Психологические особенности взаимодействия врача и пациента. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Психологические особенности взаимодействия врача и пациента.

2017-10-01 1887
Психологические особенности взаимодействия врача и пациента. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нередко возникает вопрос, нужно ли вообще заниматься изучением психологии общения с пациентом, ведь среди врачей встречаются настоящие мастера своего дела, хотя они и не изучали никогда психологии. Действительно, среди врачей есть врожденные психологи, которые стали такими главным образом интуитивно, благодаря своим личным морально-этическим качествам. Однако врачу нужна еще и специальная подготовка.

Известно, что профессия врача имеет определенные психологические особенности. Врач не может догматически придерживаться определенных постулатов и указаний, не только с точки зрения характера протекания заболевания, а с точки зрения психологических и других факторов и причин его возникновения. Перед врачом всякий раз возникает много нетипичных задач, для решения которых необходимо самостоятельное мышление и умение предвидеть последствия своих действий.

Психологизация труда врачей связана также с индивидуальными особенностями как пациентов, так и самого врача, с его личными качествами, опытом, авторитетом. Те же приемы деонтологического воздействия, эффективные у одного врача, могут быть совершенно неприемлемы или мало применимы для другого. В этом и заключается один из важнейших психологических аспектов деятельности врача.

Труд врача как специфическое общественное явление имеет свои особенности. Прежде эта работа предполагает процесс взаимодействия людей. В работе врача предмет труда – человек, орудия труда – человек, продукт труда – тоже человек. Здесь лечебно-диагностические методы неразрывно сплетаются с личностными отношениями. Поэтому так важно владеть моральными и психологическими аспектами.

Коммуникативная компетентность врача основывается на знаниях и чувственном опыте, способности ориентироваться в ситуациях профессионального общения, понимании мотивов, интонации, стратегии поведения, фрустрации как собственных, так и партнеров по общению, уровне освоения технологии и психотехнике общения.

Согласно содержания, форм и функций общения, коммуникативная компетентность врача должна охватывать следующие сферы:

· компетентность в осуществлении перцептивной, коммуникативной и интерактивной функции общения;

· компетентность в реализации субъект-субъектного взаимодействия с партнерами по общению;

· компетентность в решении как продуктивных, так и репродуктивных задач общения;

· компетентность в реализации как поведенческого, операционно-инструментального, так и личностного, глубинного уровня общения.

Определяющую сторону коммуникативной компетентности врача в современных условиях составляет компетентность именно в субъект-субъектном общении, в решении продуктивных задач, в овладении глубинным, личностным уровнем общения с другими людьми.

В структуре коммуникативной компетентности врача выделяют:

· гностический компонент (система знаний о сущности, структуре, функциях и особенностях общения вообще и о профессиональном в частности, знание о стиле общения, об особенностях собственного коммуникативного стиля; фоновое знание – понимание скрытых намеков, ассоциаций и т.п);

· коммуникативный компонент (общие и специфические коммуникативные умения, которые позволяют успешно устанавливать контакт с собеседником, адекватно познавать его внутренние состояния, управлять ситуацией взаимодействия с ним, применить конструктивные стратегии поведения в конфликтных ситуациях, культура речи; экспрессивные умения, которые обеспечивают адекватное выражению мимико-пантомимическое сопровождение; перцептивно-рефлексивные умения, которые обеспечивают возможность проникновения во внутренний мир партнера по общению и пониманию самого себя; доминирующее применение организующих воздействий во взаимодействии с людьми (по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими);

· эмоциональный компонент (гуманистическая установка на общение, интерес к другому человеку, готовность вступать с ним в личные, диалогические отношения, интерес к собственному внутреннему миру; развитые эмпатия и рефлексия, высокий уровень идентификации с выполняемыми профессиональными и социальными ролями).

Основные коммуникативные умения и навыки, необходимые в практической деятельности врача:

· умение проводить беседу с пациентом;

· умение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры;

· достаточное понимание индивидуально-психологических особенностей пациентов и умение учитывать;

· умение проникать во внутренний мир пациента;

· умение проявлять сочувствие к пациенту;

· умение выслушать и дать совет пациенту;

· умение анализировать все компоненты своей деятельности и себя как личность и индивидуальность.

Особенности изучения психологических основ медицинского общения заключаются в том, чтобы уметь преодолевать эти трудности, а именно: умение познать пациента и себя, составить психологический портрет пациента, умение психологически грамотно общаться и др. Врач должен обладать положительной установкой к личности пациента, признание его ценности без предубеждений и излишней критичности.

7.2. Материал для самоподготовки

Вопросы:

1. Что такое общение?

2. Каковы роль и место общения в жизни?

3. Расскажите о роли и месте общения в профессиональной деятельности.

4. Какие существуют компоненты и виды общения?

5. Дайте определение социальной перцепции.

6. Расскажите о коммуникативных барьерах.

7. Какие есть модели взаимоотношений врача и пациента?

8. Какие правила построения психологического контакта с пациентом и этапы ведения беседы?

9. Что значит понятие психологии группы?

10. Расскажите о классификации групп, ролевой структуре группы, особенностях поведения людей в группе.

11. Что такое конфликт?

12. Какие виды конфликтов существуют? Какие функции они выполняют?

13. Какие этапы развития конфликтов?

14. Расскажите о типах конфликтных ситуаций и способах конструктивного разрешения конфликтов.

15. Каковы стратегии поведения в конфликтных ситуациях?

16. Каковы психологические особенности взаимодействия врача и пациента?

Тесты:

1. Компонентами общения являются:

а)содержание, цель, средства

б) условия, участники общения

в)поведение, содержание

г) взаимодействие, средства

2. По содержанию выделяют общение:

а) материальное

б)когнитивное

в)социальное

г)кондиционное

д)мотивационное

е)деятельностное

3. По целям выделяют общение:

а) биологическое

б) деятельностное

в) социальное

г) кондиционное

4. По средствам выделяют общение:

а) вербальное

б) невербальное

в) биологическое

г) социальное

5. К особенностям социальной перцепции относят:

а) активность субъекта

б) целостность

в) эмоциональность

г) мотивированность субъекта

6. К основным «эффектам» социальной перцепции относят:

а)эффект установки

б) эффект подражания

в) эффект ореола

г) эффект новизны

д) эффект восприятия

е) эффект стеротипизации

7. К моделям общения врача и пациента отнносятся:

а)информационная

б)интерпретационная

в) эмоциональная

г) совещательная

д) патерналистская

е) убеждающая

8. Вид слушания, при котором на первый план выступает отражение информации – это

а) пассивное слушание

б) эмпатическое слушание

в) активное слушание


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.