может иметь значение для правового положения личности.

Отдельные нормы, учитывающие половую принадлежность лица, содержатся в жилищном, семейном, трудовом законодательстве и за-конодательстве об охране здоровья граждан.

Например, ст. 52 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-сийской Федерации» посвящена правам беременных женщин и мате-рей в сфере охраны здоровья.

В силу ч. 1 ст. 56 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Рос-сийской Федерации» каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия.

Права физических лиц (граждан) при оказании медицинской помощи в России впервые получили четкое закрепление на законодательном уровне в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г.

ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 2011 г. также закрепляет и детализирует в ряде статей права пациента. 

Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Под правами пациента понимают ряд гарантированных законом и государством возможностей граждан, имеющих статус пациента. Они являются частным случаем отражения прав человека и гражданина, обратившегося за медицинской помощью, попавшего в орбиту здравоохранительных отношений.

Пациент имеет право на:

— выбор врача и выбор медицинской организации;

— профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилита-цию в медицинских организациях в условиях, соответствующих сани-тарно-гигиеническим требованиям;

— получение консультаций врачей-специалистов;

— облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицин-ским вмешательством, доступными методами и лекарственными пре-паратами;

— получение информации о своих правах и обязанностях, состоя-нии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

— получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

— защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

— отказ от медицинского вмешательства;

— возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

— допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

— допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения па-циента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Под правом пациента на выбор врача и медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, понимают возможность граж-данина обратиться за помощью в любую медицинскую организацию на территории России с просьбой оказать ему медицинскую помощь, а также выбор лечащего врача в этой организации. 

Границы этого права определяются условиями финансирования медицинской помощи, типом (видом) медицинской организации и конкретного врача, к которым обратился за помощью гражданин.

Если гражданин обращается за помощью в частную клинику, не обслуживающую граждан по обязательному или добровольному ме-дицинскому страхованию, то условием реализации его права на такой выбор и оказание медицинской помощи, будет заключение договора возмездного оказания медицинской услуги и оплата оказанных услуг.

Гражданину может быть на законных основаниях отказано в обслу-живании в конкретной медицинской организации в случае, если име-ется несоответствие между возникшей потребностью пациента и уров-нем оказываемых услуг клиникой.

Статьей 21 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предпринята попытка определить границы реализации данного права.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках про-граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской органи-зации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным орга-ном исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально- участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще, чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации), врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача- педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Оказание первичной специализированной медико-санитарной по-мощи осуществляется:

— по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;

— в случае самостоятельного обращения гражданина в медицин-скую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соот-ветствии установленным законом порядком.

Для получения специализированной медицинской помощи в пла-новой форме выбор медицинской организации осуществляется по на-правлению лечащего врача.

В случае если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих

медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках про-граммы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исклю-чением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномо-ченным федеральным органом исполнительной власти.

Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и ли-цами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужа-щим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных законом.

Под правом пациента на профилактику, диагностику, лечение, ме-дицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям понимают полное соответствие условий размещения и самого лечебно-диагно-стического процесса всем санитарно-гигиеническим требованиям.

Это право не связано непосредственно с лечебно-профилактиче-ской помощью, но во многом определяет ее качество, обстановку кон-фликтности или бесконфликтности, в целом результат лечения.

Под правом на получение консультаций врачей-специалистов пони-мают возможность лица обратиться к другому специалисту (специали-стам) того же либо иного профиля.

В случае сомнений, которые терзают пациента, а также потребно-стей лечебно-диагностического процесса пациент и врач могут прийти к выводу о необходимости проведения консилиума или получения консультации другого специалиста (например, из другого отделения).

Консилиум врачей — совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состо-яния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направле

ния в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов.

Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в ме-дицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В прото-коле консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения кон-силиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных мето-дов исследования и решение консилиума врачей.

Под правом на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами, понимают право на получение адекватной медикаментозной и иной помощи в связи с наличием у лица страданий, обусловленных болевым синдромом.

Облегчение боли является проявлением гуманного отношения к лицу, позволяет снизить страдания, причиняемые болью (например, в связи с травмой, в послеоперационном периоде и проч.). Облегчение боли иногда становится единственной целью медицинского вмеша-тельства (например, у неоперабельных больных).

