Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2017-09-10 | 292 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
И. А. Тупицына
Вводные замечания
Гендерный стереотип — это упрощенный, устойчивый, эмоционально окрашенный образ поведения и черт характера мужчин и / или женщин. Данные стереотипы проявляются во всех сферах жизни человека: самосознании, в межличностном общении, межгрупповом взаимодействии. Они очень устойчивы. М. Джекмен и М. Сентер выявили, что гендерные стереотипы намного сильнее расовых [3].
В современном мире в общественном сознании и практиках взаимодействия гендерные стереотипы рассматриваются как «истинные», как некий социальный консенсус, применяемый при решении проблем, для которых нет однозначных подтверждений и объективных критериев. По мнению Ф. Л. Джес, гендерные стереотипы, являясь «истинными», трансформируются в ценности и формируют нормативные образы «истинной» фемининности, маскулинности. Таким образом, существующая норма поведения превращается в предписание. Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужичин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационные практики в отношении женщин [1].
Выделяют несколько групп гендерных стереотипов. [2]. К первой относятся стереотипы маскулинности—фемининности. В стереотипном представлении маскулинности приписываются «актино-творческие» характеристики, инструментальные черты личности, такие как активность, доминантность, уверенность в себе, агрессивность, логическое мышление, способность к лидерству. Фемининность, наоборот, рассматривается как «пассивно-репродуктивное начало», проявляющееся в экспрессивных личностных характеристиках, таких как зависимость, заботливость, тревожность, низкая самооценка, эмоциональность. Маскулинные характеристики обычно противопоставляются фемининным, рассматриваются как противоположные, взаимодополнительные.
|
Вторая группа гендерных стереотипов включает представления о распределении семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами. Для женщины наиболее значимой социальной ролью считается роль домохозяйки, матери. Женщине предписывается нахождение в приватной сфере жизни — дом, рождение детей, на нее возлагается ответственность за взаимоотношения в семье. В немецком языке существует поговорка о четырех «К», отражающее стереотипное представление о социальной роли женщины. Переводится она как: «кухня, кирха, ребенок, платье». Мужчинам предписывается включенность в общественную жизнь, профессиональная успешность, ответственность за обеспечение семьи. Наиболее значимыми социальными ролями для мужчины являются именно профессиональные роли.
Третья группа гендерных стереотипов определяется спецификой содержания труда. В соответствии с традиционными представлениями предполагается, что женский труд должен носить исполнительский, обслуживающий характер, быть частью экспрессивной сферы деятельности. Женщины чаще всего работают в сфере торговли, здравоохранения, образования. Для мужчин возможна творческая и руководящая работа, их труд определяется в инструментальной сфере деятельности. В научной практике подобное распределение гендерных ролей подтверждалось концепцией взаимодополняемости полов Т. Парсонса, Р. Бейлза.
Как возникли гендерные стереотипы? Гендерные стереотипы сформировались на основании восприятия и толкования половых различиях в разные исторические периоды, в различных культурах, а также в результате веками существовавшего разделения труда. По мнению С. Фаррел и Д. Лорбер, в обществе существовало «табу на подобие», которое утверждало и подтверждало существование половых различий, различий в социальных ролях мужчин и женщин, детерминировало гендерное неравенство [5].
|
Гендерные стереотипы выступают генеральными соглашениями о взаимодействии «мужского» и «женского». Позитивным в действии гендерных стереотипов Дж. Мани и П. Такер считают поддержку межличностного и межгруппового взаимопонимания и сотрудничества. Культурные стереотипы, по их мнению, должны быть одновременно ригидны и гибки, чтобы, с одной стороны обеспечивать устойчивость представлений, с другой — не останавливать развитие общества [4].
В чем негативное воздействие гендерных стереотипов? Гендерные стереотипы могут отрицательно сказываться на самореализации мужчин и женщин, выступать барьером в развитии индивидуальности [2]. Следование гендерным стереотипам часто связано с механизмами долженствования. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, самореализация и самовыражение невозможно, если деятельность выполняется на основании чувства долга. В подобной ситуации не учитываются личные интересы, теряется чувство «Я», формируется покорность и зависимость. Подобные самоощущение и самовосприятие не соответствует идеям самореализации и свободного выбора.
Но даже индивид, признающий свою независимость от гендерных стереотипов, может им следовать на бессознательном уровне. Так гендерные представления превращаются в самоисполняющиеся пророчества [1]. Самоисполняющееся пророчество — это неосознанное, внутреннее убеждение человека, установка по отношению к каким-либо объектам или событиям, реализующаяся в реальном поведении. Имея неосознаваемые установки в отношения самого себя, индивид внешне заявляет независимость от гендерного стереотипа, но, тем не менее, привносит его в жизнь, реализует стереотипное представление.
Данное занятие занимает 4 академических часа и может быть разделено на две части (соответственно с 2-го по 5-й этап и с 6-го по 9-й этапы). Этапы введения и подведения итогов повторяются вначале и в конце каждого занятия. Желательно, чтобы участники располагались во время занятий в круге и каждый участник мог видеть каждого. Например, участники могут сидеть за круглым столом.
Цели занятия
Информационная: познакомить с механизмами возникновения и воспроизводства гендерных стереотипов в обыденном сознании и повседневной практике.
|
Обучающая: сформировать основы критического взгляда на гендерные стереотипы, то есть способности выявлять и осознанно анализировать их в различных сферах жизни — обучении, работе, литературе и т. д.
Оснащение
Листы бумаги формата А 4, цветные карандаши, фломастеры.
Порядок работы
Этап 1. Введение.
Этап 2. Составление списка гендерных стереотипов.
Этап 3. Инсценировка ситуации общения.
Этап 4. Обсуждение инсценировки ситуации общения.
Этап 5. Дискуссия о следовании гендерным стереотипам в жизни.
Этап 6. Сочинение притч о возникновении гендерного стереотипа.
Этап 7. Дискуссия о необходимости избавляться от гендерных стереотипов.
Этап 8. Информационное сообщение преподавателя. Цели психологической работы с гендерными стереотипами.
Этап 9. Составление рекламного сообщения, не содержащего гендерных стереотипов.
Этап 10. Подведение итогов.
Этап 1. Введение
Занятие начинается с обмена новостями, обсуждения того, что радует студентов в их жизни, в окружающем мире в данный момент. Например, преподаватель может задать вопрос: что нового, хорошего произошло в вашей жизни с тех пор, как мы с вами не виделись? Преподаватель просит всех желающих ответить на вопрос и при этом он может дополнительно уточнить: «Что в этом для вас хорошего?», поддержать сказанное словами: «замечательно», «прекрасно». Важно сделать акцент на позитивном в описываемых событиях. Преподаватель вместе со студентами отвечает на поставленный вопрос.
Иногда студенты могут быть погружены в какие-либо проблемы, связанные, например, с учебной деятельностью, сдачей сессии и т. д. Можно выделить небольшое время и выслушать их. Задача преподавателя просто послушать сказанное, не комментируя, не давая советов. Подобное обсуждение, как позитивного, так и негативного, способствует включению студентов в работу, отвлечению от повседневных событий жизни.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!