Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-01 | 1887 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Нередко возникает вопрос, нужно ли вообще заниматься изучением психологии общения с пациентом, ведь среди врачей встречаются настоящие мастера своего дела, хотя они и не изучали никогда психологии. Действительно, среди врачей есть врожденные психологи, которые стали такими главным образом интуитивно, благодаря своим личным морально-этическим качествам. Однако врачу нужна еще и специальная подготовка.
Известно, что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Врач не может догматически придерживаться определенных постулатов и указаний, не только с точки зрения характера протекания заболевания, а с точки зрения психологических и других факторов и причин его возникновения. Перед врачом всякий раз возникает много нетипичных задач, для решения которых необходимо самостоятельное мышление и умение предвидеть последствия своих действий.
Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями как пациентов, так и самого врача, с его личными качествами, опытом, авторитетом. Те же приемы деонтологического воздействия, эффективные у одного врача, могут быть совершенно неприемлемы или мало применимы для другого. В этом и заключается один из важнейших психологических аспектов деятельности врача.
Труд врача как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Прежде эта работа предполагает процесс взаимодействия людей. В работе врача предмет труда – человек, орудия труда – человек, продукт труда – тоже человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно сплетаются с личностными отношениями. Поэтому так важно владеть моральными и психологическими аспектами.
|
Коммуникативная компетентность врача основывается на знаниях и чувственном опыте, способности ориентироваться в ситуациях профессионального общения, понимании мотивов, интонации, стратегии поведения, фрустрации как собственных, так и партнеров по общению, уровне освоения технологии и психотехнике общения.
Согласно содержания, форм и функций общения, коммуникативная компетентность врача должна охватывать следующие сферы:
· компетентность в осуществлении перцептивной, коммуникативной и интерактивной функции общения;
· компетентность в реализации субъект-субъектного взаимодействия с партнерами по общению;
· компетентность в решении как продуктивных, так и репродуктивных задач общения;
· компетентность в реализации как поведенческого, операционно-инструментального, так и личностного, глубинного уровня общения.
Определяющую сторону коммуникативной компетентности врача в современных условиях составляет компетентность именно в субъект-субъектном общении, в решении продуктивных задач, в овладении глубинным, личностным уровнем общения с другими людьми.
В структуре коммуникативной компетентности врача выделяют:
· гностический компонент (система знаний о сущности, структуре, функциях и особенностях общения вообще и о профессиональном в частности, знание о стиле общения, об особенностях собственного коммуникативного стиля; фоновое знание – понимание скрытых намеков, ассоциаций и т.п);
· коммуникативный компонент (общие и специфические коммуникативные умения, которые позволяют успешно устанавливать контакт с собеседником, адекватно познавать его внутренние состояния, управлять ситуацией взаимодействия с ним, применить конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, культура речи; экспрессивные умения, которые обеспечивают адекватное выражению мимико-пантомимическое сопровождение; перцептивно-рефлексивные умения, которые обеспечивают возможность проникновения во внутренний мир партнера по общению и пониманию самого себя; доминирующее применение организующих воздействий во взаимодействии с людьми (по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими);
|
· эмоциональный компонент (гуманистическая установка на общение, интерес к другому человеку, готовность вступать с ним в личные, диалогические отношения, интерес к собственному внутреннему миру; развитые эмпатия и рефлексия, высокий уровень идентификации с выполняемыми профессиональными и социальными ролями).
Основные коммуникативные умения и навыки, необходимые в практической деятельности врача:
· умение проводить беседу с пациентом;
· умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;
· достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей пациентов и умение учитывать;
· умение проникать во внутренний мир пациента;
· умение проявлять сочувствие к пациенту;
· умение выслушать и дать совет пациенту;
· умение анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность.
Особенности изучения психологических основ медицинского общения заключаются в том, чтобы уметь преодолевать эти трудности, а именно: умение познать пациента и себя, составить психологический портрет пациента, умение психологически грамотно общаться и др. Врач должен обладать положительной установкой к личности пациента, признание его ценности без предубеждений и излишней критичности.
7.2. Материал для самоподготовки
Вопросы:
1. Что такое общение?
2. Каковы роль и место общения в жизни?
3. Расскажите о роли и месте общения в профессиональной деятельности.
4. Какие существуют компоненты и виды общения?
5. Дайте определение социальной перцепции.
6. Расскажите о коммуникативных барьерах.
7. Какие есть модели взаимоотношений врача и пациента?
8. Какие правила построения психологического контакта с пациентом и этапы ведения беседы?
9. Что значит понятие психологии группы?
10. Расскажите о классификации групп, ролевой структуре группы, особенностях поведения людей в группе.
11. Что такое конфликт?
12. Какие виды конфликтов существуют? Какие функции они выполняют?
13. Какие этапы развития конфликтов?
14. Расскажите о типах конфликтных ситуаций и способах конструктивного разрешения конфликтов.
|
15. Каковы стратегии поведения в конфликтных ситуациях?
16. Каковы психологические особенности взаимодействия врача и пациента?
Тесты:
1. Компонентами общения являются:
а)содержание, цель, средства
б) условия, участники общения
в)поведение, содержание
г) взаимодействие, средства
2. По содержанию выделяют общение:
а) материальное
б)когнитивное
в)социальное
г)кондиционное
д)мотивационное
е)деятельностное
3. По целям выделяют общение:
а) биологическое
б) деятельностное
в) социальное
г) кондиционное
4. По средствам выделяют общение:
а) вербальное
б) невербальное
в) биологическое
г) социальное
5. К особенностям социальной перцепции относят:
а) активность субъекта
б) целостность
в) эмоциональность
г) мотивированность субъекта
6. К основным «эффектам» социальной перцепции относят:
а)эффект установки
б) эффект подражания
в) эффект ореола
г) эффект новизны
д) эффект восприятия
е) эффект стеротипизации
7. К моделям общения врача и пациента отнносятся:
а)информационная
б)интерпретационная
в) эмоциональная
г) совещательная
д) патерналистская
е) убеждающая
8. Вид слушания, при котором на первый план выступает отражение информации – это
а) пассивное слушание
б) эмпатическое слушание
в) активное слушание
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!