Границы этого права определяются исключительно медицинским использованием ненаркотических и наркотических анальгетиков, иных средств, влияющих на боль. Основной проблемой медицины здесь становится объективизация боли в каждом конкретном клиническом случае и определение потребностей в лекарственных средствах для адекватного обезболивания.

Право на получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациент» может быть передана информация о состоянии его здоровья, — одно из базовых прав пациента, без которых немыслим лечебно-диагности-ческий процесс в рамках правового поля.

Право на жизнь и здоровье — это личные неимущественные блага личности, которыми он распоряжается по своему усмотрению, они подлежат правовой охране от действий любых третьих лиц, включая медицинских работников. Для того чтобы решить вопрос о согласии на медицинское вмешательство либо отказе от него, необходимо об-ладать всей полнотой информации, имеющейся в распоряжении ме-диков на момент принятия решения.

Не являются исключением и случаи так называемых неблагопри-ятных, или «смертельных диагнозов» и др. Гражданин должен знать

правду о состоянии своего здоровья. Имеющаяся в отдельных клини-ках практика сокрытия информации под любыми самыми благовид-ными предлогами противоречит действующему закону.

Более детально данное право определено в ст. 22 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Каждый имеет право получить в доступной для него форме имею-щуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего щоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследо- иания, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, свя- шнном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лич-но лечащим врачом или другими медицинскими работниками, при-нимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

В отношении несовершеннолетних, больных наркоманией, в воз-расте старше 16 лет; иных несовершеннолетних — в возрасте старше IS лет — право на информированное добровольное согласие на меди-цинское вмешательство или на отказ от него предоставлено законным представителям.

Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза разви- I ия заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме |ражданину или его супругу (супруге), одному из близких родствен-ников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным бра- п|Ям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, ко- юрому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет также право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отра-жающей состояние его здоровья, и получать на основании такой до-кументации консультации у других специалистов.

Пациент либо его законный представитель имеет право на осно- мнии письменного заявления получать отражающие состояние здо- роиья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов.

Право на получение лечебного питания в случае нахождения пациента Им лечении в стационарных условиях — новелла нового закона. Ранее мконодательством прямо не предусматривалась такая возможность.

Лечебное питание — питание, обеспечивающее удовлетворение фи шологических потребностей организма человека в пищевых веще- | max и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особен

ностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполня-ющее профилактические и лечебные задачи.

Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергае-мых соответствующей технологической обработке.

В условиях стационара обычно используют специальные питатель-ные смеси, за счет которых восполняются энергетические и иные по-требности больного организма. Чаще всего они вводятся в организм больных, которые по каким-либо причинам не в состоянии употреб-лять обычную пищу.

Право на защиту сведений, составляющих врачебную тайну, является отраслевым отражением конституционного права на неприкосновенность частной жизни. Статьи 23 и 24 Конституции РФ провозгласили право на неприкосновенность частной жизни и недопустимость сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Под врачебной тайной понимают сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении.

Врачебная тайна — это охраняемая федеральным законом необщедоступная информация как совокупность сведений о состоянии здоровья гражданина, а также иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, ставшие известными медицинскому работнику в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, представляющая действительную или потенциальную ценность для пациента (физического лица) и иных заинтересованных лиц (родственников и свойственников правообладателя, наследников), разглашение которых может нанести этим лицам вред и в отношении которых приняты надлежащие меры по сохранению конфиденциальности.

По общему правилу разглашение сведений, составляющих врачеб-ную тайну, допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ «Об основах охраны здоровья граж-дан в Российской Федерации» предоставление сведений, составляю-щих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

г

1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю (если медицинское вмешательство необходимо по экстрен-

ним показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его со- (гояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители);

2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, мас-совых отравлений и поражений;

3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с про- мсдением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением ус-пешно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему больному наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего м целях установления состояния наркотического либо иного токсиче-ского опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста), п также несовершеннолетнему, не достигшему установленного законом возраста — для информирования одного из его родителей или иного законного представителя (применительно к несовершеннолетним, больным наркоманией — 16-летнего возраста; к иным несовер-шеннолетним — 15-летнего возраста);

5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания по-лагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;

6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (вра- чебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной вла-сти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и при-равненная к ней служба;

7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

8) при обмене информацией меди<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.