Предмет, объект педагогической науки. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Предмет, объект педагогической науки.

2017-10-01 493
Предмет, объект педагогической науки. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Педагогика – это самостоятельная наука, имеющая свой объект и предмет изучения. Коллектив ученых под руководством академика В. А. Сластенина считает, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика изучает сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Она разрабатывает теорию и технологию образовательного процесса.

Источники развития педагогик и:

- многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

- философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

- текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специально организованных педагогических исследований;

- опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.

2.Задачи и функции педагогики. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача.

Задачи педагогики – накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Функции педагогики – познавать законы воспитания, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей.

Функции педагогики

 

Функции педагогики

Теоретическая функция:

- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);

- выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);

- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);

- внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);

- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

1. анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;

2. разработка теоретико-методологических основ образования;

3. выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;

4. определение содержания образования в конкретных условиях;

5. разработка образовательных стандартов;

6. разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;

7. изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;

8. внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;

9. изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача:

1. Профессиональная деятельность практикующего врача имеет неотъемлемую педагогическую составляющую, которая естественным образом складывалась в процессе социально-культурной эволюции общества – воспитание у пациентов индивидуальных качеств, способствующих восстановлению и сохранению здоровья;

2. Методология воспитания пациентов может быть основана на личностно-деятельностном подходе, ориентированном на целенаправленное развитие характеристик личности и поведения пациента (убеждений, ответственности, установок, умений и навыков), определяющих его деятельность в сфере здоровья и болезни;

3. Разработка методических оснований воспитательной работы врача позволяет развивать у пациентов индивидуальные основы сохранения здоровья и тем самым усовершенствует медицинскую помощь.

Развитый потенциал самосохранительной деятельности не отменяет для большинства пациентов медикаментозного лечения, однако вносит в него существенные коррективы: количество эпизодов обострения постепенно снижается, пациент имеет план управления своим состоянием, что улучшает его качество жизни. Готовность к самосохранительной деятельности повысилась у большинства пациентов, однако за пределами лечебного учреждения от пациента и в дальнейшем требуется дисциплина и самодисциплина, последовательное выполнение требований врача (ведение дневника и т.д.). Активная работа в группах усиливает эффект, поскольку пациенты поддерживают друг друга и формируют свой круг общения, а врачу в дальнейшем остается периодический контроль над ним.

Методология воспитательной работы врача будет эффективной, если она основана на деятельностном подходе, ориентированном на целенаправленное развитие характеристик личности и поведения пациента, определяющих его деятельность в сфере здоровья и болезни.

Психолого-педагогическая компетентность врача – это объем психологических и педагогических знаний, умений и навыков врача.

Психолого-педагогическая компетентность врача включает следующие компоненты:

1) концепция Я-врач-педагог предопределена особенностями профессии врача, так как в своей профессиональной деятельности врач, осуществляя лечение пациента, обучает его элементарным действиям, способствующим выздоровлению;

2) информационно-инструментальная готовность к деятельности заключается в умении врача планировать и осуществлять свою деятельность с учетом моральных и профессиональных норм;

3) профессионально-деятельностное сознание врача содержит ориентир на ценности развития личности, на творческий подход к выполнению должностных обязанностей, на понимание средств педагогического воздействия.

Педагогическая функция врача заключается в том, что в процессе лечения он вынужден воспитывать, развивать и обучать пациентов, так как выздоровление зависит от усилий врача и пациента.

Педагогическая функция врача реализуется в его профессиональном общении:

- с пациентами;

- с родственниками пациентов;

- с коллегами;

- с населением.

Прежде чем осуществлять педагогическое воздействие врачу необходимо:

- осознать и обозначить цель своего воздействия;

- учитывать возрастные (по возможности индивидуальные) особенности тех, на кого будет направлено воздействие;

- исходя из цели и особенностей тех, на кого будет воздействовать выбрать средства воздействия.

Средствами воздействия, доступными каждому врачу являются:

- личность (личный пример) врача (выражает отношение к своей профессии, к выполнению должностных обязанностей);

- речь (слово) (выражает профессиональную компетентность врача);

- внешний вид (выражает отношение к себе и к окружающим людям).

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.