Понятие педагогического мастерства. Педагогическая культура. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Понятие педагогического мастерства. Педагогическая культура.

2017-10-01 1267
Понятие педагогического мастерства. Педагогическая культура. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Классик советской педагогики А. С. Макаренко под педагогическим мастерством понимал «знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение». «Я на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации». Все действия педагога целесообразны, продуманы, упорядочены. Он владеет ситуацией, умеет ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.

С позиций личностно-деятельностного подхода педагогическое мастерство определяется как «комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности». К данным свойствам относят: гуманистическая направленность деятельности педагога, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику.

А. К. Маркова под педагогическим мастерством понимает «выполнение учителем своего труда на уровне высоких образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях». Мастерство – это хорошее владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов. Мастерство означает хорошее знание учителем своего учебного предмета, достижение стабильных, высоких результатов в обученности, главным образом, в знаниях учащихся. Автор относит мастерство к одному из уровней профессиональной компетентности педагогов.

Н. В. Кузьмина характеризует мастерство как «владение профессиональными знаниями, умениями, навыками, позволяющими специалисту успешно исследовать рабочую ситуацию (объект, условия деятельности), с учетом этой ситуации формулировать профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями, стоящими перед производством». Н. В. Кузьмина выделяет следующие уровни педагогического мастерства: 1) репродуктивный (педагог умеет другим пересказать то, что знает сам, и так, как знает сам); 2) адаптивный (педагог умеет не только передавать информацию, но и приспособить ее применительно к особенностям аудитории); 3) локально-моделирующий знание (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам); 4) системно-моделирующий знание (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету); 5) системно-моделирующий деятельность (педагог умеет моделировать систему деятельности, целостный учебно-воспитательный процесс). Мастерство приходит к учителю при условии, если он сумеет глубоко вникнуть в теоретическую сущность того педагогического явления, решение которого профессионально необходимо.

Рассматривая уровни педагогического мастерства, выделенные Н. В. Кузьминой, следует отметить, что они охватывают лишь один аспект данного явления: оперирование знанием, которое определяет позиции педагога при работе с содержанием материала (репродуктивная, адаптивная, проективная).

По мнению А. А. Реана, педагогическое мастерство выражается высокой компетентностью в психолого-педагогическом и предметном плане. Автор акцентирует внимание на формулировании технологических выводов из психолого-педагогических исследований: как действовать в сложившейся ситуации, какой метод избрать, какой способ целесообразен в сложившихся условиях, в чем его ограниченность. Уровень педагогического мастерства преподавателя зависит от его профессиональной компетентности, а также от степени развития профессионально-педагогического мышления.

В. А. Сластенин определяет педагогическое мастерство как «синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса». Педагогическое мастерство предполагает самостоятельный анализ педагогических явлений, разложение их на составные элементы и осмысление каждой части в связи с целым, нахождение в теории обучения и воспитания идей, адекватных логике рассматриваемого явления, обнаружение проблем и постановку педагогических задач, нахождение оптимального способа их решения; педагогическое мастерство опирается на научную теорию… Мастерство определяет характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и далеких перспектив. При разработке занятия по конкретной теме мастера учитывают всю систему знаний ученика и тот результат, который они хотят получить через несколько лет. Источник педагогического мастерства – опыт, деятельность, осмысленная с токи зрения ее сущности, целей, технологии.

Таким образом, выявлены следующие подходы к педагогическому мастерству: хорошее знание предмета, выполнение педагогической деятельности на уровне имеющихся высоких образцов и эталонов знания предмета (А. К. Маркова, А. А. Реан); комплекс личностно-деловых качеств (В. А. Сластенин, И. А. Зязюн, Н. Н. Тарасевич); умение исследовать педагогические ситуации, формулировать на их основе профессиональные задачи и успешно решать их в соответствии с целями (А. С.Макаренко, Н. В. Кузьмина).

Мы будем использовать следующее определение педагогического мастерства: педагогическое мастерство – это владение профессиональными психолого-педагогическими знаниями, умениями, навыками, позволяющими педагогу успешно исследовать педагогическую ситуацию, с учетом этой ситуации формулировать профессиональные педагогические задачи и решать их в соответствии с поставленными целями.

К умениям педагога-мастера можно отнести выделенные А. К. Марковой профессиональные психолого-педагогические умения, касающиеся постановки задач и организации ситуации, осуществления коммуникации, использования педагогического самоанализа. К ним относятся: умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать ее в виде педагогической задачи; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно-воспитательного процесса; умение изучать и преобразовывать педагогическую ситуацию; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в условиях проблемной педагогической ситуации; умение предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач. Также необходимо выделить умения, связанные со способностью педагога анализировать и оценивать свою деятельность в целом, соотносить между собой задачи, цели, способы, средства, условия, результаты деятельности.

Педагогическое мастерство предполагает также наличие у преподавателя коммуникативных умений, способствующих установлению эффективного педагогического взаимодействия с учащимися, коллегами. К коммуникативным умениям относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, умение встать на точку зрения учащегося, умение создать обстановку доверительности и др.

9. Основные требования, предъявляемые к личности педагога.

«Плодотворным лучом солнца для молодой души» назвал учителя К. Д. Ушинский. Учитель русских учителей предъявлял к народным наставникам исключительно высокие требования. Он не мыслил себе учителя без глубоких и разносторонних знаний. Но одних знаний мало. Надо иметь еще твердые убеждения. Без них нельзя стать настоящим учителем – воспитателем юношества: «... главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением».

Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей – своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общественности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю – это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности.

Педагогические способности – качество личности, интегрированно выражающееся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, получении удовольствия от общения с ними. Часто педагогические способности сужаются до умения выполнять конкретные действия – красиво говорить, петь, рисовать, организовывать детей и т. п. Выделены главные группы способностей.

1. Организаторские. Проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному и т. д.

2. Дидактические. Конкретные умения подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить учебный материал, стимулировать развитие познавательных интересов и духовных потребностей, повышать учебно-познавательную активность и т. п.

3. Перцептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитуемых, объективно оценивать их эмоциональное состояние, выявлять особенности психики.

4. Коммуникативные способности проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями, коллегами, руководителями учебного заведения.

5. Суггестивные способности заключаются в эмоционально-волевом влиянии на обучаемых.

6. Исследовательские способности, проявляющиеся в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.

7. Научно-познавательные, сводящиеся к способности усвоения научных знаний в избранной отрасли.

Личность врача-педагога:

I. Личные качества:

Ø личностная зрелость;

Ø порядочность, нравственная зрелость;

Ø креативность и эвристичность, готовность к работе в новых для себя ситуациях;

Ø толерантность;

Ø способность к децентрации, видению ситуации с разных то­чек зрения;

Ø наблюдательность и восприимчивость;

Ø интуиция, «чутье» на гуманитарные проблемы;

Ø корректность, тактичность, деликатность;

Ø независимость, принципиальность, способность не подда­ваться давлению других людей, группы.

2.Коммуникативная компетентность:

Ø уважение и внимательность к собеседнику, «беспристраст­ная заинтересованность»;

Ø способность устанавливать контакт (со взрослыми и детьми);

Ø способность слушать и слышать;

Ø эмпатия;

Ø искусство помощи собеседнику в высказывании своего мнения;

Ø способность адекватно выражать собственную позицию;

Ø коммуникативная гибкость и конструктивность, готовность разрешать межли­чностные проблемы;

Ø способность работать в команде.

3.Методологическая и методическая грамотность:

Ø понимание философско-антропологических основ высшего медицинского образования;

Ø понимание специфики гуманитарной парадигмы;

Ø владение основными методами гуманитарного познания.

4.Профессиональная подготовка:

Ø гуманитарное образование как дополнительное;

Ø знание актуальной педагогической реальности, основных совре­менных подходов, тенденций и новаций в сфере образования;

Ø психологическая грамотность (знание основ психологии личности, личностного роста и психологического развития, психологии общения, педагогической психологии и т.д.);

Ø умение организовывать педагогический процесс в соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) и нормативной моделью деятельности преподавателя;

Ø умение использовать современные психолого-педагогиче­ские методики (технологии) в преподавании специальных дисциплин; владение современными методами поэтапного, рубежного и итогового контроля знаний студентов;

Ø умение достигать такого уровня обучения, который позво­лял бы студенту само­стоятельно получать профессиональ­ную информацию и оценивать се объективно;

Ø умение создавать условия для самореализации студентов и понимать, что способствует и препятствует их полноценно­му психологическому развитию и профессиональному ста­новлению в ходе обучения.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.